Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ научных исследований в проблемном поле психологии – анализ научных статей из психологических журналовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Принято различать две формы: квалификационную (курсовая, дипломная работа, диссертация) и научноисследовательскую (устные сообщения, публикации: монографии, научные статьи, отчеты и т.п.). Несмотря на специфические особенности и требования, предъявляемые к указанным формам представления результатов, они имеют много общего. Для того, чтобы научиться писать квалификационную работу, в первую очередь, необходимо овладеть навыками анализа научных сообщений. Тем более, что умение читать и понимать научные статьи является одним из наиболее важных требований, предъявляемых профессиональному психологу. Поскольку объем журнала ограничен, и ученому приходится выполнять много иных обязанностей, представление результатов должно быть ясным и лаконичным. В то же время статьи предназначены для других ученых, в частности для тех, кто работает в той же самой области, поэтому необходимой предпосылкой их написания является знание истории исследований в этой области и их методологии. Это условие превращает работу над журнальными статьями в непростую задачу для студентов. Но даже если вам после окончания ВУЗа не представится возможность проводить научные исследования по психологии, то для практической работы психологом, часто будет необходимо подкреплять свои действия современными научными достижениями, использовать их для улучшения и повышения эффективности деятельности, а это, в свою очередь, требует навыков работы с научным текстом.
Цель задания (часть 2): формирование знаний, умений и навыков работы с научной литературой (анализа научных статей), способствующих пониманию принципов планирования и проведения психологических исследований. 1. Проведите предварительное ознакомление с опубликованными в психологических журналах статьями за определенный период времени (например, необходимо найти 6номера «Вопросы психологии», «Психологического журнала» или 4е номера «Вестника МГУ» за последние 3года). Выберите для последующего анализа три наиболее интересные для Вас статьи эмпирического характера, а также три статьи по теме Вашей курсовой работы. 2. Выберите для последующего анализа три наиболее интересные для Вас статьи эмпирического характера, а также три статьи по теме Вашей курсовой (дипломной) работы. 3. Прочитайте выбранные статьи после предварительного ознакомления с рекомендуемой литературой (Приложение 2) и текстом «Как читать научные статьи» (Приложение 1), которые даны ниже. Помните, что большинство психологических статей являются по своей сути техническими отчетами, написанными иногда сложным языком и набитыми статистическими данными и графиками. Для того чтобы разобраться в них, необходим некоторый навык. Проанализируйте научную статью и заполните форму, представьте результаты анализа в виде отчета (отчет – это реферативное изложение содержания статей плюс заполненная на статью форма). В Приложении 3 вы найдете всю необходимую дополнительную информацию по стилистическому оформлению отчета. Отчет оформляется только в машинописном виде! Форма для регистрации статьи После прочтения статьи вы заполняете экземпляр формы: · тема (точные выходные данные в соответствии с правилами библиографических описаний); · аннотация (реферат); · ключевые слова; · список литературы; · проблема исследования и способ ее решения в данном случае (конкретным исследователем); · гипотеза исследования; · описание методов и процедуры, описание участников исследования; · операциональные определения всех переменных, описание зависимых и независимых переменных; · описание использованных методов математической обработки данных, наличие графической и табличной форм представления результатов; · результаты исследования и их обсуждение; · ваши любые критические замечания, все вопросы к автору статьи, которые вам удалось сформулировать; · необходимость дополнительных исследований, для ответа на возникшие вопросы (как можно улучшить исследование?). Приложение 1 КАК ЧИТАТЬ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ Не существует какого-либо особого правила чтения статьи, но можно выделить несколько рекомендаций: 1. Внимательно прочитайте заголовок и постарайтесь определить ту общую категорию внутри психологии, которой посвящено исследование. Возьмем для примера статью «Возрастные изменения в скорости чтения в условиях статистического и динамического предъявления текстов» («Вопросы психологии». №4. 2007. с. 36 – 45.). На основании заголовка вы можете заключить, что автор статьи, очевидно, исследует тему научения, также мы можем увидеть, что «скорость чтения» зависимая переменная (то, что измеряет исследователь), а «независимые переменные» (то, чем варьирует или управляет исследователь) способ предъявления текста (движущийся, статический), а также возраст испытуемых. Также из заголовка мы можем заключить, что в качестве испытуемых выступали люди разных возрастных групп. Не так уж мало мы узнали только из заголовка. Можно не просто прочитать заголовок, но попытаться задать конкретные вопросы об изучаемой проблеме и процедурах. Вы можете спросить: «Какой экспериментальный план используется: межгрупповой или внутригрупповой»? «Какие способы контроля автор использует?» «Почему так важно изучать скорость чтения в условиях динамического предъявления текста?», «Предлагает ли автор на основе полученных им результатов свою, более эффективную методику обучения чтению?», «Как можно совершенствовать навык чтения?» «Какие еще факторы (кроме способа предъявления текста) могут влиять на скорость чтения?», «Можно ли результаты использовать в практике составления рекламных сообщений?» и т.п. Сделайте упражнение: откройте содержание любого журнала и попытайтесь проанализировать заголовки статей и задать несколько вопросов, подобные тем, что в приведенном примере. 