Парадигма как составляющая науки. Фундаментальные идеи естественных наук в психологии и культурно-исторической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадигма как составляющая науки. Фундаментальные идеи естественных наук в психологии и культурно-исторической психологии.



Научные знания и методология.

 

В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун):

1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения.

2. «Нормальная наука» - это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.

 

Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает:

- законы,

- теорию,

- методы,

- оборудование, его применение,

- интерпретацию фактов.

 

Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции.

 

Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.

 

В психологии 2 парадигмы:

1. Естественно-научная – рассматривает Ч., как часть мира, часть природы. Подчеркивает стабильные универсальные процессы мышления, механизмы которого не зависят от времени.

2. Культурно-историческая – в большей степени подчеркивает своеобразие Ч., как социального существа; занимается миром предметов, созданных Ч. – Для того, чтобы узнать правду о прошедших событиях, необходимо понять образ жизни людей, организующий их мышление, которое, в свою очередь, влияет на их представление о прошлом.

 

Исайя Берлин.

Сравнил положения естественно-научного и культурно-исторического подхода к человеческой природе в 3-х аспектах.

В соответствии с постулатами естественных наук:

1. на всякий реальный вопрос существует единственный правильный ответ. Если это не так, то либо допущена ошибка в постановке вопроса, либо есть ошибка в логике движения к ответу;

2. способ получения ответа на сущностные вопросы рационален и универсально применим;

3. решение сущностных проблем универсально. Истины – повсеместно для всех и во все времена.

 

С точки зрения культурно-исторического подхода – человеческая природа исторически обусловлена.

 

** Парадигмы могут быть общими, а могут быть частными.

 

Парадигмы:

(общ.) Е-Н à (частн.) психофизиол. à (более частн. – научн. школы) -Небылицын; -Теплов; -Мерлин.

(общ.) К-И à (частн.) парадигма сознания à (более частн.) -научн. Школы.

 

Значение парадигмы:

Указать направление исследований, разработку тех явлений и теорий, которые потенциально возможны, но пока нет подтверждающих их фактов.

(пр: изменение парадигмы: теория деятельности – некоторые факты стали противоречить à появление в теории – субъекта деятельности, а не только деятельности, как единственного предмета теории).

 

 


Классификация методов психологического исследования.

История методов психологии

 

В 19 веке доминирующим методом познания психики был метод интроспекции (был первым и единственным методом).

Господствовал идеал естественно-научного знания.

Интроспекция не вписывалась в это (противоречила естественно-научному идеалу).

=> требовался объективный метод изучения психики.

 

Стало вводиться применение метода эксперимента (В.Вундт) – позволял раскрывать законы психики и разрабатывать на этой эмпирической основе теорию психологии.

à развивается психология как естественная наука.

 

Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграли такие ученые как Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев, Ланге, Ушинский, Челпанов, и т.д.

 

Классификация методов психологического исследования.

 

Методы экспериментальной психологии:

 

Проблемы методов в психологии.

Проблема метода связана с предметом психологии.

Существует 2 подхода к пониманию метода психологии:

1. Психология – особый предмет. Метод должен учитывать специфику предмета.

2. Предмет психологии – вполне обычный, объективный, как и др. наук. Изучаться может общенаучными методами.

 

Экспериментальная психология появилась в результате противостояния двух позиций относительно метода психологии.

Именно проблема подбора и использования метода, адекватного изучаемому объекту, является одной из ключевых проблем всей эмпирической психологии (не только – что изучать, но и каким образом это делать).

 

Соотношение понятий Ммм.

Метод – в самом общем значении, способ достижения цели, особым образом упорядоченная деятельность.

 

В философии: метод, как средство познания, - способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

 

Учения о методе составляют особую область знания – методологию.

Методология определяется как система принципов и способов организации построения теоретической и практической деятельности исследователя.

Также методология понимается как учение об этой системе.

 

Выделяют 3 уровня:

1. Общая методология – обеспечивает получение наиболее точных представлений о наиболее общих законах развития объективного метода, его своеобразии и составляющих компонентов, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает психология.

2. Специальная методология / методология конкретной науки – позволяет формулировать собственные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования психологических феноменов.

3. Частная методология – представляет собой совокупность техник и методик исследования психологии различных явлений.

 

Методология включает в себя метод и методику (более широкое понятие).

 

Метод – способ организации деятельности; основные пути и приемы научного познания (психологических явлений).

Методы должны соответствовать требованиям валидности и надежности.

 

Валидность – такое качество метода, которое соответствует целям изучения того, для чего он предназначен.

Надежность – такое качество метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

 

Методика – система и последовательность действий, а также средств (приборов, инструментов), позволяющая решить исследовательскую задачу.

Т.е. методика выступает конкретным воплощением метода, способом организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры.

