Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психогенетические исследования и их особенности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основная задача – установление относительного вклада условий среды и наследственности в индивидуальные психологические различия.
Изменчивость людей обусловлена взаимодействием наследственности и среды. Наследование – передача информации от одного поколения к др. сумма всех генов организма – генотип. Фенотип – внешние проявления индивида, сформированные в течение жизни под влиянием генотипа и среды. Понятие среды в психогенетике – любые внешние воздействия (от физических и биологических до социокультурных).
Связь особенностей поведения со средовыми и генетическими детерминантами трактуется как причинная: Генетические детерминанты à Средовые детерминанты à инд. особ. поведения
Поскольку наличие причинной зависимости между средой, генотипом и фенотипом очевидно, то корреляционные связи = причинные.
В психогенетике Ч. эксперимент невозможен. Трудно представить родителей близнецов по своей воле отдавших одно свое чадо. Применение активных методов – запрещено общечеловеческой этикой.
Психогенетики пользуются: варианты методов систематического наблюдения; эксперимент ex-post-facto.
Система психологических методов: 1. Генеалогический метод (анализ родословных). 2. Близнецовый метод (в различных модификациях). 3. Семейный метод (метод внутрисемейных корреляций). 4. Метод приемных детей.
Генеалогический метод. Первоначально использовался Гальтоным для изучения наследования таланта.
Осн.идея – чем ближе родство, тем более похожи др. на др. люди. С уменьшением степени родства сходства уменьшаются.
Два принципа при составлении генеалогических деревьев: 1. Обязательное наличие родственников первой степени родства (обязательно). 2. Максимальная широта охвата родственников (желательно).
Анализ родословной не позволяет строго разделить влияние среди и генотипа, поскольку средовая составляющая никак не контролируется. Один из видов гено-средового взаимодействия – соответствие генотипа средовым условиям развития индивида (пр: Бах). => невозможно выделить доли генетического и средового влияния на уровень развития индивидуального таланта.
Низкая внутренняя валидность – ограничивает применение в психологическом исследовании. Еще один источник нарушения внутр. валидности – нерандомизированность выборки (семья). Этот метод может быть отнесен к исследованию единичных случаев.
Семейные исследования. Сравниваются родственники, принадлежащие к нескольким поколениям и к одному. Относится к корреляционным исследованиям.
Выборка – рандомизирована. Элемент выборки – семья из нескольких поколений.
ЗП – психологический признак. НП – доля генетического сходства между родствениками.
Нет контроля за факторами общей и различающейся среды. => невозможно отделить влияние среды и генотипа.
Трудности: особенности при сравнении родителей и детей: 1) влияние генотипа на психические признаки, сцепленные с возрастом; 2) методики, рассчитанные на диагностику лиц разных возрастов, мало сопоставимы. à появление дополнительной дисперсии признака и занижение коэф. корреляции.
Способ контроля: 1. Лонгетюдные семейные исследования. 2. Отсроченное тестирование (тест- родители, тест- дети по достижению того же возраста)
Метод приемных детей. Самый валидный. Это единственный способ раздельного контроля влияния генотипа и среды.
Идея метода – исследование детей, от которых отказались родители, и сравнение их с приемными и настоящими родителями.
Если дети усыновлены сразу после рождения, то средовыми влияниями, полученными в первой семье, можно пренебречь. => можно разделить влияние среды и генотипа (при помощи сравнения корреляций свойств с приемн. и наст. родителями).
Схема сравнения: 1. Биологические родители 2. Приемные сиблинги 3. Средовые родители 4. Генетические + средовые родители (обычная семья) 5. Обычные сиблинги в обычной семье 6. Приемные неродственные дети, усыновленные одной семьей – дает информация о «чистом» влиянии среды на индивидуально-психологические признаки.
Ограничения этого метода: женщины, отказавшиеся от детей – это особая группа. Необходимо контролировать ее состав, чтобы выборка не отклонялась от популяции. + необходимо контролировать сходство черт родных и приемных родителей, которое может исказить результаты.
Метод близнецов. Предложен Гальтоном в 1924 г. Он же разработал схему интерпретации данных близнецовых исследований. Метод – наиболее популярен (в психогенетике).
Близнецы – идеальный объект для психогенетического исследования. Раздичают: – монозиготные (МЗ) – дизиготные (ДЗ)
Сходство между парами близнецов определяется генотипом и общей средой. Общая среда одинакова для МЗ и ДЗ близнецов, а генотип – различается (МЗ – 100% сходства; ДЗ – 50% сходства). Сравнивая внутрипарные корреляции, можно выделить доли влияния среды и генотипа на развитие того или иного признака.
Главная проблема: формирование выборки (необходима особая методика).
Близнецовый метод основан на 2-х осн. допущениях: 1. среда развития в ДЗ и МЗ парах одинакова для каждого близнеца – внутренняя валидность. 2. между близнецами и одиночнорожденными нет систематических различий – внешняя валидность.
План исследования – двухфакторный: 1) среда; 2) наследственность.
Источники смешения: Среда – у МЗ близнецов – распределение ролей по принципу «доминирование––подчинение» чаще, чем у ДЗ. (из-за разного отношения родителей: МЗ – похожее обрашение; ДЗ – подчеркивают различия).
