Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические приемы и методы допроса в бесконфликтной ситуации.

Поиск

Психологические особенности допроса в бескон­фликтной ситуации во многом зависят от желания сви­детеля, его мотивации оказать помощь правоохрани­тельным органам в раскрытии преступления. Однако не следует забывать, что с точки зрения психологии свободный рассказ всегда содержит мень­ший процент ошибок, чем диалог в форме «вопрос — ответ» и т.д., поскольку любой вопрос в той или иной мере может оказывать внушающее воздействие на сви­детеля.

При допросе свидетеля, стремящегося наиболее точ­но изложить обстоятельства дела, особое внимание об­ращается на выяснение особенностей восприятия им различных объектов окружающей действительности, чтобы можно было объективно оценить достоверность его показаний, условия, в которых он воспринимал события, воздействие посторонних факторов на его рецепторы, взаимодействие различных ощущений, за­кономерностей восприятия, влияние жизненного, про­фессионального опыта допрашиваемого на процессы восприятия, памяти, возможность искажения воспри­нимаемых явлений и другие факторы.

Чтобы более эффективно оказывать помощь свиде­телю в воспроизведении различных подробностей, сле­дует обращать внимание на то, какие виды памяти (об­разная, эмоциональная, словесно-логическая) у него более развиты, и в зависимости от этого соответствую­щим образом после его свободного рассказа формули­ровать вопросы, активизируя у него тот или иной вид памяти. Вопросы, которые ставятся перед свидетелем могут быть <em>дополняющие, уточняющие (детализирующие), напоминающие и др.

Недопустимо задавать свидетелю так называемые негативные вопросы, которые могут создать у него от­рицательную оценочную установку в отношении лица или события, которыми следователь интересуется, ока­зывая при этом внушающее воздействие на него со сто­роны следователя. Эффекту внушающего воздействия помимо формы вопроса, интонации, с которой он был задан, могут способствовать и другие факторы.

Необходимо также учитывать закономерности па­мяти в виде отсроченного воспроизведения (реминисцен­ции), различные отрицательные факторы, разрушаю­щим образом воздействующие на мнемические процес­сы. Поэтому, завершая допрос, можно обратиться к свидетелю со следующими словами: — Спасибо за Ваш подробный рассказ. Ничего, что некоторые обстоятельства Вы за­были. Если Вам станет известно что-либо дополнительно или Вы вспомните что-то еще, прошу Вас — позвони­те мне или прямо заходите к нам в прокуратуру...

Психологические особенности допроса, обусловленные безразличным отношением свидетеля к деятельности пра­воохранительных органов. Такие лица, не желая лгать, вводить органы следствия в заблуждение, в то же вре­мя не хотят и оказывать им помощь, занимая, по су­ществу, позицию стороннего наблюдателя. Пассивное поведение таких лиц на допросе прежде всего объяс­няется низким уровнем правосознания, опасениями за свою безопасность, за безопасность своих близких, боязнью испортить отношения с теми, кто интересует правоохранительные органы. И тем не менее при пси­хологически правильном подходе можно избежать кон­фликтных отношений с такими лицами и в конце кон­цов побудить их дать развернутые показания. Эффективным методом психологического воздейст­вия на таких лиц в подобных ситуациях является метод убеждения.
Психологические особенности допроса потерпевшего. В большинстве случаев допрос потерпевшего проходит в бесконфликтной ситуации, поскольку человек, по­страдавший от преступления, чаще всего заинтересо­ван оказывать помощь правоохранительным органам, тем более, когда он видит, что работники этих органов активно защищают его права и законные интересы. Общение с потерпевшими ставит перед следовате­лем задачу снять у них состояние избыточной психиче­ской напряженности, отвлечь, насколько это возможно, от переживаний, попытаться успокоить, переключить внимание на другие, личностно более важные жизнен­ные обстоятельства.