 

Другие классификации:

 

Пирьов (одна из первых классификаций).

Ананьев переработал классификацию Пирьова.

 

1. По Ананьеву.

1. Организационные методы (методы построения исследования).

- сравнительный метод (метод поперечных срезов) – измерение качественных свойств объекта через определенный промежуток времени (достаточно короткий).

- лонгетюдный метод – длительное непрерывное исследование.

- комплексный метод – сочетает особенности методов поперечных срезов и лонгетюдного.

 

2. Эмпирические методы (метод проведения исследования).

- Обсервационные методы – наблюдение, самонаблюдение и различные их виды.

- Эксперимент – осн.виды: лабораторный, полевой, естественный.

- Психодиагностические методы – психодиагностика, тесты, опросники, и т.д.

- Анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрический метод) – анализ рисунков, сочинений, текстов, и т.д.

- Моделирование – создание некоторых моделей…

- Биографический метод – самоотчеты, самоописание, интервью, и т.д.

 

3. Способы обработки данных

- Количественный метод – математико-статистическая обработка.

- Качественные методы – описание, дифференциация материалов по группам, и т.д.

 

4. Интерпритационные методы.

- генетический/близнецовый – интерпретация построена на основе анализа материалов в процессе развития.

- Структурный метод – устанавливает структурные связи между компонентами объекта.

 

По Дружинину

Выделяет 3 класса методов:

 

1. Эмпирические методы, при которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта и объекта.

2. Теоретические методы – когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (или субъекта).

- Дедуктивный метод – восхождение от общего к частному.

- Индуктивный метод – восхождение от частного к общему.

- Трансдуктивный метод (= метод моделирования) – это умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога берется более простой объект.

 

3. Интерпретация и описание – когда субъект внешне взаимодействует с символическими представлениями объекта (графика, таблицы, схемы, и т.д.).

Эмпирические методы.

Экспериментальные.

Эксперимент – метод, предполагающий активное воздействие исследователя на изолированный объект с целью создания наилучших условий для изучения.

 

Виды эксперимента:

1. Естественный/полевой эксперимент – условия, используемые для проведения полевого эксперимента организует не экспериментатор, а сама жизнь (эксперимент в естественных условиях)

Экспериментатор не создает специальных условий, а только варьирует существующие.

«+»: включен в жизнь и деятельность испытуемых.

 

2. Моделирующий эксперимент – испытуемый действует по инструкции экспериментатора.

В нем испытуемый производит типичные для жизненной ситуации действия.

 

3. Лабораторный эксперимент – тип экспериментального исследования, предполагающий создание специальных условий.

Чаще используется для изучения элементарных психических функций (моторной, сенсорной реакции).

«+»: возможность изучения поведения в особых условиях.

«–»: проблема экспериментального воздействия.

 

Неэкспериментальные методы исследования:

<<<схема>>>

Наблюдение

· несистематическое/систематическое

· сплошное/выборочное

· включенное (явное/инкогнито)/невключенное

· полевое/лабораторное

 

Анкетирование

· использование прямых вопросов

· селективный тип

· анкеты-шкалы

 

Беседа

· клиническая

· целенаправленный опрос (интервью/глубинные интервью)

 

Архивный метод

· анализ продуктов деятельности

· биографический метод

· контент-анализ

 

Проективные методы

· ассоциативные тесты

· интерпретационные тесты

· экспрессивные тесты

 

Монографический метод

 

 

3. (классификация методов)

Междисциплинарные – исследования в рамках нескольких наук, привлекают методы других наук для организации исследования и теории для объяснения.

Считаются наиболее прогрессивными.

 

Монодисциплинарные – в рамках одной науки, одной дисциплины. Для объяснения привлекаются факты в рамках одной науки.

 

4. (классификация методов)

Комплексные – изучаем много факторов (пр: исследование индивидуальности; изучение познавательных процессов в дошкольном возрасте, и т.д.).

 

Аналитические – изучается какое-либо одно явление.

 

Разделение по целям исследования (3 группы):

1. Поисковая группа/пилотажная – основная задача: обнаружить существующие явления, поставить новую проблему, вопрос, или попробовать решить проблему новым способом («метод научного тыка»).

2. Критическое исследование – направлено на опровержение существующих данных, уточнение роли одной из двух альтернатив (чаще проводятся в тех областях, где очень много данных).

3. Воспроизводящее исследование/репликация – повторение существующего исследования в том же виде, в котором оно было когда-то проведено.

Репликации составляют основу науки. их данные постоянно актуальны.

 

n Основной недостаток всех исследований: ни одно исследование не может повторить, абсолютно скопировать реальность.

Но любое исследование должно стремиться к этому.

 

Дружинин:
Реальность à Идеальное исследование

­–– Реальное исследование ––­

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.037 с.)