Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация контрольного эксперимента

Поиск

 

После проведения формирующего эксперимента 2 методики (наблюдение, «Задание с пятницы на понедельник») были повторены.

Результаты наблюдения представлены в Таблице 4.

 

Таблица 4 Уровень сформированности компонентов ответственности на контрольном этапе эксперимента

  Экспериментальная группа Контрольная группа
  Поведенческий компонент Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Общий уровень Поведенческий компонент Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Общий уровень
Низкий 25% 30% 10% 25% 55% 55% 40% 50%
Средний 35% 40% 25% 30% 30% 40% 45% 40%
Высокий 40% 30% 65% 45% 15% 5% 15% 10%

 

Представим результаты графически (рис. 6-8).

Рис.6. Результаты диагностики по поведенческому компоненту на контрольном этапе эксперимента

Рис.7. Результаты диагностики по когнитивному компоненту на контрольном этапе эксперимента

 

Рис.8. Результаты диагностики по эмоциональному компоненту на контрольном этапе эксперимента

 

На констатирующем этапе эксперимента обе группы находились на примерно одинаковом уровне развития ответственности. Контрольный этап показал значительную положительную динамику результатов в экспериментальной группе. В контрольной группе значительных изменений не произошло.

В экспериментальной группе по-прежнему на первом месте по уровню развития находится эмоциональный компонент. Подавляющее большинство детей эмоционально понимают значение ответственности, умения доводить дело до конца. На втором месте поведенческий компонент. Дети стараются реализовать ответственное поведение. На третьем месте – когнитивный. Формирование данного компонента продолжится в условиях школьного обучения.

Что касается общего уровня, то в экспериментальной группе только четверть детей остались на низком уровне. Высокий – у 40% детей (рис. 9).

В контрольной группе 50% детей с низким уовнем ответственности.

 

Рис.9. Результаты диагностики по общему уровню развития ответственности на контрольном этапе эксперимента

 

Методика "Задание с пятницы на понедельник" показала, что 40% детей экспериментальной группы показали высокую степень реального проявления ответственности, еще 40% показали средний уровень ответственности (рис. 10).

Рис.10. Результаты диагностики по методике "Задание с пятницы на понедельник" на контрольном этапе эксперимента

 

Большинство же детей контрольной группы не выполнили задание в назначенный срок. Только 2 детей выполнили задание в срок (10%). Еще 4 детей (20%) – с опозданием. Большинство же – 70% не выполнили задание вовсе.

Дети контрольной группы проявили значимо меньший уровень ответственности.

Наблюдения показали, что в результате систематической развивающей работы почти у всех детей произошел переход к более высокому уровню сформированности начальных форм ответственности. Большинство детей стали помнить о возложенной на них обязанности, выполняли работу без напоминаний и отвлечений, стали проверять выполненное задание, доводить дело до конца.

У детей изменились и эмоциональные переживания задания, его характера и результата выполнения. В процессе дежурств у детей исчезло безразличное отношение к обязанностям, оно сменилось очень высокой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающими результатов детского труда. Часть детей начала выполнять свои обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения высокого статуса в детском коллективе, а из-за стремления удовлетворить определенные нужды своей группы. Эта небольшая часть детей стала действовать по собственной инициативе, не дожидаясь указаний и поощрений со стороны окружающих, что свидетельствует о превращении усваиваемых ими общественных норм и требований во внутренние мотивы выполняемой деятельности.


Выводы по главе 2

 

В практической части работы мы провели экспериментальное исследование, посвященное коррекции и развитию ответственности у старших дошкольников.

Работу проведена на базе одного из детских садов г. Челябинска (детский сад № 404).

Для оценки уровня сформированности ответственности старших дошкольников использованы следующие критерии (компоненты сформированности ответственности старших дошкольников):

- когнитивный компонент;

- эмоционально-волевой компонент;

- поведенческий компонент.

