Идеальный эксперимент ––– внутренняя валидность ––– реальный эксперимент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеальный эксперимент ––– внутренняя валидность ––– реальный эксперимент



здравый смысл | | внешняя В.

––––––––––––– реальность –––––––––––-

 


Идеальный и реальный эксперимент. Основные факторы нарушения внутренней валидности и способ их контроля.

Идеальный эксперимент.

 

Идеальный эксперимент (понятие ввел Д.Кэмпбелл) – это тот, который полностью соответствует реальности и отвечает следующим требованиям:

 

1. Изменяется только независимая переменная.

2. Зависимая переменная полностью контролируется.

3. Все другие условия остаются постоянными.

4. Испытуемые эквивалентны (равны) др. др. и неизменны во времени.

5. Возможность проводить эксперимент бесконечно.

 

Идеальный эксперимент противостоит реальному.

Идеальный эксперимент нужен для того, чтобы сравнить насколько эксперимент соответствует реальности.

 

Реальный эксперимент.

В ходе любого «реального» исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон.

Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором.

 

Соответствие реального и идеального эксперимента выражается в понятии внутренняя валидность.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешняя валидность.

 

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

 

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

 

Факторы, угрожающие внутренней валидности:

1. Изменения во времени.

2. Различия экспериментальных задач

3. Эффекты последовательности

4. Предубеждение экспериментатора

 

Первичный контроль:

1. Организация и протоколирование эксперимента;

2. Стабилизация известных побочных переменных;

3. Точность экспериментальных процедур и необходимое количество проб;

4. Схемы: позиционно уравненной последовательности, регулярного чередования, случайная последовательность.

 

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Полезны они как эксперименты «мысленные».

Они подсказывают нам, что нужно делать для создания эффективного эксперимента.

 

Идеальный и бесконечный эксперименты показывают, как избежать посторонних влияний и тем самым добиться большей уверенности в том, что экспериментальные результаты действительно отражают связь НП и ЗП.

 

 

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

1. Выявляет временнУю последовательность предполагаемых причин и следствия.

2. Хороший эксперимент показывает, что вероятностная причина и следствие взаимосвязаны.

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Эксперимент полного соответствия и реальный эксперимент. Основные факторы нарушения внешней валидности и способ их контроля.

Реальный эксперимент.

В ходе любого «реального» исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон.

Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором.

 

Эксперимент полного соответствия – это эксперимент, который воспроизводит реальность.

В принципе, возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которой является развитая теория.

Моделирование некоторых условий, например, в эксперименте по сенсорной депривации, не соответствует никакой жизненной реальности.

 

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности выражается в понятии – внешняя валидность.

 

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

 

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

 

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Полезны они как эксперименты «мысленные».

Они подсказывают нам, что нужно делать для создания эффективного эксперимента.

 

Эксперимент полного соответствия напоминает о необходимости контроля др. важных переменных эксперимента, которые мы сохраняем неизменными.

 

Факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации.

 

Факторы, угрожающие внешней валидности:

1. Эффекты, связанные с особенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации.

2. Главные причины нарушения внешней валидности:

а) Эффект тестирования – уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. (пр: предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу; а поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается. То результаты для нее могут быть нерепрезентативными).

б) Условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки.

в) Взаимодействие фактора отбора и содержания экспериментального воздействия. Их следствия – артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению).

г) Интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

 

Способы контроля:

1. Для того, чтобы избежать эффекта предварительного тестирования, рекомендуется экспериментальные применять планы с предварительно не тестируемыми группами.

2. Как можно более различные по содержанию: предварительное тестирование и экспериментальное воздействие (чтобы испытуемый не догодался о целях эксперимента).

3. Взаимодействие фактора отбора и содержания à рандомизация групп.

4. Условия проведения исследования à типичность исследуемой ситуации. (???)

5. Интерференция экспериментальных воздействий à исследование нескольких группы с предъявлением разных последовательностей; случайная последовательность, и т.д.

6.???

 

Проблема внешней валидности как адекватности ситуации эксперимента его «первообразной» жизненной ситуации неразрешима логическими и математическими средствами: она требует привлечения всей совокупности научных психологических знаний для описания всей ситуации в целом.

 

 

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

1. Выявляет временнУю последовательность предполагаемых причин и следствия.

2. Хороший эксперимент показывает, что вероятностная причина и следствие взаимосвязаны.

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Определение и контроль внешних переменных. Функциональный контроль независимых переменных и внутренняя валидность экспериментов.

Переменная в широком смысле - реальность, изменения которой могут быть каким-то образом измерены.

Переменная -

1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

Виды переменных:

НП - изменяется экспериментатором.

 

Виды НП (по Кэмпбеллу):

Это варианты контроля НП-ых.

 

6. Управляемые факторы/ «истинная» переменная – в качестве которых могут выступать целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов.

7. Потенциально управляемые – это переменные, которые экспериментатор может варьировать, но не хочет (нет необходимости).

8. Относительно постоянные аспекты окружения – мы их не контролируем, но можем их использовать (пр: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа, семейная ситуация).

9. Организмические переменные – все характеристики, которые описывают человека, как индивида; все, что касается его организма (пр: пол, возраст).

10. Тестируемые/предварительные измерения – на основании методик, предварительного тестирования.

 

НП не может быть сведена к варьируемым условиям.

