Основы экспериментальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы экспериментальной психологии



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

КОЛОМНА 2013

УДК 15 (075.8) Рекомендовано к изданию редакционно-
ББК 88.3я73 издательским советом ГАОУ ВПО
Е80 «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»  

 

 

Ершова Р.В.

Е 80 ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: учебно- методический комплекс /Р.В. Ершова – Коломна: МГОСГИ, 2013, - 53с.

 

Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план курса «Основы экспериментальной психологии» для студентов обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», в нем представлены подробное содержание лекционных занятий и перечень основных понятий по теме; планы семинарских занятий с вопросами для подготовки и заданиями для самостоятельной работы студентов; а также зачетное задание к курсу. В УМК также включены тематика контрольных работ по курсу, тесты для самопроверки, перечень экзаменационных вопросов, даны критерии оценки качества выступления студента на практическом занятии, методические рекомендации для студентов и преподавателей, список основной и дополнительной литературы по курсу «Основы экспериментальной психологии».

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения, обучающихся на социально-психологическом факультете, преподавателей психологии, а также всех, кто интересуется вопросами психологии.

 

 

УДК 15 (075.8)

ББК 88.3я73

 

 

© Ершова Р. В., 2013

© ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение......................................................................................................................................... 4

Примерный тематический план................................................................................................. 6

Содержание учебной дисциплины............................................................................................. 8

Тематика семинарских занятий............................................................................................... 12

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов………………………..31

Самостоятельная работа студентов………………………………………………………….............32

Зачетное задание по экспериментальной психологии……………………………………………..35

Контрольные вопросы для самопроверки по курсу……………………………………….............46

Тематика контрольных работ по курсу «Экспериментальная психология» для студентов заочной формы обучения………………………………………………………………………………47

Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Экспериментальная психология»……………………………………………………………………………………………...48

Примерные вопросы итогового теста по курсу «экспериментальная психология»…………..48

Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………………………………55

Методические рекомендации по преподаванию дисциплины……………………………………58


ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана для студентов психолого-психологических специальностей. В настоящее время актуальность приобретает умение специалиста-психолога планировать и проводить собственно экспериментальное исследование в той или иной области психологических знаний. Современные социально-политические процессы в России привели к бурному росту интереса в сфере практической психологии, при этом отмечается снижение интереса к фундаментальным исследованиям и к их методам. К тому же культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте. Как и всякий эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять некоторым критериям научности с точки зрения применения нормативов исследования. Экспериментальный метод задает те «идеальные точки опоры», которые позволяют студенту разобраться в многообразии методических подходов в современной психологии. Необходимость введения курса «Основы экспериментальной психологии» обусловлена важностью тех знаний и умений, которые приобретает будущий специалист в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяющих выстроить систему профессиональных знаний, сформировать более адекватное представление о психологической природе явлений. Особое место курса «Экспериментальная психология» в профессиональной подготовке социальных педагогов обусловлено его положением в структуре учебного плана и связано с изучением методологических оснований психологического исследования, классификаций и характеристик эмпирических методов, процедур и организации психологического исследования, социально-психологических аспектов взаимодействия экспериментатора и испытуемого. Программа курса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс экспериментальной психологии является общепрофессиональной дисциплиной и занимает важное место в системе подготовки специалистов психолого-педагогических специальностей. «Основы экспериментальной психологии» обеспечивает цикл специальной подготовки для ведения научно-исследовательской деятельности, готовит социального педагога к проведению самостоятельных исследований, совместно с курсами психодиагностики и общего психологи­ческого практикума служит ос­новой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают навыки исследовательской работы.

 

ЦЕЛЬ КУРСА

Знакомство с основами теории, методологии и практики экспери­ментальных исследований в психологии; ориентировка в системе ме­тодов психологических исследований; приобретение знаний по пла­нированию организации, проведению психологических экспериментов.

ЗАДАЧИ КУРСА

- формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса;

- овладение методом эксперимента;

- приобретение опыта математической обработки данных психологических исследований.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной дея­тельности:

- учебно-воспитательную;

- научно-методическую.

Её изучение способствует решению следующих задач профес­сиональной деятельности социального педагога:

в области учебно-воспитательной деятельности

- психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

- организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

- воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравствен­ных ценностей на основе индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-
методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие:

Общекультурных компетенций:

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

 

Общепрофессиональных компетенций:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

 

Профессиональных компетенций в социально-педагогической деятельности:

- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);

- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);

- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);

- владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);

- способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные методы психологических исследований;

· способы повышения внутренней и внешней валидности результатов психолого-педагогических исследований;

· методы контроля экспериментальных переменных;

· формы представления результатов исследования.

Уметь:

· использовать знания, полученные в курсе «Основы экспериментальной психологии» для освоения других дисциплин психолого-педагогического цикла, написания курсовых и выпускных квалификационных работ;

· планировать собственное экспериментальное исследование.

Владеть:

· системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов;

· коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований;

· быть готовым к их самостоятельному выполнению психолого-педагогических исследований.

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование раздела дисциплины семестр Л С СР
Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований. 3,4      
Эмпирические методы психолого-педагогических исследований. 3,4      
Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований.   3,4      
Обработка данных эмпирического исследования 3,4      
Интерпретация и представление результатов исследования        
ИТОГО        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.02 с.)