Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анатомо-физиологические особенности роста и развития детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. Возрастной период — это время, необходимое для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности. Различают 3 периода: подготовительный, период внутриутробного развития и постнатальное развитие или собственно «детство». Наиболее распространена классификация Н.П. Гундобина (1905). Ниже она приведена в несколько модифицированной форме (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1999). • Подготовительный период ■ Период формирования наследственности. ■ Формирование соматического и репродуктивного здоровья био
• Предконцепционный период. • Внутриутробный период.
■ Фаза эмбрионального развития (до 3 мес). ■ Фаза плацентарного развития (с 3 мес до рождения). • Внеутробный период. ■ Период новорожденное™ (до 4 нед). ■ Период грудного возраста (с 4 нед до 12 мес). ■ Преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до ■ Дошкольный период (с 3 до 6 лет). ■ Младший школьный период (с 7 до 11 лет). ■ Старший школьный период (с 12 до 17-18 лег). ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Подготовительный этап включает в себя всю историю накопления генофонда, период формирования наследственного набора генов, родительских гамет, соматического здоровья у биологических родителей и предконцепционный период — самый близкий к возникновению беременности. Для первичной профилактики этот период исключительно важен, поскольку определение и принятие мер предупреждения генетического и инфекционного риска для будущего плода и новорожденного — огромные возможности активного управления его здоровьем. Этот период может составлять 2-4 мес перед зачатием в зависимости от состояния здоровья будущих родителей. В это время возможна коррекция хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и половой системы, нормализация рациона питания женщины и мужчины, повышение уровня знаний по медико-генетической и психологической поддержке при беременности. ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД Внутриутробный период характеризуется органогенезом, интенсивным и дифференцированным ростом различных систем организма. Этот период продолжается от момента зачатия до рождения ребенка (в среднем 270 сут), но на практике расчет ведут исходя из срока 280 сут, начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины. Срочными родами считают роды, происходящие на 37-41 нед беременности, преждевременными — ранее 37 нед, поздними — при сроке более 42 нед. Выделяют несколько периодов внутриутробного развития. • Терминальный или зародышевый период. Он начинается от момен • Период имплантации длится около 4 ч. В зародышевый период и в • Эмбриональный период продолжается 5-6 нед и характеризуется ■ Экзогенные (инфекционные, вирусные, токсические, нутритив- ■ Эндогенные (генетические): мутантные гены, вызывающие по ■ Сочетание экзогенных и эндогенных факторов. Сочетанные те
• Неофетальный или эмбриофетальный период продолжается 2 нед, • Фетальный период длится от 9 нед до рождения ребенка и его под
■ Ранний фетальный подпериод (9-28 нед) характеризуется ин ■ Поздний фетальный подпериод начинается после 28 нед бере • Поздний фетальный подпериод переходит в интранатальный пери до момента перевязки пуповины (от 2 ч до 15-18 ч). В этот период существует опасность травм ЦНС, периферической нервной системы, нарушений пуповинного кровообращения, расстройства дыхания. После перевязки пуповины начинается внеутробный этап или собственно детство. ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД Постнатальный этап, или собственно детство, характеризуется интенсивным ростом, дифференцировкой и совершенствованием функций отдельных органов и систем организма в целом, их интеграцией и взаимообусловленностью функционального состояния применительно к усложняющей роли ребенка в семье и обществе. Постнатальный этап делят на следующие периоды. РАННИЙ НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пуповины до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим изменениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной считают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное питание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар кишечника. При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составляет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превышает 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рождении равна 34-36 см, окружность грудной клетки — 32-34 см. Пропорции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относительно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, руки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Тазовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожденного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в области лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьирует