Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Р. Лурия: его вклад в различные отрасли психологии.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А. Р. Лурия (1903—1977) Работая в различных областях психологии — общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия развил дальше теоретические положения Выготского. А. Р. Лурия является создателем советской школы нейропсихологии. В начале 30-х гг. Лурией было проведено экспериментальное исследование роли культурных факторов в развитии высших психических функций. Испытуемыми были люди, принадлежащие к слоям населения, не охваченным образованием, неграмотные, жившие в условиях натурального хозяйства. Было обнаружено, что изменения практических форм деятельности, в особенности перестройка деятельности, основанная на формальном образовании и социальном опыте, вызывали качественные изменения а процессах мышления. С целью изучения взаимоотношения биологических и культурных факторов в развитии высших психических функций было предпринято изучение однояйцевых и разнояйцевых близнецов. Проблема регулирующей роли речи и речевого опосредствования в развитии произвольных психических процессов была, по признанию А. Р. Лурии, центральной в его работе. Началом ее разработки явились исследования с использованием «сопряженной моторной методики». Клинические исследования близнецов также дали большой материал о роли речи в формировании высших психических процессов у детей. Изучалось влияние речи на организацию поведения у нормальных детей раннего возраста и детей, страдающих разными формами умственной отсталости. Особенно важный материал для изучения открывает область исследований локальных поражений мозга. Разработка этой области составила главное содержание научной деятельности Лурии начиная с 30-х гг., но особенно интенсивно с начала Великой Отечественной войны. Эти исследования вылились в теорию системной динамической локализации высших психических функций и составили содержание новой области психологической науки — нейропсихологии, основоположником которой в СССР был А. Р. Лурия. Нейропсихологические исследования А. Р. Лурии включали изучение роли лобных долей, подкорковых и других мозговых структур в организации психических процессов, изучение нарушений отдельных психических функций — памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений и действий при локальных поражениях мозга и их восстановление. Большое место в творчестве Лурии занимали вопросы нейролингвистики, разрабатываемые им в неразрывной связи с проблемами афазиологии. В этих исследованиях широко представлены междисциплинарные связи психологии с другими науками — лингвистикой, физиологией и анатомией мозга, а также с клинической практикой. Вклад в разные отрасли психологии: Общаяпсихология.Как ученик и последователь Л.С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию психики, участвовал в создании теории деятельности, в разработке представлений о том, что именно различные виды сознательной психической деятельности составляют единицы сознательной психической жизни человека. Совместно с другими авторами выступил автором концепции о системном строении высших психических функций, их изменчивости, пластичности, социальном, прижизненном характере их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Историческая психология.Изучая проблему общественно-исторической детерминации сознания, Лурия экспериментально доказал, что внешние условия общественной жизни человека, социально-исторические формы существования определяют характер и психологическую структуру его познавательных процессов. Детская психология. Лурия провел многочисленные исследования по изучению процесса опосредования как основного способа формирования высших психических функций. Дефектология. Лурия выступил инициатором исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических процессов у аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием их классификации, имеющей важное значение для медицинской и педагогической практики. Нейропсихология. Лурия создал новое психологическое направление — нейропсихологию, ныне выделившееся в самостоятельную научную отрасль и получившее мировое признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Психофизиология. Работы Лурия в области психофизиологии непосредственно примыкают к его клиническим и экспериментальным нейропсихологическим исследованиям. Лурия настаивал на необходимости создания специальной «психологически ориентированной физиологии», задачей которой явился бы физиологический анализ сложных целостных сознательных психических актов. Психоанализ. Организационные усилия Лурия во многом способствовали оформлению психоаналитического движения в послереволюционной России. Психогенетика. По мнению авторитетного специалиста в области психогенетики И.