Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парадигма как составляющая науки. Фундаментальные идеи естественных наук в психологии и культурно-исторической психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научные знания и методология.
В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун): 1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения. 2. «Нормальная наука» - это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.
Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает: - законы, - теорию, - методы, - оборудование, его применение, - интерпретацию фактов.
Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции.
Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.
В психологии 2 парадигмы: 1. Естественно-научная – рассматривает Ч., как часть мира, часть природы. Подчеркивает стабильные универсальные процессы мышления, механизмы которого не зависят от времени. 2. Культурно-историческая – в большей степени подчеркивает своеобразие Ч., как социального существа; занимается миром предметов, созданных Ч. – Для того, чтобы узнать правду о прошедших событиях, необходимо понять образ жизни людей, организующий их мышление, которое, в свою очередь, влияет на их представление о прошлом.
Исайя Берлин. Сравнил положения естественно-научного и культурно-исторического подхода к человеческой природе в 3-х аспектах. В соответствии с постулатами естественных наук: 1. на всякий реальный вопрос существует единственный правильный ответ. Если это не так, то либо допущена ошибка в постановке вопроса, либо есть ошибка в логике движения к ответу; 2. способ получения ответа на сущностные вопросы рационален и универсально применим; 3. решение сущностных проблем универсально. Истины – повсеместно для всех и во все времена.
С точки зрения культурно-исторического подхода – человеческая природа исторически обусловлена.
** Парадигмы могут быть общими, а могут быть частными.
Парадигмы: (общ.) Е-Н à (частн.) психофизиол. à (более частн. – научн. школы) -Небылицын; -Теплов; -Мерлин. (общ.) К-И à (частн.) парадигма сознания à (более частн.) -научн. Школы.
Значение парадигмы: Указать направление исследований, разработку тех явлений и теорий, которые потенциально возможны, но пока нет подтверждающих их фактов. (пр: изменение парадигмы: теория деятельности – некоторые факты стали противоречить à появление в теории – субъекта деятельности, а не только деятельности, как единственного предмета теории).
Классификация методов психологического исследования. История методов психологии
В 19 веке доминирующим методом познания психики был метод интроспекции (был первым и единственным методом). Господствовал идеал естественно-научного знания. Интроспекция не вписывалась в это (противоречила естественно-научному идеалу). => требовался объективный метод изучения психики.
Стало вводиться применение метода эксперимента (В.Вундт) – позволял раскрывать законы психики и разрабатывать на этой эмпирической основе теорию психологии. à развивается психология как естественная наука.
Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграли такие ученые как Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев, Ланге, Ушинский, Челпанов, и т.д.
Классификация методов психологического исследования.
Методы экспериментальной психологии:
Проблемы методов в психологии. Проблема метода связана с предметом психологии. Существует 2 подхода к пониманию метода психологии: 1. Психология – особый предмет. Метод должен учитывать специфику предмета. 2. Предмет психологии – вполне обычный, объективный, как и др. наук. Изучаться может общенаучными методами.
Экспериментальная психология появилась в результате противостояния двух позиций относительно метода психологии. Именно проблема подбора и использования метода, адекватного изучаемому объекту, является одной из ключевых проблем всей эмпирической психологии (не только – что изучать, но и каким образом это делать).
Соотношение понятий Ммм. Метод – в самом общем значении, способ достижения цели, особым образом упорядоченная деятельность.
В философии: метод, как средство познания, - способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Учения о методе составляют особую область знания – методологию. Методология определяется как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности исследователя. Также методология понимается как учение об этой системе.
Выделяют 3 уровня: 1. Общая методология – обеспечивает получение наиболее точных представлений о наиболее общих законах развития объективного метода, его своеобразии и составляющих компонентов, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает психология. 2. Специальная методология / методология конкретной науки – позволяет формулировать собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования психологических феноменов. 3. Частная методология – представляет собой совокупность техник и методик исследования психологии различных явлений.
Методология включает в себя метод и методику (более широкое понятие).
Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания (психологических явлений). Методы должны соответствовать требованиям валидности и надежности.
Валидность – такое качество метода, которое соответствует целям изучения того, для чего он предназначен. Надежность – такое качество метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Методика – система и последовательность действий, а также средств (приборов, инструментов), позволяющая решить исследовательскую задачу. Т.е. методика выступает конкретным воплощением метода, способом организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.
Другие классификации:
Пирьов (одна из первых классификаций). Ананьев переработал классификацию Пирьова.