Проведенная беседа показала, что дети стремятся к правильному ответственному поведению. У них присутствует мотивация помочь окружающим.

Наблюдение показало, что у половины испытуемых в обеих группах общий уровень развития ответственности низкий.

Методика "Задание с пятницы на понедельник" показала, что выполнили задание в обеих группах только по 2 ребенка (10%). Еще трое детей в экспериментальной (15%) и 2 детей в контрольной (10%) принесли заданный рисунок с опозданием.

Для формирования ответственности был организован формирующий эксперимент. Как показал анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, формирование ответственности наиболее эффективно происходит в трудовой деятельности детей. Нами была выбрана форма дежурств.

Цель работы: создавать условия для формирования ответственности у детей 6-7 лет в процессе дежурства.

Была реализована оптимальная методика дежурств. К работе привлечены родители дошкольников. Кроме того, в других видах деятельности использовались приемы, которые будут способствовать повышению мотивации дошкольника к проявлению ответственного поведения.

Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень ответственности у детей экспериментальной группы повысился. Это означает, что наша гипотеза подтвердилась.

Воспитателю необходимо продолжать осуществлять работу в данном направлении.


Заключение

 

Перед обществом стоит цель не только научить ребенка основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Ответственность – волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности. Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность находится в тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Поэтому для формирования ответственности необходимо, чтобы ребенок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить методы формирования общественным смыслом.

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем.

Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность. Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Формирование ответственности – одна из сторон этого процесса.

Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Формирование ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им.

Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества.

Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованности позиций; стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой; желание и нежелание действовать в данной ситуации; тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими; развитие умений планировать и организовывать свою деятельность; формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом складывается механизм формирования ответственности у дошкольника.

Наиболее эффективным способом формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста является. Участие детей в дежурствах является одной из наиболее распространенных форм их трудового воспитания в условиях дошкольного учреждениями.

Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

Проведенная диагностика среди детей подготовительной группы выявила недостаточный уровень ответственности дошкольников. Организованный в экспериментальной группе формирующий эксперимент с использованием дежурств как основы формирования ответственности у старших дошкольников показал, что выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение: развитию ответственности у детей старшего дошкольного возраста буду способствовать следующие педагогические условия:

1. В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда.

2. В работу по воспитанию ответственности включены все виды деятельности детей, но основной акцент в педагогической работе делается на организацию трудовой деятельности детей.

3. Реализовала оптимальная методика дежурств.

4. В работу по воспитанию ответственности включены родители.

 

 


Список используемой литературы

 

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. — №4.— С.18.

3. Воспитание дошкольника в труде. /Под ред. В.Г.Нечаевой. — М.: Просвещение, 2003. — 207 с.

4. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 2010.

5. Данькова, Е.Н. Формирование ответственности у старших дошкольников / Е.Н. Данькова // Начальная школа: до и после.- 2008.— №5.— С. 34-38

6. Дементий, Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности / Л.И. Дементий.— М.: Просвещение, 2005.— 25с.

7. Дементий, Л.И. К проблеме формирования ответственности в младшем школьном возрасте / Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева // Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2007. — №1

8. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39.

9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин.— СПб.: Питер, 2000.— 514с.

10. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. — СПб.: ПИТЕР, 2006.— 2008 с.

11. Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя / Ф.И.Иващенко. – М.: Просвещение, 2001. – 92 с.

12. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин— СПб.: Питер, 2009. — 368 с.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2002.

14. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А.Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9.

15. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

16. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2011.

18. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. Пособие / Л.В.Куцакова. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 143 с.

19. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет / Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-синтез, 2007.

20. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128с.

21. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2014. — 583 с.

22. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.

23. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателя Н.В. Микляева. — М.: Айрис-пресс, 2008.— 160с.

24. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев.- СПб.: ПИТЕР, 2004.- 348 с.

25. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 96 с.

26. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С.Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

27. Немов, Р.С. Психология. Кн.1. Общая психология / Немов Р.С. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012. — 628с.

28. Пастюк, О.В. Организация экспериментальной площадки в ДОУ / О.В. Пастюк, А.Н. Фролова. — М.: ТЦ. Сфера, 2007.— 128с.

29. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

30. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении Н.Ф.Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.—288с.

31. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика. Курс лекций / Н.О.Пичугина, Г.А.Айдашева.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. —384с.

32. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт.- сост. Е.Е.Данилова; Под. ред. И.В.Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

33. Приходько, Е.Г. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения Е.Г. Приходько, Т.В. Малышевич. — Краснодар: Мир Кубани, 2006.

34. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. – М.: АРКТИ 2006. — 96с.

35. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 2008. — 144с.

36. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008.— №4. — С.36-40.

37. Раев, А.И. Избранные труды по педагогической психологии /А.И. Раев: СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. – 410 с.

38. Рыбина, Н.П. Методическая работа с воспитателями детского сада Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

39. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.

40. Рылеева, Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ. Пособие для руководителей и методистов / Е.В. Рылеева, Л.С. Барсукова. — М.: Айрис Пресс, 2009.

41. Скоролупова, О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Скоролупова. — М.: Новая школа, 2004.

42. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

43. Степанов, Е.И. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: Методические рекомендации / Е.И. Степанов. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128с.

44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений / Г.А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 336с.

45. Усачева, А.Н. Формирование ответственности как личности младших школьников средствами игровой деятельности / А.Н. Усачева. — Волгоград.: ВГПИ, 20011. — 21 с.

46. Усова, А.П.Обучение в детском саду / А.П. Усова. — М.: Просвещение, 2003— 98 с.

47. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: Конспект лекций / А.Н. Фролова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

48. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров // Вопросы психологии. — 1990. — №6. — С. 10-21.

49. Чечет, В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка / В.В.Чечет, Т.М.Коростелева. - М.: Университетское, 2000.

50. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева.— М.: “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2001. – 368 с.

51. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко, В.А. Сохина. — М: Просвещение, 2003.

 


Приложение 1

 

К О Н С П Е К Т

организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

НА ТЕМУ:

Ознакомление дошкольников с произведением

Л. Пантелеева «Честное слово»

 

Программное содержание:

- Продолжать знакомить с творчеством Л. Пантелеева.

- Учить внимательно слушать длительное по времени произведение, помочь детям понять идейный смысл произведения, побуждать высказывать свое отношение к поступкам героев.

- Формировать представление о нравственных понятиях: ответственности, честности, отзывчивости, смелости.

- Воспитывать любовь к книге.

Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа: чтение произведений Л.Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Две лягушки», «Буква Ты», рассказы на нравственные темы Л. Могилевской «Сказка о громком барабане», А.Гайдара «Горячий камень», рассказы В.Осеевой и др. слушание песни Ю. Энтина «Ты –человек».

Оборудование: магнитофон, запись песни Ю. Энтина «Ты - человек», рассказ Л.Пантелеева «Честное слово», иллюстрации к рассказу.

Ход занятия:

Дети под музыку Ю. Энтина «Ты –человек» входят в группу и становятся полукругом на ковре.

Воспитатель:

1.Организационный момент.

-Ребята, я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и определите тему нашего разговора.

Про маленького мальчика

в рассказе речь идет

он ни в игре, ни в жизни

тебя не подведет,

он честен и бесстрашен,

играет он всерьез,

и даже взрослый дядя

сдержать не может слез.

Он смотрит на мальчишку:

Малыш, в веснушках нос,

Короткие штанишки

И невысокий рост.

Кем мальчик в жизни станет?

Могу я дать прогноз.

В саду стоял в потемках

И не покинул пост.

И в этот неспокойный наш 21 век

Из мальчика получится хороший человек.

-Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (О мальчике).

-А о чем мы будем сегодня беседовать? Как ты думаешь, Настя? А ты как, Никита?