 

40. Психологические особенности допроса потерпевших (+41. Псих. допроса свидетеля) в уголовном судопроизводстве.

Допрос потерпевших и свидетелей в суде имеет свои психоло­гические особенности. Они заключаются прежде всего в том, что здесь в условиях гласного судебного разбирательства свидетели и потерпевшие должны давать показания по истечении довольно про­должительного времени после показаний на предварительном след­ствии. Возникает целый ряд психологических обстоятельств, кото­рые должны учитываться как судом, так и участвующими в рас­смотрении дела обвинителем и защитником. Во-первых, такое свой­ство человеческой памяти, как забывание. Человек почти всегда припоминает что-либо неполностью, неточно, в других случаях и вовсе может не вспомнить того, что было когда-то воспринято, пе­режито. Забывание зависит от многих причин, в частности, от та­ких явлений, как: а) проактивное торможение, когда забывание со­бытия активизируется предшествующей деятельностью, действи­ями данного лица; б) ретроактивное торможение, когда на преды­дущее событие наслаиваются последующие.

Отсюда вытекает необходимость для суда и участников про­цесса оказывать психологическое воздействие на указанных сви­детелей и потерпевших (в меньшей мере), чтобы побудить их вспом­нить забытые ими факты, обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого дела. Задаваемые вопросы должны быть постро­ены таким образом, чтобы каждый предыдущий вопрос подготав­ливал последующий, а каждый последующий являлся бы логическим продолжением предыдущего; чтобы ответы допрашиваемого воссоздавали полную картину того события, которое он воспринимал.

Во-вторых, нельзя не учитывать, что на показания свидете­лей и потерпевших определенное психологическое воздействие в условиях судебного следствия оказывает реакция присутствующей в зале заседания публики. Допрашиваемый всегда думает о воз­можной реакции зала на его показания, переживает ее. Реакция зала способна сбить допрашиваемого с процесса припоминания, вос­произведения интересующего суд события; она может резко изме­нить его психическое состояние. Вот почему особенно осторожно и продуманно необходимо ставить вопросы свидетелям, потерпевшим, чтобы уже сам вопрос не вызывал смеха, веселого оживления в зале, что может восприниматься допрашиваемым как насмешка над ним. Участники судебного следствия, особенно прокурор и защитник, всегда должны помнить, что нельзя стремиться вызвать выгодную для них реакцию зала; их задача — прежде всего добиваться установления истины. Реакция же зала может мешать достижению ука­занной задачи. Здесь особенно необходимо соблюдать чувство меры. "С одной стороны, — отмечает А. В. Дулов, — реакция зала повышает воспитательное воздействие судебного следствия, помогает вос­питывать соответствующее отношение к поступкам и поведению. Но эта же реакция может создать отрицательное эмоциональное состояние у допрашиваемого и тем самым усложнить процесс ус­тановления истины. Реакция присутствующих в зале лиц в некото­рых случаях может выступать в качестве своеобразной формы внушения, под влиянием которого свидетели иногда могут менять свои показания"1.

Такой психологической ситуации можно избежать только при высоком уровне судебного следствия. Спокойная, деловая обстановка рассмотрения дела, корректность, объективность, отсутствие какой-либо предвзятости суда, умение председательствующего уважать права всех участников процесса и в то же время принимать самые решительные меры по наведению порядка в зале суда — вот те условия, которые создают наиболее удачную психологическую об­становку и содействуют лучшему использованию психологических качеств свидетелей и потерпевших.

Допрашивая в суде свидетелей и потерпевших, важно устано­вить, нет ли противоречий между показаниями, данными ими на предварительном следствии и в суде. Если они имеются, то поста­вив указанным лицам конкретизирующие, уточняющие, контроль­ные и дополнительные вопросы, необходимо установить причины этих противоречий и устранить их. Иначе суд не может использо­вать такие показания для обоснования приговора.

