Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гаоу впо «московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Поиск

ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Кафедра психологии

Р. В. Ершова

ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

КОЛОМНА 2013

УДК 15 (075.8) Рекомендовано к изданию редакционно-
ББК 88.3я73 издательским советом ГАОУ ВПО
Е80 «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»  

 

 

Ершова Р.В.

Е 80 ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: учебно- методический комплекс /Р.В. Ершова – Коломна: МГОСГИ, 2013, - 53с.

 

Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план курса «Основы экспериментальной психологии» для студентов обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», в нем представлены подробное содержание лекционных занятий и перечень основных понятий по теме; планы семинарских занятий с вопросами для подготовки и заданиями для самостоятельной работы студентов; а также зачетное задание к курсу. В УМК также включены тематика контрольных работ по курсу, тесты для самопроверки, перечень экзаменационных вопросов, даны критерии оценки качества выступления студента на практическом занятии, методические рекомендации для студентов и преподавателей, список основной и дополнительной литературы по курсу «Основы экспериментальной психологии».

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов всех форм обучения, обучающихся на социально-психологическом факультете, преподавателей психологии, а также всех, кто интересуется вопросами психологии.

 

 

УДК 15 (075.8)

ББК 88.3я73

 

 

© Ершова Р. В., 2013

© ГАОУ ВПО «МГОСГИ», 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение......................................................................................................................................... 4

Примерный тематический план................................................................................................. 6

Содержание учебной дисциплины............................................................................................. 8

Тематика семинарских занятий............................................................................................... 12

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов………………………..31

Самостоятельная работа студентов………………………………………………………….............32

Зачетное задание по экспериментальной психологии……………………………………………..35

Контрольные вопросы для самопроверки по курсу……………………………………….............46

Тематика контрольных работ по курсу «Экспериментальная психология» для студентов заочной формы обучения………………………………………………………………………………47

Примерный перечень экзаменационных вопросов по курсу «Экспериментальная психология»……………………………………………………………………………………………...48

Примерные вопросы итогового теста по курсу «экспериментальная психология»…………..48

Учебно-методическое обеспечение курса……………………………………………………………55

Методические рекомендации по преподаванию дисциплины……………………………………58


ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса разработана для студентов психолого-психологических специальностей. В настоящее время актуальность приобретает умение специалиста-психолога планировать и проводить собственно экспериментальное исследование в той или иной области психологических знаний. Современные социально-политические процессы в России привели к бурному росту интереса в сфере практической психологии, при этом отмечается снижение интереса к фундаментальным исследованиям и к их методам. К тому же культура психологического эксперимента в нашей стране традиционно была не на высоте. Как и всякий эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять некоторым критериям научности с точки зрения применения нормативов исследования. Экспериментальный метод задает те «идеальные точки опоры», которые позволяют студенту разобраться в многообразии методических подходов в современной психологии. Необходимость введения курса «Основы экспериментальной психологии» обусловлена важностью тех знаний и умений, которые приобретает будущий специалист в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяющих выстроить систему профессиональных знаний, сформировать более адекватное представление о психологической природе явлений. Особое место курса «Экспериментальная психология» в профессиональной подготовке социальных педагогов обусловлено его положением в структуре учебного плана и связано с изучением методологических оснований психологического исследования, классификаций и характеристик эмпирических методов, процедур и организации психологического исследования, социально-психологических аспектов взаимодействия экспериментатора и испытуемого. Программа курса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс экспериментальной психологии является общепрофессиональной дисциплиной и занимает важное место в системе подготовки специалистов психолого-педагогических специальностей. «Основы экспериментальной психологии» обеспечивает цикл специальной подготовки для ведения научно-исследовательской деятельности, готовит социального педагога к проведению самостоятельных исследований, совместно с курсами психодиагностики и общего психологи­ческого практикума служит ос­новой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают навыки исследовательской работы.

 

ЦЕЛЬ КУРСА

Знакомство с основами теории, методологии и практики экспери­ментальных исследований в психологии; ориентировка в системе ме­тодов психологических исследований; приобретение знаний по пла­нированию организации, проведению психологических экспериментов.

ЗАДАЧИ КУРСА

- формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса;

- овладение методом эксперимента;

- приобретение опыта математической обработки данных психологических исследований.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной дея­тельности:

- учебно-воспитательную;

- научно-методическую.

