Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и способы познания и их специфика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формы познания: 1. Наука (эксперимент/исследование) 2. Философия – строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории. 3. Теология – способ познания через религию (религиозные законы, постулаты, и т.д.). 4. Здравый смысл – это представление человека о мире, жизни и смерти, о психологических особенностях других людей и самого себя.
Наука как форма познания мира.
Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.
Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).
Знание получается через систематическое применение научного метода.
Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов. (пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)
Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.
Любое научное знание должно отвечать критерию истинности: - адекватно реальности. - объективно описывает реальность. - может быть проверено в деятельности (в этой реальности).
Отличие науки от др. форм познания: 1. Наука познает мир таким, какой он есть.
2. Добывает объективные знания. Философия строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории. Мораль как форма познания – рассматривает мир каким он должен быть.
3. Наука безоценочна (тот факт, который получили, не может являться ни хорошим, ни плохим). НО: применение конкретного знания может носить как «+», так и «–» формы.
4. Наука руководствуется рациональным критерием, т.е. подчинена логике (аргументам, доказательствам, фактам).
Ответа на вопрос – какая форма познания лучше – не существует. Так же, как и доказательства того, что наука – самая лучшая форма познания.
Наука не претендует на всеобщее объяснение мира, на универсальность и признает другие формы познания.
Способы познания
Ч.Пирс – (1877 г.) впервые заговорил о способах познания.
Описал 4 способа: 1. Упорство 2. Авторитет 3. Рассуждение и логика 4. Опыт или наука
(Способы 1,2,3 широко распространены, но не состоятельны).
УПОРСТВО (убеждение, предубеждение, стереотип) – это вера в правильность некоего суждения, которое не поддается критике. Человек строит свои убеждения (мнение) только на основе фактов, подтверждающих его веру, и отвергает противоположные. (пр: Ч. не знает ин.язы à проблемы с речью; Ч. – дальтоник à не сможет водит машину, и т.д.) Человек принимает эту истину, если не видит ей противоречия.
АВТОРИТЕТ – вера в истину, которая предлагается значимым/референтным лицом (субъективно важным источником). НО любой референтный источник может в определенной степени ошибаться. (пр: начальная школа – учитель (авторитет), и т.д.).
РАССУЖДЕНИЕ И ЛОГИКА – более совершенный способ познания, чем упорство и авторитет. Но он является методом априори (лат. – заранее, без проверки). Гл. недостаток – логически выводятся суждения из изначально сделанного допущения. Вся логика суждений будет зависеть от того рассуждения, которое находится в основе. (пр: животное обладает такой же психикой, как человек à всё поведение животных будем комментировать, исходя из этого (сердится, обижается, и т.д.)).
ОПЫТ/НАУКА/ЭМПИРИЗМ – способ познания на основе фактов. Субъективные факторы, затрудняющие этот способ познания: 1. Ожидание/ социальное ожидание. (интерпретируем факты, в соответствии со своими собственными ожиданиями). (пр: программа по развитию памяти à не отличается от др. детей à видим отличия).
2. Переоценка данных в связи с частотой встречаемости. (пр: блондинки-тупые à часто встречались умные àпереоценка à все блондинки-умные).
3. Поиск подтверждения. (когда ищем любой факт, подтверждающий данное явление).
НО психологический эксперимент позволяет контролировать и избегать субъективные факторы. Понятие науки и научного знания (теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербенда). Наука как форма познания мира.
Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.
Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной). Знание получается через систематическое применение научного метода.
Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов. (пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)
Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.
Любое научное знание должно отвечать критерию истинности: - адекватно реальности. - объективно описывает реальность. - может быть проверено в деятельности (в этой реальности). Научное мышление в психологии.
В основном, строится на априори (допущениях).
Допущения: 1. Детерминизм – говорит о том, что все явления имеют причину и могут быть предсказаны с определенной вероятностью < 100% В отношении психологии детерминизм действует не жестко (жестко: после того => по причине того).
2. Объективность. => избегать: ожиданий, стереотипов; быть беспристрастным. - позволяет получать факты, которые являются истиной. Объективность достигается за счет методов и репликаций (повторения уже существующего исследования). Наука является самокритикуемой за счет повторения.
3. Упорядоченность – психологическая картина мира является упорядоченной, все явления находятся в определенном соотношении др. с др., в определенной системе => их можно предсказать.
4. Экономия доводов/обобщения – можно использовать данные, полученные др. людьми, и переносить их на др. испытуемых (при соблюдении определенных условий).
5. Информационный подход – выводы должны быть основаны на полученных фактах и давать четкое представление о полученном феномене.
Псевдонаука и психология.
Характеристики: 1. Наукообразие – выдергивает из науки отдельный факт и начинает его развивать, придавая ему особое значение. Опирается на единичные свидетельства. Избегает опровержений. (используют размытые формулировки; строят эксперименты, заранее доказывающие правильность гипотезы, и т.д.). 4. Сводит сложные явления к простым (упрощенным) понятиям, но при этом маскирует идею сложностью измерения.
Поппер К. Любая теория может быть разрушена и есть временное сооружение. Отсюда – критерий научности знания: научным признается такое знание, которое можно будет опровергнуть (признать ложным) в процессе эмпирической проверки – знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным. «Мы не знаем, мы можем только предполагать».
Поппер предлагает рассмотреть науку как прогрессирующую от одной проблемы к др. – от менее глубокой к долее глубокой. 3 требования к росту знания: 1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи относительно некоторой связи или отношения, или фактами, или новыми «теоретическими сущностями». Требование простоты. 2. Новая теория должна быть независимо проверяемой. 3. Теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки: – она должна быть успешной в некоторых новых предсказаниях; – она не должна быть опровергнута слишком скоро, т.е. прежде, чем она добьется явного успеха.
Кун Т. В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун): 1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения. 2. «Нормальная наука» – это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.
Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает: - законы, - теорию, - методы, - оборудование, его применение, - интерпретацию фактов.
Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции. Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.
Фейерабенд П. Выдвигает 2 принципа: 1. «Принцип упорства»: не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты. 2. Принцип методологического анархизма – «Наука представляет собой по сути анархическое предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок… Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственный принцип, не препятствующий прогрессу, называется «допустимо всё»… Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.012 с.) |