Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория Ж.Пиаже в ее развитии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Научные труды Пиаже в юности были сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. После окончания университета Пиаже уехал в Цюрих, где познакомился с работами Юнга и техникой психоанализа. Он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метода, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке этого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы. Пиаже работал с Бине, потом директором Института Ж.Ж.Руссо, в Женевском доме малютки. Материалы, полученные в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Моральное суждение у ребенка». В них изложил основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. В 1945-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемиологию». Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Ин исходил из идеи о том, что основой психического развития является развития интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияет на речь детей, на их восприятие и память. Так, дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если они не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из двух сосудов. Таким образом, Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз служит логическое мышление. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие со средой. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Пример, ребенок, не владеющий понятием числа, осознает его значение, перебирая камушки, играя с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает понятия один, два, много. Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы – ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Пример, игра. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной. Само развитие представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную. Исследование этапов развития мышления происходило постепенно. В 20 годы он, исходя из связи между мышлением и речью, строил исследование развития мышления через изучение развития речи детей, повторяя ошибку Штерна. Исследование: задавал вопросы, а потом их анализировал. Пришел к выводу, что развитие мышления появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других. Эта позиция Пиаже вызвала критические нарекания со стороны других психологов, прежде всего Выготского и Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (Штерн), а также то, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Выготской). Однако в этот период Пиаже сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания психического развития детей, формирования их интеллекта. Эгоцентризм – неумение встать на чужую точку зрения; Синкретизм – нерасчлененность детского мышления); Трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее; Артифициализм – искусственность, созданность мира; Анимизм – одушевленность; Нечувствительность к противоречиям. Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию эгоцентризама. Задавал вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. «У меня два брата». «А сколько у твоего брата братьев?». Как правило, дети терялись, отвечая, что один, при этом забывая про себя. Более сложный – с тремя горами. Детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы – мельница, дом, дерево и т.п. Детям предъявлялись фотографии, и их просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в таком положении, в каком их видит ребенок, в данную минуту. С этим заданием справлялись даже маленькие дети, 3-4 лет. После этого с другой стороны ставили куклу. Экспериментатор просил ребенка выбрать ту фотографию, которая соответствует, точке зрения куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться, даже 6-7-летние дети снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию. Это позволило Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме. Признавая справедливость критических упреков, пересмотрел свою позицию. Второй этап исследований, начавшийся в 30-х годах, был связан с его изучением операциональной стороны мышления. Он пришел к совершенно справедливому выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций, и разработал эксперименты для изучения. В этот период времени от также пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как впервые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Также открыл главное свойство этих операций – обратимость. Характеризуя понятие обратимости, Пиаже привел в качестве примера арифметические действия. 5+3=8, 14:2=7, 8-3=5, 7*2=14. В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал их способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые пропадали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых исследовалась способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии. Поскольку число кубиков в двух рядах, так же как расстояние между ними, то эти два ряда были одинаковой длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду. После этого опять задавали этот вопрос. Дети отвечали, что изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Таким же образом Пиаже доказывал, что не только обратимость, но и логические операции доступны детям только в конце дошкольного возраста. Он давал картинки, на которых были изображены две лошадки и четыре коровы, и спрашивали, каких животных больше. Она давал правильный ответ. Но когда задавался вопрос, кого больше – животных или коров. Ребенок не понимал еще, что понятие «животные» шире и включает в себя и лошадей и коров. Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых доказывалась разница между образным и логическим мышлением. Пиаже пришел к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает формироваться. И лишь к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное мышление. Таким образом, периодизация интеллекта приобрела законченную и широко известную форму – стадии сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. При этом в каждой стадии Пиаже выделял два этапа – появление необратимой операции данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретения ими обратимого характера. Критикуется в настоящее время недооценка Пиаже влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. + - Исследовал специфику детского мышления, качественно отличающегося от мышления у взрослых. Разработанные им методы, стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. 28. К. Роджерс, очерк жизни и творчества
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.009 с.) |