Её изучение способствует решению следующих задач профес­сиональной деятельности социального педагога:

в области учебно-воспитательной деятельности

- психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

- организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

- воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравствен­ных ценностей на основе индивидуального подхода;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-
методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие:

Общекультурных компетенций:

- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

- владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);

- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-7);

- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

- способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);

 

Общепрофессиональных компетенций:

- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);

- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9);

- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

- способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

 

Профессиональных компетенций в социально-педагогической деятельности:

- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1);

- способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2);

- умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП-3);

- способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП-4);

- владеет методами социальной диагностики (ПКСП-6);

- способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами (ПКСП-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

· основные методы психологических исследований;

· способы повышения внутренней и внешней валидности результатов психолого-педагогических исследований;

· методы контроля экспериментальных переменных;

· формы представления результатов исследования.

Уметь:

· использовать знания, полученные в курсе «Основы экспериментальной психологии» для освоения других дисциплин психолого-педагогического цикла, написания курсовых и выпускных квалификационных работ;

· планировать собственное экспериментальное исследование.

Владеть:

· системой понятий, характеризующих отличия в системах психологических гипотез и психологических методов;

· коммуникативной компетентностью для установления необходимых доверительных отношений с участниками исследований;

· быть готовым к их самостоятельному выполнению психолого-педагогических исследований.

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование раздела дисциплины семестр Л С СР
Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований. 3,4      
Эмпирические методы психолого-педагогических исследований. 3,4      
Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований.   3,4      
Обработка данных эмпирического исследования 3,4      
Интерпретация и представление результатов исследования        
ИТОГО        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (дидактические единицы)
  Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований. Актуальное состояние экспериментальной психологии. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Связь теории метода с методологией научного познания. Развитие экспериментальной психологии и дифференциация поня­тий «метод» и «методика исследования». Метод как способ сбора дан­ных. Психологические методики и проблема выделения психологичес­ких переменных. Типы эмпирических данных в психологии. Естественнонаучное и психологическое исследование. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Основные общенаучные исследовательские методы. Классификация методов психологического исследования
  Эмпирические методы психолого-педагогических исследований. Классификация методов психологического исследования. Пассивно-наблюдающие исследования и активное экс­периментирование в психологии. Неэкспериментальные психологические методы. Наблюдение. Виды психоло­гического наблюдения. Контроль субъективных факторов в отчетах на­блюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных схемах Беседа. Архивный метод. Психологическое измерение. Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных. Психологическое шкалирование и психодиагностические методи­ки при реализации экспериментального метода. Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента. Эксперимент.
  Основы планирования психологического эксперимента. Классификация экспериментальных схем. Проблема внутренней и внешней валидности экспериментальных исследований.   Общая характеристика психологического эксперимента. Типы экспериментов в психологии. Специфика лабораторного эксперимента. Естественные эксперименты и полевые исследования в психологии. Формирующий экспери­мент. «Естественный» психологический эксперимент и «социальные» эксперименты. Психолого-педагогические исследования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Репрезен­тативность выборки испытуемых. Стратегии отбора и подбора испыту­емых в группы. Планирование эксперимента как средство повышения его валидности. Экспериментальные планы. Понятия надежности, репрезентативности и валидности. Виды валидности при оценке психологического эксперимента. Внутренняя валидность эксперимента и принятие решения об экс­периментальном эффекте. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Конструктная валидность. Опе­рациональная валидность. Валидность эксперимента и валидность выводов. Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора. Основные виды артефактных выводов и пути преодоления артефактов.  
  Обработка данных эмпирического исследования Общее представление об обработке данных. Первичная статистическая обработка данных. Вторичная статистическая обработка данных. Количественный анализ экспериментальных данных. Принятие решения о выборе метода статистической обработки данных. Качественный анализ результатов.  
  Интерпретация и представление результатов исследования Интерпретация и обобщение результатов исследования. Формы представления результатов исследования. Требования к оформлению научной статьи.  

Приложение

ЗАНЯТИЕ 1

1. Какие личностные качества отличают психолога-экспериментатора от психо­лога-практика (по Р. Кеттеллу)?

2. В чем особенности «понимающей» и экспериментальной психологии?

3. Какую классификацию методов психологического исследования предложил Б.Г. Ананьев?

4. Каковы причины типичных ошибок наблюдения?

5. Почему беседа может считаться специфически психологическим методом иссле­дования?

