Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксперименты на латентное научение↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Эксперименты на латентное научение Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блоджетом в Беркли. Сообщение о них было опубликовано в 1929г. Блоджет не только выполнил эксперименты, но и создал это понятие. Он заставлял 3 группы крыс пробегать через лабиринт, имеющий 6 коридоров (рис. 2). Одна группа была контрольной, а две другие – экспериментальные. Кривая ошибок для этих групп дана на рис. 3 (по Блоджету, 1929) Эти животные осуществляли пробег по лабиринту традиционным образом. Эксперимент проводился один раз в день, в конце опыта крысы находили в кормушке пищу. Группы II и III были экспериментальными. Животных II группы не кормили в лабиринте в течение первых шести дней, они получали пищу в своих клетках через 2 ч после опыта. На 7-й день крысы впервые находили пищу в конце лабиринта и продолжали находить ее там и в последующие дни. С животными III группы поступали подобным образом, с той только разницей, что они впервые находили пищу в конце лабиринта на 3-й день и продолжали находить ее в последующие дни. Наблюдалось, что экспериментальные группы, пока не находили пищу, по-видимому, не научались. Но в дни, непосредственно следующие за первым подкреплением, их кривая ошибок поразительно снижалась. Обнаружилось, что в течение неподкрепляемых проб животные научились значительно более того, чем они проявляли до этого. Это научение, которое не проявляется до тех пор, пока не вводится пища, Блоджет назвал "латентным научением". Интерпретируя эти результаты с позиций антропоморфизма, можно было бы сказать, что до тех пор, пока животные не получали никакой пищи в лабиринте, они продолжали тратить свое время для хождения по нему и продолжали заходить в тупики. Однако как только они узнавали, что будут получать пищу, по их поведению обнаруживалось, что в течение этих предыдущих неподкрепляемых проб, в процессе которых было много заходов в тупики, они научились. У них образовалась "карта", и позднее, когда был соответствующий мотив, они смогли использовать ее. 17) Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании. Несколько основных классов проявлений бессознательного
Психоанализ как терапия «Применение психоанализа к лечению неврозов является лишь одной из многих возможностей использования психоанализа. Вполне возможно, что будущее ещё покажет, что лечение неврозов является не самым важным применением психоанализа». Цитата взята из работы Фрейда «Проблема дилетантского анализа» (1926), в которой отражаются бурные споры в вопросе о том, с каким именно образованием необходимо допускать к психоаналитическому обучению. Фрейд не считал, что врачи лучше подготовлены, так как их образование ничем не лучше подготовленности представителей других гуманитарных профессий. Ещё в статье «Психоанализ», написанной для издаваемой Максом Маркузе энциклопедии по сексологии, Фрейд рассматривал психоанализ в качестве: 1) научного метода исследования психических процессов, 2) метода лечения невротических расстройств и 3) путём к созданию новой научной дисциплины. Тут хорошо видно, что хотя психоанализ никогда невозможно представить без проведения аналитического лечения, тем не менее на переднем плане стоит научно-исследовательский аспект. Для самого Фрейда всегда характерна тесная взаимосвязь лечения и научных исследований, «опыт доказал, что невозможно эффективно лечить, не познавая нового, как и наоборот, нельзя открыть новое, не ощущая его благотворного воздействия на практику. Наш психоаналитический метод является единственным, где происходит столь ценное совпадение теории и практики». Однако подобного рода «ценное совпадение» встречается в психоаналитической работе лишь тогда, когда познавательные и исследовательские интересы психоаналитика не исчезают полностью из-за поглощённостью терапией. 18) Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг. Психоанализ предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые исследователи причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция. Важнейшие направления психоанализа
Техники (и этапы анализа)
Топическая модель психического аппарата
Структурная модель психики Позднее Фрейд предложил такую структуру психики:
19) Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека. Сновидящий во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность. Наука, изучающая сны, называется онейрологией. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого движения глаз (БДГ). Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом и временным расслаблением скелетных мышц тела. В последнее время доказали, что сны снятся и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные. Все люди способны видеть сны, но не все могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым людям вспоминаются сны тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением. Замечено, что если человек живёт эмоционально насыщенной жизнью и его гормональная система работает интенсивно и разнообразно, то после бурного дня, сновидений может и не быть. Однако если жизнь человека однообразна (например, он пребывает в затяжной депрессии), при которой на протяжении длительного периода времени вырабатываются одинаковые химические вещества, то ему начинают сниться «яркие сны». Таким образом, сновидения могут являться защитной психофизиологической мерой от простоя эндокринной системы, компенсируя выработку однотипных веществ при повседневной жизнедеятельности. Возможна и обратная связь. Примером таковой являются эротические сны в возрасте полового созревания. История Сэр Фрэнсис Гальтон первым попробовал провести ассоциативный эксперимент в 1879 году. Он выбрал 75 слов, написал каждое из них на отдельной карточке. Затем он брал карточки по одной и смотрел на них. Он записал возникшие мысли при просмотре для каждого слова из списка, но отказался публиковать результаты. «Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчетливостью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их». Метод в психоанализе Во время этого метода клиента просят расслабиться в кресле или на кушетке; психоаналитик располагается, как правило, вне поля зрения клиента. В основе правила лежит предпосылка, что одна свободная ассоциация влечёт за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном. Свободные ассоциации интерпретируются как символическое выражение подавленных мыслей и чувств. Аналитик использует метод для изучения основных психоаналитических процессов — проекции, переноса и сопротивления. Согласно Фрейду, свободные ассоциации на самом деле не «свободные», а направляются неосознанным процессом. Сознание «пропускает» этот неосознанный материал, поскольку он идёт в символической форме. В расслабленном состоянии у клиента вытесненный материал с помощью свободных ассоциаций постепенно всплывает на поверхность сознания, при этом освобождается психическая энергия и лучше понимаются неосознанные конфликты личности, что в целом ведёт к повышению адаптивности личности. 21) В работе "Введение в психоанализ" 3. Фрейд выделяет три группы ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ. В первую группу он вводит: ОГОВОРКИ (когда желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое); ОПИСКИ (когда вместо одного слова, человек пишет другое, что может быть им замечено или остаться незамеченным); ОЧИТКИ (когда читают не то, что написано или напечатано); ОСЛЫШКИ (когда человек, не имеющий нарушения слуха, слышит не то, что говорится). Во вторую группу ошибочных действий входят: временное ЗАБЫВАНИЕ (когда человек не может вдруг вспомнить, то, что хорошо знает, например, имя знакомого человека, которое наверняка знает и обычно потом неожиданно для себя вспоминает); НЕВЫПОЛНЕНИЕ в определенный момент времени НАМЕРЕНЬЯ, о котором потом позднее вспоминают. В третью группу входят ЗАПРЯТЫВАНИЯ (когда какой-либо предмет куда-то так убирается, что его потом невозможно найти); ЗАТЕРИВАНИЯ (когда какая-либо вещь просто куда-то вдруг исчезает, вызывая удивление ее владельца); ОШИБКИ-ЗАБЛУЖДЕНИЯ (когда какое-либо время человек верит чему-то, о чем до и после знает, что это не соответствует действительности). Внутренне сходство всех этих ошибочных действий выражается в их названиях приставками "О-" или "ЗА-" Все они на первый взгляд весьма несущественны. Однако, как доказал психоанализ, они не являются случайностями и представляют собой серьезные психические акты. Эти акты имеют действительный несомненный и очевидный смысл и дают ценный материал для понимания глубинных процессов в душе человека. Так, например, оговорка специалиста-медика, что в городе с миллионным населением, понимающих анатомию носовой полости можно сосчитать по одному пальцу, означает фактически, что есть только один человек в городе, который это понимает, этот человек - он сам; или оговорка дамы, что ее муж может есть и пить все, что я захочу, имеет смысл - "Как смеет он хотеть? Он может хотеть съесть и выпить только то, что ему предложу я сама". Как доказал 3. Фрейд, эти ошибочные действия возникают благодаря противодействию двух различных интерферирующих намерений, мешающих проявиться одному из них - истинному. Это был первый теоретический вывод психоанализа по поводу ошибочных действий, о которых ранее в психологии не было неизвестно. Второй результат психоанализа состоит в том, что он доказал, что ошибочное действие есть психический акт, наблюдающийся в душевной жизни человека, но не вызванный непосредственно физическими, органическими, материальными воздействиями, которые не имеют отношения к области психологии, а есть психический процесс, имеющий содержание, смысл из-за наличия скрытого намерения. В ошибочных действиях есть всегда нарушенное намерение и нарушающее намерение, которые вступают в определенные взаимоотношения друг другом. Ошибочное действие возникает из содержания нарушенного намерения, либо как-то связано с этим содержанием. Иногда ошибочное действие имеет отношение к тому ходу мыслей, которые занимали человека до сего момента, имеет ассоциативную связь между двумя намерениями не содержательную, устанавливаемую окольными путями. 