Развитие экспериментальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экспериментальной психологии.



 

Экспериментальная психология развивалась и подталкивала к развитию все остальные отрасли психологии.

 

Влияние философии на психологию:

18 век – концепция «Механицизм» - основа эмпирической психологии/науки (основанная на объективных фактах).

 

Механицизм – это концепция, с точки зрения которой все естественные процессы могут быть объяснены с помощью законов естественных наук.

Основатель – Галилео Галилей.

 

Любой эксперимент – необходимая составляющая любой науки.

 

Механицизм стремится объяснить мир с помощью точных количественных формулировок à появляются измерительные приборы.

 

Механицизм делится на:

- Детерминизм (причина, зависимость)

- Редукционизм (вращение, сведение)

 

Детерминизм – все события в мире предопределены прошлыми событиями.

Редукционизм – объяснение явлений одного уровня (более высокого) с точки зрения явлений более низкого уровня.

До сер. 20 века – очень популярен.

 

17 век – созданы человеческие автоматы (пр: на часах)

(пр: тело Ч. как автомобиль – периодически надо чинить).

 

Эмпиризм/эмпирицизм – это методологический принцип, который ориентирован на познание с помощью наблюдения и эксперимента. Отвергает измышления. Объективная наука может развиваться только с помощью наблюдения и эксперимента.

 

Рене Декарт – внес наибольший вклад.

Ставит основной вопрос психологии: соотношение души и тела.

+ говорит о том, что психические процессы можно изучать посредством наблюдения или эксперимента.

 

Позитивизм – сер. 19 века – это учение, которое признает действительными только те явления, которые поддаются наблюдению.

 

Основной теоретик – Огюст Конт.

Поставил задачу пересмотреть все человеческое знание и признать только те факты, которые получены с помощью научных методов.

Формирует новую идеологию в научных знаниях.

 

Джон Локк – заложил основы психологического знания (17 век).

2 вида опытов:

- чувственный;

- осмысленный опыт/рефлексия

 

Создает первую модель психики, которая состоит из простых идей и более сложных.

 

Кон. 17 – нач. 18 века – Джон Беркли.

Создает течение – «Ментализм» - все знания – это функция психических процессов.

+ процесс познания зависит от воспринимающего субъекта.

Закладывает основы для интроспекции.

 


Физиологические исследования и их роль в развитии методов психологии (изучение условно-рефлекторной деятельности, психофизика).

Роль Физиологии.

Кон.18 века – изучение процессов ощущения и восприятия.

 

1795 г. – Англия. Гринвичевская обсерватория. Наблюдают за прохождением кометы (записывают градусы и т.д.)

заметили ошибки. Два человека, наблюдая за одним объектом, увидели разное.

Фридрих Бессель – математик. Изучал погрешности. Заметил, что особенности наблюдателя могут оказывать существенное влияние на результат (на какие-то психические функции).

Это заинтересовало физиологов à исследования.

 

Физиология + психология à психофизика.

 

Вебер и Фехнер

Вебер – основатель психофизики. Его интересовала проблема ощущения.

Как изменять ощущения при помощи физических стимулов.

«Для каждого существует определенное отношение в увеличении силы раздражителя» (разностный порог).

 

Фехнер – создал представление о порогах ощущений; вывел математические закономерности = основной психофизический закон.

(сила раздражения увеличивается в геометрической прогрессии = сила ощущения увеличивается в арифметической прогрессии).

 

Важно, что здесь соединяются 3 вещи:

- физиология;

- математика (или физика) ((математика на службе у психологии))

- философия.

 

Фехнер – основатель направления «Экспериментальная эстетика» (измерял иконы, картины).

 

Франц Дондерс (физиолог)

Изучал скорость протекания психических процессов.

 

20 век – теории интеллекта (показатель интеллекта – время реакции).

= когнитивная теория.

 

Исследования Дондерса для психологии дали то, что любое психическое явление происходит во времени и пространстве и имеет материальную основу.

 

Психофизиология.

Основатель – Гельмгольц.

Занимался изучением чувств. Искал некую анатомическую основу чувствам.

«Существует 3 нервных волокна, которые передают 3 разных цвета, которые создают другие цвета» (красный, зеленый, фиолетовый). RGB – Red Green Blue (цветовое восприятие).

 

Благодаря ему в восприятии появляются 2 новых фактора:

1) движения глазных мышц;

2) движения глаз подчиняются каким-нибудь законам.

=> Механические движения глаз выполняют познавательную работу => это психический феномен (управляется психикой).

 

à Ощущения и восприятие – не только механическая работа, но и явление психики.

 

Эдуард Пфлюгер – исследовал сенсорные функции.

 

Опыт: удалял передний мозг у лягушки. Помещал в различные условия.

Животное ведет себя в соответствии с условиями окружающей среды.

ð должна быть некая психическая функция, которая позволяет оценивать световые условия и вести себя в соответствии с ними.

ð Нельзя сводить психическое только к физиологическому.

 


Общие направления в развитии экспериментальной психологии (бихевиоризм, интроспекция, тестирование, статистика).

Уже в 18 веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии.

В 19 веке – появились психологические лаборатории и были проведены эмпирические исследования, названные экспериментальными.

Доминирующим методом познания психики был метод интроспекции (был первым и единственным методом).