ЗАНЯТИЕ 2

1. Как связаны теоретические позиции исследователей с характером интерпретации данных эксперимента.

2. Какие критерии используются для оценки свободных ассоциативных реакций.

3. Чем отличаются синтагматические ассоциативные реакции от парадигматических?

4. Укажите различие между центральными и периферическими ассоциативными реакциями.

5. Что собой представляет парный ассоциативный эксперимент?

6. Почему направленный ассоциативный эксперимент оценивает уровень речевого развития?

7. Укажите критерии оценки результатов направленного ассоциативного эксперимента.

8. Можно ли с помощью направленного ассоциативного эксперимента оценить умственные особенности испытуемых.

9. Перечислите основные показатели цепного ассоциативного эксперимента

10. О каких изменениях речемыслительной деятельности можно судить по показателям цепного ассоциативного эксперимента.

Приложение

Список слов - стимулов

1. Армия 16. Петь

2. Музыка 17. Горький

3. Болезнь 18. Дверь

4. Рука 19. Гулять

5. Гладкий 20. Ветер

6. Свистеть 21. Цветок

7. Сладкий 22. Праздник

8. Окно 23. Лекарство

9. Спать 24. Ботинок

10. Погода 25. Блестящий

11. Дерево 26. Кричать

12. Танцы 27. Солёный

13. Врач 28. Стена

14. Нога 29. Ходить

15. Мягкий 30. Солнце

 

Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемые составляют таблицу (табл. № 1).

После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары стимул – реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции, в свою очередь, делятся на группы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических.

Логические связи – это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть (например, армия – солдат или болезнь – смертельная), то ставится любой опознавательный знак (типа галочки) в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе «периферическая логическая реакция» (например, армия – танец или болезнь – еда). Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.п. Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций – не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов.

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Под синтагматическим вариантом связи между словом – стимулом и словом-реакцией понимается связь между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями (хороший – поступок, дождь – идёт). Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории (хороший – плохой, дождь – грязь). Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о комплексности мышления, неумении испытуемого выделять рядоположенные объекты и их признаки. Эта комплексность мышления, по мнению Выготского Л.С., составляет специфику детского мышления с его синкретизмом, комплексностью: предмет или признак видятся вместе с дополняющими их аксессуарами (характерная ассоциативная реакция у детей: экватор – копает, мальчик – дерётся, молоко - белое). Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций – не менее 70 %. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, от некотором инфантилизме мышления. Иногда это может быть следствием индивидуально-психологических особенностей испытуемого вроде правосторонней ассиметрии мозга (тип художника).

 

 

Таблица 1

 

Список слов – стимулов

 

 

1. Злость 16. Вершина

2. Господин 17. Тусклый

3. Нерасторопность 18. Любить

4. Позор 19. Суша

5. Соперник 20. Культура

6. Чёрный 21. Женщина

7. Прыгать 22. Ребенок

8. Красивый 23. Находка

9. Целина 24. Надежда

10. Гуманность 25. Мороз

11. Смех 26. Работа

12. Атака 27. Гладкий

13. Буря 28. Взять

14. Скука 29. Похвала

15. Беда 30. Адажио

 

Для оценки экспериментальных результатов следует подготовить таблицу (табл. № 1) с указанием адекватных реакций, неадекватных и приблизительно правильных, так называемых семантических парафазий (пара – около, фазус – смысл).

При хорошем или удовлетворительном знании языка и активном использовании его внутренних структурных связей испытуемые покажут высокие результаты по второй колонки – адекватным реакциям до 100 %.

Таблица 2

Цепной ассоциативный тест

 