3. Фрейд обнаружил, что исходя из специфики намерений, все ошибочные действия можно разделить на три группы. В первую группу он отнес случаи, когда человеку известно нарушающее намерение, т.к. он его чувствовал перед ошибочным действием. Во вторую группу внесены ошибочные действия, при которых человек признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно стало активным перед ошибочным действием. К третьей группе он отнес случаи, когда человек энергично отвергает толкование нарушающего намерения, утверждая, что оно ему совершенно чуждо. То есть у человека могут проявиться намерения, о которых он сам ничего не знает, но о которых психоаналитик может судить на основании косвенных показателей. Во всех группах намерения оттесняются и отличаются лишь степенью оттеснения нарушающего намерения. Основной вывод: подавление имеющегося намерения что-либо сделать или сказать является непременным условием возникновения ошибочного действия человека. Резюмируя, 3. Фрейд утверждает, что ошибочные действия можно рассматривать как компромисс между нарушающей и нарушенной тенденцией. Эти действия являются психическими актами, в которых можно усмотреть смысл и намерение. Они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, при этом одно из этих намерений подвергается оттеснению. Но поскольку в бессознательном вытесненное желание продолжает существовать и ждет только первой возможности чтобы послать от себя в сознание своего заместителя, то оттесненное намерение в результате проявляется в нарушении другого намерения. Нарушающая тенденция может иметь отношение к самому человеку, к месту, времени, к неприятным воспоминаниям, которых человек хочет избежать и чему-либо другому. И психоаналитику остается только узнать, почему намерение не выражается по-другому и менее замаскированно. Для этого надо просто спросить человека, почему он, например, сделал, именно такую оговорку и что он может о ней сказать. На поставленный вопрос он даст первое пришедшее ему в голову объяснение. Этот ответ выявляет и раскрывает истинный смысл искомого, так как пришедшая спрашиваемому мысль с точки зрения психоанализа не произвольна, а вполне детерминирована важными внутренними установками и ассоциативно связана со скрытым содержанием. Этот прием и его результат и есть, по мнению 3. Фрейда, психоанализ и образец любого психоаналитического исследования.
22) Структура личности по Фрейду: Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. - "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я". Первая (нижняя) часть этой структуры - Ид - почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побуждений, которые никогда не осознавались, так и из тех, которые в силу их неприемлемости для данной личности оказались вытесненными из сознания, причем настолько прочно, словно их никогда в сознании и не было. При этом, как считает Фрейд, в Ид не входят морально-этические компоненты, несмотря на то, что вытеснение каких-то моментов из сознания в Ид было вызвано именно их морально-этической неприемлемостью. Говоря словами Ницше, Ид находится «по ту сторону добра и зла», не различая их. Защитные механизмы: 1) отрицание; - подавление внутренних импульсов идущих от "Сверх-Я"; 2)рационализация - способ разумного оправдания любых поступков, противоречащих внутренним нормам; 3) формирование реакций - когда люди мотив неприятный для себя выражают в мотиве противоположного типа; 4) проекция - приписывание другим людям своих недостатков;4) интеллектуализация - попытка уйти от угрожающей ситуации путем абстракции; 5) замещение - частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом. Основные черты Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии: 1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций). 2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт). 3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание). 4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт). 5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). Главное, по Перлсу, - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения - клише, т. е. стереотипных способов взаимодействия и игр (или ролей), в которых мы притворяемся такими, какими хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик. Обычно человек избегает его, возвращаясь на поверхностные уровни поведения, но, если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к “внутреннему взрыву”, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем - к внешнему взрыву - вспышке эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии, и возможность жить в настоящем. 24) Теория К. Роджерса. По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди. Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех. Разработал основы индирективной терапии - “терапии, центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию. В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет “феноменальным полем”, уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге - к невротизации личности. Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитие личности. Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, “полностью функционирующим”. Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как “недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера - атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем, Роджерс обозначил свою терапию как “терапию, центрированную на клиенте”. Роджерс утверждал, что «клиент» (он использовал это слово вместо слова «пациент») знает лучше, чем кто- либо, в чем заключается его проблема, и вместе с консультантом может сам найти ее решение. Консультант не направляет, не дает советов, не интерпретирует, не хвалит, не высказывает неодобрения, не выдвигает предложений. Основная применяемая им техника – «отражение чувств»: каждый раз, когда клиент говорит, реакция консультанта заключается в сообщении клиенту, как он понимает его мысль или чувство. С помощью такого психологического зеркала клиент лучше понимает собственные проблемы., т. е., важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта. Роджерс пришел к выводу, обсуждаемому в работе Центрированная на клиенте терапия, что установки консультанта имеют большее значение, чем его техника. Условия, необходимые для «психотерапевтического изменения личности», создаются, если консультант способен продемонстрировать три существенных качества: «конгруэнтность», т.е. подлинность, реальность, свободу от фасада; «эмпатию», т.е. понимание мира, как его видит клиент, и возможность донести это понимание до клиента; и «безусловное позитивное отношение», т.е. признание личности клиента и уважение к нему, независимо от его проблем или степени антисоциальности. Кроме того, К. Роджерс развивал личностно - центрированную терапию, принципы которой (главное внимание - личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты.История развития Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетика Грегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы. В основу НЛП легла техника копирования вербального и невербального поведения трех психотерапевтов: Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз)[12]. В начале 1980-х Бендлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на бренд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий. В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию. Около 2001 года история с судебными исками была завершена. Общие сведения: Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов, практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы. Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта». Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять. НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении. Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.
Эксперименты на латентное научение Первые эксперименты на латентное научение были проведены Блоджетом в Беркли. Сообщение о них было опубликовано в 1929г. Блоджет не только выполнил эксперименты, но и создал это понятие. Он заставлял 3 группы крыс пробегать через лабиринт, имеющий 6 коридоров (рис. 2). Одна группа была контрольной, а две другие – экспериментальные. Кривая ошибок для этих групп дана на рис. 3 (по Блоджету, 1929) Эти животные осуществляли пробег по лабиринту традиционным образом. Эксперимент проводился один раз в день, в конце опыта крысы находили в кормушке пищу. Группы II и III были экспериментальными. Животных II группы не кормили в лабиринте в течение первых шести дней, они получали пищу в своих клетках через 2 ч после опыта. На 7-й день крысы впервые находили пищу в конце лабиринта и продолжали находить ее там и в последующие дни. С животными III группы поступали подобным образом, с той только разницей, что они впервые находили пищу в конце лабиринта на 3-й день и продолжали находить ее в последующие дни. Наблюдалось, что экспериментальные группы, пока не находили пищу, по-видимому, не научались. Но в дни, непосредственно следующие за первым подкреплением, их кривая ошибок поразительно снижалась. Обнаружилось, что в течение неподкрепляемых проб животные научились значительно более того, чем они проявляли до этого. Это научение, которое не проявляется до тех пор, пока не вводится пища, Блоджет назвал "латентным научением". Интерпретируя эти результаты с позиций антропоморфизма, можно было бы сказать, что до тех пор, пока животные не получали никакой пищи в лабиринте, они продолжали тратить свое время для хождения по нему и продолжали заходить в тупики. Однако как только они узнавали, что будут получать пищу, по их поведению обнаруживалось, что в течение этих предыдущих неподкрепляемых проб, в процессе которых было много заходов в тупики, они научились. У них образовалась "карта", и позднее, когда был соответствующий мотив, они смогли использовать ее. 17) Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.012 с.) |