В. Равич-Щербо, именно Лурия «с полным основанием может быть назван основателем... отечественной психогенетики» («Вопросы психологии», 2002, № 4). Такое заключение выводится из тех данных, которые были получены Лурия в исследованиях близнецов в 30-е годы. Однако такое заключение не всеми признается бесспорным Популяризация психологического знания. Выгодно отличаясь от большинства современных образцов этого жанра, книги «Потерянный и возвращенный мир» и «Маленькая книжка о большой памяти» являют собой образцы подлинно общедоступного чтения по серьезнейшим проблемам психологической науки. 51. С.Л. Рубинштейн, очерк жизни и творчества 52. П.П. Блонский, его роль в развитии российской психологии С идеями поведенческой психологии выступил в 20-х гг. Павел Петрович Блонский (1884— 1941), психолог, видный деятель народного образования, впоследствии автор крупных работ по психологии памяти и мышления и их развитию в детском возрасте. Труды Блонского отличает высокая философская культура В ранний период творчества он выступил с рядом больших философских исследований. В 1920 г. в работе «Реформа науки», целью которой было искоренить «атавизмы мышления» в науке, в частности в психологии, он писал, что научная психология есть наука о поведении. В другой работе, написанной годом позже, он подчеркивал: «Мы должны создать психологию без души, мы должны создать ее без «явлений», или «способностей» души и без сознания». Критикуя интроспективную психологию за то, что она «начала свою работу с последних глав», т. е. с самого трудного, Блонский считает, что психология должна «систематически, добросовестно и внимательно следить за действиями наблюдаемого субъекта и теми особенностями окружающей обстановки и про исходящих внутри субъекта процессов, которыми эти действия обусловливаются». Фиксируются движения (лица, конечностей, словесные реакции, движения внутренних органов, кровеносных сосудов, дыхания и т. п.), социальное положение субъекта. «Мышление не представляет собой чего-либо особенного. Оно — одна из разновидностей рефлексов... и состоит из особенно энергичных внутренних движений — мускульно-сочленовых и речевых». В трактовке мышления Блонский сочувственно приводит слова «американского психолога», не называя его имени, но в котором легко узнается Уотсон: «Мы думаем мускулами». В другом месте Блонский говорит об изучении рефлексов, полагая, что в будущем возможно установить однозначную связь между мозговой рефлекторной деятельностью и движениями. Идеи Блонского о поведении отличаются механицизмом и близки бихевиоризму Уотсона. В последующий период своей деятельности Блонский отошел от этих поведенческих идей. Основатель педологического движения в России, он определил педологию как науку, где изучается симптомокомплекс различных эпох, фаз и стадий детского возраста в их временной последовательности и в их зависимости от различных условий. 53. Н.А. Бернштейн, очерк жизни и творчества ВОПРОС: Н.А. Бернштейн. Очерк жизни и творчества ОТВЕТ: 24.10(5.11).1896, Москва,- 16.1.1966, там же, физиолог, ч.-к. АМН СССР. Создатель нового направления исследований - физиологии активности. Окончил мед. ф-т (1919), а затем прослушал курс математического ф-та Московского ун-та. В 1922 организовал лаб. биомеханики в Центр, ин-те труда; впоследствии подобные лаборатории были им организованы во Всесоюзном институтете экспериментальной медицины, в Центр. НИИ физкультуры и др. 54. «Теория отношений» А.Ф. Лазурского – В.Н. Мясищева «Теория отношений» В.Н.Мясищева. -У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней, Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов. 55. Проблемы человекознания в творчестве Б.Г. Ананьева Г.Ананьев: его вклад в различные направления психологии. Имя выдающегося советского психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972) широко известно в нашей стране и за рубежом. С 1944 г. он возглавляет кафедру психологии в Ленинградском университете, где организует исследовательскую работу на психологическом отделении философского факультета, в 1946 г.— сектор психологии в Ленинградском научно-исследовательском институте педагогики АПН РСФСР, в 50-е гг.