Теория Ж.Пиаже в ее развитии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория Ж.Пиаже в ее развитии.



Научные труды Пиаже в юности были сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. После окончания университета Пиаже уехал в Цюрих, где познакомился с работами Юнга и техникой психоанализа. Он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метода, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке этого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Пиаже работал с Бине, потом директором Института Ж.Ж.Руссо, в Женевском доме малютки. Материалы, полученные в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Моральное суждение у ребенка». В них изложил основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий.

В 1945-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемиологию».

Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Ин исходил из идеи о том, что основой психического развития является развития интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияет на речь детей, на их восприятие и память. Так, дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если они не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из двух сосудов.

Таким образом, Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз служит логическое мышление.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие со средой. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой. Пример, ребенок, не владеющий понятием числа, осознает его значение, перебирая камушки, играя с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает понятия один, два, много.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы – ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Пример, игра. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной. Само развитие представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Исследование этапов развития мышления происходило постепенно. В 20 годы он, исходя из связи между мышлением и речью, строил исследование развития мышления через изучение развития речи детей, повторяя ошибку Штерна. Исследование: задавал вопросы, а потом их анализировал. Пришел к выводу, что развитие мышления появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других.

Эта позиция Пиаже вызвала критические нарекания со стороны других психологов, прежде всего Выготского и Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (Штерн), а также то, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Выготской). Однако в этот период Пиаже сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания психического развития детей, формирования их интеллекта.

Эгоцентризм – неумение встать на чужую точку зрения;

Синкретизм – нерасчлененность детского мышления);

Трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее;

Артифициализм – искусственность, созданность мира;

Анимизм – одушевленность;

Нечувствительность к противоречиям.

Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию эгоцентризама.

Задавал вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. «У меня два брата». «А сколько у твоего брата братьев?». Как правило, дети терялись, отвечая, что один, при этом забывая про себя.

Более сложный – с тремя горами. Детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы – мельница, дом, дерево и т.п. Детям предъявлялись фотографии, и их просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в таком положении, в каком их видит ребенок, в данную минуту. С этим заданием справлялись даже маленькие дети, 3-4 лет. После этого с другой стороны ставили куклу. Экспериментатор просил ребенка выбрать ту фотографию, которая соответствует, точке зрения куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться, даже 6-7-летние дети снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию. Это позволило Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме.

Признавая справедливость критических упреков, пересмотрел свою позицию.

Второй этап исследований, начавшийся в 30-х годах, был связан с его изучением операциональной стороны мышления. Он пришел к совершенно справедливому выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций, и разработал эксперименты для изучения.

В этот период времени от также пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как впервые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Также открыл главное свойство этих операций – обратимость.

Характеризуя понятие обратимости, Пиаже привел в качестве примера арифметические действия.

5+3=8, 14:2=7, 8-3=5, 7*2=14.

В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал их способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые пропадали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых исследовалась способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии. Поскольку число кубиков в двух рядах, так же как расстояние между ними, то эти два ряда были одинаковой длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду. После этого опять задавали этот вопрос. Дети отвечали, что изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном.

Таким же образом Пиаже доказывал, что не только обратимость, но и логические операции доступны детям только в конце дошкольного возраста. Он давал картинки, на которых были изображены две лошадки и четыре коровы, и спрашивали, каких животных больше. Она давал правильный ответ. Но когда задавался вопрос, кого больше – животных или коров. Ребенок не понимал еще, что понятие «животные» шире и включает в себя и лошадей и коров.

Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых доказывалась разница между образным и логическим мышлением.

Пиаже пришел к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает формироваться. И лишь к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное мышление.

Таким образом, периодизация интеллекта приобрела законченную и широко известную форму – стадии сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. При этом в каждой стадии Пиаже выделял два этапа – появление необратимой операции данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретения ими обратимого характера.

Критикуется в настоящее время недооценка Пиаже влияния среды и взрослых на психическое развитие детей.

+ - Исследовал специфику детского мышления, качественно отличающегося от мышления у взрослых. Разработанные им методы, стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии.

28. К. Роджерс, очерк жизни и творчества



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.021 с.)