Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диспансеризация детей с хроническими соматическими заболеваниями

Поиск

Диспансеризация — активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов с целью раннего вы­явления заболевания, взятия на учет, диспансерного наблюдения, комп­лексного лечения больных, проведения мероприятий по их оздоровле­нию. Поликлиника осуществляет вторичную профилактику, т.е. раннее выявление заболеваний и предупреждение их обострений. Она прово­дится первичным звеном системы детского здравоохранения — участко­выми педиатрами.

В структуре детского населения дети с хроническими заболевания­ми составляют до 15%, но, несмотря на сравнительно небольшой про­цент, эта группа формирует значительный раздел работы участкового педиатра

Выявление и регистрация больных, а гакже детей, имеющих отклоне­ния в состоянии здоровья осуществляется во время амбулаторных при­емов, при посещении больных детей на дому, в специализированных диспансерах, а также на основании данных, полученных при ежегодных профилактических осмотрах детей в организованных коллективах.

Организатором диспансерного наблюдения больных своего участка является участковый педиатр. Он же несет ответственность за регуляр-


ное посещение больными диспансерной группы врачей-специалистов. К этой работе педиатр привлекает участковую медицинскую сестру, ко­торая проводит патронажи на дому и ежемесячно составляет списки де­тей для приглашения на диспансерный осмотр к врачу-педиатру или специалистам. Контроль эффективности диспансеризации совместно проводят заведующие отделениями и участковые врачи.

Диспансеризация детей, требующих специальных методов профи­лактики и лечения (при туберкулезе, психических расстройствах, ново­образованиях и т.д.) осуществляется соответствующими диспансерами. При их отсутствии этими больными занимаются врачи-специалисты соответствующего профиля детских поликлиник.

При выявлении детей с патологией, которая является показанием для диспансерного наблюдения, проводится тщательное углубленное обследование в условиях поликлиники, диагностического центра или стационара.

Диспансерному наблюдению подлежат 14 групп детей. При единых принципах диспансеризации конкретное ее содержание различно, оно диктуется локализацией и особенностями патологического процесса. В настоящее время особенно многочисленные диспансерные группы представляют дети с так называемыми «патиями», которые являются, по сути, функциональными нарушениями различных органов и систем, зачастую на фоне конституциональной предрасположенности. Диспан­серизация таких детей осуществляется по принципам наблюдения групп риска, так как не требует решения организационных и реабилита­ционных вопросов.

Большую группу диспансерного наблюдения составляют дети, пере­несшие острые заболевания органов дыхания (острая, затяжная, реци­дивирующая пневмония, частые и длительные острые респираторные инфекции); острые кишечные инфекции (дизентерия, энтериты, коли­ты, инфекционный гепатит). Диспансерное наблюдение за этими деть­ми и их профилактическое лечение осуществляет врач-педиатр или врачи-специалисты тех стационаров, где проводилось лечение ребенка.

При постановке на учет и затем весь период диспансеризации педи­атр решает ряд задач, направленных на всестороннюю реабилитацию больного ребенка Постановка на диспансерный учет фиксируется в 2 медицинских документах: истории развития ребенка (форма №112/у) и контрольной карте диспансерного больного (форма №30/у).

Ежегодно педиатром составляется план наблюдения за ребенком. Он включает кратность осмотров участковым педиатром и специалис­том соответствующего профиля; кратность и конкретные сроки осмот­ров другими специалистами или врачами смежных специальностей;


объем и кратность необходимых клинических и параклинических ис­следований; перечень реабилитационных и противорецидивных мероп­риятий, их кратность в течение года (режим, диета, медикаментозные и немедикаментозные методы терапии, физиотерапия, санаторно-курорт­ное лечение).

Врач разрабатывает тактику ведения ребенка на фоне интеркуррент-ных заболеваний; формулирует обоснование и сроки плановой госпита­лизации; определяет сроки и показания для снятия с диспансерного учета, проводит анализ эффективности диспансеризации Даются реко­мендации по допуску в детские коллективы, рекомендации по занятиям физической культурой и спортом; рекомендации по проведению про­филактических прививок; по социальной адаптации и реабилитации (режим и обучение в школе, показания к освобождению от экзаменов, показания к обучению на дому, показания к оформлению инвалиднос­ти); профориентации.

