Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л.С.Выготский как методолог и психолог.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лев Семенович Выготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории Выготского. Выготский сформулировал законы развития высших психических функций. Выготский показал, что в процессе культурного развития складываются •новые высшие исторически возникающие формы и способы деятельности — высшие психические функции. Это -положение о социальном генезисе психических функций человека получило название закона развития высших психических функций«Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, >хак форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т. е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т. е. как категория интрапсихологическая». Например, логическое размышление возникает не раньше, чем в детском коллективе возникает спор; волевые процессы также развиваются из подчинения правилам поведения коллектива, например, в игре; речь из внешней как средства сообщения превращается во внутреннюю как. средство мышления. Исторически возникновение высших. психических функций как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. Высшие психические функции — продукт- не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. «Только в процессе коллективной общественной жизни выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельно» сти»58. Положение о родстве труда и высших интеллектуальных функций привело к выводу о «психологических орудиях», в качестве которых выступают язык, число» письмо и т. п., созданные человеком, в этом смысле искусственные, социальные, а не индивидуальные по своей природе. Психологические орудия отличаются от орудий труда; если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и сознательными. По содержанию психологические орудия суть знаки, имеющие значение. Основным знаком является речь, слово. У ребенка на разных стадиях развития за словом стоят разные значения. Отсюда начались исследования развития значения слова в детском возрасте. Значение слова понималось как обобщение, это клеточка развития ео-знания. Установлены стадии развития обобщений: от синкретического образа к комплексам (в их различных вариантах) и от них к понятиям и соответственно к мышлению в понятиях, которые Л. С. Выготский отождествлял со значениями. Исследование факта развития значения слова привело Выготского к проблеме системного и смыслового строения сознания. Было показано, что «в зависимости от того, какой степени достиг ребенок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций»59., Выготский развил теорию системного и смыслового строения сознания Согласно этой теории «изменение -функционального строения сознания составляет главное и центральное содержание всего процесса психического развития». В общем картина возрастного развития сознания рисовалась как изменение структуры сознания с последовательным доминированием разных сфер. «История развития умственного ребенка учит нас, что за первой стадией развития сознания в младенческом возрасте, характеризующейся недифференцированностью отдельных функций, следуют две другие — раннее детство и дошкольный возраст, из которых в первой дифференцируется и проделывает основной путь развития восприятие, доминирующее в системе межфункциональных отношений в данном возрасте и определяющее как центральную доминирующую функцию деятельность и развитие всего остального сознания, а во второй стадии такой доминирующей функцией является выдвигающаяся на передний план развития память». Начиная с подросткового возраста доминирующей функцией становится мышление. Основным механизмом развития высших психических функций в онтогенезе является интериоризация. Высшие психические функции происходят извне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». Выготский различает элементарные — низшие — процессы, он называет их естественными психологическими функциями. Развитие низших психических функций в детском возрасте не наблюдается, их наличие характерно для примитива, т. е. для человека, который не проделал культурного развития. Низшие психические функции- Примитивность сводится к неумению пользоваться орудиями и к естественным формам проявления психологических функций. На примере запоминания Л. С. Выготский описал четыре стадии развития отдельной психической функции: 1) стадия примитивного поведения: запоминание происходит естественным способом; 2) стадия наивной психологии: дается средство, которое используется несовершенно; 3) стадия внешне опосредствованных актов: ребенок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции; 4) внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становится внутренним, акт становится внутренне опосредствованным. Переход от интерпсихической к интрапсихиче-ской функции происходит в сотрудничестве с другими детьми и в общении ребенка со взрослым. Выготский подчеркивал важную роль отношений между личностью ребенка и окружающей его социальной средой на каждой возрастной ступени. Эти отношения меняются от возраста к возрасту и составляют «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте». Обучение идет впереди развития. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно — область актуального развития. Выготский называл свой метод или экспериментально-генетическим, или каузально-генетическим. Конкретным выражением этого метода была методика двойной стимуляции, с помощью которой проводились экспериментальные исследования памяти, внимания и др. Клинически-психологический анализ аномалий психического развития Выготский рассматривал в их значении для понимания генезиса психики человека, роли обучения в процессе психического развития. Принципиальный смысл метода Л. С. Выготского за-ключается в том, что он показал, что единственно адекватным исследованию проблемы развития, что возникает в психике человека, может быть только способ искусственного восстановления генезиса и развития исследуемого процесса. Этот метод положил начало принципиально новой методологии психологического исследования, получившей в последующем значительное развитие в советской психологии (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.). 47. Развитие идей Л.С. Выготского его учениками и последователями Развитие идей Выготского в работах “харьковской группы” психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко, А.