от 40 до 50 в минуту, ЧСС — 120-160 в минуту. В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспирации. В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирусные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфицирования вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуноглобулина А, низким содержанием антител, относящихся к классу иммуноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью легочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожденного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация. В медицинской практике такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный, принято объединять под общим названием перинатальный период (с 28-й нед внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число детей, умирающих в перинатальном периоде, фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни. ПОЗДНИЙ НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Поздний неонатальный период охватывает период 21 сут (8-28 дни жизни). Важнейшими характеристиками.этого этапа служат интенсивное развитие анализаторов, прежде всего зрительного, начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте около 3 нед многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом собственно психической жизни ребенка. В этот период различные неблагоприятные моменты легко могут вызвать отклонения в развитии, что в первую очередь, проявляется задержкой нарастания массы тела. Многие заболевания и состояния, свя- занные с патологией внутриутробного, итранатального и раннего нео-натального периодов (вялотекущие внутриутробные и приобретенные инфекции, пупочный сепсис, травмы центральной и периферической нервной системы и другие заболевания) диагностируют также в этот период. Наиболее важным критерием благополучия ребе?1ка служит оценка динамики массы тела, нервно-психического развития и состояния сна. ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится от 29-го дня жизни до 1 года. В этот период происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. • Рост здорового ребенка увеличивается в течение первого года на 25 см: • У большинства доношенных детей масса тела в 6 мес равна 8 кг, в • Окружность головы в 6 мес составляет 43 см, в 1 год — 46 см. Еже • Окружность грудной клетки у ребенка в 6 мес равна 45 см, в 1 год — • Молочные зубы у большинства детей появляются к 6 мес жизни. • Разительно совершенствуются моторные функции: от полной дви • В результате постоянного контакта грудного ребенка с взрослыми Высокие темпы роста грудных детей происходят благодаря интенсивному обмену веществ с преобладанием анаболических процессов. Энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает аналогичный показатель взрослого человека. Чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела по сравнению с взрослым. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что нередко приводит к желудочно-кишечным заболеваниям грудных детей. Грудной ребенок в возрасте 2-3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, в результате чего заболеваемость детей грудного возраста довольно высока. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и другие особенности) у грудных детей предрасполагают к возникновению бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью. В грудном возрасте интенсивно проводят профилактические вакцинации. ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физиологических систем. В течение 2-го года жизни рост увеличивается на 12-13 см, за 3-й год — на 7-8 см, а в дальнейшем происходит некоторая стабилизация роста со средним приростом на 5-6 см в год. Масса тела за год в среднем увеличивется примерно на 2 кг. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в возрасте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы увеличивается ежегодно на 1 см, а окружность грудной клетки — на 1,5 см. В течение 2-го года жизни дополнительно прорезывается 8 зубов, и общее их число достигает 14-16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров. К концу 2-го года завершается прорезывание 20 молочных зубов. Мышечная масса в этот период интенсивно увеличивается. Возникает типичный морфологический тип («тип маленького ребенка») с характерными пропорциями тела, круглым цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и его неглубоким рельефом. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД Дошкольный возраст (возраст от 3 до 7 лет) — период, когда основная часть детей посещает детский сад. Для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов. • Первое ускорение роста наблюдают у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у • Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см • Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно (в 10 лет этот Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определенной зрелости. