Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл психологического измерения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Измерение особенностей испытуемых для выявления различий. 2. Измерение как самостоятельная задача заключается в ранжировании (классификации) стимулов (объектов). 3. Совместные измерения стимулов и испытуемых; измеряем как изменяется поведение при взаимодействии личности и ситуации.
В основе лежит математическая теория измерений (математическая точка зрения: измерение – установление соответствия (взаимно однозначного) между множеством объектов и чисел (символов)).
Правила, на основе которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерений. Шкала и будет являться измерительным инструментом эксперимента.
Основные виды шкал: 1. Шкала наименований/номинальная. Числа используются просто для обозначения чего-либо, они лишены количественных свойств. Единственная математическая операция – посчитать количество случаев выпадения того или иного числа. (АВС).
2. Порядковая шкала/шкала порядка. Позволяет решить вопрос о классификации, упорядочивании и ранжировании чисел. Устанавливает порядок расположения объектов один за др. (№1, №2, №3, и т.д.). (пр: месяцы в году, ранги, люди по алфавиту, и т.д.)
3. Интервальная шкала. Используется для решения вопросов об изменении величин, если известен интервал между ними. Используется какой-то интервал для оценки. (1––2––3––4––5).
4. Шкала отношений. Есть точка абсолютного нуля, целенаправленно устанавливается различие между двумя стимулами. В психологии используется очень редко, но для обработки используются почти все математические методы. (Сравнение попарных отношений)
Математические операции, используемые для обработки шкал: 1. Можно посчитать моду, коэффициент сопряженности (о взаимных изменениях двух переменных). 2. Мода, медиана, размах, коэффициенты связи и различий (различительный критерий). 3 и 4. Можно осуществить все математически–статистические операции.
Интервальная шкала используется чаще всего.
По Трейсман А., 1986 г. Шкалы: <<<схема>>> 1. Качественные/метатетические – 2 класса шкал: оппозиционные – для которой описаны переходы от максимальной выраженности одного качества через нейтральное к максимально противоположному качеству; и транзитивные – содежащие различные значения, не организованные в оппозиции (Стивенс). Эриксон сделал дальнейшее расчленение метатетических шкал на кодируемые топографически, т.е. с пространственной репрезентацией, и без нее (не топографические измерения) А) аналитическая - топографическая (зрительное положение, тактильное положение) - не топографическая (вкус, ориентация линий, размер)
Б) синтетическая - не топографическая (цвет)
2. Количественные/протетические – униполярные шкалы интенсивности, увеличивающиеся от нуля (абсолютного порога) с сохранением одного и того же качества (Гибсон и Стивенс). А) Синтетическая - не топографическая (яркость, громкость, теплота).
Шкалирование переменных при организации эксперимента. Измерение переменных. Основная задача измерения – выяснить, насколько меняется значение ЗП при изменении НП. Смысл психологического измерения. 1. Измерение особенностей испытуемых для выявления различий. 2. Измерение как самостоятельная задача заключается в ранжировании (классификации) стимулов (объектов). 3. Совместные измерения стимулов и испытуемых; измеряем как изменяется поведение при взаимодействии личности и ситуации.
В основе лежит математическая теория измерений (математическая точка зрения: измерение – установление соответствия (взаимно однозначного) между множеством объектов и чисел (символов)).
Правила, на основе которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерений. Шкала и будет являться измерительным инструментом эксперимента.
Стивен Стивенс – 50-ые гг. Появилось психологическое измерение и приписывание психологическим свойствам числовых обозначений. Ввел типы шкал: наименование, порядок, интервалы, отношения.
1. Шкала наименований/номинальная. Числа используются просто для обозначения чего-либо, они лишены количественных свойств. Единственная математическая операция – посчитать количество случаев выпадения того или иного числа. (АВС). 2. Порядковая шкала/шкала порядка. Позволяет решить вопрос о классификации, упорядочивании и ранжировании чисел. Устанавливает порядок расположения объектов один за др. (№1, №2, №3, и т.д.). (пр: месяцы в году, ранги, люди по алфавиту, и т.д.) 3. Интервальная шкала. Используется для решения вопросов об изменении величин, если известен интервал между ними. Используется какой-то интервал для оценки. (1––2––3––4––5). 4. Шкала отношений. Есть точка абсолютного нуля, целенаправленно устанавливается различие между двумя стимулами. В психологии используется очень редко, но для обработки используются почти все математические методы. (Сравнение попарных отношений)
Математические операции, используемые для обработки шкал: 1. Можно посчитать моду, коэффициент сопряженности (о взаимных изменениях двух переменных). 2. Мода, медиана, размах, коэффициенты связи и различий (различительный критерий). 3 и 4. Можно осуществить все математически–статистические операции.
Интервальная шкала используется чаще всего.
Измерение из математической процедуры стало измерением психологических переменных. Предложил 2 приема построения психологических шкал: - метод оценки отношений – заключается в том, что испытуемый прямо формулирует численную величину изменения, различий между стимулами. - установление отношений экспериментатором – 2-ой стимул подбирается так, чтобы вызываемое им ощущение находилось в определенном отношении к первому. Фресс и Пиаже. Создали правила приписывания чисел психологическим объектам.
3 точки зрения на измерения: 1. Психологические объекты (явления) упорядочиваются через приписывание им числовых значений. Основано на допущении о том, что характеристики шкалы соответствуют изучаемому явлению и эмпирически получаемым результатам. В шкалах могут быть как количественные, так и качественные характеристики. Осн. ошибка – смешение видов шкал при обработке «сырых» данных.
2. Описание свойств объекта происходит в терминах изменения его характеристик (психофизика, закон Вебера-Фехнера). Измерительная процедура имеет конечной целью описание феноменальных свойств в терминах изменения объективных или стимульных характеристик. Психологическое измерение выступает не только как установление количественных психофизических зависимостей, но и в более широком контексте измерения психологических переменных.
3. Психодиагностический подход. Обобщает все предыдущие значения, касающиеся измерения.
Психометрика; основные проблемы (вопросы): - соответствие шкал психологической переменной; - проблема методик; - проблема количественной обработки данных. Статистические методы, применимые к шкалам. Шкала наименований. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следующие инвариантные статистики: 1. Относительные частоты; 2. Мода; 3. Корреляции случайных событий; 4. Критерий c2; 5.?? Коэффициент сопряженности.
Шкала порядка. Для интерпретации данных, полученных посредством порядковой шкалы, можно использовать более широкий спектр статистических мер: 1. Медиана – в качестве характеристики центральной тенденции. 2. Процентили – в качестве характеристики разброса. 3. Порядковая корреляция (t-Кендела и r-Спирмена) – для установления связи двух измерений. 4.?? Размах 5.?? Коэффициенты связи и различий. + все методы статистики, допустимые для шкалы наименований.
Числовые значения порядковой шкалы нельзя складывать, вычитать, делить и умножать.
Шкала интервалов. Интервальная шкала позволяет применять практически всю параметрическую статистику для анализа данных, полученных с ее помощью. Помимо медианы, моды и характеристики центральной тенденции используется среднее арифметическое, а для оценки разброса – дисперсия. Можно вычислять коэффициенты асимметрии и эксцесса и др. параметры распределения. Для оценки величины статистической связи между переменными применяется коэффициент линейной корреляции Пирсоана и т.д.
Шкала отношений. Применимы любые статистические меры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.008 с.) |