— этот институт. С 1966 г. он декан факультета психологии, который был открыт на базе психологического отделения философского факультета ЛГУ. Б. Г. Ананьев — инициатор создания первого в стране Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) при ЛГУ, в котором руководил лабораторией дифференциальной психологии. К 40-м гг. относится публикация ряда работ для широкого круга читателей по воспитанию у школьников памяти, наблюдательности, характера. Они так же, как и «Очерки психологии» (1945), были рекомендованы для самостоятельного изучения психологии. Результатом исследований в области истории психологии явилась защита докторской диссертации и публикация книги «Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков» (1947) [6]. В годы Великой Отечественной войны Б.Г. Ананьев занимался диагностикой и восстановлением нарушенных мозговых функций при патологических состояниях больных в госпиталях, руководил работами по маскировке в условиях блокады Ленинграда (1943) [4]. В секторе психологии научно-исследовательского института АПН РСФСР Б.Г. Ананьев руководил исследованиями по детской и педагогической психологии, результаты которых были опубликованы в «Известиях АПН РСФСР» (вып. 17, 18, 26, 49 и 72) и сборнике «Вопросы детской и общей психологии» (1954). Возглавляя в 1951—1960 гг. Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики АПН РСФСР, Б.Г. Ананьев организовал комплексное изучение проблем обучения, воспитания и развития, осуществляемое педагогами, психологами и методистами. Целью этих исследований явилось изучение взаимосвязей различных сторон развития школьников в процессе обучения и разработка научных основ организации учебного процесса. Результаты этих исследований были обобщены в коллективной монографии «Первоначальное обучение и воспитание» (1958) [10] и ряде сборников. Особое внимание в этих работах уделялось проблеме взаимосвязи сенсорного и речевого развития ребенка, что составило основу разработки особенностей обучения детей элементам грамоты. Сенсорные процессы продолжают оставаться доминирующими в исследованиях Б.Г. Ананьева и в эти годы. Изучались пространственное различение и связанная с ним парность работы больших полушарий головного мозга. Результаты экспериментальных и теоретических исследований этой проблемы обобщены в публикациях «Пространственное различение» (1955) [7], «Осязание в процессах познания и труда» (1959) [11], «Психология чувственного познания» (1960) [12], «Теория ощущений» (1961) [13] и др. Б.Г. Ананьев приходит к выводу о необходимости создания общей картины психического развития человека, что представляет собой как бы итог всего творческого пути ученого. Проблема целостности человека как индивида, субъекта деятельности и личности требовала принципиально нового подхода в ее решении — организации комплексного изучения человека. Впервые замысел такого исследования был изложен в статьях Б.Г. Ананьева «Человек как общая проблема современной науки» [8], «О системе возрастной психологии» (1957) [9]. Экспериментальные исследования по этой проблеме были организованы Б.Г. Ананьевым лишь в 1965 г. Спустя 30 лет Б.Г. Ананьев возрождает идею, высказанную в 1928 г. Н.А. Рыбниковым, о необходимости разработки психологии взрослого человека как отрасли психологической науки. Руководствуясь принципом историзма, обобщая новейшие достижения современной науки Б.Г. Ананьев подошел к изучению целостности человека путем интеграции научных знаний о нем как организме и личности, явлении природы и общества, субъекте труда и объекте воспитания, определив место психологии в системе наук, изучающих человека. Изучение составных частей с целью выявления особенностей сложного целого (человек — личность — интеллект,— психический процесс) представляет собой необходимое условие установления взаимосвязей между системой и составляющими ее целостность компонентами. Системно-структурный подход в комплексном изучении человека позволяет подойти к пониманию, например, интеллекта как сложной по структуре системы, представляющей единство и взаимосвязь психических функций, каждая из которых требует изучения с помощью диагностических методик. Интеллект как сложная система, представляющая собой эффект межфункциональных связей (Б. Г. Ананьев), создается на основе структурных изменений составляющих ее целостность компонентов (мнемических, мыслительных, аттенционных функций). В свою очередь, интегральные показатели развития интеллекта оказывают влияние на каждый из компонентов в отдельности. Становление целостной системы интеллекта, по результатам экспериментального исследования, происходит как сложный, противоречивый процесс, отличающийся неравномерностью развития. При изучении развития интеллекта во взрослом состоянии был осуществлен анализ связей генетических (между срезами развития) и структурных, характеризующих организацию системы интеллекта на данном возрастном этапе развития. Любая сложная система, отличающаяся иерархической организацией, проявляет свои свойства в определенных условиях (под воздействием ряда факторов). Структура человека как субъекта деятельности образуется, как отмечал Б. Г. Ананьев, из определенных свойств индивида и личности. Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности; происходит становление человека как субъекта познания и деятельности в жизненных условиях. Сложнейшие образования — личность и индивидуальность — формируются на основе природных свойств человека как индивида, в котором структура органических потребностей и темперамент составляют природные свойства высокого уровня, а возрастно-половые особенности индивидуального развития — как специфический класс первичных природных свойств. Б. Г. Ананьев придавал исключительно важное значение интеллектуально-метаболическим констелляциям, лежащим в основе интеллектуального напряжения. Интеллектуальное напряжение в состоянии эмоциональной нагрузки может сопровождаться усилением теплообразования, сдвигами в показателях температуры кожи. Сотрудниками лаборатории дифференциальной психологии и антропологии ЛГУ были обнаружены связи между показателями развития интеллекта, нейродинамических свойств, вегетативных и психомоторных функций. Среди этих связей особое место принадлежит основному обмену, объединяющему биохимические и вегетативные характеристики реактивности человека. Энергетические траты организма представляют собой, как утверждает Б. Г. Ананьев, цену интеллектуального напряжения. Для понимания человеческого фактора плодотворной является идея Б.Г. Ананьева о двухфазности развития одних и тех же психофизиологических функций, которая заключается в соотношении моментов нарастания показателей развития в ходе созревания на ранних этапах зрелости и специализации их под влиянием условий жизни и деятельности. «Двухфазное развитие психофизиологической эволюции человека — одно из проявлений единства человека как индивида и личности, субъекта деятельности. Длительность второй фазы определяется степенью активности человека как субъекта и личности, продуктивностью его труда и общественной значимостью, его вклада в общий фонд материальных и духовных ценностей общества» [17; 154]. Это проявление общей закономерности развития человека — гетерохронности. Идея Б.Г. Ананьева о двух контурах регуляции (вертикальном и горизонтальном) также служит подтверждением неравномерности психофизиологического развития. По данным экспериментального исследования, с годами у взрослых наблюдается снижение влияния динамичности возбуждения на психомоторные и интеллектуальные функции и возрастает динамичность торможения, что объясняется усилением влияния горизонтального контура регулирования [19]. По этому поводу Б.Г. Ананьев пишет: «Кортико-ретикулярные связи в структуре свойств нервной системы представляют собой одно из проявлений иерархической вертикальной системы нейропсихического регулирования. Однако не меньшее значение имеют горизонтальные связи, которые мы называем горизонтальным контуром регулирования, или билатеральным регулированием, поскольку они осуществляют управление всеми каналами связи организма с окружающей средой и регулируют самые сложные свойства индивида» [17; 223]. «Человекознание». - Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе. Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личн. и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида. В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности. Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личност. свойств. 56. Санкт-Петербургская (Ленинградская) психологическая школа «Ленинградская психологическая школа» (общий очерк становления). - Открытие кафедры и отделения психологии в Ленинградском университете в 1944 г. положило начало университетскому учебному и исследовательскому центру психологии во главе с Б.Г.Ананьевым, который уже стал признанным лидером большой группы ленинградских психологов. Вместе с ним и чуть позже пришли в ЛГУ Р.А.Каничева, В.И.Кауфман, А.Г.Ковалев, А.А.Люблинская, В.Н.Мясищев, Н.В.Опарина, С.И.Поварнин, А.А.Прессман, Г.С.Рогинский, Ю.А.Самарин, Н.А.Тих, А.Н.Шемякин и другие. Историческая связь университетской психологической школы с бехтеревским направлением отмечена Б.Г.Ананьевым в статье, посвященной 150-летию Ленинградского университета. В планах кафедры в первые годы ее существования значились две проблемы, над которыми работали не только сотрудники, но и студенты. Во-первых, велись исследования по проблеме ощущений, восприятий и представлений. Главным вектором явилась идея о диалектическом переходе от ощущения к мысли. Второе направление работы кафедры было сосредоточено на проблемах характерологии. В конце 40-х гг. Б.