ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ



1. Какие основные типы шкалы используются в психологических исследованиях?

2. В чем состоят отличия классической модели теста от теории выбора ответа (IRT)?

3. Что такое «логит»?

4. Каким должно быть число уровней трудности заданий в тесте?

5. В каких случаях применяется шкалограммный анализ?

 

Литература к семинару:

· Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента.

· Экспериментальная психология. Ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., Вып.I-II, Гл.2, 1966.

· Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-2, М.,1966. Ч.1, гл. 3 - Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм.

ТЕМА 8. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. ПАКЕТ STATISTICA

Математико-статистическая обработка данных исследования с использованием программного пакета STATISTICA 6.0.: сравнение двух групп, корреляционный анализ, факторный анализ и др.

Литература к семинару:

· Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

· Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. Л., 1978.

· Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1985.

· Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982.

· Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л, ЛГУ, 1972.

· Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.В. Вероятностные методы в психологии. М., МГУ, 1975.

· Головина Г.М., Крылов В.Ю, Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М., 1995.

· Дейвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М., 1988.

· Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996.

· Экспериментальная психология Т.1 /Ред. С.С.Стивенс. М., 1960.

ТЕМА 9. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Как должны быть представлены данные эксперимента?

2. Что значит «дать объяснение результатам исследования»?

3. В чем состоит основная ошибка экспериментатора при объяснении результатов исследования?

4. Как вы понимаете «множественность объяснительной гипотезы»?

5. Как установить связь между двумя переменными?

 

Литература к семинару:

· Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология Вып. 1-2, М, 1966, часть 1, гл. 2 - Экспериментальный метод.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997. Приложение 3. - Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале».


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Курс «Экспериментальная психология» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя:

· изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;

· решение практических задач;

· подбор научной литературы;

· построение плана самообразования.

Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Обязательными методическими пособиями для изучения дисциплины являются учебники: Дружинин В. Н. «Экспериментальная психология», Корнилова Т. В. «Экспериментальная психология: теория и методы». Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям.

В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ:

- знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара;

- в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.

- анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями;

- определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения;

- продумать план ответа;

- составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана;

- решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме;

- самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу.

Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом

- оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу;

- оценка 4 «хорошо» - студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний;

- оценка 3 «удовлетворительно» - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически, но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции;

- оценка 2 «неудовлетворительно» - студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1

Подготовить таблицу «Основные преимущества и недостатки различных исследовательских планов» применительно к схемам: экспериментального метода, корреляционного исследования, опросникам и самоотчетам испытуемых, архивного исследования, этнографического исследования, наблюдения в естественных условиях, истории отдельного случая, количественных опросов, качественных методов (фокус-группы и глубинные интервью).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2

Продумать и описать эксперимент для ответа на вопрос: «Какая информация о незнакомом человеке имеет большее значение для формирования впечатления о нем: полученная до знакомства с ним (первичная информация), либо полученная после (вторичная информация)?»

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №3

Продумать и описать экспериментальное исследование по плану Соломона.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №4

Самостоятельно или в группе просмотреть полнометражный художественный фильм «Эксперимент» (Германия, 2001), снятый по мотивам «Тюремного эксперимента» Ф.Д.Зимбардо. В эксперименте определить экспериментальный план, выделить переменные (независимая, зависимая, дополнительные), определить ошибки, связанные с экспериментальной этикой. Провести сравнительный анализ хода эксперимента с экспериментом, описанным у Зимбардо.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №5

Найти в литературе (монографии, периодика, учебная литература, художественная литература) по два примера внутригрупповых и межгрупповых экспериментальных планов. Определить гипотезу, переменные, тип экспериментального плана.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Выделите личностные качества психолога-экспериментатора, их отличие от психолога-практика (по Р. Кеттеллу).

2. Назовите типичные ошибки наблюдения

3.Опишите существующие виды научных гипотез.

4. Найдите различия между критическим и поисковым исследованием.

5. На примерах из практики разберите типичные ошибки исследователей, и предложите свои способы контроля и оптимизации данных экспериментальных исследований.

6. Оцените различные виды валидности и надежности одной из психодиагностических методик по выбору.

7. Определите стратегии составления конкретных групп в экспериментах (по Готтсданкеру).

8. Обоснуйте выбор контрольной группы для эксперимента.

9. Назовите факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента.

10. Спланируйте процедуру исследования, составьте протокол и экспериментальный отчет психологического эксперимента «Выявление причин неудач в учебе студентов вузов».

11. Определите преимущество планирования по методу «латинского квадрата» по сравнению с использованием полного факторного плана.

12. Назовите причины, по которым прибегают к схемам уравнивания.

13. Определите особенности многомерного эксперимента.

14. В чем отличие ошибки первого рода от ошибки второго рода при принятии решения.

15. Назовите ограничения генерализации выводов и результатов экспериментальной работы.

16. Основные артефакты психологического исследования (по Кэмбеллу).

17. Назовите основные этические принципы проведения исследования на человеке.

 


ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Задание состоит из 4­х частей. Каждая часть задания сопровождается необходимыми пояснениями и методическими рекомендациями.

Содержание задания:

Часть 1. Представление результатов анализа литературы по проблеме исследования.

Часть 2.Анализ научных исследований в проблемном поле психологии, анализ научных статей из психологических журналов.

Часть 3. Составление программы исследования.

Часть 4. Написание тезисов для научного сборника студенческих работ.

 

Критерии оценки:

· выполнение задания в установленные сроки;

· качество и соответствие основным элементам задания;

· грамотность, оформление итогового отчета;

· самостоятельность выполнения .

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)