Отличия НП с точки зрения их соответствия условиям реальной жизнедеятельности человека или теоретическим понятиям, операционализируемым на уровне конкретных методических средств, задают критерий классификации экспериментов на «естественные», «искусственные», «лабораторные». В лабораторном эксперименте предполагается очищение условий эксперимента так, чтобы можно было изменять единичные НП. Однако в эксперименте могут быть организованы такие условия НП, которым в реальной жизни ничто не соответствует (пример: дихотическое прослушивание Черри).

Организуемое воздействие может не восприниматься испытуемым либо воздействовать независимо от того, осознается ли его присутствие человеком.

В самом восприятии составляющих экспериментальных условий для испытуемых субъективно значимыми могут быть отнюдь не те различия, которые устанавливаются экспериментатором.

Даже при управлении «стимульными» условиями действие НП опосредовано базисными процессами, которые могут пониматься в качестве психологических механизмов, опосредующих влияние НП на ЗП. Один из критериев отличия психологических экспериментов от непсихологических (например, поведенческих) – наличие или отсутствие попытки обоснования тех процессов, которые обеспечивают изменение ЗП.

ЗП:

1. отклик, или измеряемая в эксперименте переменная, изменения которой причинно обусловлены действием НП; в психологическом исследовании представлена показателями деятельности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждении и отчетов, психофизиологическими параметрами и т.д. (Корнилова)

2. переменная, изменяющаяся при действии НП, принимая разные значения

Изменения ЗП рассматриваются как следствия изменения НП. Для ЗП и НП важно различать фиксируемый показатель и гипотетические механизмы функционирования переменной. НП, ЗП и подразумеваемое отношение между ними - части экспериментальной гипотезы.

Дополнительные переменные:

«Третьи» переменные кроме всего прочего задают или ограничивают ширину распространения выводов из эксперимента на другие ситуации, в которых новый уровень третьей переменной вызовет изменение отношения между Х и Y. Такие переменные входят в гипотезу обычно в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными (ДП). Их влияние статистически не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.

Уровень ДП определяет возможность последующих обобщений на реальность и обычно

указывается в экспериментальной гипотезе.

Исследователь всегда выбирает тот критерий, по отношению к которому экспериментально установленную зависимость можно переносить на другие виды реальности. При этом выбранные уровни ДП всегда будут ограничивать эти возможности переноса, однако делая их более доказательными.

 

Экспериментальный контроль.

- контроль всех переменных.

 

3 способа:

1. Планирование экспериментальной схемы/дизайна.

2. Выбор разных типов переменных.

3. Контроль условий причинного вывода, валидности эксперимента.

 

Выбор экспериментального плана/дизайна.

Задает то, как будут контролироваться НП-ые. Определяется контроль побочных и дополнительных переменных. В процессе построения экспериментальной схемы должны быть учтены 2 процедуры:

- проверка действия альтернативных причин;

- построение вмешательства (дополнительные переменные).

 

Контроль типа переменной (какие переменные, такой тип).

Нужно избрать, чтобы они максимально соответствовали реальности, и была возможность переноса вывода эксперимента на человеческую совокупность.

Обобщение на другие группы испытуемых связано с контролем того, насколько хорошо представленные в эксперименте выборки испытуемых репрезентируют более широкие группы людей, на которые осуществляется перенос зависимости. Но больше это связано с учетом уровней ДП. Могут применяться такие формы контроля, как стабилизация переменных или их максимальное варьирование.

 

Контроль условий причинного вывода, валидности.

Совместное действие первых двух способов + эффект экспериментатора и испытуемого.

Эффект экспериментатора – влияние характеристик экспериментатора на испытуемого, искажающее ход эксперимента.

Эффект испытуемого – человек приобретает опыт прохождения психологического исследования, начинает выдвигать гипотезы относительно цели эксперимента и соотносит собственные результаты с этими гипотезами.

 

Функциональный контроль как условие планирования эксперимента.

Эксперимент возможен только в случае функционального контроля уровней НП.

Это может быть:

- изменение характеристик физических стимулов,

- управление условиями или контроль путем подбора состава групп.

 

В эксперименте обычно используются стратегии уравнивания групп и испытуемые эквивалентных групп попадают в разные экспериментальные условия. Обеспечение неравенства групп как способа задания НП (пол, возраст, личностные свойства) принимает форму квазиэксперимента или эксперимента с ограничениями форм контроля. Если изменения НП не зависят от исследователя, а берутся готовыми, то у исследователя не может быть уверенности в том, что именно выбранная НП определила показатели ЗП.

 


Виды измерительных шкал

(по Дружинину В.Н., на примере изучения восприятия по Трейсмен А.).

Измерение переменных.

Основная задача измерения – выяснить, насколько меняется значение ЗП при изменении НП.

 

Стивен Стивенс – 50-ые гг.

Появилось психологическое измерение и приписывание психологическим свойствам числовых обозначений.

Ввел типы шкал: наименование, порядок, интервалы, отношения.

Измерение из математической процедуры стало измерением психологических переменных.

Предложил 2 приема построения психологических шкал:

- метод оценки отношений – заключается в том, что испытуемый прямо формулирует численную величину изменения, различий между стимулами.

- установление отношений экспериментатором – 2-ой стимул подбирается так, чтобы вызываемое им ощущение находилось в определенном отношении к первому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 3862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.141.207 (0.078 с.)