Под цепной ассоциацией понимают неуправляемое, спонтанное протекание процесса воспроизведения содержания сознания и подсознания субъекта, так называемый «поток подсознания». Этим методом охотно пользуются специалисты по психоанализу. В индивидуальной беседе со своими пациентами они предлагают им в расслабленном состоянии с отсутствием или пониженным самоконтролем говорить все, что им вздумается, т.е. предлагают им «выговориться». Позднее этот речевой материал анализируют для выявления неосознанных тревог, фобий, влечений и перевода их на уровень осознания, вербализации. Для большого удобства и надёжности результатов испытуемым предлагается произносить любые пришедшие им в голову отдельные слова за определенный период времени. В результате получается цепочка ассоциативных реакций, составленная из отдельных слов. Эти слова независимо от желания испытуемых объединяются в определенные семантические группы, или семантические гнёзда. Размер и количество семантических гнёзд при этом может быть разным, что и определяет индивидуальные особенности. В одном гнезде может быть от одного слова до нескольких и даже до всех слов цепочки: например, в цепочке «песня, веселая, голос, красивый, металл, золото, серебро, блестит, весна, цветы, аромат» выделяются три семантических гнезда по 3 – 4 слова в каждом. Эти гнёзда в соответствии с их содержанием подводят под более общую категорию – название. В данном примере это могут быть названия «красивая песня», «блестящий металл», «цветущая весна». Судя по названиям и небольшим размерам семантических гнёзд данный испытуемый не испытывает особых тревог и каких- либо беспокойств, поэтому психоаналитик ограничивается обычной беседой. Если же размеры гнезда становятся крупными – 10 – 15 слов, а названия отражают неприятные эмоциональные события, например страх ограбления или болезненное состояние, задачей психоаналитика становится разработка конструктивных мер по выводу его пациента из тягостного состояния.

Порядок проведения цепного ассоциативного эксперимента. Испытуемые занимают удобную позицию и по указанию экспериментатора приступают к выполнению задания.

Инструкция: «В течение одной минуты записывайте любые слова, приходящие вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения, и не вспоминайте ранее заученные ряды слов. Начали!» Желательно повторить эксперимент несколько раз для сравнения полученных результатов.

Обработка задания

1. Определить длину ассоциативного ряда, для чего подсчитать количество слов, записанных за 1 минуту.

2. Определить структуру ассоциативного ряда, для чего подсчитать сначала число семантических гнёзд с помощью логической соотнесённости рядом расположенных слов между собой.

3. Определить средний размер семантических гнёзд, разделив количество слов во всей цепочки на количество гнёзд.

4. Дать названия самым крупным тематическим гнёздам.

5. Определить средний размер ассоциативной цепочки при нескольких экспериментах, среднее количество тематических гнёзд, их средний размер и наиболее частые названия.

Таблица 3

Обсуждение результатов

При анализе экспериментальных данных необходимо обратить внимание на следующее. Многочисленные эксперименты показали, что для здорового активного человека, хорошо знающего данный язык, средняя длина ассоциативной цепочки за одну минуту составляет 19 – 21 слово. При заниженных показателях, например 10 слов в минуту, можно предполагать заторможенность речи мыслительных процессов вызванную разными причинами: усталостью, плохим знанием языка, ригидностью мышления. Повышенные показатели (35 – 40 слов в минуту) свидетельствуют о чрезмерной подвижности речи мыслительных процессов, причиной которой могут быть болезненная возбудимость, лихорадочное состояние, эмоциональная возбуждённость. Оценивая структуру ассоциативного ряда, следует обратить внимание на то, что нормой считается образование 3 – 4 гнёзд за одну минуту со средним размером в 5 – 6 слов в гнезде. Увеличение количества гнёзд и уменьшение количества слов в гнезде, как и обратный процесс, отражают динамические особенности речи мыслительной деятельности, связанные с возбуждением или торможением и направленностью подсознательных и осознанных процессов.

 

ЗАНЯТИЕ 1

1. Как контролировать влияние факторов общения на результат эксперимента?

2. В чем заключается психологический механизм плацебо-эффекта?

3. Чем отличается «слепой опыт» от «двойного слепого опыта»?

4. Как влияют ожидания экспериментатора на результаты исследования?

5. Какими личностными особенностями обладает испытуемый-доброволец?

ЗАНЯТИЕ 2

1. Какова цель эксперимента?

2. Дайте определения зависимой и независимой переменной.

3. Чем отличается «эксперимент, на который ссылаются» от классического эксперимента?

4. Можно ли изолировать одну переменную?

5. Можно ли полностью проконтролировать личностные переменные?

6. Зачем применяется контрольная группа?

7. Для чего нужны процедуры балансировки и контрбалансировки?

8. В чем отличие дополнительной переменной от независимой переменной?

9. Какие факторы нарушают внутреннюю валидность эксперимента, а какие -внешнюю?

10. Какие методы отбора и распределения испытуемых по группам применяются при организации эксперимента?

11. В чем состоит опасность перенесения полученных в лаборатории закономерностей в практику?

 

Литература к семинару:

· Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента.

· Экспериментальная психология. Ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., Вып.I-II, Гл.2, 1966.

· Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-2, М.,1966. Ч.1, гл. 3 - Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм.

