Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы, методы и методики исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2015г. – марте 2016г. Было решено провести работу на базе одного из детских садов г. Челябинска (детский сад № 404). Исследовательская работа предполагает проведение педагогического эксперимента. Эксперимент — метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созданных, контролируемых, управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищется новый способ решения педагогической задачи, проблемы. Педагогический эксперимент — общенаучный метод познания, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одним или несколькими факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы. Сущность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1 Организационный этап эксперимента (июль – август 2015 г.). На организационном этапе эксперимента решались задачи: 1) определение экспериментальной базы; 2) формирование выборки испытуемых; 3) отбор диагностических методик. 2 Собственно экспериментальный этап эксперимента (октябрь 2015 г. – март 2016 г.). На этом этапе проводился констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. 3 Обобщающий этап эксперимента (март 2016 г.). На обобщающем этапе проводился анализ и обобщение результатов эксперимента. В качестве испытуемых были привлечены дети двух подготовительных групп в количестве 40 человек. Из них сформировны экспериментальная и контрольная группы. По 20 человек в каждой. Возраст детей 6-7 лет. Методики Для оценки уровня сформированности ответственности старших дошкольников нами будут использованы следующие критерии (компоненты сформированности ответственности старших дошкольников): - когнитивный компонент, который включает знания ребенка о необходимости быть ответственным в общественной жизни – осознанность ответственности; - эмоционально-волевой компонент, который выражается в отрицательных переживаниях по поводу невыполненного задания и в состоянии удовлетворения при его успешном выполнении; готовности ребенка принимать новые обязанности и преодолевать трудности; - поведенческий компонент, который показывает прочность и устойчивость ответственности ребенка и включает: умение своевременно, точно и тщательно выполнять порученное; самостоятельное выполнение порученного задания, добровольность и инициативность; качественное выполнение работы; доведение начатого дела до конца. Каждый из выделенных компонентов ответственности старших дошкольников определяется набором показателей, что позволяет диагностировать уровень сформированности данного качества у детей старшего дошкольного возраста. Теперь обратимся к методикам исследования. 1. Беседа Для изучения сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду проводились беседы по вопросам: 1) Чем ты любишь заниматься в детском саду? 2) Доводишь ли ты всегда начатое дело до конца? 3) Важно ли тебе как относятся к твоим стараниям окружающие (дети, родители, воспитатели)? 4) С кем ты любишь дежурить по столовой, в уголке природы? 5) Всегда ли у тебя все получается? 6) Тебе приятно делать что-либо не для себя, а для других (друзей, воспитателей, родителей) и почему? 2.Основным методом, позволяющим изучить проявление ответственности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности, являлось наблюдение. В Карте наблюдения представлены компоненты и показатели сформированности ответственности у дошкольников (Таблица 1).
Таблица 1 Карта наблюдения показателей сформированности ответственности у дошкольников
В ходе наблюдения за различными видами деятельности детей в протоколе фиксировались выделенные показатели. Также в ходе деятельности ребенку задавались вопросы для выявления сформированности показателей когнитивного компонента. По каждому показателю ребенку присваивались баллы от 0 до 2. 0 баллов – показатель не сформирован. 1 балл – показатель сформирован частично. 2 балла – показатель сформирован полностью. Поведенческий компонент (от 0 до 18 баллов). 0-6 баллов – низкий уровень сформированности. 7-12 баллов – средний уровень сформированности. 13-18 баллов – высокий уровень сформированности. Когнитивный компонент (от 0 до 10 баллов). 0-3 балла – низкий уровень сформированности. 4-7 баллов – средний уровень сформированности. 8-10 баллов – высокий уровень сформированности. Эмоциональный компонент (от 0 до 8 баллов). 0-2 балла – низкий уровень сформированности. 3-5 баллов – средний уровень сформированности. 6-8 баллов – высокий уровень сформированности. Общий уровень сформированности ответственности (от 0 до 36 баллов). 0-12 баллов – низкий уровень сформированности. 13-24 баллов – средний уровень сформированности. 25-36 баллов – высокий уровень сформированности. 