Известно, что не всякое противоречие существенно и не все­гда оно свидетельствует об изменении свидетелем или потерпев­шим показаний. Нередко противоречия в их показаниях лишь ка­жущиеся. Когда же судьи и участники процесса подробно и обсто­ятельно допросят свидетеля и потерпевшего, поставят им ряд де­тализирующих, контрольных и уточняющих вопросов, то оказыва­ется, что противоречий в действительности нет.

При обнаружении в показаниях указанных лиц существенных противоречий суд вправе огласить показания, данные ими на пред­варительном следствии. Но это следует делать только после все­стороннего и тщательного допроса свидетеля и потерпевшего и вы­яснения причины противоречий.

Однако на практике довольно часто встречаются случаи, когда судьи, установив какое-либо противоречие между показаниями сви­детелей и потерпевших, данными в суде и на предварительном след­ствии, сразу же оглашают протоколы допроса указанных лиц и пы­таются убедить их в том, что следователю они говорили правду, а суду дают противоречивые показания. Таким путем нередко уда­ется устранить неточности в показаниях лица, которое добросовест­но заблуждается или забыло какие-то обстоятельства дела. Однако данный прием устранения противоречий не является универсаль­ным. Применяя его, судьи, прокуроры, защитники исходят из пред­положения, что эталоном достоверных показаний служат показания, данные на предварительном следствии. Но показания, зафиксиро­ванные следователем, по многим причинам могут оказаться неточ­ными. Кроме того, нельзя связывать показания свидетеля, потерпевшего лишь с теми обстоятельствами, которые он излагал на пред­варительном следствии. Допрашиваемый что-то мог забыть расска­зать следователю или вспомнить о новых деталях событий уже после допроса. Он может уточнить в суде ранее данные показания.

Таким образом, оглашение показаний свидетеля, потерпевше­го в суде как тактический прием допроса может использоваться в судебной практике, но его нельзя рассматривать как единственный эффективный прием допроса в случаях обнаружения противоре­чий в показаниях. Оглашение показаний полезно тогда, когда суд выяснит истинную причину противоречий. "Последние, — пишет Л. Е. Ароцкер, — могут объясняться тем, что: а) свидетель на пред­варительном следствии давал ложные показания, а в суде решил рассказать правду; б) свидетель в суде дает ложные показания, а ранее говорил правду; в) показания свидетеля неточно зафиксиро­ваны следователем; г) за время, прошедшее с момента допроса его на предварительном следствии или при дознании, свидетель забыл какие-то детали происшествия; д) свидетель подвергся внушающему воздействию окружающей среды и средств массовой информации (радио, печать, телевидение); е) в ходе судебного допроса произош­ло оживление воспоминаний (реминисценция) и угасание торможе­ния, имевшее место во время предыдущих допросов на предварительном следствии; ж) свидетель получил новую информацию из каких-то источников и в этой связи корректирует показания, кото­рые были даны ранее"2.

Если свидетели, потерпевшие не могут вспомнить интересую­щие суд факты, надо допросить их по обстоятельствам, непосред­ственно связанным с этими фактами, которые предшествовали им или следовали за ними.

Необходимо иметь в виду, что противоречия в показаниях сви­детелей, потерпевших могут быть результатом их добросовестного заблуждения. Для устранения противоречий рекомендуется четки­ми и конкретными напоминающими вопросами помочь указанным лицам правильно вспомнить факты, интересующие суд и участни­ков процесса. В таких случаях полезным приемом допроса являет­ся постановка вопросов, которые расчленяют событие на составные части. Это помогает свидетелю, потерпевшему, вспомнив какой-то один факт, по ассоциации вспомнить и другие.