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В младшем школьном возрасте (возраст 7-11 лет) происходит замена молочных зубов на постоянные, возникает четкая разница физического развития по полу. В данный период скорость роста у детей постепенно снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет, а у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков наблюдают период умеренного равномерного роста до 13-летнего возраста. У девочек период стабилизации роста очень кратковременный: уже с 9 лет начинается ускорение роста, достигая максимума в возрасте 10-11,5 лет. Среднее увеличение массы тела в это время составляет около 3-3,5 кг в год. Окружность головы увеличивается медленно: по 0,6 см в год (с 51 до 54 см за период с 5 до 12 лет). Ежегодная прибавка окружности грудной клетки до 10 лет составляет 1,5 см (в 10 лет окружность грудной клетки равна 63 см), а после 10 лет — 3 см. Развивается скелетная мускулатура, продолжается совершенствование костной системы, режим питания ребенка становится как у взрослых. Активно продолжается формирование костей лицевого черепа, особенно увеличиваются околоносовые пазухи. Первые постоянные зубы (первые моляры) чаще прорезываются в возрасте 7 лет на месте молочных моляров, с которых начинается выпадение молочных зубов в той последовательности, в которой они появились. Смена зубов происходит с интенсивностью около 4 зубов в год в течение 5 лет. Существуют различия между мальчиками и девочками как по тину роста и созревания, так и по формированию специфического по полу телосложения. Быстро развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему ребенок может учиться писать. Обучение в школе дисциплинирует детей, стимулирует их самостоятельность и волевые качества, расширяет круг интересов. Вместе с тем ребенок теперь гораздо меньше времени проводит на воздухе, часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику. В этом возрасте возникают изменения зрения, нарушения осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней у детей. Существенно увеличивается число детей с избыточным питанием (тучностью и ожирением). Основной причиной смертности детей в этот период служит травматизм. СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Старший школьный возраст (возраст с 12 до 17-18 лет) — период половою созревания. Он характеризуется резким изменением функций эндокринных желез. У девочек старший школьный возраст — период бурного полового созревания, у мальчиков — начало полового созревания. К концу полового созревания можно четко диагностировать низко-рослость и избыточно высокий рост С появлением менструаций увеличение размеров тела девочек резко замедляется. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность. Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, из-за чего возникает повышенная утомляемость, неустойчивость вегетативной регуляции, расстройства сосудистого тонуса. Часто у школьников отмечают нарушения физического и полового развития Также широко распространены расстройства питания (тучность) и заболевания ЖКТ (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь). У девушек может нарушаться терморегуляция. Старший школьный возраст подразделяют на подростковый (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) и юношеский или ювенильный (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет). Подростковый возраст — реально существующий период в жизни человека, когда он уже не ребенок, но еще не взрослый. Под влиянием половых гормонов происходит перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков. В результате реализации генетической программы завершается образование морфологических и функциональных структур организма. Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором — половым созреванием. Выделяют следующие особенности подросткового возраста. • Биологические (функциональные и соматические, в том числе • Психологические. • Социальные. Функциональные особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции, эмоциональной лабильностью, сниженной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Для подростков характерны сниженная выносливость к физическим нагрузкам, повышенная ранимость по отношению к психическим, физическим факторам, в том числе и экологически обусловленным Эндогенные (очаговая инфекция) и экзогенные (курение, алкоголь, токсичные вещества и наркотики) интоксикации наносят организму больший вред, чем организму взрослых. