Простой ассоциативный эксперимент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простой ассоциативный эксперимент



Наиболее простым опытом, воспроизводящим как бы модель наиболее простого, элементарного мыслительного процесса является опыт с так называемой простой словесной реакцией или так называемый ассоциативный эксперимент.

Поместив испытуемого в возможно более спокойную обстановку, экспериментатор уславливается с ним, что на каждое данное им слово (слово – раздражитель) испытуемый будет тотчас же отвечать первым, попавшимся ему словом (слово – реакция). Слово – раздражитель может предъявляться испытуемому устно (слуховой путь).

В такой простой словесной реакции нас интересует несколько моментов. Прежде всего, речь должна идти о скорости, с которой испытуемый ответил на слово – раздражитель экспериментатора. Эта скорость, то есть промежуток времени, протекший от момента подачи раздражения до момента словесной реакции, может указать нам на сложность происходящего при такой реакции центрального процесса – соединения одной системы (слово – раздражитель) с другой (слово – реакция). Для исследования скорости речевой реакции мы можем прибегнуть к нескольким способам. Наиболее простой прибор, который мы можем использовать в этом случае, - это обычный секундомер. Он представляет собой часы, разделённые на определённое количество делений (обычно 60). Большая стрелка секундомера обегает весь круг ровно в одну минуту, проходя, таким образом, каждое из 60-ти делений в одну секунду. В свою очередь каждое из этих делений разделено не пять частей, каждая из которых равна, таким образом, 1/5 доли секунды. Нажимая на шляпку секундомера, мы пускаем стрелку в ход. Второй нажим останавливает её, третий возвращает на место.

Обычно для опытов с простыми речевыми реакциями бывает достаточен такой секундомер, который экспериментатор нажимает при подаче раздражения и останавливает при реакции испытуемого. Для более точных измерений можно пользоваться хроноскопом.

Однако, наше внимание в этом опыте обращает на себя не только скорость словесной реакции, но и её содержание. Отвечая словом – реакцией на слово – раздражитель, испытуемый может дать самые разнообразные содержания слова – реакции; содержание слова – раздражителя может ассоциироваться у него с самым различным содержанием слова – реакции. Так, испытуемый может ответить на данное конкретное слово – раздражитель реакцией конкретного содержания, непосредственно взятой из ближайшего опыта, воспроизводящего ближайшие влияния среды; с другой стороны, он может дать ответ, стоящий в более сложном соотношении с содержанием раздражителя и воспроизводящий более сложную комбинацию из прежнего опыта: таковы более сложные ассоциации, из которых можно выделить: реакции, основанные на подчеркивании определённого соотношения (например, часть – целая, причина – следствие), или какое-либо отношение испытуемого субъекта к содержанию слова – раздражителя и т.п.

Что особенно важно для постановки наших опытов, это тот факт, что между временем и содержанием словесных реакций мы можем установить некоторую связь. Чем сложнее ассоциативная реакция, тем больше времени на нее затрачивается.

Чтоб доказать это, поставим следующий опыт: сначала дадим испытуемому инструкцию – давать на услышанное им слово любую, самую простую, первую пришедшую в голову, словесную реакцию; затем усложним опыт и, предъявляя испытуемому словесный раздражитель, будем требовать от него ассоциативной реакции, произведённый на основе хотя бы принципа: дать реакцию относящуюся к раздражителю, как целое к части.

Если мы проведём целый ряд таких опытов (скажем, по 25 реакций каждой группы), мы увидим, что реакции первого типа протекают, в общем и целом значительно скорее, чем реакции второй группы.

На время протекания ассоциативных процессов оказывают влияние не только их сложность, но и иные привходящие моменты, например степень их эмоциональности.

Если мы будем давать испытуемому, среди индифферентных для него раздражителей, раздражители, носящие на себе отпечаток некоторой аффективности, близкие и интимныедля испытуемого, мы заметим что такие раздражители протекают значительно медленнее, нежели остальные, - мы встречаемся с фактом их торможения. Торможение это оказывается настолько сильным, что сказывается даже на реакциях, непосредственно следующих за ними: этот факт, который мы можем проследить на любом опыте, называется последовательным торможением или персеверацией. На основании таких симптомов мы часто можем судить о месте данного содержания словесной реакции в общей системе поведения испытуемого. Такие случаи бывают особенно тогда, когда слово – раздражитель задевает какие-нибудь аффективно – окрашенные стороны жизни испытуемого, о которых тот не хотел бы говорить или которые были ещё прежде заторможены, в силу их отрицательного характера. В таких случаях ассоциативная реакция оказывается резко задержанной, и мы говорим, что испытуемый дал нам тормозную реакцию.

Упражнение № 1. Провести простой ассоциативный эксперимент, получив ассоциативные реакции на 25 слов – раздражителей. Измерить время ассоциативных реакций с помощью секундомера.

Упражнение № 2. Провести простой ассоциативный эксперимент получив ограниченные ассоциации (часть – целая причина следствия и т.п.).

Упражнение № 3. Сравнить среднюю быстроту протекания ассоциативных реакций в случае свободных и ограниченных ассоциаций (часть целая, причина следствия и т.п.).

Упражнение № 4. Поставив опыт с записью 25-ти словесных ассоциативных реакций, указать на случаи торможения и последовательного торможения, имеющие в своей основе эмоциональный характер данной ассоциативной реакции.

Непрерывные ассоциации (цепные речевые реакции)

Если мы желаем более подробно изучить процесс ассоциации словесных реакций, не останавливаясь на одном звене – единичной словесной реакции, мы можем прибегнуть к другому способу. Мы можем дать испытуемому некоторое слово-раздражитель и за тем просить его непрерывно ассоциировать, одно за другим, целую цепь слов, так, чтоб каждая реакция сама по себе вызывала следующую словесную реакцию. Таким образом, мы получаем целую цепь словесных реакций, даваемых испытуемым, причём в инструкцию мы можем включить просьбу ассоциировать совершенно свободно, не стесняя свой ряд ассоциаций какими-либо особыми требованиями.

Если мы продолжим этот опыт, скажем, в течение двух минут, то мы получим 30 – 50 (и больше) слов, сказанных или написанных испытуемым. Анализируя их, мы найдём, что все они стоят в определенной связи один с другим.

Уже самый поверхностный анализ укажет нам на существование нескольких основных тенденций в таком непрерывном ассоциативном словесном ряде. Так, например, одни испытуемые будут долго придерживаться слов, непосредственно связанных с данным раздражителем, например: дерево (раздражитель) – липа – береза – клён – дуб – листья – корни – кора и т.д. (объективный тип ассоциаций); другие будут давать отходящие от объекта ассоциативные реакции, приближающиеся к моментам, характеризующим самого объекта, например: дерево (раздражитель) – высокое – летать – любить – плакать – страдать – радоваться – мечтать – забыть (субъективный тип ассоциаций). Анализируя в других направлениях можно отметить и другие типы ассоциативных реакций, например, конкретно-описательный, рецепторный тип и абстрактно перерабатывающий, «центральный» тип и т. п.

Если подсчитывать число ассоциативных реакций, даваемых различными испытуемыми в одну или две минуты, можно учесть и среднюю относительную скорость того и другого типа ассоциативных реакций, что даёт указание как на индивидуальные различия в скорости ассоциативных процессов, так и на различное протекание ассоциативных процессов неодинаковой сложности.

Упражнение № 5. Записать непрерывные ассоциативные (ценные) реакции на протяжении двух минут. Разобрать основной тип данных ассоциативных реакций; установить среднюю скорость каждого ряда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.008 с.)