Специфика кросс-культурных исследований в Y 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика кросс-культурных исследований в Y



 

ККИ направлены на изучение психики и поведения человека с точки зрения их обусловленности социальными и культурными факторами. В качестве подвергающихся сравнению культурных групп могут выступать целые нации, но могут сравниваться и этнические группы, живущие в рамках одной страны.

Культура и характерный образ жизни, разделяемые одной группой людей.

 

Выделяют 6 культурных зон: Африка, Азия, Австралия, Европа и Среднеземноморский бассейн, Северная Америка, Южная Америка.

Но разброс различий внутри культурных зон столь же велик, как и между этими зонами. Поэтому в большинстве случаев вопрос должен решаться в соответствии со спецификой задач эксперимента, а именно на основе выделения тех параметров культуры в качестве воздействующих факторов (или НП), которые предположительно оказывают влияние на интересующую исследователя ЗП.

 

Цель ККИ – объяснять и изучать кросс-культурные сходства и различия.

В ККИ принципиальная трудность состоит в исследовании всех возможных вариантов альтернативных интерпретаций результатов.

 

2 проблемы:

1. Культура с содержательной точки зрения сама по себе не представляет достаточно осмысленной переменной. Культура – некоторое сборное понятие, под которым скрываются самые разные переменные.

2. Различия в результатах по тесту, измеряющих ЗП может быть связано с артефактными измерениями

 

В ККИ экспериментальный контроль невозможно осуществить.

ККИ могут быть отнесены к категории квазиэксперимента, в кот сравниваются уже существующие, готовые группы. Главное отличие между воздействием в классической экспериментальной традиции и ККИ состоит в контроле за НП.

 

Культура может рассматриваться как НП, но в отличие от истинного эксперимента, где НП полностью управляется исследователем, культура является переменной, которая находится вне активного экспериментального контроля. Исследователи могут выбирать культуры, а также управлять подбором испытуемых в группы, но они не могут манипулировать специфическими аспектами культуры так, как они контролируют НП в истинных экспериментах.

 

Культура является слишком общим понятием чтобы быть осмысленной объяснительной переменной и поэтому должна быть заменена своими составляющими. Эти составляющие называют «контекстными переменными» или культурными измерениями.

 

Типы ККИ:

Ван де Вийвер и Леуич (?) – типология по 2-м осн. критериям:

– проводится ли исследование с целью проверки положений, т.е направлено ли оно на проверку заранее сформулированных гипотез или является поисковыми

– включение контекстных переменных для объяснения наблюдаемых культурных сходств и различий

 

Т.о получается… 4 типа ККИ:

1. Обобщающие исследования: направлены на проверку возможности переноса или обобщения результатов, полученных в одной культурной группе на др. культурные группы. Не интересуют особенности культур, сравнение идет по основному параметру, входящему в интерпретационную часть гипотезы и являющуюся предметом эксперимента. (пр: универсальность трехкомпонентной структуры личности Айзенка).

 

2. Исследования, базирующиеся на сформулированной теории. Важной составляющей этих исследований являются характеристики культурного контекста. В исследовании проверяются определенные заранее сформулированные гипотезы. Такого рода проверки должны быть осуществлены на выборке различных культур, варьирующих по исследуемым параметрам.

(пр: Дж Берри – когнитивные стили)

 

3. Исследования Y различий – схема исследования предполагает измерение по крайней мере в 2х различных культурах. Исследователь определяет, есть ли различия в средних стандартных отклонениях, показателях надежности и факторной структуре измерительной процедуры (теста). Цель – нахождение кросс-кулльтурных различий. Но при этом исследователь не обладает теорией, на основании которой можно было бы предсказать их природу. Контекстные переменные обычно не включаются в схему такого эксперимента, а объяснения обнаруженных различий выдвигаются лишь после его проведения.

(пр: Корнилова, Григоренко – краткий вариант опросника Эдвардса «Список личностных предпочтений»).

Сильная сторона такого рода экспериментов – их открытость и непредвзятость в отношении обнаружения возможных культурных различий.

Слабая сторона – эти исследования лишь констатируют наличие различий, оставляя открытым вопрос об их конкретных источниках.

 

4. Специальные исследования внешней валидности, направленные на изучение содержания и причин кросс-культурных различий с использованием конкретных переменных. В них не выдвигается никаких предварительных гипотез о природе различий. При этом исследователь пытается подвергнуть проверке ряд разнообразных контекстных переменных, которые являются факторами, влияющими на результаты (ЗП).

(пр: изучение взаимоотношения между кросс-культурными различиями в полоролевых стереотипах и демографическими переменными (доход на душу населения, уровень образования и т.д) у представителей 14 стран).

Преимущество подобных ККИ в том, что в них ставиться задача интерпретации кросс-культурных различий. Но выбор переменных и уровень анализа данных может оказаться случайным и плохо осмысленным с Y точки зрения.

 

Типы контроля побочных переменных (ПП):

В ККИ прямой контроль за воздействием обычно недоступен. Культурные факторы оказывают свое влияние на протяжении длительного периода жизни.

Влияние определенного фактора культуры обычно вводится после эксперимента, исходя из различий между группами.

Отсутствие активного экспериментального контроля, выражающегося в манипулировании и управлении экспериментальными воздействиями и возможности подборки выборки, не означает, что надежные результаты объяснения недостижимы.

 

Предварительный и преднамеренный отбор культурных популяций – наиболее важный способ экспериментального контроля, применимый в ККИ.

Предсказание различий между культурными группами по некоторым ЗП возможно, только если группы отбирались в соответствии с определенной теорией так, чтобы репрезентировать различные состояния НП.

В случае с разными культурными популяциями набор переменных, по которым различают испытуемых, огромен и межгрупповые различия бывают больше, чем внутри одного общества.

 

Основные проблемы контроля состава выборки – сопоставимость – они должны быть одинаковы по многим факторам и различны по одному + доступность – можно уговорить человека.

 

Существует 3 типа стратегий отбора популяций:

1. по соображениям удобства, когда выбор конкретной исследуемой группы не связан с решением теоретических вопросов и зачастую обусловлен случайностью.

 

2. систематический отбор – группы в разных культурах подбираются определенным систематическим образом, в соответствии с некоторой сформулированной теорией.

 

3. случайный отбор культурных групп – включает большое количество случайно отобранных культур (рандомизация).

Проблема рандомизации в том, что в выводах трудно решить, является ли полученный эффект результатом: валидных различий между культурами или неконтролированных различий по демографическим характеристикам. Поэтому более адекватна стратегия стратифицированного случайного отбора испытуемых, позволяющая контролировать переменные, связанные с демографическими характеристиками.

2 способа их контроля:

- распределение соотв. испытуемых в выборке

- стат. контроль

Др способы контроля:

- исключение альтернативных интерпретаций – ЗП должна быть выражена как функция от 2х или более отдельных результатов

- устранение эффектов побочных переменных с помощью статистич. анализа

 

Повышение валидности ККИ использует разные языки – исследование считается валидным если проконтролированы источники погрешностей. (Проблема перевода метода – выходит двойной перевод).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.047 с.)