По окончании календарного года на каждого ребенка, находившего­ся на диспансерном наблюдении, составляют годовой эпикриз. В нем отражают длительность и динамику заболевания, наличие сопутствую­щих заболеваний, проведенное обследование и лечение, профилакти­ческие мероприятия, эффективность диспансеризации, которая оцени­вается как «выздоровление», «улучшение», «состояние без перемен» или «ухудшение» При ухудшении анализируются его причины.

Снятие больного ребенка с учета осуществляют при обязательном участии педиатра и специалиста, которыми наблюдался ребенок Если по истечении года больной не снимается с учета, то одновременно сос­тавляется план диспансеризации на следующий год Участковый педи­атр проводит анализ диспансеризации всех детей за текущий год в це­лом и по отдельным нозологическим группам. Итоги диспансеризации всего контингента за год обсуждают на медицинском совете детской по­ликлиники.

Одним из сложных вопросов диспансеризации больных детей явля­ется лечение их в период интеркуррентных заболеваний В каждом конкретном случае лечение должно быть индивидуальным с учетом особенностей острого заболевания, течения основного хронического за­болевания и фонового состояния. Однако существует ряд общих реко­мендаций. В первую очередь они касаются необходимости избегать по-липрагмазии, гем более что на фоне интеркуррентных заболеваний час­то возникает необходимость курсов противорецидивной терапии. Прак­тически все хронические соматические заболевания воспалительной или инфекционно-аллегической природы, системные заболевания, врожденные аномалии требуют в лечении интеркуррентных заболева-


ний антибактериальной терапии, противовоспалительных, нестероид­ных, седативных, иммуностимулирующих препаратов, адаптогенов. Конкретный спектр препаратов, сроки лечения определяются основной патологией.

Особенностью лечения интеркуррентных заболеваний на фоне хро­нической патологии является ограничение использования ряда лекар­ственных средств. Это касается патологии аллергической направлен­ности, заболеваний почек, печени.

Большое значение имеют режимные моменты, особенности диетети­ки, режим максимального щажения в отношении физических нагрузок, пребывания в детских коллективах. Помимо этого, на фоне интеркурре­нтных заболеваний обязателен лабораторный и инструментальный контроль течения основного заболевания.

Большинство острых заболеваний у детей с хронической патологией требует их стационарного лечения В данном случае госпитализация осуществляется в экстренном порядке. Необходимость плановой госпи­тализации детей с хроническими заболеваниями определяется диагнос­тическими и лечебными возможностями первичного звена и условиями в семье ребенка. Показаниями для плановой госпитализации являются углубленное обследование для уточнения диагноза хронического забо­левания; противорецидивное комплексное лечение при невозможности провести его амбулаторно (из социально неблагополучных семей, про­живающих в отдаленных сельских районах); необходимость планового хирургического или специфического (онко-, гематология) лечения по поводу основного или сопутствующих заболеваний

Важным вопросом при диспансерном наблюдении является вопрос о дозировании физических нагрузок у организованных детей. Этот воп­рос в большей степени решается педиатрами ДОУ и школы.

Контроль проведения диспансеризации, регламентированный нор­мативными документами МЗ РФ (1984, 1986), включает систематичес­кий анализ заболеваемости детей и подростков с изучением ее причин и последующей разработкой мероприятий по ее снижению; контроль ка­чества лечебно-оздоровительной работы и эффективности диспансери­зации детей, результатов их медицинского освидетельствования.

Показатели качества диспансеризации:

• показатель охвата регулярными медицинскими осмотрами;

• количество вновь выявленных больных детей,

• частота заболеваний, выявленных при профилактических осмот­
рах;

• структура заболеваемости, удельный вес заболеваний;

• охват диспансерным наблюдением;


• активность лечебно-юздоравишелшюй работы.

"К показателям эффективности диспансеризации больных детей от­носят

"• число больных, снятых с диспансерного учета по выздоровлению;

• число больных, имевших улучшение в течении основного хрони­
ческого заболевания,

• процент ухудшений в состоянии здоровья у больных диспансерной
группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.013 с.)