Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Поиск

Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

 

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 7

1.1. Анализ проблемы развития ответственности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 7

1.2. Развитие ответственности в онтогенезе. 16

1.3. Педагогические условия развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 25

Выводы по главе 1. 37

Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 38

2.1. Этапы, методы и методики исследования. 38

2.2. Формирующий эксперимент по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 47

2.3. Организация контрольного эксперимента. 58

Выводы по главе 2. 62

Заключение. 64

Список используемой литературы.. 67

Приложения. 72


Введение

 

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации вы бора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса. Однако в массовой практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данного вопроса наблюдается ряд существенных трудностей:

- в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста;

- в формировании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;

- педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не полу чают должного развития; – планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;

- в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта.

Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в формировании ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования по проблеме формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что несмотря на множество работ, посвященных изучению становления ответственности личности как отечественных (Л.И. Божович, 3.Н. Борисова, В.А. Горбачева, К.А. Климова, В.С. Мухина, Л.И. Дементий и др), так и зарубежных (Л. Котберг, Ф. Хайдер, Дж. Роттер, Ж. Пиаже и др) вопрос о становлении данного качества личности в дошкольном возрасте остается не решенным в педагогической науке

Выявляется отсутствие теоретических оснований для построения технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования ориентированного на развитие человека, его самостоятельности, целеустремленности, дисциплинированности, инициативности

В отечественных исследованиях сензитивным периодом появления ответственности, по данным 3.Н. Борисовой, В.А. Горбачевой, В.С. Мухиной и др, является старший дошкольный возраст, поэтому основываясь на позиции перечисленных авторов применительно к детям 6-7 лет, считаем возможным говорить об основах или начальных, формам ответственности, а также о необходимости изучения и теоретического обоснования педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужила основанием для определения темы исследования: «Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования – процесс воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий воспитания ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста буду способствовать следующие педагогические условия:

1. В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда.

2. В работу по воспитанию ответственности включены все виды деятельности детей, но основной акцент в педагогической работе делается на организацию трудовой деятельности детей.

3. Реализовала оптимальная методика дежурств.

4. В работу по воспитанию ответственности включены родители.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

  1. Исследовать понятие ответственности в психолого-педагогической литературе
  2. Рассмотреть возрастные особенности развития ответственности в дошкольном возрасте
  3. Изучить особенности воспитания ответственности старших дошкольников в условиях ДОУ.
  4. Разработать методические рекомендации по развитию ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: личностно-деятельностный и аксиологический подходы; методология рассмотрения проблемы ответственности, ее структурирования и становления в трудах К.А. Абульхановой, Л.И. Дементий, К.А. Климовой, A.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.П. Прядеина, С.Л. Рубинштейна; работы о роли нравственности в формировании личности, идеях гуманизма, воплощенных в педагогическом опыте Я.Корчака, В.А.Сухомлинского; в положениях личностно-гуманной концепции Ш.А.Амонашвили; в идеях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева и др.; теории педагогических технологий B.П. Беспалько, М.В. Кларин, Г.Е. Муравьева, Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.

При разработке содержания ответственности как качества личности, содержания и структуры педагогической технологии формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на исследования следующих авторов: З.Н. Борисовой, Е.Н. Даньковой, Т.И. Ерофеевой, С.А Козловой, Л.В. Коломийченко, Н.А.Коротковой, Н.Я. Михайленко, В.С.Мухиной, В.Г.Нечаевой и др.

Методы исследования:

- теоретические: анализ литературы по педагогике, психологии, синтез, моделирование, прогнозирование при обработке и систематизации материалов исследования;

- практические: педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Выводы по главе 1

 

Обобщая вышесказанное, можно отметить многогранность и многоаспектность в направлениях исследования ответственности: от вопросов воспитания и рассмотрения поведения в отдельных жизненных ситуациях до попыток ее объяснения посредством раскрытия отдельных сторон.

