Основные концепции гештальтпсихологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции гештальтпсихологии.



 

Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты
М. Вертгеймер Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления
К. Коффка Изучение свойств, законов и развития восприятия Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов
В. Келер Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей Инсайт, законы образно-схематического мышления
К.Левин Исследование психологического поля личности и социального поля группы Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства

 

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Таким образом, когнитивная психология XX в. во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, так же как и в школе Пиаже.

Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, для психологии личности и социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.

Данные, полученные в экспериментах, стимулировали критику ассоцианизма и заложили фундамент нового подхода к восприятию (а потом и к другим психическим процессам), который Вертгеймер обосновывал совместно с В.Келером, К. Коффкой, К.Левиным. Новая психологическая школа, которая была основана этими учеными, получила название гештальтпсихология (от немецкого Gestalt - структура, форма), так как в качестве основного принципа формирования психики был выдвинут принцип целостности в противовес ассоцианистическому принципу элементов, из которых по определенным законам формируются образы и понятия. Обосновывая ведущие принципы гештальтпсихологии, Вертгеймер писал, что «существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого».

Исследования восприятия, а затем мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальтпсихологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем «полем» действующих на организм раздражителей, структурой всей ситуации в целом, которая и позволяет соотнести между собой и структурировать отдельные образы, сохраняя их базовую форму. При этом соотношение образов предметов в сознании не являлось статичным, неподвижным, но определялось динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются в процессе познания.

В дальнейших исследованиях Вертгеймера и его коллег было получено множество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальтпсихологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера «Исследования, относящиеся к учению о гештальте» (1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависят совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения, - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером законом прегнантности (или законом хорошей формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов в коре мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

В середине 20-х годов Вертгеймер перешел от исследования восприятия к изучению мышления.

В анализе проблемных ситуаций и способов их решения Вертгеймер выделял несколько основных этапов мыслительного процесса:

1. Возникновение темы. На этом этапе появляется чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот этап мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения - инсайт.

5. Исполнительская стадия.

Изучением его развития занимался главным образом К. Коффка (1886-1941), который стремился соединить генетическую психологию с гештальтпсихологией.

Сам процесс психического развития, с точки зрения Коффки. делится на два параллельных процесса - созревание и обучение. В своих работах он подчеркивал их независимость, доказывал, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может и отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, так же как и процесс созревания не ускоряет обучение.

Изучая процесс восприятия, гештальтпсихологи утверждали, что его основные свойства рождаются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность восприятия, а также его осмысленность.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон: неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное – окрашенное холодное. Они воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) - окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон) - окрашенное холодное (фигура). Таким образом, единый прежде гештальт превращается в четыре, уже более точно отражающие цвет. Со временем и эти образы дробятся, например, в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном - зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока наконец ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. На основании этих экспериментальных данных Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже данный закон, получивший название закона транспозиции, был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышками, как они привыкли, а между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее дифференциации происходит и в интеллектуальном развитии, доказывал В. Келер (1887-1967).

Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллекта шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - открытию инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое, которое было необходимо для решения проблемы (например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели, например для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

Эксперимент должен был помочь понять, каким способом решается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по второму пути, т.е. происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта, он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предметов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет к образованию нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл этот процесс «переструктурированием гештальта» и считал, что такое переструктурирование происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но только от способа расположения предметов в поле. Именно это переструктурирование и происходит в момент инсайта.

Понятие об инсайте - ключевое для гештальтпсихологии - стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Теория К. Левина (1890-1947), так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля.

Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии.

Он описал теорию конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации.

Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности,который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

 

X. Фрейдизм.

Глубинная психология (психоанализ) – ряд психологических школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).

