Историческое развитие юридической психологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие юридической психологии.



Историческое развитие юридической психологии.

 

Ранняя история юридической психологии

М. М. Щербатов (судебно-психологические аспекты в контексте идеи гуманизма). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

И. Т. Посошкова, психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, и другие вопросы.

Пьер Симон Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что данное показание соответствует действительности, слагается:

1. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

2. из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Оформление юридической психологии как науки.

Конец 19 и начало 20 в. В начале 20 в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.

В изучении психологии расследования преступлений было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Создатель этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания.

Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку " забывание есть правило, а воспоминание-исключение". Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как её искажение в угоду эгоистическим интересам личности, её индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.

Социально-регулятивная сущность права.

Правовая психология является наукой, изучающей отражение в сознания людей

правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и

правотворчества.

Право представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает

упорядоченность жизнедеятельности общества.

Право возникло в связи с расслоением общества на классы, из-за возникшей необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и упорядочения его социальной активности.

В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личный интересов

общества с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции

индивидуального поведения. Право отражает особенности поведения людей в конкретном

историческом периоде.

В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство

реализации социальной справедливости и целесообразности. Поступки людей рассматриваются

в нравственном аспекте, поэтому справедливость является условием нормального развития

Общества — это социально должное, в то время как несправедливыми и безнравственными

являются беззаконие и произвол.

Из, сказанного можно сделать вывод о том, что право представляет не только критерий

регрессивного развития общества, но также и инструмент этого развития.

Психические состояния.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Психические состояния, являясь системой реакций на определенную поведенческую ситуацию, отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью, являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные, устойчивые и личностно-стабильные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от текущих обстоятельств. Они подразделяются на:

• общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;

• состояния доминирования отдельных психических процессов — мотивационных, эмоциональных или волевых;

• состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;

• конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

• оптимальные и кризисные состояния;

• пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость).

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге — с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Ситуативное психическое состояние отличается уровнем психофизиологической мобилизованности, эмоционально-волевой регуляции.

Психические состояния могут быть эмоционально-положительными и негативными. Негативные психические состояния резко снижают уровень жизнедеятельности индивида. Они могут вызывать неадекватные реакции, дезадаптивные поведенческие проявления.

 

Направленность личности.

Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:

Влечение, Желание , Стремление (Стремление неотделимо от чувств), Интерес , Склонность , Идеал (доминирующий мотив деятельности и отношение Личности), Мировоззрение (наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности), Убеждения .

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

 

Способности личности.

Способность — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.

Способности — мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности.

Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные — способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные — способности к обучению, общий уровень интеллектуального развития и др.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически- организационные, практически-созидательные и др.

Высокая способность к конкретному виду деятельности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, — гениальность .

Одаренность, и тем более гениальность, проявляется в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант — попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий, для того чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности индивида.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека есть особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к ним. Не существуют хорошие или плохие способности, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки для последующего их развития в определенных условиях.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

Психофизиологические возможности человека, его способности неисчерпаемы. Однако не каждый человек знает о своих возможностях и использует их в должной мере. Между тем наивысшая самореализация личности — основной смысл человеческого бытия.

 

ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА

по уголовному праву РФ группа лиц,совершивших преступление по предварительному сговору, заранее договорившихся о совместном егосовершении.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору

или организованной группой влечет более строгое наказание на

основании и в пределах, установленных Уголовным кодексом, являясь либо

квалифицирующим признаком, либо обстоятельством, отягчающим ответственность.

1) Группа лиц без предварительного сговора (ч.1 ст.35 УК) - если совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора

а) Признаки:

- форма соучастия - только соисполнительство;

- вид соучастия - без предварительного сговора.

б) Субъектный состав: все члены такой группы должны обладать признаками общего субъекта и признаками специального субъекта (д/б мужчинами, должностными лицами, военнослужащими и т.д.),

в) Ответственность: все члены данной группы подлежат Угол.Ответ.

 

2) Группа лиц с предварительным сговором (ч.2 ст.35 УК) - если участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления

а) Признаки:

- форма соучастия - соисполнительство, возможно совиновничество, но в этом случае соучастники в прямом смысле слова не считаются членами преступной группы;

- вид соучастия - с предварительным сговором.