Развитие ответственности основано на развитии волевых качеств.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Наиболее полно, на наш взгляд, критерии ответственности рассмотрены К.А. Климовой. Ответственное поведение ребенка 6–7-летнего возраста, по К.А. Климовой, проявляется:

- в понимании ребенком значимости и необходимости обязательного и хорошего выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также в готовности держать ответ;

- в эмоциональном переживании морального удовлетворения при успешном и переживании неудовлетворения при недостаточно успешном выполнении общественно полезной деятельности;

- в целенаправленном, самостоятельном, настойчивом характере действия при непосредственном выполнении общественно направленной деятельности.

Далее были выявлены педагогические условия формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста, которые будут реализованы в ходе экспериментального исследования.


Выводы по главе 2

 

В практической части работы мы провели экспериментальное исследование, посвященное коррекции и развитию ответственности у старших дошкольников.

Работу проведена на базе одного из детских садов г. Челябинска (детский сад № 404).

Для оценки уровня сформированности ответственности старших дошкольников использованы следующие критерии (компоненты сформированности ответственности старших дошкольников):

- когнитивный компонент;

- эмоционально-волевой компонент;

- поведенческий компонент.

Проведенная беседа показала, что дети стремятся к правильному ответственному поведению. У них присутствует мотивация помочь окружающим.

Наблюдение показало, что у половины испытуемых в обеих группах общий уровень развития ответственности низкий.

Методика "Задание с пятницы на понедельник" показала, что выполнили задание в обеих группах только по 2 ребенка (10%). Еще трое детей в экспериментальной (15%) и 2 детей в контрольной (10%) принесли заданный рисунок с опозданием.

Для формирования ответственности был организован формирующий эксперимент. Как показал анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, формирование ответственности наиболее эффективно происходит в трудовой деятельности детей. Нами была выбрана форма дежурств.

Цель работы: создавать условия для формирования ответственности у детей 6-7 лет в процессе дежурства.

Была реализована оптимальная методика дежурств. К работе привлечены родители дошкольников. Кроме того, в других видах деятельности использовались приемы, которые будут способствовать повышению мотивации дошкольника к проявлению ответственного поведения.

Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень ответственности у детей экспериментальной группы повысился. Это означает, что наша гипотеза подтвердилась.

Воспитателю необходимо продолжать осуществлять работу в данном направлении.


Заключение

 

Перед обществом стоит цель не только научить ребенка основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.

Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.

Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества.

Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций; стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой; желание и нежелание действовать в данной ситуации; тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими; развитие умений планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом складывается механизм формирования ответственности у дошкольника.

Наиболее эффективным способом формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста является. Участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Проведенная диагностика среди детей подготовительной группы выявила недостаточный уровень ответственности дошкольников. Организованный в экспериментальной группе формирующий эксперимент с использованием дежурств как основы формирования ответственности у старших дошкольников показал, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение: развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста буду способствовать следующие педагогические условия:

1. В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда.

2. В работу по воспитанию ответственности включены все виды деятельности детей, но основной акцент в педагогической работе делается на организацию трудовой деятельности детей.

3. Реализовала оптимальная методика дежурств.

4. В работу по воспитанию ответственности включены родители.

 

 


Список используемой литературы

 

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. — №4.— С.18.

3. Воспитание дошкольника в труде. /Под ред. В.Г.Нечаевой. — М.: Просвещение, 2003. — 207 с.

4. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 2010.

5. Данькова, Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников / Е.Н. Данькова // Начальная школа: до и после.- 2008.— №5.— С. 34-38

6. Дементий, Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности / Л.И. Дементий.— М.: Просвещение, 2005.— 25с.

7. Дементий, Л.И. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2007. — №1

8. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.— СПб.: Питер, 2000.— 514с.

10. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — СПб.: ПИТЕР, 2006.— 2008 с.

11. Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя / Ф.И.Иващенко. – М.: Просвещение, 2001. – 92 с.

12. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин— СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2002.

14. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А.Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9.

15. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

16. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2011.

18. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. Пособие / Л.В.Куцакова. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 143 с.

19. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-синтез, 2007.

20. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с.

21. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2014. — 583 с.

22. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.

23. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателя Н.В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2008.— 160с.

24. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев.- СПб.: ПИТЕР, 2004.- 348 с.

25. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 96 с.

26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

27. Немов, Р.С. Психология. Кн.1. Общая психология / Немов Р.С. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. — 628с.

28. Пастюк, О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. — М.: ТЦ. Сфера, 2007.— 128с.

29. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

30. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении Н.Ф.Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.—288с.

31. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.О.Пичугина, Г.А.Айдашева.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. —384с.

32. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.- сост. Е.Е.Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

33. Приходько, Е.Г. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения Е.Г. Приходько, Т.В. Малышевич. — Краснодар: Мир Кубани, 2006.

34. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ 2006. — 96с.

35. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 2008. — 144с.

36. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008.— №4. — С.36-40.

37. Раев, А.И. Избранные труды по педагогической психологии /А.И. Раев: СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. – 410 с.

38. Рыбина, Н.П. Методическая работа с воспитателями детского сада Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

39. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.

40. Рылеева, Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова. — М.: Айрис Пресс, 2009.

41. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Скоролупова. — М.: Новая школа, 2004.

42. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

43. Степанов, Е.И. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации / Е.И. Степанов. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.

44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений / Г.А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336с.

45. Усачева, А.Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности / А.Н. Усачева. — Волгоград.: ВГПИ, 20011. — 21 с.

46. Усова, А.П.Обучение в детском саду / А.П. Усова. — М.: Просвещение, 2003— 98 с.

47. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: Конспект лекций / А.Н. Фролова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

48. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров // Вопросы психологии. — 1990. — №6. — С. 10-21.

49. Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка / В.В.Чечет, Т.М.Коростелева. - М.: Университетское, 2000.

50. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева.— М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001. – 368 с.

51. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко, В.А. Сохина. — М: Просвещение, 2003.

 


Приложение 1

 

К О Н С П Е К Т

организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

НА ТЕМУ:

Ознакомление дошкольников с произведением

Л. Пантелеева «Честное слово»

 

Программное содержание:

- Продолжать знакомить с творчеством Л. Пантелеева.

- Учить внимательно слушать длительное по времени произведение, помочь детям понять идейный смысл произведения, побуждать высказывать свое отношение к поступкам героев.

- Формировать представление о нравственных понятиях: ответственности, честности, отзывчивости, смелости.

- Воспитывать любовь к книге.

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа: чтение произведений Л.Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Две лягушки», «Буква Ты», рассказы на нравственные темы Л. Могилевской «Сказка о громком барабане», А.Гайдара «Горячий камень», рассказы В.Осеевой и др. слушание песни Ю. Энтина «Ты –человек».

Оборудование: магнитофон, запись песни Ю. Энтина «Ты - человек», рассказ Л.Пантелеева «Честное слово», иллюстрации к рассказу.

Ход занятия:

Дети под музыку Ю. Энтина «Ты –человек» входят в группу и становятся полукругом на ковре.

Воспитатель:

1.Организационный момент.

-Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и определите тему нашего разговора.

Про маленького мальчика

в рассказе речь идет

он ни в игре, ни в жизни

тебя не подведет,

он честен и бесстрашен,

играет он всерьез,

и даже взрослый дядя

сдержать не может слез.

Он смотрит на мальчишку:

Малыш, в веснушках нос,

Короткие штанишки

И невысокий рост.

Кем мальчик в жизни станет?

Могу я дать прогноз.

В саду стоял в потемках

И не покинул пост.

И в этот неспокойный наш 21 век

Из мальчика получится хороший человек.

-Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (О мальчике).

-А о чем мы будем сегодня беседовать? Как ты думаешь, Настя? А ты как, Никита?

-Да, мы поговорим сегодня о мальчике и о том,что с ним произошло.

-Вы хотите узнать, что с ним произошло? (Да).

-Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. (Дети садятся на стулья).

- Сегодня я познакомлю вас с рассказом Л. Пантелеева «Честное слово».

-Леонид Пантелеев «Честное слово».

2.Воспитатель читает рассказ Л Пантелеева «Честное слово».

Физкультминутка «Карусели».

-Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели

И поехали!

-Карусели, карусели

Мы с тобой на лошадь сели

И поехали!

-Карусели, карусели

Мы с тобой в ракету сели

И поехали!

3.Беседа по содержанию рассказа. Вопросы к детям:

-Я прочитала вам рассказ. Понравился он вам? Кто запомнил, как он называется?

-Почему этот рассказ Л. Пантелеев назвал «Честное слово»? Как ты думаешь, Даша? А ты как, Тимофей?

-У меня есть иллюстрации к этому произведению. Нужно их поставить в правильной последовательности, т. е. так как об этом рассказывается. (Дети расставляют картинки).

-Молодцы, правильно. А теперь внимательно на них посмотрите и ответьте на мои вопросы:

-Почему мальчик не согласился, чтобы рассказчик сменил его на посту?(Он был не военный.)

-Почему именно военный мог снять мальчика с караула? (Мальчик серьезно воспринял игру и если он военный, то только военный мог снять его с караула).

-Как мальчик повел себя при виде военного?

Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

-Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Честности, благородству, мужеству; если дал честное слово, то его надо держать, чтобы ни случилось).

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

Д/И «Подбери слово» (с мячом).

-Давайте поиграем в игру «Подбери слово».

_Мальчик, он какой? Каким вы его представляете? (Смелый, серьезный, ответственный, мужественный, храбрый и т.д.)

4.Повторное чтение отрывка по желанию детей.

-Ребята, а какой отрывок вы хотели бы послушать еще раз?

-Хорошо, мы его прочитаем.

Воспитатель еще раз читает понравившийся отрывок.

5.Итог занятия:

-Ребята, Л. Пантелеев написал много рассказов для детей, некоторые из них мы с вами читали. А сегодня вечером мы посмотрим м/ф по произведению Л. Пантелеева «Честное слово».

 


Приложение 2

Лекция для родителей

«Воспитание ответственности»

 

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут. Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Ответственность называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Ответственность у человека формируется в дошкольные и младшие школьные годы. Насколько развита будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет в будущем относится к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности. За то, что он делает, за все, что должен сделать.

Воспитательная позиция родителей и педагогов развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Рассмотрим несколько качеств, необходимых для формирования чувства ответственности.

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Поэтому ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов.

Стремление к самостоятельному принятию решений. Пусть ребенок сам выбирает, какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем становится более критичным к своим собственным поступкам. Он начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а далее развивается способность предугадывать результат. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Ребенок должен научиться понимать, как его поведение влияет на настроение близких людей.

Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. С возрастом у детей при правильном воспитании самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.

Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Степень сформированности ответственности у ребенка зависит от стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. Такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

"Золотой серединой" является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем и ребенком. Главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность. Волшебное слово, которое может помочь взрослому в формировании ответственности у ребенка — слово «вместе». Конечно, всегда существует что-то, что ребенок уже может сам, но есть и то, что он не может никак, а есть что-то между — что он еще не может сам, но уже может вместе с вами. Для того, чтобы ответственное поведение стало собственным, присвоенным, его нужно освоить вместе с взрослым. Создание условий для постепенного возрастания степени ответственности через все большее разделение ее с взрослым — единственно возможный путь научить ребенка быть ответственным за свои поступки и жизнь перед другими и самим собой. Только разделяя ответственность, можно учить брать ее на себя.

 

Развитие ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

 

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 7

1.1. Анализ проблемы развития ответственности старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 7

1.2. Развитие ответственности в онтогенезе. 16

1.3. Педагогические условия развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 25

Выводы по главе 1. 37

Глава 2 Экспериментальное исследование по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 38

2.1. Этапы, методы и методики исследования. 38

2.2. Формирующий эксперимент по развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 47

2.3. Организация контрольного эксперимента. 58

Выводы по главе 2. 62

Заключение. 64

Список используемой литературы.. 67

Приложения. 72


Введение

 

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации вы бора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации. Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития.

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса. Однако в массовой практике дошкольного образования из-за недостаточной теор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.149 (0.013 с.)