Ученый Движущие силы развития личности Структура и/или типология личности Основные механизмы развития и защиты
З. Фрейд Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду Ид, Эго, Супер-Эго Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация
К. Г. Юнг Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интровертивности и одной из психических функций  
А. Адлер Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству Типология – формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности компенсация неполноценности – неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая
К. Хорни Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической) «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)
Г. Салливан Чувство беспокойства, тревоги «Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я», и «не-Я» Избирательное внимание
Э. Фромм Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей – быть или иметь Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм
Э. Эриксон Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.) Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т.д.)

 

Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежавшими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально-потребностной сферы человека. Несмотря на то что некоторые положения этой школы устарели (это относится прежде всего к ортодоксальным концепциям классического психоанализа), основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности.

Глубинная психология – психоанализ. Предмет – бессознательное. Источником многих заболеваний являются неосознанные больными комплексы, которые, будучи вытесненными, из сознания, вызывают патологические симптомы. На этом основании решающую роль в организации поведения придавал бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями, прежде всего – сексуальными (либидо). З. Фрейд (1856 г. – 1939 г.) выдвинул основные положения психоанализа или концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств. Применяя гипноз, используя расшифровки свободных ассоциаций, сновидений и трансфера, пришел к выводу, что избавление от некогда переживших в детстве травм путем их осознания, дает положительный врачебный эффект.

В психической жизни З. Фрейд выделял три уровня:

1. Бессознательное (источник инстинктивного заряда мотивационной энергии) – психический процесс, существование которого мы должны предполагать, выводить по каким-либо причинам из его следствия, но о котором мы ничего не знаем.

2. Предсознательное (содержит психические акты и явления, которые без особого напряжения могут быть осознаны субъектом) – часть бессознательного, но такая его часть, которая легко может стать сознательной.

3. Сознательное (не является пассивным отражением того, что происходит в сфере бессознательного, но находится с ним в неизменном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения) – включает то, что мы сознаем в данный момент.

Либидо прорывается сквозь «цензуру» сознания и ищет различные обходные пути, разряжаясь в формах, являющихся внешне нейтральными и случайными, однако имеющими для личности смысл значимого символа и симптома.

Основные инстинкты:

1. Сексуальный (эротический, дающий физическое удовлетворение - эрос) – сила поддерживающая жизнь (инстинкт жизни).

2. Агрессивный или деструктивный (танатос) - сила зовущая к смерти (инстинкт смерти).

Либидо (желание) – энергия, доступная инстинктам жизни.

Структура личности:

1. «Оно» (Ид) – это бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. В «Оно» располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Два основных бессознательных влечения: инстинкт жизни и инстинкт смерти.

2. «Я» (Эго) – это сознание, ориентируется на принцип реальности «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.

3. «Сверх-Я» (Супер-Эго) – представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами и ценностями. Это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

Психосексуальные стадии развития:

1. Оральная стадия длится до 1 года. Стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Формируются черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность. Оральный характер (фиксация на оральной стадии развития) – пассивность, зависимость и доверчивость (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).

2. Анальная стадия длится с 1 года до 3 лет. Стадия психосексуального развития, в ходе которой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержании или выталкивании фекалий. Формируются черты личности: аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство. Анальный характер (фиксация на анальной стадии развития) – скупость, упрямство, запасливость (анально-удерживающий тип) или враждебность, беспорядочность и жестокость (анально-агрессивный тип).

3. Фаллическая стадия длится с 3 лет до 5 лет. Стадия психосексуального развития, во время которой сексуальные органы (органы гениталий) становятся основным источником удовольствия и наслаждения, происходит познание сексуальных различий. Формируются черты личности: самонаблюдение, благоразумие. В этот период формируются комплексы: у девочек – «Комплекс Электры», у мальчиков – «Эдипов Комплекс». Фаллический характер (фиксация на фаллической стадии развития) - дерзость, эксгибиционизм, чрезмерная гордость, соперничество с другими.

4. Латентная стадия (латентный период) длится с 6 лет до 11 лет. Период, на протяжении которого энергия либидо дремлет, и внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола. Главный интерес: общение.