-Да, мы поговорим сегодня о мальчике и о том,что с ним произошло.

-Вы хотите узнать, что с ним произошло? (Да).

-Тогда присаживайтесь на стульчики и слушайте внимательно. (Дети садятся на стулья).

- Сегодня я познакомлю вас с рассказом Л. Пантелеева «Честное слово».

-Леонид Пантелеев «Честное слово».

2.Воспитатель читает рассказ Л Пантелеева «Честное слово».

Физкультминутка «Карусели».

-Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели

И поехали!

-Карусели, карусели

Мы с тобой на лошадь сели

И поехали!

-Карусели, карусели

Мы с тобой в ракету сели

И поехали!

3.Беседа по содержанию рассказа. Вопросы к детям:

-Я прочитала вам рассказ. Понравился он вам? Кто запомнил, как он называется?

-Почему этот рассказ Л. Пантелеев назвал «Честное слово»? Как ты думаешь, Даша? А ты как, Тимофей?

-У меня есть иллюстрации к этому произведению. Нужно их поставить в правильной последовательности, т. е. так как об этом рассказывается. (Дети расставляют картинки).

-Молодцы, правильно. А теперь внимательно на них посмотрите и ответьте на мои вопросы:

-Почему мальчик не согласился, чтобы рассказчик сменил его на посту?(Он был не военный.)

-Почему именно военный мог снять мальчика с караула? (Мальчик серьезно воспринял игру и если он военный, то только военный мог снять его с караула).

-Как мальчик повел себя при виде военного?

Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

-Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Честности, благородству, мужеству; если дал честное слово, то его надо держать, чтобы ни случилось).

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

Д/И «Подбери слово» (с мячом).

-Давайте поиграем в игру «Подбери слово».

_Мальчик, он какой? Каким вы его представляете? (Смелый, серьезный, ответственный, мужественный, храбрый и т.д.)

4.Повторное чтение отрывка по желанию детей.

-Ребята, а какой отрывок вы хотели бы послушать еще раз?

-Хорошо, мы его прочитаем.

Воспитатель еще раз читает понравившийся отрывок.

5.Итог занятия:

-Ребята, Л. Пантелеев написал много рассказов для детей, некоторые из них мы с вами читали. А сегодня вечером мы посмотрим м/ф по произведению Л. Пантелеева «Честное слово».

 


Приложение 2

Лекция для родителей

«Воспитание ответственности»

 

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут. Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Ответственность называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Ответственность у человека формируется в дошкольные и младшие школьные годы. Насколько развита будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет в будущем относится к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности. За то, что он делает, за все, что должен сделать.

Воспитательная позиция родителей и педагогов развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Рассмотрим несколько качеств, необходимых для формирования чувства ответственности.

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Поэтому ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов.

Стремление к самостоятельному принятию решений. Пусть ребенок сам выбирает, какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем становится более критичным к своим собственным поступкам. Он начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а далее развивается способность предугадывать результат. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Ребенок должен научиться понимать, как его поведение влияет на настроение близких людей.

Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. С возрастом у детей при правильном воспитании самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.

Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Степень сформированности ответственности у ребенка зависит от стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. Такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

"Золотой серединой" является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем и ребенком. Главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность. Волшебное слово, которое может помочь взрослому в формировании ответственности у ребенка — слово «вместе». Конечно, всегда существует что-то, что ребенок уже может сам, но есть и то, что он не может никак, а есть что-то между — что он еще не может сам, но уже может вместе с вами. Для того, чтобы ответственное поведение стало собственным, присвоенным, его нужно освоить вместе с взрослым. Создание условий для постепенного возрастания степени ответственности через все большее разделение ее с взрослым — единственно возможный путь научить ребенка быть ответственным за свои поступки и жизнь перед другими и самим собой. Только разделяя ответственность, можно учить брать ее на себя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.01 с.)