Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактическая работа с неорганизованными дошкольниками

Поиск

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ

В ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Подготовка ребенка в детский коллектив должна начинаться с пер­вых дней его жизни Для направления в дошкольные образовательные учреждения существует ряд противопоказаний:

• все болезни в остром периоде;

• хронические болезни в период обострения, требующие специаль­
ного лечения;

• перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изо­
ляции;

• бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия);

• все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период ле­
чения и контроля наблюдения;

• злокачественная анемия, лейкемия, новообразования;

• недостаточность кровообращения любой степени;


• любые формы туберкулеза легких и других органов;

• частые судорожные припадки, эпилепсия;

• психоневрозы,психопатии;

• эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода и
лечения;

• сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения.
Согласно инструкции «О подготовке детей на педиатрическом

участке к поступлению в дошкольное учреждение», она осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здоро­вого ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специаль­ной подготовки.

Общая подготовка заключается в проведении систематического про­филактического наблюдения для обеспечения гармонического разви­тия и оптимального состояния здоровья при семейном воспитании. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ре­бенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки.

Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение после 1,5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в ДОУ в более млад­шем возрасте, то подготовка начинается с 3-месячного возраста. Она включает в себя следующие мероприятия:

• санитарно-просветительную работу с родителями, которая прово­
дится участковой медицинской сестрой, медицинским персоналом ка­
бинета по воспитанию здорового ребенка в виде тематических бесед по
вопросам подготовки детей к поступлению в ДОУ;

• диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, врачами-
специалистами, проведение лабораторных исследований за 2-3 мес до
поступления;

• оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья
и результатов последней диспансеризации.

По данным анамнеза и состоянию здоровья участковый педиатр мо­жет спрогнозировать тяжесть течения адаптации. Специальные иссле­дования позволили выделить группу факторов, которые могут ослож­нить течение адаптации у детей при поступлении в ДОУ. Так, для детей раннего возраста (ясельная группа) такими факторами могут быть в по­рядке диагностической значимости:

• частые заболевания матери;

• несоответствие домашнего режима ясельному;

• возраст ребенка от 9 до 18 мес;


• токсикоз II половины беременности;

• заболевания у матери во время беременности;

• вредные привычки у ребенка;

• асфиксия при рождении;

• низкий культурный уровень семьи;

• злоупотребление алкоголем отца;

• резкие отношения между родителями;

• отставание в нервно-психическом развитии;

• раннее искусственное вскармливание;

• рахит II—III степени, анемия;

• отсутствие закаливания и подготовки к яслям;

• II и III группы здоровья;

• масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 г;

• заболевания ребенка на 1 году жизни;

• содержание гемоглобина 116 г/л и менее;

• хронические заболевания у родителей.

У дошкольников течение адаптации к детскому саду отягощают сле­дующие факторы риска (в порядке их диагностической значимости):

• частые (более 4 раз в год) заболевания ребенка;

• неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям;

• алкоголизм отца;

• резкие отношения между родителями;

• неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад;

• недружелюбное отношение ребенка к другим детям;

• употребление алкоголя матерью;

• мужской пол ребенка;

• медленная ориентация в новой среде;

• низкий культурный уровень семьи;

• осложнения в родах;

• масса тела при рождении до 2500 г;

• отклонения в физическом развитии.

При наличии у ребенка 4-5 и более неблагоприятных факторов рис­ка, особенно первых шести, наиболее вероятен прогноз неблагоприят­ного течения адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды — в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением детей в ДОУ. При первом прогнозировании планируют­ся дополнительные профилактические мероприятия по облегчению адаптации, при втором — подводится итог их эффективности и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период. У детей с высокой степенью «биологического риска» можно


ожидать повышение острой заболеваемости не только в периоде адапта­ции, но в ряде случаев и по окончании его периода.

Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к пос­туплению в дошкольное учреждение. В форме 112/у в листе уточнен­ных диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребенка к поступ­лению в дошкольное учреждение. После приема участковым педиатром ребенок направляется в КЗР.

Медсестра КЗР дает родителям памятку по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Здесь же мать получает ин­формацию об организации жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Медсестра КЗР обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики, методике закаливания для повышения необходимой анти­стрессовой готовности сосудистой системы ребенка, даются советы о начале более ранней подготовки ребенка к поступлению в ДОУ В част­ности, матери советуют приблизить домашний режим ребенка к режи­му детского учреждения (перед сном не укачивать, не давать пустышки, научить есть с ложки), активно приучать малыша к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, воспитывать у ребенка гигие­нические навыки — мыть руки, пользоваться горшком Пища во время подготовки должна быть разнообразной, близкой по составу и техноло­гии приготовления к пище детского учреждения.

