Формы и способы познания и их специфика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и способы познания и их специфика.



Формы познания:

1. Наука (эксперимент/исследование)

2. Философия – строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории.

3. Теология – способ познания через религию (религиозные законы, постулаты, и т.д.).

4. Здравый смысл – это представление человека о мире, жизни и смерти, о психологических особенностях других людей и самого себя.

 

Наука как форма познания мира.

 

Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.

 

Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).

 

Знание получается через систематическое применение научного метода.

 

Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов.

(пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)

 

Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.

 

Любое научное знание должно отвечать критерию истинности:

- адекватно реальности.

- объективно описывает реальность.

- может быть проверено в деятельности (в этой реальности).

 

Отличие науки от др. форм познания:

1. Наука познает мир таким, какой он есть.

 

2. Добывает объективные знания.

Философия строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории.

Мораль как форма познания – рассматривает мир каким он должен быть.

 

3. Наука безоценочна (тот факт, который получили, не может являться ни хорошим, ни плохим).

НО: применение конкретного знания может носить как «+», так и «­­–» формы.

 

4. Наука руководствуется рациональным критерием, т.е. подчинена логике (аргументам, доказательствам, фактам).

 

Ответа на вопрос – какая форма познания лучше – не существует.

Так же, как и доказательства того, что наука – самая лучшая форма познания.

 

Наука не претендует на всеобщее объяснение мира, на универсальность и признает другие формы познания.

 

Способы познания

 

Ч.Пирс – (1877 г.) впервые заговорил о способах познания.

 

Описал 4 способа:

1. Упорство

2. Авторитет

3. Рассуждение и логика

4. Опыт или наука

 

(Способы 1,2,3 широко распространены, но не состоятельны).

 

УПОРСТВО (убеждение, предубеждение, стереотип) – это вера в правильность некоего суждения, которое не поддается критике.

Человек строит свои убеждения (мнение) только на основе фактов, подтверждающих его веру, и отвергает противоположные.

(пр: Ч. не знает ин.язы à проблемы с речью; Ч. – дальтоник à не сможет водит машину, и т.д.)

Человек принимает эту истину, если не видит ей противоречия.

 

АВТОРИТЕТ – вера в истину, которая предлагается значимым/референтным лицом (субъективно важным источником).

НО любой референтный источник может в определенной степени ошибаться.

(пр: начальная школа – учитель (авторитет), и т.д.).

 

РАССУЖДЕНИЕ И ЛОГИКА – более совершенный способ познания, чем упорство и авторитет. Но он является методом априори (лат. – заранее, без проверки).

Гл. недостаток – логически выводятся суждения из изначально сделанного допущения. Вся логика суждений будет зависеть от того рассуждения, которое находится в основе.

(пр: животное обладает такой же психикой, как человек à всё поведение животных будем комментировать, исходя из этого (сердится, обижается, и т.д.)).

 

ОПЫТ/НАУКА/ЭМПИРИЗМ – способ познания на основе фактов.

Субъективные факторы, затрудняющие этот способ познания:

1. Ожидание/ социальное ожидание. (интерпретируем факты, в соответствии со своими собственными ожиданиями).

(пр: программа по развитию памяти à не отличается от др. детей à видим отличия).

 

2. Переоценка данных в связи с частотой встречаемости.

(пр: блондинки-тупые à часто встречались умные àпереоценка à все блондинки-умные).

 

3. Поиск подтверждения.

(когда ищем любой факт, подтверждающий данное явление).

 

НО психологический эксперимент позволяет контролировать и избегать субъективные факторы.


Понятие науки и научного знания (теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербенда).

Наука как форма познания мира.

 

Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.

 

Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).

Знание получается через систематическое применение научного метода.

 

Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов.

(пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)

 

Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.

 

Любое научное знание должно отвечать критерию истинности:

- адекватно реальности.

- объективно описывает реальность.

- может быть проверено в деятельности (в этой реальности).

Научное мышление в психологии.

 

В основном, строится на априори (допущениях).

 

Допущения:

1. Детерминизм – говорит о том, что все явления имеют причину и могут быть предсказаны с определенной вероятностью < 100%

В отношении психологии детерминизм действует не жестко (жестко: после того => по причине того).

 

2. Объективность.

=> избегать: ожиданий, стереотипов; быть беспристрастным.

- позволяет получать факты, которые являются истиной.

Объективность достигается за счет методов и репликаций (повторения уже существующего исследования).

Наука является самокритикуемой за счет повторения.

 

3. Упорядоченность – психологическая картина мира является упорядоченной, все явления находятся в определенном соотношении др. с др., в определенной системе => их можно предсказать.

 

4. Экономия доводов/обобщения – можно использовать данные, полученные др. людьми, и переносить их на др. испытуемых (при соблюдении определенных условий).

 

5. Информационный подход – выводы должны быть основаны на полученных фактах и давать четкое представление о полученном феномене.

 

Псевдонаука и психология.

 

Характеристики:

1. Наукообразие – выдергивает из науки отдельный факт и начинает его развивать, придавая ему особое значение.

Опирается на единичные свидетельства.

Избегает опровержений.

(используют размытые формулировки; строят эксперименты, заранее доказывающие правильность гипотезы, и т.д.).

4. Сводит сложные явления к простым (упрощенным) понятиям, но при этом маскирует идею сложностью измерения.

 

Поппер К.

Любая теория может быть разрушена и есть временное сооружение.

Отсюда – критерий научности знания: научным признается такое знание, которое можно будет опровергнуть (признать ложным) в процессе эмпирической проверки – знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

«Мы не знаем, мы можем только предполагать».

 

Поппер предлагает рассмотреть науку как прогрессирующую от одной проблемы к др. – от менее глубокой к долее глубокой.

3 требования к росту знания:

1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи относительно некоторой связи или отношения, или фактами, или новыми «теоретическими сущностями». Требование простоты.

2. Новая теория должна быть независимо проверяемой.

3. Теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки:

– она должна быть успешной в некоторых новых предсказаниях;

– она не должна быть опровергнута слишком скоро, т.е. прежде, чем она добьется явного успеха.

 

Кун Т.

В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун):

1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения.

2. «Нормальная наука» – это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.

 

Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает:

- законы,

- теорию,

- методы,

- оборудование, его применение,

- интерпретацию фактов.

 

Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции.

Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.

 

Фейерабенд П.

Выдвигает 2 принципа:

1. «Принцип упорства»: не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты.

2. Принцип методологического анархизма – «Наука представляет собой по сути анархическое предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок… Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственный принцип, не препятствующий прогрессу, называется «допустимо всё»… Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.02 с.)