5. Генитальная стадия длится с 12 лет до 18 лет. Стадия психосексуального развития, в ходе которого формируется зрелые гетеросексуальные отношения, (стадия длится от подросткового возраста до смерти). Формируются черты личности: объединение всех эрогенных зон, стремление к нормальным сексуальным отношениям. Генитальный характер (идеальное психическое здоровье) – встречается у индивидуума, обладающего нормальной сексуальностью, способного к интимным отношениям с другими, вносящего свой вклад в общество благодаря продуктивной работе.

Психологические защиты личности:

Психологические защиты личности - это сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.

1. Сублимация – это процесс, посредством которого энергия, первоначально направленная на сексуальные или агрессивные цели, перенаправляется к другим целям, часто художественным, интеллектуальным или культурным. Сублимацию называют «успешной защитой». Преобразование реальности.

2. Репрессия (подавление) - сущность подавления состоит просто в удалении чего-то из сознания и удержания на расстоянии от сознания. Репрессия «удаляет» потенциально вызывающие тревожность события, идею или восприятие из сознания, препятствуя, таким образом, возможному разрешению конфликта. Избегание реальности.

3. Отрицание – это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго. Исключение реальности.

4. Рационализация – это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Переопределение реальности.

5. Реактивное образование - этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию; это явная и обычно бессознательная инверсия желания. Обращение реальности.

6. Проекция - приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего, называется проекцией. Это механизм защиты, посредством которого аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение. Помещение внутренних чувств во внешний мир.

7. Изоляция - это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. При таком отделении событие почти не вызывает эмоциональной реакции. Разделение реальности.

8. Регрессия - это возвращение на более ранний уровень развития или к способу выражения, который более прост и более свойственен детям. Тревожность ослабляется здесь посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность. Уход от реальности.

Яркие представители психоанализа:

Эрик Берн (1902 г. – 1970 г.).

Основные понятия:

Трансактный анализ – это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.

Структура личности. Три состояния Эго:

1. Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на:

- заботливое родительское состояние Я;

- критическое родительское состояние Я.

Родитель — это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы вос­принимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель — наш внут­ренний комментатор, редактор и оценщик

2. Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность.

Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственной принятия решений.

Функция Эго-состояния Взрослый заключается в проверке того, что заложено в нашем Родительском и Детском Я, и сопоставлении этого с фактами, т.е. в проверке реальностью;

3. Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства.

Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степе­ни для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует доста­точно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека.

Это состояние Я подразделяется на:

- естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.);

- приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.);

- возражающее детское Я.

Карл Густав Юнг (1875 г. – 1916 г.).

Основные понятия:

Аналитическая психология – противоборство сил внутри личности и стремление к обретению самости (индивидуальности) посредствам процесса индивидуализации.

Практика:

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Вклад:

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

Предмет изучения:

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Основные теоретические положения:

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Структура личности:

Юнг считал, что личность состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания.

1. Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих предков.

2. Архетип – универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном (первичные образы).

3. Эго – является центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

4. Персона – архетип, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих, «публичное лицо» человека, которое видят окружающие.

5. Тень – представляет собой подавленную темную, животную сторону личности человека, это центр личного бессознательного.

6. Анима и Анимус – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле

Анима – феминные (женские) качества мужчины.

Анимус – мускулинные (мужские) качества женщины.

7. Самость – центр структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуализации, архетип порядка и целостности личности. Проявление самости – это мандала (символическое выражение целостности «Я», самости, также имеет название «магические круги»).

8. Символы – это слово, имя или даже картина, которые могут быть известны в повседневной жизни, однако содержат нечто специфическое, дополнительное сверх условного обычного значения.

К.-Г. Юнг выделил два понятия стиля связи человека с миром:

Интраверсия – характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Экстраверсия – характеризуется вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей – внешнему, по отношению к «Я».

Исходя, из данной структуры Юнг выделил типы личности:

Интраверты – в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, норм и убеждений. Характеризуются созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Экстраверты – ориентация на внешнюю часть своей души, они хорошо ориентируются во внешнем мире, и в своей деятельности исходят из его норм и правил поведения. Характеризуются вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей – внешнему, по отношению к «Я».

