Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактическая работа с неорганизованными дошкольникамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Подготовка ребенка в детский коллектив должна начинаться с первых дней его жизни Для направления в дошкольные образовательные учреждения существует ряд противопоказаний: • все болезни в остром периоде; • хронические болезни в период обострения, требующие специаль • перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изо • бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия); • все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период ле • злокачественная анемия, лейкемия, новообразования; • недостаточность кровообращения любой степени; • любые формы туберкулеза легких и других органов; • частые судорожные припадки, эпилепсия; • психоневрозы,психопатии; • эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода и • сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения. участке к поступлению в дошкольное учреждение», она осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки. Общая подготовка заключается в проведении систематического профилактического наблюдения для обеспечения гармонического развития и оптимального состояния здоровья при семейном воспитании. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ребенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки. Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение после 1,5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в ДОУ в более младшем возрасте, то подготовка начинается с 3-месячного возраста. Она включает в себя следующие мероприятия: • санитарно-просветительную работу с родителями, которая прово • диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, врачами- • оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья По данным анамнеза и состоянию здоровья участковый педиатр может спрогнозировать тяжесть течения адаптации. Специальные исследования позволили выделить группу факторов, которые могут осложнить течение адаптации у детей при поступлении в ДОУ. Так, для детей раннего возраста (ясельная группа) такими факторами могут быть в порядке диагностической значимости: • частые заболевания матери; • несоответствие домашнего режима ясельному; • возраст ребенка от 9 до 18 мес; • токсикоз II половины беременности; • заболевания у матери во время беременности; • вредные привычки у ребенка; • асфиксия при рождении; • низкий культурный уровень семьи; • злоупотребление алкоголем отца; • резкие отношения между родителями; • отставание в нервно-психическом развитии; • раннее искусственное вскармливание; • рахит II—III степени, анемия; • отсутствие закаливания и подготовки к яслям; • II и III группы здоровья; • масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 г; • заболевания ребенка на 1 году жизни; • содержание гемоглобина 116 г/л и менее; • хронические заболевания у родителей. У дошкольников течение адаптации к детскому саду отягощают следующие факторы риска (в порядке их диагностической значимости): • частые (более 4 раз в год) заболевания ребенка; • неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям; • алкоголизм отца; • резкие отношения между родителями; • неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад; • недружелюбное отношение ребенка к другим детям; • употребление алкоголя матерью; • мужской пол ребенка; • медленная ориентация в новой среде; • низкий культурный уровень семьи; • осложнения в родах; • масса тела при рождении до 2500 г; • отклонения в физическом развитии. При наличии у ребенка 4-5 и более неблагоприятных факторов риска, особенно первых шести, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации к условиям дошкольного учреждения. Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды — в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением детей в ДОУ. При первом прогнозировании планируются дополнительные профилактические мероприятия по облегчению адаптации, при втором — подводится итог их эффективности и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период. У детей с высокой степенью «биологического риска» можно ожидать повышение острой заболеваемости не только в периоде адаптации, но в ряде случаев и по окончании его периода. Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. В форме 112/у в листе уточненных диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. После приема участковым педиатром ребенок направляется в КЗР. Медсестра КЗР дает родителям памятку по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Здесь же мать получает информацию об организации жизни ребенка в дошкольном учреждении. Медсестра КЗР обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики, методике закаливания для повышения необходимой антистрессовой готовности сосудистой системы ребенка, даются советы о начале более ранней подготовки ребенка к поступлению в ДОУ В частности, матери советуют приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения (перед сном не укачивать, не давать пустышки, научить есть с ложки), активно приучать малыша к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, воспитывать у ребенка гигиенические навыки — мыть руки, пользоваться горшком Пища во время подготовки должна быть разнообразной, близкой по составу и технологии приготовления к пище детского учреждения. На каждого поступающего в ДОУ ребенка составляется план подготовки План подготовки ребенка к ДОУ: Фамилия, имя, адрес ребенка______________________________________________ Дата рождения__________________________________________________________ Подготовка начата с___________________ месяца Проведено бесед в КЗР___________________________________________________ Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой_____________ Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена___________ Заключение' соответствие организации сна, кормления, бодрствования возрасту ребенка, несоответствие_____________________________________ Предполагаемый прогноз адаптации__________________________________ В последующем в декретированные сроки осуществляют контроль выполнения рекомендаций. При необходимости в план рекомендаций по подготовке вносят изменения в соответствии с динамикой в состоянии здоровья. При выявлении отклонений в поведении ребенка, не связанных с какой-либо патологией, желательно проконсультироваться с педагогом. Заключительным разделом работы участкового врача-педиатра является составление эпикриза в индивидуальную карту (ф. 112/у) на ребенка с прогнозом и рекомендациями на период адаптации, включающими рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, при обострениях хронических очагов инфекции, при фоновых состояниях. Контроль качества осуществляют заведующие педиатрическим отделением и отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях. Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы риска, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно, с привлечением соответствующих врачей-специалистов. Особое внимание следует обращать на детей с различными премор-бидными состояниями: отклонениями в физическом развитии более чем на 1 сигму, с признаками негармонического развития, отставанием нервно-психического развития более чем на 2 мес, болеющих на нервом году жизни более 3 раз и длительностью более 10 дней, с наличием аномалий конституции, с проявлениями рахита, анемии, аллергии, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. Эти дети подлежат направлению в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления — санации носоглотки, полости рта, проведения противоаллергической терапии. Вопрос о направлении детей данной группы в коррекционные (специализированные) ДОУ решается медико-педагогической комиссией. Участковому педиатру необходимо также обратить внимание на раннее, последовательное, совместно с невропатологом, лечение детей с энцефалопатией. Вопрос о возможности устройства этих детей в ДОУ должен решаться после заключения специалиста, при условии проведения соответствующих оздоровительных мероприятий. Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) у всех детей нужно проводить за 1-2 мес до поступления в дошкольное учреждение с применением средств, направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета. В случаях острого заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через две недели после клинического выздоровления. Особое внимание следует уделять индивидуальной профилактике часто болеющих детей. Решая вопрос о подготовке в ясли такого ребенка, врач должен составить индивидуальный план оздоровления и дать родителям памятки с рекомендациями по противорецидивному лече- нию. Работа по оздоровлению часто болеющих детей должна проводиться круглогодично, но с учетом сезонных особенностей. Летом необходимо максимально использовать природные оздоровительные факторы. Весной, осенью и в период повышенной вирусной заболеваемости на 2-3 нед назначается курс лечения травами с адаптогенным, гипосен-сибилизирующим и антибактериальным действием. По показаниям в эти периоды используются общеукрепляющие и симптоматические средства. Особое внимание должно быть уделено специфической профилактике, в частности интерферонами. В соответствии с инструкцией запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, но каждый поступающий в ДОУ ребенок должен иметь прививку против кори. Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей в ДОУ (легкая, средней тяжести, тяжелая). В заключительной информации о • течении адаптации, которая передается из детского учреждения в поликлинику по ее окончании, отмечаются следующие данные. 5 Фамилия, имя, адрес ребенка____________________________ Дата поступления в дошкольное учреждение________________ Болел в 1-й месяц______________________________________ раз. Пропустил дней________________________________ по болезни. Болел во 2-й месяц посещения ДОУ_______________________ раз. Пропустил дней__________________________________ по болезни. Длительность и характер нарушений в поведении____________ Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов) , Врач__________________________________ Преемственность в работе врача поликлиники и ДОУ состоит в том, что профилактические и оздоровительные мероприятия, начатые в поликлинике, продолжаются в дошкольном учреждении. С другой стороны, для участкового педиатра активное наблюдение за детьми, поступившими в ясли-сады, остается важным разделом его работы. При оформлении документации на ребенка для ДОУ, в истории его развития (форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончилась подготовка к поступлению в ДОУ, какие проведены оздоровительные мероприятия и их результаты. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ Не менее чем за 2-3 мес до поступления в ДОУ проводится углубленный медицинский осмотр с участием специалистов: хирурга, ортопеда, ЛОР, офтальмолога, невролога, дерматолога, логопеда (с 3 лет), психолога, по показаниям осматривают ребенка и другие специалисты. Обязательно проводится исследование крови, мочи, исследование кала на наличие глистов, соскобы на яйца остриц (3-кратно). После соответствующих оздоровительных мероприятий дети повторно осматриваются педиатром непосредственно перед поступлением в ДОУ. После осмотра всеми специалистами и получения результатов анализов участковый врач оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000, в которой наряду с паспортными данными ребенка и родителей, отмечают особенности течения беременности и родов у матери, характер вскармливания, указывается клинический диагноз (основной, сопутствующий), оценивается физическое и нервно-психическое развитие ребенка, устанавливается группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой, указываются полученные профилактические прививки и реакции на них, уточняются аллергологический анамнез, контакты с инфекционными больными. Индивидуальная карта хранится в учреждении, которое посещает ребенок. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства. В целях максимального оздоровления выявленных больных к моменту поступления в школу проводятся комплексные углубленные осмотры в возрасте 3, 5 лет, за год и в год поступления в школу. В функциональные обязанности участкового врача поликлиники и врача ДОУ входит совместная с педагогом работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости. Школьная зрелость или готовность ребенка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения. Совокупность факторов, определяющих готовность детей к обучению в школе, — основное условие успешной адаптации к школе. Эти факторы следующие. • Зрительно-пространственное восприятие: дети способны разли • Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать прос • Слухо-моторные координации: дети могут различа! ь и воспроизво • Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техники • Интеллектуальное развитие: проявляется в способности к система • Развитие внимания: возможно произвольное внимание, однако ус • Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно контролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой. • Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции поведе • Организация деятельности: проявляется в способности восприни • Речевое развитие: проявляется в правильном произношении всех • Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру • Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способны • Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.233 (0.013 с.) |