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА Для периода полового созревания характерна интенсивная дифференциация ЦНС. В этом возрасте завершается формирование коры головного мозга, происходит бурная перестройка в высших регулирующих центрах вегетативных функций, что обусловливает их значительную ранимость у подростков. ЦНС в подростковом возрасте характеризуется снижением порога возбудимости, лабильностью вегетативных реакций. При электроэнцефалографических исследованиях в этом возрасте нередко выявляют преобладание возбуждения над торможением. Возможна медленная реакция на вербальную и звуковую информацию, что важно учитывать при построении учебных программ и контроле их адекватности возрастным особенностям развития. Нейрогуморальная лабильность в пубертатном периоде способствует развитию выраженных изменений со стороны жизненно важных органов и систем, что позволяет считать детей подросткового возраста группой риска развития функциональной и хронической патологии. В 13-14 лет усиливается активность симпатоадреналовой системы, что обеспечивает адекватное энергоснабжение и адаптацию организма к внешним воздействиям. Влияние симпатоадреналовой системы к 17— 18 годам постепенно снижается. Временное преобладание симпатикото-нии следует учитывать при оценке состояния здоровья, функций ведущих систем организма подростка, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА Изменение эндокринных взаимоотношений в период с 10 до 18 лет приводит к завершению онтогенетических этапов развития: ребенок — подросток — взрослый. Основной особенностью эндокринной перестройки в пубертатном возрасте служит активизация деятельности гипофиза и тесно связанного с ним гипоталамуса. Резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обусловливает резкие изменения в функционировании организма. Незрелость периферических половых желез и отсутствие их тормозящего влияния считают основным фактором, определяющим чрезмерную активность гипоталамуса. • Продукция гипофизом соматотропного гормона увеличивается с • Повышение продукции адренокотрикотропного гормона способ • Высокое содержание гонадотропинов влияет на формирование по • Гормоны щитовидной железы воздействуют на все виды обмена, этого органа, в том числе аутоиммунный тиреоидит, узловой токсический зоб, кисты, рак щитовидной железы. ИММУННАЯ СИСТЕМА Согласно современным представлениям, в онтогенезе существует 5 критических периодов состояния иммунной системы, последний из которых совпадает с подростковым периодом (у девочек в 12-13 лет, а у мальчиков в 14-15 лет). В пубертатный период наблюдают уменьшение массы лимфоидной ткани, в первую очередь вилочковой железы и миндалин с разрастанием в них соединительной ткани, что сопровождается снижением показателей клеточного звена иммунитета и может приводить к возникновению хронических воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физическое развитие — главный критерий состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития основана на антропометрических данных, полученных при популяционных исследованиях, результаты которых позволили достоверно определить показатели физического развития подростков в возрасте 10-17 лет. Существует определенная связь между гормональной активностью гонад и динамикой физического развития. Пубертатное ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте: у мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек на 2 года раньше (в 11-13 лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков с 10 лет. После 13-14 лет с наступлением менархе скорость увеличения роста девочек уменьшается, и мальчики вновь начинают их обгонять. До 11 лет масса тела девочек и мальчиков одинакова, с 11 до 14 лет масса тела девочек превышает таковую у мальчиков, а после 15 лет отмечают обратные соотношения, и уже к 16 годам масса тела юношей значительно превосходит массу тела девочек. В последние годы среди подростков уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела и с избыточной массой тела, однако, стало больше подростков с ее дефицитом. Уменьшение числа подростков с нормальными росто-весовыми соотношениями, снижение распространенности избыточной массы тела, увеличение частоты низкой массы тела свидетельствует о тенденции к грациализации. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ Половое созревание происходит в подростковом возрасте. Созревание репродуктивной системы заканчивается только к 17-18 годам. В пубертатном периоде возникает интенсивная половая дифференци-ровка. После 8 лет у девочек значительно усиливается рост матки, яичников, у мальчиков — предстательной железы, яичек. Одновременно происходит и качественное изменение их строения. Основным признаком полового созревания у девочек служит менархе, у мальчиков — спермархе. • Первым регистрируемым показателем пубертата у девочек считают • Все соматические изменения, происходящие у мальчиков и обозна СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА Большие изменения происходят в ССС, которая в пубертатном периоде отличается существенными анатомо-гистологическими и функциональными особенностями. В подростковом возрасте происходит усиленный рост сердца во всех направлениях (в длину, толщину и ширину) и размеры сердца удваиваются. Левые отделы сердца в раннем детском возрасте превышают правые в 1,5 раза, а в пубертатном в 3 раза. Отставание темпов роста правой половины сердца в период полового