- согласованность действий участников группы, отражающая их взаимную осведомлённость о совместном совершении преступления

б) Субъектный состав: все члены (только члены группы) такой группы должны обладать признаками общего субъекта и признаками специального субъекта (д/б мужчинами, должностными лицами, военнослужащими и т.д.),

в) Ответственность: все члены данной группы подлежит УО

 

3) Организованная группа(ч.3 ст.35 УК) – если совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений

а) Признаки:

- форма соучастия – любая;

- вид соучастия – с предварительным сговором;

- устойчивость группы, т.е. члены группы объединяются, как правило, для совершения нескольких преступлений, для занятия преступной деятельностью;

- наличие руководства;

- распределение ролей.

б) Ответственность: действия членов такой группы также, как действия организатора преступной группы:

- В случаях предусмотренных ст. 208, 209, 210, 282 – действия членов такой группы квалифицируются как действия исполнителя без ссылки на ст. 33, не зависимо от роли, которую они выполняли при совершении преступления

- В случае совершения другого преступления, их действия квалифицируются в зависимости от наличия или отсутствия в статье Особ. Ч. такого квалифицирующего признака, как «совершение преступления организованной группой лиц». Если данный квалифицирующий признак имеется, то действия членов такой группы квалифицируются по этой статье без ссылки на ст. 33, если этот квалифицирующий признак отсутствует в статье, то их действия квалифицируются в зависимости от выполненной роли, т.е. действия исполнителя без ссылки на ст. 33, а действия соучастников в прямом смысле слова со ссылкой на ст. 33, например,

 

4) Преступное сообщество(ч.4 ст.35 УК) - структурированная организованная группа или объединение организованных групп, действующие под единым руководством, члены которой объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

2 разновидности (на квалификацию не влияет):

a преступная организация – структурированная организованная группа,

a преступное объединение – объединение нескольких организованных групп.

а) Признаки:

- все признаки организованной группы:

- форма соучастия – любая;

- вид соучастия – с предварительным сговором;

- устойчивость группы, т.е. члены группы объединяются, как правило, для совершения неопределенного количества преступлений;

- наличие руководства;

- распределение ролей между членами.

дополнительные:

- наличие единого руководства,

- цель объединения - совершение тяжких или особо тяжких преступлений корыстной направленности.

б) Ответственность: действия членов преступного сообщества также, как действия членов организованной группы:

- В случаях предусмотренных ст. 208, 209, 210, 2821 – действия членов такой группы квалифицируются как действия исполнителя (за сам факт членства в таком преступном сообществе) без ссылки на ст. 33, не зависимо от роли, которую они выполняли при совершении преступления

- В случае совершения другого преступления, их действия квалифицируются в зависимости от наличия или отсутствия в статье Особ. Ч. такого квалифицирующего признака, как «совершение преступления организованной группой лиц». Если данный квалифицирующий признак имеется, то действия членов такой группы квалифицируются по этой статье без ссылки на ст. 33, если этот квалифицирующий признак отсутствует в статье, то их действия квалифицируются в зависимости от выполненной роли, т.е. действия исполнителя без ссылки на ст. 33, а действия соучастников в прямом смысле слова со ссылкой на ст. 33, например,

 

 

Сокрытие (пассивная ложь)

При сокрытии допрашиваемый утаивает какую-либо информацию, не говоря при этом ничего, что не соответствовало бы действительности.

Историческое развитие юридической психологии.

 

Ранняя история юридической психологии

М. М. Щербатов (судебно-психологические аспекты в контексте идеи гуманизма). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

И. Т. Посошкова, психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, и другие вопросы.

Пьер Симон Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что данное показание соответствует действительности, слагается:

1. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

2. из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Оформление юридической психологии как науки.

Конец 19 и начало 20 в. В начале 20 в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.

В изучении психологии расследования преступлений было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Создатель этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания.

Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку " забывание есть правило, а воспоминание-исключение". Впоследствии Штерн создал персоналистическую концепцию памяти, которая имела ярко выраженный идеалистический характер. Согласно этой концепции, память человека не является отражением объективной реальности, а выступает лишь как её искажение в угоду эгоистическим интересам личности, её индивидуалистическим намерениям, гордости, тщеславию, честолюбию и др.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.013 с.)