Довольно эффективным тактическим приемом в таких случа­ях является и постановка вопросов, связанных с какими-то собы­тиями в жизни допрашиваемого. Это позволяет свидетелю, потер­певшему выяснить и причину заблуждения. Например, если речь идет о какой-то конкретной дате, можно выяснить, не предшество­вали ли или не последовали ли за этой датой какие-то события в их жизни, точную дату которых они хорошо помнят. Полезно предъ­являть предметы, рисунки, фотоснимки, схемы, имеющие отноше­ние к фактам, сообщаемым свидетелем, потерпевшим, чтобы с их помощью они могли вспомнить, уточнить обстоятельства, интере­сующие суд.

При допросе свидетеля, потерпевшего целесообразно предъяв­лять им документы, противоречащие их показаниям, давать про­слушать магнитофонную запись их показаний. Добросовестным доп­рашиваемым это поможет вспомнить действительные обстоятель­ства дела и полнее о них рассказать, а лжесвидетелей заставит дать правдивые показания.

Вообще судебный допрос свидетелей, потерпевших, дающих заведомо ложные показания, представляет определенные психоло­гические трудности. Допрос указанных лиц необходимо построить таким образом, чтобы несмотря на их заинтересованность в исходе дела суд мог выяснить важные для него обстоятельства. Для этого при допросе нужно применять различные тактические приемы: сопо­ставление, уточнение, детализацию. Эффективными являются пере­крестный допрос, очная ставка для изобличения лжесвидетелей, показания которых полны противоречий, недостаточно точны, осно­ваны не на фактах, а на предположениях либо на вымысле. Полезно также при допросе сосредоточить основное внимание не на главных обстоятельствах, излагаемых лжесвидетелем, а на второстепенных, которые не могли быть предусмотрены им. Ответы на такие вопро­сы помогают изобличить лжесвидетеля, который обычно не в состо­янии избежать противоречий и запутывается в своих показаниях.

Особую сложность представляет допрос малолетних и несовер­шеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактике допроса этих лиц, допущенные судом и участниками су­дебного разбирательства, могут привести к ложным показаниям.

Суду необходимо учитывать, что малолетние и несовершенно­летние свидетели и потерпевшие легко поддаются внушению, они могут неправильно воспринять и истолковать отдельные факты. Поэтому при допросе им нужно ставить уточняющие, детализиру­ющие, контрольные вопросы об отдельных обстоятельствах дела.

Допрос названных лиц осложняется воздействием на них об­становки судебного заседания. В связи с этим УПК предусматри­вает ряд дополнительных условий, гарантирующих возможность ус­пешного проведения судебного допроса. Так, допрос несовершенно­летнего свидетеля до четырнадцати лет, а по усмотрению суда — до шестнадцати лет проводится с участием педагога. Если суд при­знает необходимым, он вызовет вместе со свидетелем и его родите­лей или иных законных представителей. Суд вправе использовать присутствие этих лиц для установления психологического контак­та с несовершеннолетними свидетелями.

Несовершеннолетнему свидетелю, потерпевшему вначале сле­дует предложить рассказать о себе (назвать фамилию, имя, отче­ство, номер школы, в которой учится, класс, домашний адрес, мес­то работы родителей и др.). Затем председательствующий может задать свидетелю, потерпевшему несколько вопросов на отвлечен­ные темы, не относящиеся к делу. Такими темами, близкими несо­вершеннолетнему, могут быть: школа, учеба, товарищи по классу, спорт, кружки, друзья, любимые увлечения и т. д. Только после того, как председательствующий почувствует, что беседой на от­влеченные темы он расположил к себе несовершеннолетнего, мож­но постепенно переходить к выяснению вопросов, относящихся к обстоятельствам дела. После свободного рассказа свидетеля, потер­певшего ему задают вопросы — четкие и конкретные. Председа­тельствующий обязан пресекать любые попытки задавать указан­ным лицам наводящие вопросы. Участники процесса должны учи­тывать, что малолетним допрашиваемым трудно не только понять вопрос, но и сформулировать на него ответ.

Допрос несовершеннолетнего, и особенно малолетнего свиде­теля, потерпевшего должен быть по возможности кратким, неуто­мительным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.014 с.)