Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лучший путь в достижении независимости личности они усматривали в самоустранении от всех общественных дел, Т. К. Это позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитию идеалистических учений о душе способствовал Филон Александрийский. Он считал, что тело – это прах, который получает жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть «пневма».
Древнегреческий врач Гален описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Он считал головной мозг производителем и хранителем разума. Развивал учение о темпераментах. Утверждал, что первичными при аффектах являются изменения в организме («кипение крови»), субъективные, душевные переживания (гнев), вторичны. В Новое время рефлексия выступила как основание и главный источник знаний о бытие. Плотин – основатель неоплатонизма – выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души. Душа для него – эманация сверхпрекрасной сферы высшего первоначала сущего. Августин Блаженный Аврелий считал душу орудием, которое правит телом, утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Он стал основоположником волюнтаризма («волюнтас» - воля).
3. Психологические воззрения Демокрита и Платона (сравнительный анализ) Демокрит (460 — 370 гг. до н. э.). Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом.
Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу.
Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она – это атомы огня по своей форме и активность. Душа – это продукт распределения этих атомов в теле. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Но всё же, Демокрит считал, что душа принадлежит даже мертвому телу, но только у него очень малое количество атомов. Так Демокрит приходит к панпсихизму – и растение, и камни – всё имеет душу.
Демокрит считал, что душа находится в голове (т.е. в мозгу - разумная часть), в груди (сердце - мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу; мозг выступает местом высших душевных функций, способности к познанию. Сердце же – это орган благородных страстей.
В органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов, которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств.
Эти копии отделяются ото всех предметов внешнего мира (потому эта теория познания носит название "теория истечений") и при соприкосновении с атомами души происходит ощущение, и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов.
Таким образом, все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными. Обобщая данные не скольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – понятийный, который является результатом деятельности мышления. Другими словами, у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения. Так, ощущения не дают нам возможности увидеть атомы, но путем размышления мы приходим к выводу об их существовании.
Теорию Демокрита можно назвать наивным способом решения проблемы процесса восприятия, но важно здесь, что им была сделана попытка объяснить процесс восприятия материалистически, естественным путем.
Если говорить об ограниченности взглядов Демокрита, то таковой является количественный признак, не позволяющий отличить психические процессы от материальных. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее также телом в некотором роде, но особым.
Античному материализму, к которому относится данная теория, свойственна материализация души. При этом аргументом в пользу такой материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслится как материальный процесс по типу толчка.
Демокрит также ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов.
Первичные – это те качества, которые действительно существуют в предметах (вес, поверхность, гладкая или шероховатая, форма).
Вторичные качества – цвет, запах, вкус, этих свойств нет в предметах, их придумали сами люди для своего удобства.
Таким образом, Демокрит первый сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир. Проблема воли разрешается в данной теории на основе учения о необходимости и случайности. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, и все происходит по заранее заданной причине. Все существующее в мире подчинено необходимости. Платон (428-348 гг. до н. э.). Платон опирался на идеи Сократа. Стремясь создать универсальную концепцию, объединяющую человека и космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с неодушевленной материей.
Центральной философской проблемой Платона является учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидимы, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей.
В отличие от идей, материя – это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Наконец, чувственный мир, т.е. материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком – этот мир возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле.
Соотношение идей и вещей таково, что в нем миру идей принадлежит неоспоримое первенство. Идеальный мир - тот, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания.
Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в премирном пространстве, в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают, и занимается созерцанием сущего. Поэтому природа души сродни природе идей.
Индивидуальная душа есть ничто иное, как образ и истечение универсальной мировой души. Ее соединение с телом Платон объясняет отпадением от истины к тому, что от нее имеет бытие. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним, а оно должно повиноваться ее движениям.
Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая возможность свободы человека, свободы его разумного поведения.
Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями.
Черный конь – вожделеющая душа – не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть.
Белый конь – страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуждается в постоянном присмотре.
И, наконец, разумную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему колесницу, управляя конем.
Процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ведущим для творческого мышления).
Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дает памяти определение – "отпечаток перстня на воске" – и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. 4. Психологические воззрения Аристотеля Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Накапливалось огромное количество фактов сравнительно-анатомических, зоологических, эмбриологических и других, ставших опытной основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологических, стало основой психологического учения Аристотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерности, причинности.
Решительный итог размышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя".
Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер.
Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует.
Первичный уровень этих отношений представлен в процессах питания ("растительная душа"). Это отношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно – путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме.
Исходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни деятельности души, прежде всего на чувственные впечатления, на способность ощущать, которая трактуется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от питания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.
Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: - растительной, - чувственной - и умственной (присущей только человеку).
Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела.
Намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека); б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека); в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни ее развития, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить.
Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения).
Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии получило имя ассоциативной психологии.) Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели формируются в реальных поступках, и это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам). Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее.
Когда она является избыточной или недостаточной, люди поступают дурно. Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, вырабатывает. 5. Психологические воззрения в Средние века (общий очерк) Эпоха Средневековья, длившаяся почти 10 веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом считают 5 век до 15-16 века. Постепенное развитие и угасание особенностей средневекового мировоззрения в психологии наглядно отражаются в концепциях Августина Аврелия и Френсиса Бэкона, которые условно обрамляют этот период.
Одной и из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была её тесная связь с религией. А именно вне богословской науки в то время в Европе вообще не существовало. Её особенностью было появление сакральности. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.
Начало нового этапа было связано с изменением её предмета, т.к. официальной наукой о душе стало богословие. Причиной антогонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого сомнения в своих догматах. Поэтому был пересмотрен предмет психологии – в содержании души была выделена категория, подлежащая научному исследованию.
Это привело к теории 2 истин: истина знания и истина веры не совпадают друг с другом, но и не противоречат, поэтому она параллельны (Ибн Сина). Деизм: существует 2 души: духовная и телесная (её изучает психология).
Неоплатонизм: основатель Плотин (отправлялся от учения Платона). Был в период античности, до эпохи средневковья!!! Он считает главное свойство души – её единство. Она не может состоять из элементов, не может порождаться элементами. Ввел понятие холизмы - единства, целостности сознания и личности, которое формируется в первые годы жизни и является основой идентичности себе. Важное понятие: самосознание. Затем Августин поддержал эту идею.
Мир состоит из нескольких кругов: 1- высший разум, излучающий знания, 2-3-4- размещаются души людей, их тела, животные, неодушевленные предметы. Т.е. из высшего блага путем эманации от высшего к низшему) происходит ум и душа.
Активность души направлена К высшему благу,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.011 с.) |