созревания при повышенных требованиях к ССС может сказаться на механизмах компенсации кровообращения. Одной из особенностей ССС подростка служит выраженное несоответствие объема полостей сердца емкости магистральных сосудов, которое выражается в том, что диаметр приводящих сосудов больше отводящих, что создает условия для повышенного сопротивления току крови и изменяет характер гемодинамики. Развитие сосудов в основном завершается к 12 годам. Особенности роста и развития сердца зависят от пола и возраста подростков. Быстрое увеличение объема сердца у девочек отмечают в возрасте 10-15 лет, а после 16 лет размеры сердца не меняются. У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. Возрастающая нагнетательная сила сердца (ударный объем) и относительная узость сосудов при тенденции их к спазму может привести к повышению периферического сопротивления и развитию гипертрофического варианта сердца в подростковом возрасте, а также к юношеской артериальной гипертензии. В течение всего периода детства происходит уменьшение ЧСС, и к 14-15 годам ЧСС соответствует таковому у взрослых (60-84 в 1 мин). Половые различия ЧСС выявляют уже в начале пубертатного периода (11-14 лет). У мальчиков пульс становится реже, чем у девочек. Ритм и ЧСС, как и АД, в пубертатный период подвержены индивидуальным колебаниям. Начало полового созревания служит мощным фактором, значительно влияющим на уровень АД. Возрастная динамика средних показателей АД почти аналогична динамике роста: до 10 лет АД более высокое у мальчиков, с 10-12 лет — у девочек, а с 13-14 лет АД у мальчиков повышается быстрее и остается более высоким в течение всего юношеского периода. У юношей с возрастом отмечают равномерное увеличение значений АД, в то время как у девушек максимальное АД отмечают в возрасте 13-14 лет. К 15-18 годам АД у юношей выше, чем у девушек. Подростки с повышенным АД при наличии наследственной огягощен-ности, избыточной массы тела, гиподинамии или гиперкинезии, хрони- ческого психоэмоционального напряжения имеют высокий риск стабилизации и прогрессирования артериальной гипертензии. У подростков с ранним половым созреванием, сопровождающимся интенсивным увеличением роста и массы тела, отмечают более высокое АД У девочек с появлением менструаций значение систолического АД повышается, а при установлении регулярного цикла приближается к исходному. Физиологическая гиперфункция гипоталамо-гипофизарной системы обусловливает высокий уровень продукции катехоламинов и их предшественников, андрогенов, глюкокортикоидов, тиреоидина, обладающих симпатическим эффектом. Последний вызывает неэкономный режим функционирования ССС и обусловливает возникновение разнообразных отклонений («юношеское сердце»): изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия сердца, малое сердце, митральная конфигурация сердца при его нормальных размерах), нарушение отдельных функций сердца (автоматизма, проводимости, возбудимости), наличие функционального шума над областью сердца и крупных сосудов. Особенности функции автоматизма сердца у подростков проявляются в различных номотопных нарушениях ритма в виде синусовой тахикардии, тахиаритмии, брадикардии, брадиаритмии, синусовой аритмии Чаще среди нарушений проводимости у подростков отмечают неполную блокаду правой ножки пучка Хиса и нарушение внутрижелу-дочковой проводимости. У подростков могут возникать изменения проведения возбуждения по атриовентрикулярной системе. Синдром ранней реполяризации желудочков в подростковом возрасте также бывает не редкостью, что связано с несовершенством нейровегетативного контроля электрической активации сердца и преобладанием парасимпатических влияний Нарушение возбудимости миокарда у подростков проявляется в виде экстрасистолии. Экстрасистолы возникают в конце диастолы, характеризуются большим интервалом сцепления и их оценивают как поздние экстрасистолы, что указывает на их доброкачественный генез В подростковом возрасте возможна физиологическая гипертрофия миокарда левого или правого желудочков. Этот ЭКГ-синдром расценивают как признак быстрорастущего сердца КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА Период полового созревания характеризуется завершением формирования костной системы Обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения и мочеотделения, с которыми связаны поступление и выведение этого элемента. Изменение гормонального го- меостаза, наличие патологии органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных и белковых продуктов, продуктов содержащих витамин D, кальций, фосфор приводит к развитию остео-пении, остеопорозу и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника. В подростковом возрасте часто отмечают остеохондропатии Поскольку рост и развитие грудной клетки завершается к 20 годам и происходит гетерохронно, в подростковом периоде часто формируются деф<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.021 с.) |