Господствовал идеал естественно-научного знания.

Интроспекция не вписывалась в это (противоречила естественно-научному идеалу).

=> требовался объективный метод изучения психики.

 

Стало вводиться применение метода эксперимента (В.Вундт) – позволял раскрывать законы психики и разрабатывать на этой эмпирической основе теорию психологии.

à развивается психология как естественная наука.

 

Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграли такие ученые как Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев, Ланге, Ушинский, Челпанов, и т.д.

 

Проблема психики и сознания

Гипнологи обнаружили, что в психике есть не только память, но и то, о чем человек может и не знать.

Т.е. есть некая бессознательная часть, которая не зависит от конкретного субъекта, которая не связана с физиологией и т.д.

Бихевиористские исследования, уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

При неразличении понятий психологической причинности и причинности физической (материальная причина), причинно действующих факторов и стимульных факторов тип бихевиористского эксперимента неоправданно отождествляется с психологическим экспериментом вообще.

Это породило множество споров о возможностях экспериментирования в психологии, и даже противопоставление экспериментальной психологии и неэкспериментальной психологии (получение психологических закономерностей вне рамок экспериментальных схем).

 

Позитивные следствия:

1. Вывод о связи типов экспериментирования с изменением критериев научности в психологии.

2. Вывод о необходимости рефлексии содержательных оснований использования того или иного метода в целостной системе доводов – и рационального, и эмпирического характера, - используемых при мысленной реконструкции исследователем психологической реальности.

 

Вильгельм Вундт – отец ЭП.

«Психология имеет огромное прошлое, но короткую историю».

1879 г. – открыл первую в мире лабораторию (в Лейпциге).

Создает программу развития психологии как самостоятельной науки.

1 пункт – создание экспериментальной психологии.

 

Выделяет 2 основных направления в его работе:

1. Анализ индивидуального сознания через самонаблюдение.

2. «Психология народов».

 

Вундт: «Психология – это наука, основанная на непосредственном опыте».

Первоначально называл – физиологическая психология.

 

Физиологическая психология.

Регистрация физиологических показателей.

+ анализ возникающих образов.

 

Создает основу для ЭП, разрабатывает структуру психологического эксперимента.

Перенос эксперимента с животными на человека (с существенными изменениями).

Основной метод – метод интроспекции.

 

(но интроспекцию нельзя сводить к простому самонаблюдению. Осн. трудность – нет объективности).

 

Вундт создает некие законы психологии:

В основном, касаются восприятия:

- закон контраста;

- закон психических отношений (несводимость целого к его частям);

- принцип творческого синтеза;

- закон гетерогенности цели (при совершении какого-либо поступка, могут возникнуть цели, которые не предусмотрены первоначально, но которые влияют на продвижение).

 

НО… в результате интроспекция отвергается из-за субъективности. Искали объективные методы.

 

Герман Эббингауз.

(кривая забывания).

- применяет действительно объективные экспериментальные методы.

Первый, кто разрушил стереотипы ЭП, которые создал Вундт.

 

Распространяет эксперимент. Схемы эксперимента в последствии делаются по Эббингаузу (описание эксперимента).

 

Ференст Гальтон.

Основатель:

- Психология индивидуальных различий/дифференциальная психология.

- Психогенетика.

 

Впервые применил принцип Дарвина по отношению к человеку (естественный отбор, изменчивость, адаптивность, и т.д.).

 

(сер. 19 века).

1869 г. – «Наследственность таланта/наследственный гений».

Анализирует родословные известных людей Великобритании.

+ люди с дефектами (УО).

 

à высказывает идею о том, что выдающиеся способности передаются по наследству.

Способности у человека – способ адаптации.

 

(Показал, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся детей, чем со средними способностями).

 

Идеи Гальтона:

1. Создал критерий подбора выборки (пр. однородность).

2. Тестирование (ввел в психологию).

 

Евгеника – наука о выведении благородной породы.

Идея: вывести некую линию людей с качественными чертами личности.

(Ушла как наука).

 

Гальтон – интересовался наследованием психологических черт.

Установил, что сыновья очень высоких отцов в среднем ниже.

А у низких отцов – сыновья выше.

 

(пр: Бах – в его семье 28 музыкантов).

Взаимодействие генотипа и среды обуславливает фенотип (способности).

 

Ввел в психологию тестирование – организация более легкого эксперимента с тестами.

Открыл первую публичную психологическую лабораторию.

 

Изучал верхний порог (чувствительности).

 

Заложил идею о связи сенсорной чувствительности с интеллектом.

Разрабатывал словесно-ассоциативный тест:

Заметил:

- при повторном тестировании те же ассоциации.

- большинство ассоциаций связаны с событиями детства.

=> существует что-то, выходящее за пределы сознания.

 

Ввел первый метод опросников (затем схема вопросов была закреплена и стандартизированна).

 

Нач. 20 века – содержания экспериментов становятся более практическими.

Цель «Как связаны явления» à Цель «Почему связаны», и т.д. (причины).

 

Эксперимент (после Гальтона) стал обрабатываться математически.

 

Джеймс М.К. Кеттел – последователь Гальтона.

Усовершенствовал некоторые методы Гальтона.

- Стал очень активно применять статистику в обработке данных.

- Расширил сферу применения психологических знаний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.042 с.)