1. По Ананьеву. 1. Организационные методы (методы построения исследования). - сравнительный метод (метод поперечных срезов) – измерение качественных свойств объекта через определенный промежуток времени (достаточно короткий). - лонгетюдный метод – длительное непрерывное исследование. - комплексный метод – сочетает особенности методов поперечных срезов и лонгетюдного.
2. Эмпирические методы (метод проведения исследования). - Обсервационные методы – наблюдение, самонаблюдение и различные их виды. - Эксперимент – осн.виды: лабораторный, полевой, естественный. - Психодиагностические методы – психодиагностика, тесты, опросники, и т.д. - Анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрический метод) – анализ рисунков, сочинений, текстов, и т.д. - Моделирование – создание некоторых моделей… - Биографический метод – самоотчеты, самоописание, интервью, и т.д.
3. Способы обработки данных - Количественный метод – математико-статистическая обработка. - Качественные методы – описание, дифференциация материалов по группам, и т.д.
4. Интерпритационные методы. - генетический/близнецовый – интерпретация построена на основе анализа материалов в процессе развития. - Структурный метод – устанавливает структурные связи между компонентами объекта.
По Дружинину Выделяет 3 класса методов:
1. Эмпирические методы, при которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта и объекта. 2. Теоретические методы – когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (или субъекта). - Дедуктивный метод – восхождение от общего к частному. - Индуктивный метод – восхождение от частного к общему. - Трансдуктивный метод (= метод моделирования) – это умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога берется более простой объект.
3. Интерпретация и описание – когда субъект внешне взаимодействует с символическими представлениями объекта (графика, таблицы, схемы, и т.д.). Эмпирические методы. Экспериментальные. Эксперимент – метод, предполагающий активное воздействие исследователя на изолированный объект с целью создания наилучших условий для изучения.
Виды эксперимента: 1. Естественный/полевой эксперимент – условия, используемые для проведения полевого эксперимента организует не экспериментатор, а сама жизнь (эксперимент в естественных условиях) Экспериментатор не создает специальных условий, а только варьирует существующие. «+»: включен в жизнь и деятельность испытуемых.
2. Моделирующий эксперимент – испытуемый действует по инструкции экспериментатора. В нем испытуемый производит типичные для жизненной ситуации действия.
3. Лабораторный эксперимент – тип экспериментального исследования, предполагающий создание специальных условий. Чаще используется для изучения элементарных психических функций (моторной, сенсорной реакции). «+»: возможность изучения поведения в особых условиях. «–»: проблема экспериментального воздействия.
Неэкспериментальные методы исследования: <<<схема>>> Наблюдение · несистематическое/систематическое · сплошное/выборочное · включенное (явное/инкогнито)/невключенное · полевое/лабораторное
Анкетирование · использование прямых вопросов · селективный тип · анкеты-шкалы
Беседа · клиническая · целенаправленный опрос (интервью/глубинные интервью)
Архивный метод · анализ продуктов деятельности · биографический метод · контент-анализ
Проективные методы · ассоциативные тесты · интерпретационные тесты · экспрессивные тесты
Монографический метод
3. (классификация методов) Междисциплинарные – исследования в рамках нескольких наук, привлекают методы других наук для организации исследования и теории для объяснения. Считаются наиболее прогрессивными.
Монодисциплинарные – в рамках одной науки, одной дисциплины. Для объяснения привлекаются факты в рамках одной науки.
4. (классификация методов) Комплексные – изучаем много факторов (пр: исследование индивидуальности; изучение познавательных процессов в дошкольном возрасте, и т.д.).
Аналитические – изучается какое-либо одно явление.
Разделение по целям исследования (3 группы): 1. Поисковая группа/пилотажная – основная задача: обнаружить существующие явления, поставить новую проблему, вопрос, или попробовать решить проблему новым способом («метод научного тыка»). 2. Критическое исследование – направлено на опровержение существующих данных, уточнение роли одной из двух альтернатив (чаще проводятся в тех областях, где очень много данных). 3. Воспроизводящее исследование/репликация – повторение существующего исследования в том же виде, в котором оно было когда-то проведено. Репликации составляют основу науки. их данные постоянно актуальны.
n Основной недостаток всех исследований: ни одно исследование не может повторить, абсолютно скопировать реальность. Но любое исследование должно стремиться к этому.
Дружинин: –– Реальное исследование ––
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.231 (0.012 с.) |