Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие экспериментальной психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экспериментальная психология развивалась и подталкивала к развитию все остальные отрасли психологии.
Влияние философии на психологию: 18 век – концепция «Механицизм» - основа эмпирической психологии/науки (основанная на объективных фактах).
Механицизм – это концепция, с точки зрения которой все естественные процессы могут быть объяснены с помощью законов естественных наук. Основатель – Галилео Галилей.
Любой эксперимент – необходимая составляющая любой науки.
Механицизм стремится объяснить мир с помощью точных количественных формулировок à появляются измерительные приборы.
Механицизм делится на: - Детерминизм (причина, зависимость) - Редукционизм (вращение, сведение)
Детерминизм – все события в мире предопределены прошлыми событиями. Редукционизм – объяснение явлений одного уровня (более высокого) с точки зрения явлений более низкого уровня. До сер. 20 века – очень популярен.
17 век – созданы человеческие автоматы (пр: на часах) (пр: тело Ч. как автомобиль – периодически надо чинить).
Эмпиризм/эмпирицизм – это методологический принцип, который ориентирован на познание с помощью наблюдения и эксперимента. Отвергает измышления. Объективная наука может развиваться только с помощью наблюдения и эксперимента.
Рене Декарт – внес наибольший вклад. Ставит основной вопрос психологии: соотношение души и тела. + говорит о том, что психические процессы можно изучать посредством наблюдения или эксперимента.
Позитивизм – сер. 19 века – это учение, которое признает действительными только те явления, которые поддаются наблюдению.
Основной теоретик – Огюст Конт. Поставил задачу пересмотреть все человеческое знание и признать только те факты, которые получены с помощью научных методов. Формирует новую идеологию в научных знаниях.
Джон Локк – заложил основы психологического знания (17 век). 2 вида опытов: - чувственный; - осмысленный опыт/рефлексия
Создает первую модель психики, которая состоит из простых идей и более сложных.
Кон. 17 – нач. 18 века – Джон Беркли. Создает течение – «Ментализм» - все знания – это функция психических процессов. + процесс познания зависит от воспринимающего субъекта. Закладывает основы для интроспекции.
Физиологические исследования и их роль в развитии методов психологии (изучение условно-рефлекторной деятельности, психофизика). Роль Физиологии. Кон.18 века – изучение процессов ощущения и восприятия.
1795 г. – Англия. Гринвичевская обсерватория. Наблюдают за прохождением кометы (записывают градусы и т.д.) заметили ошибки. Два человека, наблюдая за одним объектом, увидели разное. Фридрих Бессель – математик. Изучал погрешности. Заметил, что особенности наблюдателя могут оказывать существенное влияние на результат (на какие-то психические функции). Это заинтересовало физиологов à исследования.
Физиология + психология à психофизика.
Вебер и Фехнер Вебер – основатель психофизики. Его интересовала проблема ощущения. Как изменять ощущения при помощи физических стимулов. «Для каждого существует определенное отношение в увеличении силы раздражителя» (разностный порог).
Фехнер – создал представление о порогах ощущений; вывел математические закономерности = основной психофизический закон. (сила раздражения увеличивается в геометрической прогрессии = сила ощущения увеличивается в арифметической прогрессии).
Важно, что здесь соединяются 3 вещи: - физиология; - математика (или физика) ((математика на службе у психологии)) - философия.
Фехнер – основатель направления «Экспериментальная эстетика» (измерял иконы, картины).
Франц Дондерс (физиолог) Изучал скорость протекания психических процессов.
20 век – теории интеллекта (показатель интеллекта – время реакции). = когнитивная теория.
Исследования Дондерса для психологии дали то, что любое психическое явление происходит во времени и пространстве и имеет материальную основу.
Психофизиология. Основатель – Гельмгольц. Занимался изучением чувств. Искал некую анатомическую основу чувствам. «Существует 3 нервных волокна, которые передают 3 разных цвета, которые создают другие цвета» (красный, зеленый, фиолетовый). RGB – Red Green Blue (цветовое восприятие).
Благодаря ему в восприятии появляются 2 новых фактора: 1) движения глазных мышц; 2) движения глаз подчиняются каким-нибудь законам. => Механические движения глаз выполняют познавательную работу => это психический феномен (управляется психикой).
à Ощущения и восприятие – не только механическая работа, но и явление психики.
Эдуард Пфлюгер – исследовал сенсорные функции.
Опыт: удалял передний мозг у лягушки. Помещал в различные условия. Животное ведет себя в соответствии с условиями окружающей среды. ð должна быть некая психическая функция, которая позволяет оценивать световые условия и вести себя в соответствии с ними. ð Нельзя сводить психическое только к физиологическому.
Общие направления в развитии экспериментальной психологии (бихевиоризм, интроспекция, тестирование, статистика). Уже в 18 веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В 19 веке – появились психологические лаборатории и были проведены эмпирические исследования, названные экспериментальными. Доминирующим методом познания психики был метод интроспекции (был первым и единственным методом). Господствовал идеал естественно-научного знания. Интроспекция не вписывалась в это (противоречила естественно-научному идеалу). => требовался объективный метод изучения психики.