Г.Ананьев проводит работы по характерологии и самосознанию ребенка, но затем сосредоточивается на первой проблеме. Психология личности становится центральной в научной работе кафедры в середине 50-х гг., когда кафедрой заведовал В.Н.Мясищев. Тогда были написаны монографии В.Н.Мясищева и А.Г.Ковалева "Психологические особенности личности" в двух томах, изданы сборники по психологии способностей, потребностей и др. В России (СССР) интенсивная работа в области психологии осуществляется с момента появления в 1966 г. в Ленинградском университете факультета психологии, образованного на базе отделения философского факультета. Разработка научных методических и организационных основ деятельности факультета была осуществлена известынми психологами и педологами Ананьевым, Ломовым, Мясищевым, Самариным, Кузьминым, Кузьминой, Ярмоленко, Бодалевым, Тих, Рыбалко и др. Важную роль в деле формирования факультета как научного и учебного центра сыграла теоретическая концепция Ананьева, в которой была определена новая социальная роль психологии как формирующегося центра человекознания, раскрыта суть человека как предмета познания, обоснована необходимость комплексного исследования, как основного метода психологии. Развитие экспериментального подхода, его глубокое изучение и освоение в процессе профессиональной подготовки психологов выявили особенности и преимущества ленинградской школы, на фоне которой оказали несомненно большое влияние идеи выдающегося русского и советского ученого Бехтерева Владмира Михайловича. 1918 г. - им был создан институт по изучению мозга и психологии деятельности (в этом институте с 1927 г. в течение 10 лет работал Ананьев). Бехтерев работал в области невропатологии и психиатрии. Им были исследованы многочисленные симптомы, относящиеся к патологии чувствительности, в ряде работ делается попытка теоретического осмысления природы гипноза. Для диагностики и повышения эффективности лечения широко использовал эксперимент. Отличия ленинградской: Отличает стремление к экспериментам и фактам комплексного исследования, а не рассуждениям
Москва:
57. П.Я. Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий ВОПРОС: П. Я. Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий. ОТВЕТ: БИОГРАФИЯ Образование и профессиональная деятельность: П.Я.Гальперин окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.). Гальперин - является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Им выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Гальперин аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Гальпериным теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории психологом были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Петр Яковлевич выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное конкретному вкладу Гальперина в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Гальперина. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Гальперина. П.Я.Гальперин создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Гальперина, выдвинутые им теории (и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций. ТПФУД (разработана П.Я.Гальпериным и его сотрудниками) - учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе - представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории: 1) выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия; 2) среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки); 3) образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план - как направление умственной деятельности, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются процессы интериоризации экстериоризации (вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте). В Т.п.ф.у.д. различают четыре основные группы условий овладения новым умственным действием: наличие необходимой мотивации, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане. Практическое значение применения Т.п.ф.у.д. заключается в том, что в процессе обучения формирования новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования приема проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения. 58. «Психология установки» Д.Н. Узнадзе Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886— 1950), создатель в Грузии одного из центров советской психологической науки, <
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 6169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.02 с.) |