Каждое из этих влечений имеет свой собственный источник энергии: либидо и агрессивная энергия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каждое из этих влечений имеет свой собственный источник энергии: либидо и агрессивная энергия.



 

Увеличение напряжения, возникающее при неудовлетворенном желании ощущается как дискомфорт, а уменьшение как - удовольствие. Это Ф. назвал принципом удовольствия - психический аппарат стремиться поддерживать уровень возбуждения на низком уровне.

 

Он выделили 3 структурных компонента психической организации: ид (оно), эго (я), супер-эго. 1. Ид – основа для остальных проявлений личности. Оно является биологическим по своей природе и содержит в себе источник энергии для всей личности.

Ид похоже на слепого короля, которой наделен неограниченной властью, но его доверенные советники (г. образом) эго указывают ему как и где использовать эту власть. Содержание ид почти полностью бессознательно и включает в себя примитивные мысли, которые никогда не осознаются или были отвергнуты, поскольку считались не приемлемыми. Но даже будучи отвергнутыми они обладают способностью воздействовать на поведение человека с неослабевающей силой и без контроля сознания.

2. Эго – часть личности, которая находится в контакте с реальностью. Она образуется из Ид. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителя (то, что может удовлетворить их). Оно выбирает способ удовлетворения и более позднего его удовлетворения. В качестве примера можно привести привести покупку еды в магазине. Эго чувствует напряжение, возникающее от неудовлетворенной пищевой потребности.

3. Супер-Эго - представляет традиционные нормы, как их понимали родители. Образуется из Эго. Оно выступает в роли цензора поступков и мыслей для Эго.

У него три функции:

-совесть,

-самонаблюдение,

-формирование идеалов.

Оно подавляет побуждения Ид. Это могут быть и ограничения, осуждения и запрещения. Причем все они бессознательны. Метафора - похоже на департамент полиции, который безошибочно определяет запретные влечения и карает за них. Достижение мирного сосуществования этих субстанций происходит с помощью защитных механизмов, о которым мы поговорим позже.

 

Развитие личности. Вероятно, Ф. был первым психологом-теоретиком, который подчеркнул особую внимание развитию личности. Он полагал, что развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. К этому выводу он пришел работая с пациентами, которые в процессе анализа возвращались к переживаниям детства.

 

Он выделил 4 источника развития личности:

- процессы физиологического роста,

- фрустрации,

- конфликты

- и угрозы.

 

Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения. Именно это овладение и было названо Ф. процессом развития личности.

 

Ф. описал 2 метода с помощью которых человек обучается разрешать фрустрации, конфликты и угрозы:

 

1) идентификация - принятие черт другого и включение их в собственную личность. Это помогает нам моделирую наше поведение по образу поведения других снижать напряжение. Обычно для идентификации выбираются те, кто нам кажется более успешными в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Самыми важными их таких объектов являются родители. Пример: выбор партнеров.

 

2) смещение - когда изначальный объект, способный удовлетворить желание недоступен из-за внешних барьеров или внутренних запретов, то формируется новый объект. Такой процесс может происходить несколько раз пока, не будет найдет тот, который может снизить напряжение. Пример: защитные механизмы

 

Ф. считал, что развитие цивилизации оказалось возможным благодаря наличию ограничений первобытных объектов-выборов и переходом их в социально приемлимые и творческие каналы.

 

Смешение, приводящее к высоким культурным достижения - сублимация. Пример: интерес Да Винчи к образу Мадонны был вызван сублимацией стремления к близости с матерью, от которой он был отделен в детстве.

 

19. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга

«Аналитическая психология» К.Г.Юнга

К.Юнг (1875 - 1961) отверг пансексуализм Фрейда.

Отличительные черты его теории:

- сочетание каузальности (обусловленности поведения индивидуума индивидуальной и расовой историей) и телеологии (обусловленностями поведения целями и стремлениями);

- поведение детерминировано не только прошлым, но и будущим (целями);

- судьба – не бесконечное повторение инстинктуанальных тем, а беспрерывное, часто креативное развитие, поиск целостности и завершенности.

 

Юнг придавал огромное значение расовым и филогенетическим основаниям личности. Индивидуальная личность – продукт и вместилище родовой истории. Основания личности архаичны, примитивны, природны, бессознательны и, возможно, универсальны. Фрейд выделяет инфантильные истоки личности, Юнг – расовые.

