По курсу «экспериментальная психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По курсу «экспериментальная психология»



1. Экспериментальная психология – это

А) область психологических знаний, добытых эмпирическими методами;

Б) научная дисциплина, которая занимается проблемой методов психологического исследования в целом;

В) теория психологического эксперимента, включающая его планирование и обработку, которая базируется на общенаучной теории эксперимента;

Г) научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования, имеющая своим предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим;

Д) а и б;

Е) в и г;

Ж) все ответы верны.

 

2. Стандартная модель развития науки была предложена

А) Бэконом и Миллем;

Б) Поппером;

В) Куном;

Г) Поппером и Куном;

Д) Бэконом;

Е) Миллем.

 

3. Стандартная модель развития науки исходит из того, что

А) развитие науки постоянно и непрерывно;

Б) нормальная стадия развития науки сменяется кризисной;

В) научным может быть признано только то знание, которое может быть опровергнуто;

Г) развитие науки хаотично и не поддается моделированию.

 

4. Автор фальсификационистской модели развития науки:

А) Фрейд;

Б) Кун;

В) Бэкон;

Г) Поппер.

 

5. Принцип фальсифицируемости научного знания – это

А) принцип проверяемости научного знания практическим путем;

Б) принцип потенциальной опровержимости теории;

В) принцип, отображающий эталон научного исследования для ученых;

Г) принцип, предполагающий, что научное знание должно быть сфабриковано.

 

6. Согласно взглядам Поппера на развитие науки

А) научным может быть признано только то знание, которое имеет теоретическое обоснование;

Б) научное знание выводится из опыта, который обобщается в теорию;

В) научным может быть признано лишь то знание, которое может быть опровергнуто;

Г) научным может быть только то знание, которое ориентируется на парадигму исследования.

 

7. Концепция научных революций была предложена:

А) Манном;

Б) Куном;

В) Поппером;

Г) Фейерабендом.

 

8. Парадигма – это:

А) общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающего закон, теорию, практическое применение, метод, оборудование и пр.;

Б) правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе;

В) сложившаяся к определенному историческому моменту практика научных исследований, придерживающихся некоторой традиционной модели организации исследования;

Г) все ответы подходят.

 

9. Признаком кризисного состояния науки является:

а) господство одной научной теории;

б) существование альтернативных конкурирующих теорий, объясняющих одни и те же факты;

в) появление новой парадигмы исследования;

г) появление фактов, не укладывающихся в общепринятые стандарты и правила;

д) а и г;

е) б и в.

 

10. Кризис в науке завершается

А) научной революцией;

Б) сменой парадигмы;

В) созданием единой теорией, объясняющей факты;

Г) а и б;

Д) б и в.

 

11. Психология считается

А) допарадигмальной наукой;

Б) мультипарадигмальной наукой;

В) внепарадигмальной наукой;

Г) вопрос открыт.

 

12. В психологии доминирует

А) гуманистическая парадигма;

Б) естественно-научная парадигма;

В) психоаналитическая парадигма;

Г) бихевиористская парадигма.

 

13. К принципам естественной науки не относится:

А) принцип детерминизма;

Б) принцип рациональности;

В) принцип познаваемости;

Г) принцип редукции;

Д) принцип идеализации;

Е) принцип простоты;

Ж) принцип истинности.

 

14. Суть принципа идеализации сводится к следующему:

А) все явления имеют свою причину;

Б) причины явлений познаваемы;

В) ученый имеет дело не с реальными объектами, а со своими представлениями о них;

Г) ученый должен стремится к идеалу в своей научной деятельности.

 

15. Внутренняя валидность обеспечивает

А) соответствие реального исследования идеальному;

Б) соответствие реального исследования исследуемой реальности;

В) соответствие идеального исследования исследуемой реальности.

 

16. Теория – это

А) внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, на доказательном уровне отражающая сущность изучаемого;

Б) принцип фактической проверки гипотезы;

В) система аргументированных взглядов, отражающая понимание изучаемого;

Г) все ответы верны.

 

17. К компонентам теории не относится:

А) исходная эмпирическая основа;

Б) законы и модели;

В) базис теории;

Г) гипотезы;

Д) теоретические утверждения;

Е) классификации и типологии;

Ж) логика теории;

З) а, в, д, ж

И) б, г, е.

 

18. Теории верхнего уровня

А) можно непосредственно проверить опытным путем;

Б) не подлежат экспериментальной проверке, но можно проверить опосредованно;

Г) нельзя никак проверить.

 

19. Гипотезы бывают

А) теоретическими;

Б) экспериментальными;

В) эмпирическими;

Г) научными;

Д) статистическими;

Е) все подходит.

20. Фундаментальное исследование

А) направлено на познание реальности без учета практического эффекта;

Б) проводится с целью получения знания для решения конкретной задачи;

В) направлено на выявление одного наиболее существенного аспекта изучаемого явления.

 

21. По цели проведения исследования бывают:

А) поисковые;

Б) критические;

В) уточняющие;

Г) воспроизводящие;

Д) а и б;

Е) в и г;

Ж) все ответы верны.