3. Методика "Задание с пятницы на понедельник" М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой. Данная методика использовалась для определения поведенческого компонента ответственности личности. Воспитатель после окончания занятий в пятницу предлагает детям выполнить задание (выполнение рисунка), не акцентируя внимания на запись этого задания. В понедельник, после выходных, воспитатель спрашивает, кто из детей выполнил это задание. Для повышения мотивации мы сообщили детям, что рисунки предназначены для выставки в ДОУ и демонстрации их родителям.. Мы также попросили родителей не напоминать ребенку о задании и не заставлять выполнять его. Выполнение задания качественно и в срок означает, что ребенок в данной ситуации проявил ответственность (оценивается 1 баллом). Невыполнение задания свидетельствует о недостаточно сформированном качестве (0 баллов). Воспитатель также отмечает детей, которые выполнят задание во вторник, в среду, т.е. позже назначенного срока. Ответственность у этих детей оценивается 0,5 баллами. Анализ результатов констатирующего этапа Анализ результатов беседы позволил сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста не достаточно сформирована ответственность, т.к. у детей дошкольного возраста еще низкая работоспособность, они быстро переключаются с одной деятельности на другую. Дети предпочитают заниматься игровой деятельностью (65% детей в контрольной и 70% в экспериментальной группе), это связано с тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Ответы на вопрос «Доводишь ли ты всегда начатое дело до конца?» показали, что 50 % детей в контрольной и 55% в экспериментальной группе детей ответили утвердительно (потому что всегда нужно сначала сделать, а потом переходить к другому делу). «Нет» ответили 50% детей в контрольной и 45% в экспериментальной группе. На вопрос «Важно ли тебе, как относятся к твоим стараниям окружающие?» 75% детей в контрольной и 70% в экспериментальной группе ответили «Важно потому, что нужно помогать друзьям, родителям»; 25% детей в контрольной и 30% в экспериментальной группе ответили «Нет, у меня самого все получается». Для выяснения взаимоотношений между детьми мы задали вопрос: «С кем ты любишь дежурить по столовой, в уголке природы?» Были получены такие результаты: все дети называли своих друзей, «Я с ним дежурю, потому что мы с ним играем». Проанализировав ответы детей на вопрос: «Всегда ли у тебя все получается?» 35% детей в контрольной и 40% в экспериментальной группе ответили положительно, 35% детей в контрольной и 30% в экспериментальной группе ответили, что иногда требуется помощь друга или взрослого. 30% детей в контрольной и экспериментальной группе ответили: «Иногда не получается». Можно сделать вывод: что не все дети могут без помощи взрослого справиться с каким-либо заданием. На последний вопрос: «Тебе приятно делать что-либо не для себя, а для других (друзей, воспитателей, родителей) и почему?» мы получили ответы о том, что всем детям приятно делать что-либо для друзей. 55% детей в контрольной и 60% в экспериментальной группе ответили, что им приятно что-либо делать для воспитателей: «Потому что они - добрые» и родителей «Потому что они нас любят» (45% детей в контрольной и 40% в экспериментальной группе). Анализ беседы показывает, что дети стремятся к правильному ответственному поведению. У них присутствует мотивация помочь окружающим. Результаты наблюдения представлены в Таблице 2.
Таблица 2 Уровень сформированности компонентов ответственности
Представим результаты графически (рис. 1-3). Рис.1. Результаты диагностики по поведенческому компоненту Рис.2. Результаты диагностики по когнитивному компоненту
Рис.3. Результаты диагностики по эмоциональному компоненту
Если говорить об отдельных компонентах, то наиболее низкий уровень наблюдается на когнитивном уровне. Понятие ответственности еще не приобрело для детей конкретного смысла. Они не очень понимают его содержание, последствия своих действий. Наиболее развит оказался эмоциональный компонент. На уровне эмоций дети отличают хорошие поступки, результаты своих действий. Они тревожатся и переживают, если у них не получается что-либо. Наблюдение также показало, что у половины испытуемых в обеих группах общий уровень развития ответственности низкий (рис. 4).
Рис.4. Результаты диагностики по общему уровню развития ответственности
Методика "Задание с пятницы на понедельник" показала, что выполнили задание в обеих группах только по 2 ребенка (10%). Еще трое детей в экспериментальной (15%) и 2 детей в контрольной (10%) принесли заданный рисунок с опозданием. Остальные забыли про задание и не стали выполнять его (рис. 5). Рис.5. Результаты диагностики по методике "Задание с пятницы на понедельник"
Таким образом, анализ результатов показал, что уровень ответственности детей обеих групп находится на недостаточном уровне. Для улучшения создавшейся ситуации необходимо проведение специально организованной работы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.009 с.) |