 

Структура личености по Юнгу выглядит следующим образом:

ЭГО – сознательный ум (перцепции, воспоминания, мысли, чувства) как центр сознания.

Личное бессознательное – переживания, бывшие некогда сознательными, но вытесненные, подавленные и т.д. Содержание личного бессознательного доступно сознанию. Комплексы – организованная группа мыслей, чувств, перцепций. воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, притягивающее различные переживания. Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной ментальной жизнью и движением. Ядро и многие ассоциированные элементы в каждый момент времени бессознательны, но могут стать сознательными.

Коллективное бессознательное – наиболее влиятельная психическая система, хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков (расовая история и опыт животных предков). Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивидуума и, по-видимому. универсально. В виде коллективного бессознательного наследуется не опыт, а возможность повторного переживания опыта, например, страха перед змеями.

 

Архетип – универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Архетип – структурный компонент бессознательного. Подобные мыслительные формы создают образы, соответствующие неким аспектам сознательной ситуации (например, архетип матери). архетипы могут и смешиваться в коллективном бессознательном: например, архетип героя + архетип мудрого старца = король-философ.

 

Некоторые архетипы развились так, что могут уже именоваться отдельными системами внутри личности:

- персона – роль, предписанная человеку обществом или внутренними архетипическими потребностями; она тождественна публичной личности, в противоположность личности собственной;

- анима и анимус (идея бисексуальности всехъ организмов); ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму;

-тень – животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она ответственна за появление в сознании и поведении неприятных и социально-неодобряемых мыслей, чувств и действий;

 

Самость – центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает их вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность. Реализация самости - цель жизни (примеры – Христос и Будда). Вышеназванные системы могут компенсировать друг друга, противостоять друг другу, либо объединятся.

 

У человека есть установки: экстравертивная либо интровертивная.

 

Психологические функции он выделял следующие: рациональные (мышление – понимание сущности мира и чувство – оценочная функция) и иррациональные (ощущение – перцептивная функция и интуиция – восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний).

 

Обычно у человека одна из функций развита больше остальных – основная, вторая по развитости функция – дополнительная. Наименее дифференцированная функция называется низшей, она вытеснена и бессознательна.

 

Равная дифференцированность функций возможна только в полностью актуализированной самости. Юнг ввел понятия ценности объекта = количество энергии, вложенной в него. Психодинамика подчиняется законам сохранения энергии (принцип эквивалентности) и принципу энтропии.

 

Методы:

-словесных ассоциаций в сочетании с физиологической фиксацией эмоциональных реакций;

-амплификации – ассоциации не уходят от предмета сновидения, а образуют констелляцию, многогранно отражая его;

-анализ серии сновидений;

-активного воображения: сосредоточить внимание на образе и посмотреть, что сним произойдет – просто пронаблюдать.

20. А. Адлер, очерк жизни и творчества

«Индивидуальная психология» А.Адлера

А.Адлер (1870 - 1937) также отверг пансексуализм Фрейда. Основными положениями его теории явились наличие социального интереса и стремление человека к превосходству. Он создал индивидуальную психологию, полагая, что человек изначально, врожденно социален, и человеческая мотивация является социальным поведением. “Я” у Адлера креативно. Это высоко персонализированная креативная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. “Я” ищет и создает опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненнго стиля личности. В его теории акцент делится на уникальности личности, как системе мотивов, черт, интересов, ценностей. Люди стремятся к развитию уникального жизненного стиля. По его мнению, не сексуальность, а чувство неполноценности занимают центральное место в личности и выступают факторами развития каждого человека. С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели. Она вырабатывается индивидуально, как компенсация конкретной неполноценности, и задает индивидуальную личностную структуру, “стиль жизни”. Он формируется к пяти годам, во многом под влиянием внешних условий, и в дальнейшем определяет ассимиляцию переживаний. Социальный интерес развивается в трех основных сферах: профессиональной, социальной и в браке. Цель социального интереса – совершенство общества как компенсация индивидуальной слабости.

Взгляды на движущую идею личности претерпели у адлера эволюцию от понимания под таковой агресии до стремления к превосходству, затем стремления к власти впонимании превосходства как “совершенной исполненности” личности. Метод Адлера – терапевтическая практика.

21. Основные направления неофрейдизма (общий очерк)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.011 с.)