Разновидности близнецового метода: Наиболее распространенные: 1. классический близнецовый метод – сопоставление МЗ и ДЗ близнецов. – однократное сравнение – лонгитюдный вариант – метод контрольного близнеца (1 бл. – экспериментальная гр.; 2 бл. – контрольная группа).
2. метод разлученных близнецов – самый жесткий метод. похож на метод приемных детей. Исследуются близнецы, разлученные в раннем детстве и никогда не встречавшиеся др. с др. (сходства à генотип; различия à среда). Более мягкий метод – метод частично разлученных близнецов – уезжают др. от др. и редко общаются. Изучается увеличение различий близнецов. 3. метод близнецовых семей – сочетание семейного и близнецового метода. Используется при исследовании наследственности психических заболеваний. Изучаются члены семей взрослых близнецов. Их дети – полусибсы. Выявояет относительную долю влияния материнских и отцовских признаков. Вспомогательные методы: 4. сопоставление близнецов с неблизнецами – позволяет оценить внешнюю валидность классического близнецового метода. 5. исследование одиночных близнецов – сравнение однорожденных детей и детей, рожденных при многоплодных родах, когда один из близнецов умирал при рождении. Изучает – влияние пренатального периода на их онтогенез. 6. исследование близнецов как пары – позволяет изучить психологические особенности «близнецовой ситуации» и выявить детерминанты «эффекта близнецовости». Совокупность психогенетических методов позволяет решить широкий спектр как общепсихологических, так и дифференциально-научных задач.
Сравнительно-возрастной и лонгитюдный метод исследования. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. Длительное исследование одной группы. В качестве воздействия рассматривается либо время, любо естественное развитие. Это фактически квазиэксперимент (по плану временных серий). Один из методов исследования процесса развития. Позволяет понять как изменяется человек во времени, все остальные методы будут только косвенные. Нельзя подменять поперечные срезы лонгетюдами. Динамика может употребляться только в отношении к лонгетюду.
«+»: Позволяет… 1. Изучить динамический характер исследуемых психических явлений. 2. Обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений. 3. Получить данные о значимых событиях, которые влияют на последующее развитие. (Социальные изменения, смена места работы и т.д. = условное развитие, факты биографии).
Поворотные пункты развития – являются сугубо индивидуальными и не могут быть выяснены на средне групповых данных.
Для интерпретации (значимых событий) существует теория возрастных ниш.
Возрастная ниша – это определенный тип взаимодействия ребенка и социума/культуры, который меняется в процессе развития.
Возрастная ниша является некой точкой отсчета для выяснения механизмов, включенных в культурную регуляцию развития ребенка.
Данная регуляция зависит (опосредованна) от 3-х компонентов.
3 характеристики возрастных ниш: 1. Физическая и социальная среда ребенка. 2. Традиции ухода за ребенком и представления о его воспитании. 3. Психологические особенности тех, кто осуществляет воспитание ребенка.
Роль ниши – создают условия, в которых ребенок усваивает образцы различных правил культуры, которые влияют на личностное, социальное и когнитивное развитие.
В лонгетюдном методе необходимо учитывать все 3 характеристики ниш (для получения идеального результата).
Одним из значений лонгетюдного метода является то, что он позволяет выяснить отсроченный эффект различных влияний.
СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНОЙ МЕТОД (метод поперечных срезов). Метод, которым можно исследовать процесс развития.
Недостатки : 1. Для описания изменений изучаемой характеристики используются усредненные данные (нет учета индивидуальных особенностей). 2. Предположение об эквивалентности групп. Следствие этого недостатка à решение 2-х проблем: а) Выделение множества переменных, которые могут оказать влияние на изучаемую функцию. б) Испытуемые принадлежат к разным поколениям à проблема неразрешима. Изучаемые характеристики могут поменяться в течение длительного периода.
Этот метод сформировал представление о развитии человека, но в реальности он не может считаться абсолютно адекватным.
2 группы последствий, искажающих представления о процессе развития: (Егорова) 1. Представления о закономерностях развития основаны на изменениях средних или дисперсий у разновозрастных групп. При этом не учитываются изменения, происходящие внутри индивида. => утрачиваются представления о некоторых процессах и закономерностях возрастного развития. (пр: Нет линейного развития памяти среди детских возрастов. Не учтены групповые различия).
2. Нельзя сводить анализ межиндивидуальных различий к опережению или отставанию в развитии. Необходимо учитывать качественные изменения между нормальными, одаренными и отстающими детьми..
!!! Необходимо сочетание сравнительно-возрастного и лонгетюдного метода (в хорошем исследовании).
В 60-ые гг. стала разрабатываться методология, сочетающая эти 2 метода. Разрабатывал Карл Шайи. Он говорил, что кроме переменной возраста, надо использовать еще две: 1. Время измерения или ситуация – как совокупность всех средовых факторов, при которых были получены экспериментальные данные. 2. Когорта (специфическая популяция) – определяется временем рождения людей в некий общий промежуток времени, длина которого определяется исследователем. Когорта определяется самим исследователем.
Каждая из этих переменных вызывает (является источником) разные различия: Возраст – процесс созревания. Время – ситуационные средовые влияния. Когорта – социальные и генотипические воздействия.
3 стратегии исследования по Шийи:
1. Когортно-последовательные исследования. Цель – лонгетюдный анализ последовательных когорт.
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.009 с.) |