Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционная и инклюзивная педагогикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В данном разделе используются следующие термины и понятия. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к обра-
зованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образова-тельных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педа-гогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа — образовательнаяпрограмма, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возмож-ностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглох-шие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушени-ями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
В группах комбинированной направленности осуществляется сов-местное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особен-ностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбини-рованной направленности является соблюдение кадровых условий — на-
развитие слухоречевой памяти, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.
Дети с нарушениями зрения не видят строк, путают сходные по на-чертанию предметы и буквы, не видят написанного на доске, таблице, что вызывает утомление и снижение работоспособности.
Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по помещениям ДОО, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры ДОО, группы, где проводятся занятия, путь к своему месту. Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место (повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабо-чем месте не менее 400–500 люкс), где слабовидящему ребенку максимально видно доску и педагога. Для детей с глубоким снижением зрения, опираю-щимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах группы. Дети, имеющие зрительные нарушения, с разрешения педагога, должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассмат-ривать его. На специально организованных занятиях и в режимных момен-тах рекомендуется использовать аудиозаписи. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы.
На занятиях следует обращать внимание на количество коммента-риев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зри-тельных образов. Особое внимание следует уделять точности высказыва-ний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, они должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты занятия можно записывать на диктофон.
Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные мате-риалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.
Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомога-тельные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или линии, полезные при чтении. Использование приложений Office Web Apps (Майкрософт) расширяет возможности обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.
Условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:
• глухие;
• слабослышащие (тугоухие).
тиях и в режимных моментах; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения и т. д.);
• организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (про-верить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; подготовить индивидуальные дидактические пособия и т. д.);
• включать глухого/слабослышащего ребенка в обучение на занятии, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возмож-ности ребенка и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп прове-дения занятия;
• решать ряд задач коррекционной направленности в процессе заня-тия (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расши-рять словарный запас; оказывать специальную помощь при составлении пересказов и т. д.).
Условия обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями ОДА — неоднородная группа, основной характе-ристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, на-рушение или утрата двигательных функций. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограниче-нием их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений.
Большинство детей с нарушениями ОДА — дети с детским церебраль-ным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функ-ций, расстройства устной речи (дизартрия, алалия).
У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляет-ся в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспро-изводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устой-чивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосре-доточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительно-го, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности опе-рации обобщения.
Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, дви-
общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при орга-низации образовательной деятельности детей с РАС.
Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педа-гогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необхо-димым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
К особым образовательным потребностям детей с нарушениями ау-тистического спектра (по О. С. Никольской) относятся потребности: • в периоде индивидуализированной подготовки к обучению;
• в индивидуально дозированном введении в ситуацию обучения в группе детей;
• в специальной работе педагога по установлению и развитию эмоци-онального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в ос-мыслении происходящего, соотнесении общего темпа группы с индиви-дуальным;
• в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоци-ональный комфорт ребенка;
• в дозировании введения в жизнь ребенка новизны и трудностей;
• в дозированной подаче новой информации с учетом темпа и работо-способности ребенка;
• в четком соблюдении режима дня, представленного в виде символов
и пиктограмм (в зрительном доступе ребенка), и упорядоченной предмет-но-пространственной образовательной среде;
• в специальной отработке форм адекватного поведения ребенка, на-выков коммуникации и взаимодействия с взрослым;
• в сопровождении тьютора при наличии поведенческих нарушений;
• в создании адаптированной образовательной программы;
• в постоянной помощи ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
дителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реально-го социума;
• принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивиду-альных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарно-го подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, пси-холог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конк-ретного ребенка, так и на группу в целом;
• принцип вариативности в организации процессов обучения и воспи-тания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особеннос-тями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды,
т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обуче-ния, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — устано-вить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совмес-тных действиях, направленных на поддержку ребенка;
• принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структур-ные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспита-ния и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, т.е. с разными образовательными потребностями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.110.145 (0.009 с.) |