 

ТЕМА 6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

ЗАНЯТИЕ 1

1. Какие источники артефактов позволяет контролировать план Coлoмoнa?

2. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента?

3. В чем состоит преимущество планирования по методу «латинского квадрата» по сравнению с использованием полного факторного плана?

4. В каких случаях прибегают к схемам ypaвнивaния?

5. Каковы особенности многомерного эксперимента?

6. В чем различие конвергентного и дивергентного подходов при планировании кросскультурных исследований?

7. Какие способы контроля внешней и внутренней валидности применяются в пси­хогенетическом исследовании?

 

ЗАНЯТИЕ 2

Прочитайте описание ситуации:

Ответьте на вопросы:

1. К какому методу следует обратиться Елене, чтобы проверить свою гипотезу?

2. Какого рода переменные могли объяснить отношение работников к господину Иванову?

3. Если проверять эту гипотезу с помощью лабораторного метода или квазиэксперимента, какие переменные необходимо исключить или контролировать?

4. Если проверять эту гипотезу с помощью опросника, какие вопросы следует в него включить?

5. Если проверять эту гипотезу с помощью метода наблюдения, на какое поведение необходимо обращать внимание?

6. Разработайте опросник для проверки предложенной гипотезы.

7. Разработайте возможный план наблюдения.

Приложение

«СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ»

Елена Орлова летом работала клерком в бухгалтерском отделе банка. Иногда ей было не совсем ясно, как заполнять определенные бланки и карточки. Она всегда с неохотой обращалась за помощью к своему супервизору господину Иванову. Она заметила, что другие женщины в отделе – тоже. При этом мужчины совсем не испытывали неловкости, прося его о помощи. Именно тогда у Елены возникла мысль о том, что женщины менее охотно, чем мужчины, обращаются к супервизору мужчине за помощью.

Елена стала искать способ проверки этой идеи. Свои замыслы она решила обсудить со своей подругой Ольгой Петровой.

«Я подумала, - сказала Елена, - может мне составить опросник для своих однокурсников. Думаю, каждый человек знает, каково его мнение на этот счет».

«Может быть и так, - ответила Ольга, - но вполне вероятно, что он не признается в этом. Вполне возможно, что вопрос как раз таков, что ты либо не очень хорошо его осознаешь, либо, если осознаешь, то не хочешь делиться своим мнением».

«Ладно, если я не могу об этом расспросить, может быть стоит провести эксперимент. Что если я дам студентам задание, но инструкция будет не очень ясной? Если я права, за помощью к мужчине-экспериментатору обратится больше мужчин, чем женщин».

«Ты думаешь, что добьешься противоположного эффекта, если экспериментатором будет женщина?»

Елена что-то отметила в своей записной книжке, а потом спросила у Ольги: «Ты думаешь, экспериментатор в исследовании – это то же самое, что босс на работе? Ты видишь своего начальника каждый день, а эксперимент может проводиться всего час. Пожалуй, я знаю, что делать. Я не буду проводить эксперимент в лаборатории, а пойду в компанию, в которой я работала прошлым летом, опрошу мужчин и женщин, работающих в офисе, что они думают по поводу обращения за помощью к господину Иванову. Я наблюдала за ними всеми прошлым летом, поэтому они точно скажут мне правду».

«Минутку, - возразила Ольга, - из того, что некоторые женщины боятся господина Иванова, вовсе не следует, что это справедливо в случае со всеми мужчинами-супервизорами. Господин Иванов – всего лишь один из них».

Елена была в отчаянии: «Наверное, это можно проверить, хотя это и сложнее, чем я думала».

 

Литература к семинару:

· Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента.

· Экспериментальная психология. Ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., Вып.I-II, Гл.2, 1966.

· Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-2, М.,1966. Ч.1, гл. 3 - Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Курс «Экспериментальная психология» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:

· изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;

· решение практических задач;

· подбор научной литературы;

· построение плана самообразования.

Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Обязательными методическими пособиями для изучения дисциплины являются учебники: Дружинин В. Н. «Экспериментальная психология», Корнилова Т. В. «Экспериментальная психология: теория и методы». Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям.

В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:

- знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;

- в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.

- анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;

- определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;

- продумать план ответа;

- составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;

- решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;

- самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.

Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом

- оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;

- оценка 4 «хорошо» - студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;

- оценка 3 «удовлетворительно» - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его са



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.019 с.)