Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь между душой и телом очевидна – это страсти («страсти души»).



 

Декарт методолог (учение о методе познания). Как правильно строить свои рассуждения? Одно из правил Декарта: в познании нужно идти от простого к сложному.

Основные произведения:
"Правила для руководства ума" (ок. 1628, издано 1701), "Трактат о свете" (1633, издано 1664), "Рассуждение о методе" (1637), "Метафизические размышления о первой философии" (1641), "Начала философии" (1644), "Страсти души" (1649). Философские взгляды Декарта подвергались преследованиям со стороны церкви. В 1663 сочинения Декарта были внесены Ватиканом в "Индекс запрещенных книг".

8. Психологические воззрения западноевропейских философов XVIIIв. (общий очерк)

 

9. Основные направления развития западно-европейского ассоцианизма в XVIII-XIXвв.

"Общая характеристика ассоцианизма".В начале 19 века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными.

 

В классических теориях ассоцианизма, появившихся в начале 19 века, содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций. Однако уже к 40 - 50 - м годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки.

 

Прежде всего, речь идет о позитивизме, появление которого в 30 - е годы привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. Основатель этого направления О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии - теологическое, метафизическое и, наконец, научное, или позитивное, мышление.

По его мнению, не только люди, но и отдельные науки проходят эти стадии, а в некоторых из них они переплетаются, сочетая истинное исследование с метафизикой и догматической верой. Исходя из этого, Конт ввел свою классификацию наук, в которых можно вывести всеобщие законы.

 

Психологии в этой классификации не нашлось места. Ни по предмету, ни, главное, по методу исследования она никак не могла претендовать на обладание позитивной парадигмой. Конт отнес ее к метафизическим и частично даже теологическим наукам и считал, что она должна отказаться от статуса самостоятельной дисциплины, соединившись с биологией и социологией (так он называл все общественные науки).

 

Таким образом, для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук.

 

Ведущие психологи 19 в. - Д. С. Милль, Г. Спенсер, как и ученые других направлений, разделяли позитивистские воззрения и стремились трансформировать психологию в русле позитивизма. Эта задача решалась на протяжении почти ста лет. Еще в 10 - х годах 20 в. известный отечественный психолог А. И. Введенский, говоря о необходимости переработки психологии, назвал свою книгу “Психология без метафизики”.

 

Сложность задачи модификации психологической науки, во многом и привели к методологическому кризису в начале 20 в., в результате которого психология разделилась на отдельные направления.

 

В течении второй половины 19 в. многие ученые (Д. С. Милль, Г. Спенсер, А. Бэн, И. Ф. Гербарт, В. Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, т. к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.

 

Критикуя интроспекция, еще И. Кант писал о невозможности проверить ее данные математикой. О. Конт же подчеркивал, что абсурдно думать, будто дух может быть разделен на две половины, из которых одна наблюдает за другой. Не менее важным был и тот факт, что самонаблюдение могло считаться достоверным только в том случае, если психика ограничивается областью сознания.

 

Но уже к середине 19 в. все больше ученых, особенно в Германии, вслед за Лейбницем приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.

 

Поэтому психология должна была,

- во - первых, научиться использовать наблюдение за другими,

- во - вторых, разработать новый, объективный метод изучения душевной жизни.

 

С середины 19 в. появляется все больше работ, предложенный Миллем, и метод проб и ошибок Бэна, и метод генетического наблюдения Сеченова, и, наконец, экспериментальный метод, разработанный Вундтом.

 

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию. Философия, которая сама в то время переживала методологический кризис и подвергалась критике со стороны позитивизма, не могла помочь психологии в решении ее проблем.

 

В то же время активно развивающееся естествознание, прежде всего биология и физиология, давало психологии оружие в борьбе за объективность, помогало сформировать экспериментальный подход к психическому.

 

Теория эволюции позволила также пересмотреть постулаты безнадежно устаревшего механистического детерминизма. Идея о том, что целью психического развития является адаптация к среде, структурировала многие открытые к тому времени факты. Новая, биологическая детерминанта давала возможность соотнести уровни развития сознания и поведения, пересмотрев предмет психологии.

 

Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер, как справедливо отметил И. М. Сеченов, вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область ее исследований, но позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике ее развития, но и требованиям позитивизма, т. к. в центре исследования стоял уже не предмет (сознание), но процесс.

 

Эволюционный подход давал также возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику, проследить этапы ее становления, открыть новые психические закономерности. Поэтому генетический метод получал все большее распространение и привел к появлению генетической (возрастной) психологии.

Представители ассоциативной психологии: Гартли, Беркли Юм, Милль, Браун, Гербарт, Бэн, Вундт.

10. В.Вундт, его роль в развитии психологии

В.Вундт и его роль в психологии

Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) в Лейпциге создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

 

Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать).

 

В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных".

 

План включал два направления исследований:

а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями;

б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

 

Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучались не только у самого Вундта, но и в других центрах, где появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.

 

Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы:

а) выделить путем анализа исходные элементы;

б) установить характер связи между ними

в) найти законы этой связи.

 

Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте.

 

Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей".

 

Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.013 с.)