В. Запорожец и др.). Вслед за Выготским, понятие интериоризация разрабатывается в советской психологии Гальпериным. В 1936 году в экспериментальном исследовании процесса овладения детьми орудийными операциями с различными предметами Гальперин показал, что логика действия с предметом, которую усваивает ребенок, не является продолжением логики его руки, а является принципиально новой для ребенка логикой общественного действия, зафиксированной в самом предмете. Предмет своим устройством диктует ребенку логику его использования, что принципиально отличает орудийные действия человека от использования вспомогательных средств животными. У Человека, отмечает Гальперин, материал естественного средства получает новую общественную логику общественных приемов труда, и только с этого момента возникают орудия в собственном смысле слова. Поэтому с самого начала орудие несет на себе печать общественных приемов своего употребления. Логика действий человека на любом уровне их формирования определяется не биологической структурой организма, а социальной логикой общественного действия. В исследовании Гальперина подстраивание действий под свойства орудий выступило конкретным проявлением распредмечивания ребенком человеческой индивидуальности, предварительно опредметившей себя в форме этих орудий. Опредмечивание и распредмечивание как показал Гегель выступают двумя противоположными сторонами единого процесса детерминации личности. Изготавливая ту или иную вещь, человек приспосабливает материал к своим потребностям и логике своих действий – опредмечивает вещь. Используя эту вещь другой человек вынужден подстраивать свои действия к её устройству, подчинять свои индивидуальные свойства свойствам этой вещи – рапредмечивать её. Развивая идею Выготского об орудийном опосредствовании психики в применении к анализу ощущений и восприятий, Запорожец высказал положение о сенсорных и перцептивных эталонах. Сенсорными эталонами для человека служат чувственные представления о горько, сладком, соленом, холодном, теплом, красном, зеленом, а перцептивными эталонами служат представления о круглом, прямом, квадратном. С помощью таких представлений опосредуется и организуется процесс восприятия, и весь мир вещей распределяется по различным категориям форм и ощущений. Представление о сенсорных эталонах позволяет даже процессы моментального и непосредственного восприятия исследовать в качестве особых форм деятельности, имеющих социальную природу и детерминация и опосредствованными общественными орудиями. В теории деятельности А.Н. Леонтьева можно выделить два момента. Во-первых предметный и материальный характер психики определяется тем, что практическая деятельность человека рассматривается как система, детерминирующая формирование и природу психики. Психика выступает как необходимый момент деятельности. Во-вторых, сами психические процессы тоже рассматриваются в качестве особой формы предметной деятельности – внутренняя деятельность. Психика – особый вид функциональной системы. Деятельность представляет собой иерархическую систему действий и операций, побуждаемых мотивом и направленных на его достижение. Мотив – предмет деятельности, задает итоговую направленность всей системе целей, действий и операций субъекта. С самого начала система деятельности развертывается в направлении мотива и побуждается им. Психика как внутренняя деятельность является порождением внешней практической деятельности и включена в эту деятельность. Развитие концепции Л.С.Выготского в работах российских психологов 60-70-х годов. Развивая идею Выготского об орудийном опосредствовании психики в применении к анализу ощущений и восприятий, Запорожец высказал положение о сенсорных и перцептивных эталонах. Сенсорными эталонами для человека служат чувственные представления о горько, сладком, соленом, холодном, теплом, красном, зеленом, а перцептивными эталонами служат представления о круглом, прямом, квадратном. С помощью таких представлений опосредуется и организуется процесс восприятия, и весь мир вещей распределяется по различным категориям форм и ощущений. Представление о сенсорных эталонах позволяет даже процессы моментального и непосредственного восприятия исследовать в качестве особых форм деятельности, имеющих социальную природу и детерминация и опосредствованными общественными орудиями. В теории деятельности А.Н. Леонтьева можно выделить два момента. Во-первых предметный и материальный характер психики определяется тем, что практическая деятельность человека рассматривается как система, детерминирующая формирование и природу психики. Психика выступает как необходимый момент деятельности. Во-вторых, сами психические процессы тоже рассматриваются в качестве особой формы предметной деятельности – внутренняя деятельность. Психика – особый вид функциональной системы. Деятельность представляет собой иерархическую систему действий и операций, побуждаемых мотивом и направленных на его достижение. Мотив – предмет деятельности, задает итоговую направленность всей системе целей, действий и операций субъекта. С самого начала система деятельности развертывается в направлении мотива и побуждается им. Психика как внутренняя деятельность является порождением внешней практической деятельности и включена в эту деятельность. Л.С.Выготский на фоне проблем 21 века. Множество современных теорий опираются на положения выдвинутые когда-то Выготским. 21 век - это век психологии, науки о человеке. Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. дала возможность для реализации идей новой концепции среднего образования - идей демократизации, гуманизации образования. Она опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной системы с точки зрения недостаточности ее развивающего эффекта. Развитие - процесс сложный, здесь широкий диапазон индивидуальных вариантов развития детей, и поэтому не может быть достигнуто единого результата всеми школьниками. Развитие есть проявление новообразований в психике ребенка. Общее развитие рассматривается как целостный процесс, т.е. взаимодействие сторон психики главными видами психической деятельности Занков считал наблюдение, мыслительную деятельность, практические действия, отношение человека к действительности. 48. А.Н. Леонтьев, очерк жизни и творчества 49. «Теория деятельности» А.Н. Леонтьева в ее развитии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.233 (0.012 с.) |