На каждого поступающего в ДОУ ребенка составляется план подго­товки

План подготовки ребенка к ДОУ:

Фамилия, имя, адрес ребенка______________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Подготовка начата с___________________ месяца

Проведено бесед в КЗР___________________________________________________

Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой_____________

Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена___________

Заключение' соответствие организации сна, кормления, бодрствования

возрасту ребенка, несоответствие_____________________________________

Предполагаемый прогноз адаптации__________________________________

В последующем в декретированные сроки осуществляют контроль выполнения рекомендаций. При необходимости в план рекомендаций по подготовке вносят изменения в соответствии с динамикой в состоя­нии здоровья. При выявлении отклонений в поведении ребенка, не свя­занных с какой-либо патологией, желательно проконсультироваться с педагогом.


Заключительным разделом работы участкового врача-педиатра яв­ляется составление эпикриза в индивидуальную карту (ф. 112/у) на ре­бенка с прогнозом и рекомендациями на период адаптации, включаю­щими рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, при обострениях хронических очагов инфекции, при фо­новых состояниях. Контроль качества осуществляют заведующие педи­атрическим отделением и отделением организации медицинской помо­щи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы рис­ка, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными поро­ками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно, с привлечением соответствующих вра­чей-специалистов.

Особое внимание следует обращать на детей с различными премор-бидными состояниями: отклонениями в физическом развитии более чем на 1 сигму, с признаками негармонического развития, отставанием нервно-психического развития более чем на 2 мес, болеющих на нервом году жизни более 3 раз и длительностью более 10 дней, с наличием ано­малий конституции, с проявлениями рахита, анемии, аллергии, с хрони­ческими заболеваниями, врожденными пороками развития.

Эти дети подлежат направлению в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления — санации носоглотки, полости рта, проведения противоаллергической терапии. Вопрос о направлении детей данной группы в коррекционные (специализированные) ДОУ ре­шается медико-педагогической комиссией.

Участковому педиатру необходимо также обратить внимание на раннее, последовательное, совместно с невропатологом, лечение детей с энцефалопатией. Вопрос о возможности устройства этих детей в ДОУ должен решаться после заключения специалиста, при условии проведе­ния соответствующих оздоровительных мероприятий.

Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) у всех де­тей нужно проводить за 1-2 мес до поступления в дошкольное учрежде­ние с применением средств, направленных на повышение неспецифи­ческих защитных механизмов иммунитета. В случаях острого заболева­ния ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через две недели после клинического выздоровления.

Особое внимание следует уделять индивидуальной профилактике часто болеющих детей. Решая вопрос о подготовке в ясли такого ребен­ка, врач должен составить индивидуальный план оздоровления и дать родителям памятки с рекомендациями по противорецидивному лече-


нию. Работа по оздоровлению часто болеющих детей должна прово­диться круглогодично, но с учетом сезонных особенностей. Летом необ­ходимо максимально использовать природные оздоровительные факто­ры. Весной, осенью и в период повышенной вирусной заболеваемости на 2-3 нед назначается курс лечения травами с адаптогенным, гипосен-сибилизирующим и антибактериальным действием. По показаниям в эти периоды используются общеукрепляющие и симптоматические средства. Особое внимание должно быть уделено специфической про­филактике, в частности интерферонами.

В соответствии с инструкцией запрещается проведение профилак­тических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, но каждый поступающий в ДОУ ребенок дол­жен иметь прививку против кори.

Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей в ДОУ (легкая, средней тяжести, тяжелая). В заключительной информации о • течении адаптации, которая передается из детского учреждения в по­ликлинику по ее окончании, отмечаются следующие данные.

5 Фамилия, имя, адрес ребенка____________________________

Дата поступления в дошкольное учреждение________________

Болел в 1-й месяц______________________________________ раз.

Пропустил дней________________________________ по болезни.

Болел во 2-й месяц посещения ДОУ_______________________ раз.

Пропустил дней__________________________________ по болезни.

Длительность и характер нарушений в поведении____________

Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов)

, Врач__________________________________

Преемственность в работе врача поликлиники и ДОУ состоит в том, что профилактические и оздоровительные мероприятия, начатые в по­ликлинике, продолжаются в дошкольном учреждении. С другой сторо­ны, для участкового педиатра активное наблюдение за детьми, посту­пившими в ясли-сады, остается важным разделом его работы.

При оформлении документации на ребенка для ДОУ, в истории его развития (форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончи­лась подготовка к поступлению в ДОУ, какие проведены оздоровитель­ные мероприятия и их результаты.


ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ДОУ

Не менее чем за 2-3 мес до поступления в ДОУ проводится углуб­ленный медицинский осмотр с участием специалистов: хирурга, орто­педа, ЛОР, офтальмолога, невролога, дерматолога, логопеда (с 3 лет), психолога, по показаниям осматривают ребенка и другие специалисты. Обязательно проводится исследование крови, мочи, исследование кала на наличие глистов, соскобы на яйца остриц (3-кратно). После соответ­ствующих оздоровительных мероприятий дети повторно осматривают­ся педиатром непосредственно перед поступлением в ДОУ.

После осмотра всеми специалистами и получения результатов ана­лизов участковый врач оформляет заключение в медицинскую карту 026/у-2000, в которой наряду с паспортными данными ребенка и роди­телей, отмечают особенности течения беременности и родов у матери, характер вскармливания, указывается клинический диагноз (основной, сопутствующий), оценивается физическое и нервно-психическое раз­витие ребенка, устанавливается группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой, указываются полученные профилактичес­кие прививки и реакции на них, уточняются аллергологический анам­нез, контакты с инфекционными больными. Индивидуальная карта хранится в учреждении, которое посещает ребенок.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства. В целях максимального оздоровления выявленных больных к моменту поступления в школу проводятся комплексные углубленные осмотры в возрасте 3, 5 лет, за год и в год поступления в школу.

В функциональные обязанности участкового врача поликлиники и врача ДОУ входит совместная с педагогом работа по определению го­товности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.

Школьная зрелость или готовность ребенка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфофизиологического и психо­физиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здо­ровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, сни­жению успешности обучения.

Совокупность факторов, определяющих готовность детей к обуче­нию в школе, — основное условие успешной адаптации к школе. Эти факторы следующие.


• Зрительно-пространственное восприятие: дети способны разли­
чать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и
на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и
т.п.); различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал,
квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур; способны к классификации фи­
гур по форме, величине; различают и выделяют буквы и цифры, напи­
санные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой
фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры
(конструкции) из деталей.

• Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать прос­
тые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с
соблюдением размеров, пропорций соотношения штрихов.

• Слухо-моторные координации: дети могут различа! ь и воспроизво­
дить несложный ритмический рисунок; способны вы полня гь под музы­
ку ритмические (танцевальные) движения.

• Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техники
всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным ловким
движениям, производимым под музыку; осваивают и правильно реали­
зуют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, ката­
нии на коньках, велосипеде и т.п.; выполняют сложнокоординирован­
ные гимнастические упражнения; осуществляют координированные
движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при
работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполняют прос­
тые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, ова­
лы, круги и т.п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных
инструментах.

• Интеллектуальное развитие: проявляется в способности к система­
тизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов,
к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном
интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познаватель­
ной мотивации. Дети наблюдательны, задают много вопросов; имеют
элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте,
жизни;

• Развитие внимания: возможно произвольное внимание, однако ус­
тойчивость его еще невелика (10-15 мин) и зависит от внешних усло­
вий и индивидуальных особенностей ребенка.

• Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно
воспринимаемых объектов невелико (1-2); преобладает непроизволь­
ная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается
при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети
умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и про-


контролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные обра­зы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логи­ческого запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группиров­ка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одно­го объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

• Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции поведе­
ния (на основе внутренних побуждений и установленных правил); спо­
собность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.

• Организация деятельности: проявляется в способности восприни­
мать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены
цель и четкая задача действия; возможности планировать свою деятель­
ность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алго­
ритм сложного последовательного действия самостоятельно вырабо­
тать еще не способны; способности сосредоточенно, без отвлечений ра­
ботать по инструкции 10-15 мин. Дети могут оценить качество своей
работы, но дифференцированную оценку качества по определенным
критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить
ошибки и корректировать работу по ходу дела.

• Речевое развитие: проявляется в правильном произношении всех
звуков родного языка; способности к простейшему звуковому анализу
слов; в хорошем словарном запасе (3,5-7 тыс. слов); грамматически
правильном построении предложения; умении самое гоятельно переска­
зать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном
общений со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
вопросы, умеют выражать свою мысль). Дети способны передавать ин­
тонацией различные чувства; они способны использовать все союзы и
приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

• Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру
взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интере­
сы; установление и сохранение положительных взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания,
самоутверждения.

• Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способны
осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и свер­
стниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремят­
ся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
их самооценка в разных видах деятельности может существенно отли­
чаться; они не способны к адекватной самооценке, она в значительной
степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родите­
лей)


• Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрос­
лыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не толь­
ко в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способность управлять
своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экс­
периментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремле­
ние быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче; чуткое
реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.011 с.)