 

22. К методам теоретического исследования относятся:

А) наблюдение и эксперимент;

Б) моделирование и тестирование;

В) классификация и систематизация;

Г) анализ и синтез.

 

23. Целью какого вида исследования является обобщение фактов:

А) прикладного;

Б) теоретического;

В) эмпирического.

 

24. К какому виду психологического исследования относится экспериментальное изучение познавательных процессов:

А) прикладному;

Б) эмпирическому;

В) теоретическому.

 

25. Результатом прикладного исследования является

А) обобщение фактов и создание теории;

Б) получение фактов для проверки теории;

В) рекомендации, реализация которых должна привести к желаемому эффекту.

 

26. Предмет экспериментальной психологии

А) развитие психики

Б) разработка психодиагностических методов

В) методы психологического исследования

Г) коррекционные воздействия

27.Основоположник первой психологической лаборатории

 

А) Ф.Гальтон

Б)В.Вундт

В) У.Джемс

Г) Д.Уотсон

 

28. К методологическим принципам экспериментальной психологии не относится

А) принцип детерминизма

Б) принцип объективности

В) принцип развития

Г) принцип валидности

 

29. Показатели полученные после обработки данных называются

А) пилотажными

Б) первичными

В) вторичными

Г) независимыми

 

30. К организационным методам по классификации Ананьева Б.Г. не относят

А) лонгитюдный

Б) комплексный

В) сравнительный

Г) структурный

 

31. Наблюдение по классификации Ананьева Б.Г. является

А) интерпретационным методом

Б) организационным

В) методом эмпиричекого сбора данных

Г) методом обработки данных

 

32. Испытуемый старается угодить экспериментатору, старается ему понравиться – это

А) эффект Хоторна

Б) эффект плацебо

В) эффект аудитории

Г) эффект Барнума

 

33. В присутствии зрителей изменяется поведение респондентов, что влияет на результаты эксперимента – это

А) эффект последовательности

Б) эффект аудитории

В) эффект плацебо

Г) эффект Розенталя

 

34. Предположительное суждение о вероятностных закономерностях, которым подчиняется изучаемое явление

А) статистическая гипотеза

Б) общая гипотеза

В) частная гипотеза

Г) нулевая гипотеза

 

35. Степень соответствия между параметрами метода и оцениваемой деятельности или функции, обоснованность, надежность, ценность научного результата

А) валидность

Б) надежность

В) однозначность

Г) репрезентативность

 

36. Свойство, характеризующее соответствие истине заключения о причинных отношениях между двумя и более переменными в пределах данного исследования

А) внешняя валидность

Б) внутренняя валидность

В) эмпирическая валидность

Г) теоретическая валидность

 

37. Ложный искаженный результат исследования, результат воздействия не относящегося к исследованию фактора называется

А) Ретроспективная валидность

Б) эффект Розенталя

В) артефакт

Г) эффект плацебо

 

38. Если в экспериментальном плане учитываются изменения более чем одной управляемой независимой переменной, такой эксперимент называется

А) идеальный

Б) реальный

В) пилотажный

Г) факторный

 

39. Нестрогий эксперимент, применяемый в педагогических исследованиях в силу того, что в них трудно выдержать требование случайности отбора экспериментальных объектов, называется

А) факторный

Б) реальный

В) квазиэксперимент

Г) пилотажный

 

40. Процедура исследования, которая используется для определения того насколько события или характеристики зависят друг от друга.

А) корреляционный метод

Б) организационный метод

В) сравнительный метод

Г) регрессионное исчисление

 

41. Ассоциативный эксперимент был предложен

А) З.Фрейдом

Б) К. Юнгом

В) Ф.Гальтоном

Г) Ф.Лазурским

 

42. Эксперимент, который предполагает измерение экспериментатором только одной независимой переменной, зависимая переменная контролируется, другие условия эксперимента остаются неизменными называется

А) лабораторный

Б) реальный

В) идеальный

Г) естественный

 

43. Переменные, которые экспериментатор в состоянии произвольно (по своему усмотрению) изменять.

А) зависимые

Б) независимые

В) промежуточные

Г) побочные

 

44. Статистическая шкала, которая отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов

А) шкала отношений

Б) шкала порядка

В) шкала интервалов

Г) номинальная шкала

 

45. К общенаучным эмпирическим методам не относится

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) измерение

Г) моделирование

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. Спб., 2007

Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы // под ред. В.А. Барабанщикова, М.: Институт психологии РАН, 2010. (книгафонд. ru)

Терехова Т.А., Пахно И.В., Бажина У.Н. Экспериментальная психология: теория и практика. Учебное пособие / Иркутск, 2010. (elibrary.ru)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адлер Ю. П. Предпланирование эксперимента. М., 1978.

Анамарин И. П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обра­ботки и планирования экспериментов. Л.: ЛГУ, 1974.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.

Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.

Быков В. В. Методы науки. М., 1972.

Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лите­ратуры, 1950.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л.: ЛГУ, 1982

Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976

Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984.

Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Прак­тическое руководство. СПб.- СПбГУ, 1991.

Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагоги­ческих исследованиях. Непараметрические методы М.: Педагогика, 1977

Забродин Ю. М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития// История становления и развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С. 22-28.

Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследова­ний в отечественной психологии. М.: ИП РАН, 1990. С. 11-12.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: Учеб­ник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

Куликов Л. В. Психологическое исследование. СПб: Наука, 1994.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследова­ниях. М.: Прогресс, 1980.

Лазурский А. Ф. (ред.) Естественный эксперимент и его школьное применение. Петро­град, 1918.

Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента// История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М.: Наука, 1990. С.13-14.

Мамардашвили М.К. Наука и культура // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992.

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию лич­ности. М.: Просвещение, 1985.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М., 1998.

Налимов В. В. Теория эксперимента. М., 1971.

Общий практикум по психологии: Психологический эксперимент /Под ред. М. Б. Михалевской, Т. В. Корниловой. М.: МГУ, 1985.

Олешкевич, В. И. История психотехники: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению и специальностям психологии / В.И. Олешкевич. - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 301 с.

Пирьов Г. Д. Экспериментальная психология. София, 1968

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Д.: ЛГУ, 1990.

Практикум по экспериментальной психологии /Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль, 1974.

Практикум по экспериментальной психологии /Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль, 1974.

Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М.: Аспект Пресс, 1999.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Рузавин Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1974.

Рузавин Г. И. Научная теория: логический и методологический анализ. М.: Мысль, 1978.

Суппес П., Зинес Дж. Основы теории измерений /Психологические измерения. М, 1967.

Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.

Фресс П. Экспериментальный метод//Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 1-2. М.: Прогресс, 1966. С. 99-156.

Хикс Ч. Основные принципы планирования эксперимента. М., 1967.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное по­собие / Под ред. Т.В.Корниловой М.: Форум; Инфра-М, 1998.

Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т. 2

Экспериментальная психология. Практикум: Учебное пособие / Под ред. С.Д.Смирнова, Т.В.Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002.

Экспериментальная психология /Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. М: Прогресс, 1966. Вып. 1,

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Видеозаписи

1. Центр экспериментальной психологии http://www.youtube.com/watch?v=p2ZN_73rbxU

2. Психологические установки http://www.youtube.com/watch?v=NhlKrcBOrqM&feature=related

3. Конформизм http://go.mail.ru/framev.html?q=; http://www.youtube.com/watch?v=ZDymnf9t0Cc&feature=related; http://www.youtube.com/watch?v=LPt8FOwBAOg&feature=related

4. Видеорегистрация движения глаз http://www.youtube.com/watch?v=Euyzad1Wees; http://www.youtube.com/watch?v=sqEhLSl-P2Y

5. Проведение теста Роршаха http://www.youtube.com/watch?v=mf_7LTu-yGc&feature=related

6. Восприятие цвета http://www.youtube.com/watch?v=hb25RaEmiIA&NR=1&feature=fvwp

7. Тактильные ощущения http://rutube.ru/playlists/play/389076.html?play=3306204

8. Установки http://rutube.ru/playlists/play/389076.html?play=3261880

9. Изучение памяти (обезьяна и человек) http://www.youtube.com/watch?v=TC1nJ61l-h4

Интернет-ресурсы

  1. www.flogiston.ru
  2. www.dic.academic.ru
  3. www.psyjournals.ru
  4. www.voppsy.ru
  5. www.ipras.ru
  6. www.psyedu.ru

7. Эффектон - информация о психодиагностических методиках (описание методик исследования внимания, мышления, речи и т.д.) http://www.effecton.ru/index.html

8. YugZone – информация о методиках исследования и развития памяти http://www.yugzone.ru/memory_software.htm

9. Все о психоанализе» информационный портал – он-лайн тестирование (16 PF, Тест Леонгарда-Шмишека и др.) http://www.psychoanalyse.ru/test/test_online.html


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Курс экспериментальной психологии занимает важное место в подготовке специалиста-психолога. Овладение курсом является необ­ходимым условием профессионального становления специалиста. Экспериментальная психология связана с многими дисциплинами: психодиагностикой, психокоррекцией, возрастной психологией. Подготовка спе­циалиста осуществляется на основе анализа специальной литературы, выполнения практических заданий

В ходе преподавания данной дисциплины педагог должен развивать у студентов практические умения и навыки анализа и оценки состояния современной психологии, а также должен мотивировать студентов к самостоятельному применению усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Для решения поставленных задач педагог может выбрать различные методы, средства и приемы обучения. Ведущими формами обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, консультации.

В ходе оценивания уровня знаний студентов могут использоваться тестовые задания (в ходе и текущей и итоговой аттестации). Наряду с тестовыми заданиями, студентам предлагаются вопросы для самостоятельного изучения, а также вопросы к зачету. В ходе итоговой аттестации у студентов оценивается, прежде всего, уровень сформированности системы знаний по предмету. Для оценивания достижений студентов проводится экзамен, в ходе которого обсуждаются актуальные вопросы психологии, предлагаются для решения практические задачи.

 


Учебно-методическое издание

 

Ершова Регина Вячеславовна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.113 с.)