Мыслительный – ориентир на рациональные знания, логику.

Интуитивный – ориентир на постижение сути, путем озарения.

Сенсорный – ориентир на информацию, поступающую от органов чувств.

Эмоциональный – ориентир на чувства, эмоции, переживания.

Суть аналитической психологии - символы и самость.

Альфред Адлер (1870 г. – 1937 г.).

Основные понятия:

Индивидуальная психология – направленная на человека (человек – единый самосогласующийся целостный организм).

1. Индивидуум – как самосогласующаяся целостность.

2. Человеческая жизнь – как динамическое стремление к превосходству (из-за комплекса неполноценности).

3. Индивидуум – как творческая и самоопределяющаяся сущность.

4. Социальная принадлежность индивидуума.

Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленных на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба, любовь.

Установки стиля жизни:

1. управляющий тип;

2. получающий тип;

3. избегающий тип;

4. социально-полезный тип.

Карен Хорни (1885 г. – 1952 г.).

Потребности в детстве в удовлетворении и безопасности. Если потребности в безопасности не удовлетворяются, то приводит к:

1. базальной враждебности

2. базальной тревоги (ощущение беспомощности во враждебном мире).

Она выделила 10 невротических потребностей.

3 основные стратегии поведения:

1. Ориентация к людям – стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленных на совладание с базисной тревогой посредством чрезмерной зависимости от других людей – уступчивый тип.

2. Ориентация от людей - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленных на совладание с базисной тревогой посредством эмоциональной обособленности от других людей – обособленный тип.

3. Ориентация против людей - стратегия оптимизации межличностных отношений, нацеленных на совладание с базисной тревогой посредством доминирования и эксплуатации других людей – враждебный тип.

Эрих Фромм (1900 г. – 1980 г.).

Выделил 5 экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Конфликт между стремлениями к свободе и безопасности:

1. потребность в установлении связей (заботиться о других и принимать в них участие)

2. потребность в преодолении (преодоление в себе пассивности животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни)

3. потребность в корнях (быть неотъемлемой частью социального мира)

4. потребность в идентичности (восприятие себя отличным от других)

5. потребность в системе взглядов и преданности (в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснить сложность социального и физического мира).

Основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Непродуктивные типы характера:

1. Рецептивный – открыто, зависимы и пассивны, не способны делать чего-либо без посторонней помощи, и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.

2. Эксплуатирующий – человек, который добивается от других желаемого силой и обманом.

3. Накапливающий – скупой, упрямый и ориентирующийся на прошлое человек.

4. Рыночный – человек, оценивающий себя как товар, который можно выгодно продать или обменять, предельно отчужденный от других.

Продуктивный тип характера:

Целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

Эрик Эриксон (1902 г. – 1994 г.).

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кри­зисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса раз­вития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), воз­никающего в узловых точках процесса развития.

В классификации Э. Эриксона выделяются следу­ющие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:

1. Младенчество, или ораль­но-сенсорная стадия (от рождения – 1 год), доверие – недоверие к окружающему миру;

2. Раннее детство, или мышечно-анальная стадия (от 1 – 3 года) чувство независимости – ощущение стыда и сомнения;

3. Возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия (от 3 - 6лет) инициативность – чувство вины;

4. Школьный возраст, или латентная стадия (от 6 - 12лет) трудолюбие – чувство неполноценности;

5. Подростковый и юношеский возраст (от 12 - 19лет) понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу;

6. Ранняя зрелость (от 20 - 25лет) стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);

7. Средняя зрелость (от 26 - 64лет) жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);

8. Поздняя зрелость (от 65лет) ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

Основной задачей первой стадии является установление доверия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные ощущения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым.

Задача второй стадии — дать ребенку почувство­вать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к от­носительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, за­претами, негативным к нему отношением, у него по­являются сомнения в самой возможности что-либо сделать самосто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.122 с.)