Стало вводиться применение метода эксперимента (В.Вундт) – позволял раскрывать законы психики и разрабатывать на этой эмпирической основе теорию психологии. à развивается психология как естественная наука.
Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграли такие ученые как Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев, Ланге, Ушинский, Челпанов, и т.д.
Проблема психики и сознания Гипнологи обнаружили, что в психике есть не только память, но и то, о чем человек может и не знать. Т.е. есть некая бессознательная часть, которая не зависит от конкретного субъекта, которая не связана с физиологией и т.д. Бихевиористские исследования, уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента. При неразличении понятий психологической причинности и причинности физической (материальная причина), причинно действующих факторов и стимульных факторов тип бихевиористского эксперимента неоправданно отождествляется с психологическим экспериментом вообще. Это породило множество споров о возможностях экспериментирования в психологии, и даже противопоставление экспериментальной психологии и неэкспериментальной психологии (получение психологических закономерностей вне рамок экспериментальных схем).
Позитивные следствия: 1. Вывод о связи типов экспериментирования с изменением критериев научности в психологии. 2. Вывод о необходимости рефлексии содержательных оснований использования того или иного метода в целостной системе доводов – и рационального, и эмпирического характера, - используемых при мысленной реконструкции исследователем психологической реальности.
Вильгельм Вундт – отец ЭП. «Психология имеет огромное прошлое, но короткую историю». 1879 г. – открыл первую в мире лабораторию (в Лейпциге). Создает программу развития психологии как самостоятельной науки. 1 пункт – создание экспериментальной психологии.
Выделяет 2 основных направления в его работе: 1. Анализ индивидуального сознания через самонаблюдение. 2. «Психология народов».
Вундт: «Психология – это наука, основанная на непосредственном опыте». Первоначально называл – физиологическая психология.
Физиологическая психология. Регистрация физиологических показателей. + анализ возникающих образов.
Создает основу для ЭП, разрабатывает структуру психологического эксперимента. Перенос эксперимента с животными на человека (с существенными изменениями). Основной метод – метод интроспекции.
(но интроспекцию нельзя сводить к простому самонаблюдению. Осн. трудность – нет объективности).
Вундт создает некие законы психологии: В основном, касаются восприятия: - закон контраста; - закон психических отношений (несводимость целого к его частям); - принцип творческого синтеза; - закон гетерогенности цели (при совершении какого-либо поступка, могут возникнуть цели, которые не предусмотрены первоначально, но которые влияют на продвижение).
НО… в результате интроспекция отвергается из-за субъективности. Искали объективные методы.
Герман Эббингауз. (кривая забывания). - применяет действительно объективные экспериментальные методы. Первый, кто разрушил стереотипы ЭП, которые создал Вундт.
Распространяет эксперимент. Схемы эксперимента в последствии делаются по Эббингаузу (описание эксперимента).
Ференст Гальтон. Основатель: - Психология индивидуальных различий/дифференциальная психология. - Психогенетика.
Впервые применил принцип Дарвина по отношению к человеку (естественный отбор, изменчивость, адаптивность, и т.д.).
(сер. 19 века). 1869 г. – «Наследственность таланта/наследственный гений». Анализирует родословные известных людей Великобритании. + люди с дефектами (УО).
à высказывает идею о том, что выдающиеся способности передаются по наследству. Способности у человека – способ адаптации.
(Показал, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся детей, чем со средними способностями).
Идеи Гальтона: 1. Создал критерий подбора выборки (пр. однородность). 2. Тестирование (ввел в психологию).
Евгеника – наука о выведении благородной породы. Идея: вывести некую линию людей с качественными чертами личности. (Ушла как наука).
Гальтон – интересовался наследованием психологических черт. Установил, что сыновья очень высоких отцов в среднем ниже. А у низких отцов – сыновья выше.
(пр: Бах – в его семье 28 музыкантов). Взаимодействие генотипа и среды обуславливает фенотип (способности).
Ввел в психологию тестирование – организация более легкого эксперимента с тестами. Открыл первую публичную психологическую лабораторию.
Изучал верхний порог (чувствительности).
Заложил идею о связи сенсорной чувствительности с интеллектом. Разрабатывал словесно-ассоциативный тест: Заметил: - при повторном тестировании те же ассоциации. - большинство ассоциаций связаны с событиями детства. => существует что-то, выходящее за пределы сознания.
Ввел первый метод опросников (затем схема вопросов была закреплена и стандартизированна).
Нач. 20 века – содержания экспериментов становятся более практическими. Цель «Как связаны явления» à Цель «Почему связаны», и т.д. (причины).
Эксперимент (после Гальтона) стал обрабатываться математически.
Джеймс М.К. Кеттел – последователь Гальтона. Усовершенствовал некоторые методы Гальтона. - Стал очень активно применять статистику в обработке данных. - Расширил сферу применения психологических знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.009 с.) |