Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Психологическое измерениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Какие основные типы шкалы используются в психологических исследованиях? 2. В чем состоят отличия классической модели теста от теории выбора ответа (IRT)? 3. Что такое «логит»? 4. Каким должно быть число уровней трудности заданий в тесте? 5. В каких случаях применяется шкалограммный анализ?
Литература к семинару: · Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., МГУ, 1982. · Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.,1997. Гл. 3 -Психология психологического эксперимента. · Экспериментальная психология. Ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. М., Вып.I-II, Гл.2, 1966. · Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1-2, М.,1966. Ч.1, гл. 3 - Характер объяснения в психологии и психофизиологический параллелизм. ТЕМА 8. МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. ПАКЕТ STATISTICA Математико-статистическая обработка данных исследования с использованием программного пакета STATISTICA 6.0.: сравнение двух групп, корреляционный анализ, факторный анализ и др. Литература к семинару: · Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976. · Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических последствий. Л., 1978. · Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1985. · Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982. · Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л, ЛГУ, 1972. · Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.В. Вероятностные методы в психологии. М., МГУ, 1975. · Головина Г.М., Крылов В.Ю, Савченко Т.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. М., 1995. · Дейвидсон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М., 1988. · Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996. · Экспериментальная психология Т.1 /Ред. С.С.Стивенс. М., 1960. ТЕМА 9. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Как должны быть представлены данные эксперимента? 2. Что значит «дать объяснение результатам исследования»? 3. В чем состоит основная ошибка экспериментатора при объяснении результатов исследования? 4. Как вы понимаете «множественность объяснительной гипотезы»? 5. Как установить связь между двумя переменными?
Литература к семинару: · Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология Вып. 1-2, М, 1966, часть 1, гл. 2 - Экспериментальный метод. · Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997. Приложение 3. - Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Курс «Экспериментальная психология» предполагает значительный объем самостоятельной работы студента Самостоятельная работа проводится во внеаудиторных условиях и включает в себя: · изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу; · решение практических задач; · подбор научной литературы; · построение плана самообразования. Прежде чем приступить к изучению того или иного раздела дисциплины, студентам необходимо ознакомиться со списком литературы, который предложен в УМКД. Обязательными методическими пособиями для изучения дисциплины являются учебники: Дружинин В. Н. «Экспериментальная психология», Корнилова Т. В. «Экспериментальная психология: теория и методы». Студент должен уметь пользоваться электронным каталогом библиотеки института, что позволит ему быстро найти литературу для подготовки к семинарским и практическим занятиям. В целях успешной самостоятельной подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям рекомендуется следующий порядок работ: - знакомство с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, записями лекций по вопросам семинара; - в зависимости от цели занятия выбор метода работы с литературными источниками: конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д. - анализ личного практического опыта и соотнесение его с теоретическими сведениями; - определить позицию по проблемным вопросам, чтобы суметь аргументировать свою точку зрения; - продумать план ответа; - составление теоретических и практических выводов по каждому вопросу плана; - решение психологических задач (упражнений) и подготовка практического материала в соответствии с предусмотренными заданиями по данной теме; - самооценка теоретических знаний, практических умений, навыков по изученному материалу. Работа на семинарских и практических занятиях оценивается по 5-бальной системе, при этом - оценка 5 «отлично» выставляется, если студент демонстрирует полное понимание сути изученной теории. Легко владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории. Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые ЗУН на базе полученных ранее. Легко отвечает на видоизмененные вопросы. При подготовке использует не только основную, но и дополнительную литературу; - оценка 4 «хорошо» - студент демонстрирует осознанное воспроизведение изученных законов, правил, формулировок, формул. Объясняет отдельные положения усвоенной теории. Отвечает на большинство поставленных вопросов, проявляет способность к самостоятельным выводам. Успешно выполняет предусмотренные программой задания, усваивает основную литературу, показывает систематический характер знаний; - оценка 3 «удовлетворительно» - студент обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении, требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя. Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы. Запоминает часть текста, правил, определений, законов и т.п. механически, но не способен их объяснить; выполняет элементарные репродуктивные действия или по инструкции; - оценка 2 «неудовлетворительно» - студент обнаруживает пробелы в знаниях основного материала, допускает принципиальные ошибки в изложении сути темы. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1 Подготовить таблицу «Основные преимущества и недостатки различных исследовательских планов» применительно к схемам: экспериментального метода, корреляционного исследования, опросникам и самоотчетам испытуемых, архивного исследования, этнографического исследования, наблюдения в естественных условиях, истории отдельного случая, количественных опросов, качественных методов (фокус-группы и глубинные интервью).
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2 Продумать и описать эксперимент для ответа на вопрос: «Какая информация о незнакомом человеке имеет большее значение для формирования впечатления о нем: полученная до знакомства с ним (первичная информация), либо полученная после (вторичная информация)?»
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №3 Продумать и описать экспериментальное исследование по плану Соломона. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №4 Самостоятельно или в группе просмотреть полнометражный художественный фильм «Эксперимент» (Германия, 2001), снятый по мотивам «Тюремного эксперимента» Ф.Д.Зимбардо. В эксперименте определить экспериментальный план, выделить переменные (независимая, зависимая, дополнительные), определить ошибки, связанные с экспериментальной этикой. Провести сравнительный анализ хода эксперимента с экспериментом, описанным у Зимбардо. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №5 Найти в литературе (монографии, периодика, учебная литература, художественная литература) по два примера внутригрупповых и межгрупповых экспериментальных планов. Определить гипотезу, переменные, тип экспериментального плана.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.Выделите личностные качества психолога-экспериментатора, их отличие от психолога-практика (по Р. Кеттеллу). 2. Назовите типичные ошибки наблюдения 3.Опишите существующие виды научных гипотез. 4. Найдите различия между критическим и поисковым исследованием. 5. На примерах из практики разберите типичные ошибки исследователей, и предложите свои способы контроля и оптимизации данных экспериментальных исследований. 6. Оцените различные виды валидности и надежности одной из психодиагностических методик по выбору. 7. Определите стратегии составления конкретных групп в экспериментах (по Готтсданкеру). 8. Обоснуйте выбор контрольной группы для эксперимента. 9. Назовите факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность эксперимента. 10. Спланируйте процедуру исследования, составьте протокол и экспериментальный отчет психологического эксперимента «Выявление причин неудач в учебе студентов вузов». 11. Определите преимущество планирования по методу «латинского квадрата» по сравнению с использованием полного факторного плана. 12. Назовите причины, по которым прибегают к схемам уравнивания. 13. Определите особенности многомерного эксперимента. 14. В чем отличие ошибки первого рода от ошибки второго рода при принятии решения. 15. Назовите ограничения генерализации выводов и результатов экспериментальной работы. 16. Основные артефакты психологического исследования (по Кэмбеллу). 17. Назовите основные этические принципы проведения исследования на человеке.
ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Задание состоит из 4х частей. Каждая часть задания сопровождается необходимыми пояснениями и методическими рекомендациями. Содержание задания: Часть 1. Представление результатов анализа литературы по проблеме исследования. Часть 2. Анализ научных исследований в проблемном поле психологии, анализ научных статей из психологических журналов. Часть 3. Составление программы исследования. Часть 4. Написание тезисов для научного сборника студенческих работ.
Критерии оценки: · выполнение задания в установленные сроки; · качество и соответствие основным элементам задания; · грамотность, оформление итогового отчета; · самостоятельность выполнения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.006 с.) |