2. В начале большинства журнальных статей дается краткий обзор основных результатов, используемых методов, оценка всей статьи, а также ключевые слова. Внимательное прочтение этого обзора и немного любознательности помогут лучше понять статью. Прочитайте ключевые слова, найдите те, которые вам незнакомы. Обратитесь к психологическим словарям для «заполнения» пробелов в вашем «незнании». 3. Познакомьтесь с общей структурой статьи: первыми указываются название статьи и данные об авторе, затем краткое резюме (или аннотация/реферат), сущность исследования, куда включается обзор проделанных ранее работ, далее следует описание самого эксперимента и полученных результатов, проводится их обсуждение, делаются выводы и даются ссылки на литературу. Далее вам необходимо прочитать всю статью. Вы должны внимательно прочитать каждый раздел: - Теоретический обзор по проблеме исследования (обзор литературы) – очень важный раздел, оказывающий влияние на адекватное понимание последующего текста. Конечно, качество этого раздела в конкретной статье зависит от того, насколько автор сознательно и ответственно подошел к ответу на вопрос «Как выяснить, что уже сделано?». Он в своем исследовании опирался на предшественников, тех, кто уже внес какой-либо вклад в изучение той или иной проблемы. Внимательное ознакомление с этим разделом позволит лучше следить за исследовательской мыслью автора. Также в этом разделе раскрываются причины, которые дают основание считать проведенное исследование актуальным. Иногда авторы пишут очень туманно и путано, а иногда кажется, что в их статьях теория – разбрелась как коровы на поле, воинственно жующие траву («мелкую поросль эмпирических фактов»). Обратите внимание на то, какие вопросы ставит сам автор, какие противоречия/разногласия ему удалось обнаружить, на какие психологические теории или концепции он опирался при планировании, проведении исследования, а также как его «теоретическая ориентация» повлияла на раздел «обсуждение результатов» и формулировку выводов. Обратите внимание на список цитируемой автором литературы. Может быть, какая-то из книг стоит на полке в вашей собственной библиотеке? В процессе чтения этого раздела рекомендуется записать все незнакомые вам понятия для того, чтобы посмотреть их чуть позже(или сразу) в психологическом словаре. И последнее: при чтении старайтесь ставить все под сомнение – (а так ли все на самом деле?), будьте критичны, мысленно дискутируйте/спорьте с автором, но не увлекайтесь. При чтении литературы важно задавать вопросы! В ходе ознаколения с этим разделом у вас могут возникнуть вопросы: Чему посвящено исследование? Какова общая проблема? Какие результаты получили другие исследователи? Кого автор цитирует в качестве релевантных исследователей в данной области? - Раздел, в котором описываются гипотезы. Обратите внимание на формулировку автором гипотез своего исследования. Соответствуют ли они требованиям, предъявляемым к научным гипотезам? Например, фальсифицируемы (проверяемы) ли они? Какое операциональное определение дает автор своим переменным? - Описывая методы, обратите особое внимание на этот раздел, используйте то, что вы узнали из курса «Экспериментальная психология» или источники 7 и 11 из списка рекомендуемой литературы. Какие методы использовал автор? Каков был план эксперимента? Кто участвовал в исследовании? Как предъявлялся стимульный материал? Какова была процедура исследования? - Раздел результаты, и их обсуждение. Какие основные результаты были получены автором? Как они были представлены? Какие методы математической обработки эмпирических данных использовались? Как автор интерпретирует данные? Можно ли интерпретировать данные как-то иначе? - Раздел выводы. Что показало данное исследование? Соответствуют ли выводы полученным результатам? Какие еще можно сделать выводы на основе результатов исследования? А также: О чем автор умолчал в своей статье? Можно ли улучшить исследование? Что вы узнали из этой статьи? Какой новый эксперимент можно теперь поставить? Если вы сумеете ответить на эти вопросы при чтении любых статей, вы научитесь хорошо их понимать. Иными словами, типовой схемой чтения статьи будет такая: 1) прочитать статью творчески, в первую очередь тщательно ознакомиться с аннотацией, которая поможет понять остальную часть статьи; 2) просмотреть статью поверхностно, чтобы составить представление о проблеме, плане и выводах; 3) прочитать статью подробно, детализовано; 4) просмотреть статью еще раз, выделить основные пункты; 5) в процессе чтения сформулировать вопросы 6) пересказать статью, ответить на появившиеся вопросы. Приложение 2 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Рудей О.А., Березина В.А. Организация образовательного процесса студентов психологов: науч.метод. разработка. Екатеринбург, 2007. См.: Гл. 3.: § 3.1. Культура научнописьменной речи. 2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2006. См.: Гл. 2, 4, 5, 6, гл. 8 § 8.1 и 8.2. 3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование: курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2004. См.: Гл. 2, 3, Приложение 2 и 3. 4. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. СПб., 2003. Гл. 9, 10. 5. Организационная структура современного научного исследования в психологии: Хрестоматия/ Сост. П.С. Гончарь. Екатеринбург, 2006. 6. Психологические словари. 7. Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб., 2005. 8. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. М., 2002. 9. Диксон Уоллес. 20 великих открытий в детской психологии. СПб., 2004. 10. Роджер Р. Хок. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб., 2003. 11. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб., 2004. 12. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу. М., 1973. Приложение 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.012 с.) |