Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наблюдение за новорожденными на педиатрическом участкеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Здоровый новорожденный — ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, имеющий массу тела от 3 до 4,5 кг, с массо-ростовым коэффициентом 60-80, с нормально протекавшим периодом адаптации, с максимальной убылью первоначальной массы тела не более 6-8%, находящийся на естественном вскармливании и выписанный из родильного дома на 5-6 сут. К новорожденным условно относят детей первого месяца жизни (до 28 сут). Выделяют следующие клинические группы новорожденных. • Доношенные дети, родившиеся при сроке беременности 38-40 нед, • Недоношенные дети, родившиеся при сроке беременности менее ■ Классификация степеней недоношенности по гестационному ♦ I степень — 35-37 нед беременности. ♦ II степень — 32-34 нед беременности. ♦ III степень — 29-31 нед беременности. ♦ IV степень — менее 29 нед беременности. ■ До сих пор существует классификация недоношенных детей в ♦ Масса тела от 2500 до 2001 г — недоношенность I степени. ♦ Масса тела от 2000 до 1501 г — недоношенность II степени. ♦ Масса тела от 1500 до 1001 г — недоношенность III степени. ♦ Масса тела от 1000 до 500 г — недоношенность IV степени.
• Незрелые дети — не соответствующие по степени зрелости гестаци • Переношенные дети — родившиеся при сроке беременности более • Дети с внутриутробной гипотрофией — дети, у которых массо-рос- ■ Формы задержки внутриутробного развития приведены ниже. ♦ Гипотрофическая форма: характерно преимущественно дефи ♦ Гипопластическая форма: относительно пропорциональное ♦ Дистрофическая (диспластическая) форма: выраженные ■ Выделяют следующие степени тяжести задержки внутриутробного развития. ♦ Легкая: снижение массы тела на 2 сигмы по сравнению с нор ♦ Средняя, снижение массы и длины тела на 2 и более сигмы по ♦ Тяжелая: значительное уменьшение всех параметров физичес • Маленькие дети, рожденные в срок — дети с массой тела менее 2500 г, анатомически и функционально зрелые в соответствии с геста-ционным возрастом, имеющие рост пропорциональный массе тела. После выписки новорожденного из родильного дома ребенок переводят под наблюдение в детскую поликлинику. Сведения о выписке детей поступают в детскую поликлинику ежедневно. Эти данные записывают в журнал регистрации новорожденных и в тот же день передают участковым педиатрам. Врачебно-сестринский патронаж к новорожденному проводят вне зависимости от прописки матери. Профилактическая работа с этой возрастной группой детей заключается в проведении первичного врачебно-сестринского патронажа в первые 3 сут после выписки из родильного дома, если новорожденный здоров, и обязательно в первые сутки, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятные условия проживания. ПЕРВИЧНЫЙ ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЙ ПАТРОНАЖ Первичный врачебно-сестринский патронаж проводят по определенной схеме. Участковый педиатр должен уточнить и оценить социальный, генеалогический и биологический анамнез, используя сведения опроса матери, дородовых патронажей и данные из обменной карты новорожденного. Особое внимание уделяют вскармливанию новорожденного. • Оценивают навыки и знания матери о кормлении ребенка грудью • Осматривают грудные железы матери. При необходимости дают следующие рекомендации. • Как правильно располагать и прикладывать ребенка к груди. • Кормить ребенка по требованию (до 8-12 раз в сутки) без ночных • Не давать новорожденному никакой иной пищи, кроме грудного • Не пользоваться сосками и пустышками. При объективном обследовании новорожденного обращают внимание на ряд признаков • Общее состояние, крик, активность сосания. • Состояние кожи, слизистых оболочек, наличие отеков, пастознос- • Телосложение, питание. • Поза, мышечный тонус, двигательная активность. • Костная система: форма черепа, швы, роднички, стигмы дизэмбри- • Дыхательная система: тип, частота, характер дыхания, форма груд • ССС: границы сердца, звучность тонов, шумы, видимая пульсация, • Состояние живота: осмотр пупочного кольца и пупочной ранки, оп Антропометрические данные новорожденного сопоставляют с показателями физического развития детей данного возраста, дают оценку физического развития. Существует ряд особенностей неврологического обследования новорожденных, свойственных только этому возрастному периоду. Вначале проверяют все рефлексы в положении на спине, затем в состоянии вертикального подвешивания ногами вниз, и в последнюю очередь в положении на животе. Обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей, на выраженность спонтанных движений рук, ног Определяют позу ребенка, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов, размеры и состояние родничков, наличие кефалогемато-мы, родовой опухоли, а также кровоизлияний в кожу головы, лица, склеры глаз. Для новорожденных характерен физиологический, нерезкий гипертонус сгибательных мышц конечностей, ноги слегка разведены в бедрах, кисти рук сжаты в кулачки. Мышечный тонус разгибательных мышц головы и шеи несколько повышен, поэтому у новорожденных в норме отмечают легкую тенденцию к запрокидыванию головы назад. Лежа на спине, новорожденный самостоятельно поворачивает голову в стороны. В положении на животе он временами поднимает голову на 1-2 с. На первой неделе жизни отмечают следующие особенности. • Ребенок жмурится и беспокоится при ярком свете, вздрагивает при • Возможно легкое сходящееся косоглазие. • Торможение преобладает над возбуждением. • При пробуждении и голоде ребенок кричит, а на лице появляется • Сон спокойный, ребенок просыпается, если мокрый. • У груди матери, сытый и переодетый, ребенок засыпает. • Все безусловные рефлексы симметричны; из сухожильных рефлек • Хорошо можно вызывать физиологические рефлексы: Бабкина, Наличие выраженного тремора рук, нистагма, симптома «заходящего солнца», судорог, ригидности затылочных мышц, парезов, параличей указывают на функциональное или органическое поражение нервной системы новорожденного. В итоге оценки состояния здоровья, определяют группу здоровья, группу риска и составляют план диспансеризации на первый месяц жизни. План должен включать моменты режима, ухода, воспитания, вскармливания и закаливания ребенка, а при показаниях — восстановительные, профилактические и лечебные мероприятия. Предусматривают также меры по профилактике гипогалактии у матери. Данные первичного врачебно-сестринского патронажа вносят в историю развития ребенка (форма № 112/у). При последующих осмотрах оценивают адаптацию новорожденного к новым условиям жизни, состояние его здоровья, динамику массы тела, особенности поведения и нервно-психического развития, контролируют соблюдение правил ухода, вскармливания и выполнение назначенных мероприятий. ПОВТОРНЫЙ ВРАЧЕБНЫЙ ПАТРОНАЖ Повторный врачебный патронаж здорового новорожденного участковый педиатр проводит на 14-21 дни жизни ребенка, а в возрасте 1 мес мать с ребенком приглашают на профилактический прием в поликлинику. Детей II-V групп здоровья врач посещает, как правило, чаще: • Детей II группы здоровья педиатр осматривает в первые сутки пос • Детей III группы здоровья посещают в первые сутки после выпис • Детей IV—V групп здоровья обязательно осматривают в первые Патронажная медицинская сестра на первом году жизни посещает ребенка 20-25 раз: на первом месяце в первые сутки после выписки, далее 2 раза в неделю, в течение 2-го и 3-го месяцев — 3 раза в месяц, в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев — 2 раза в месяц и во 2-м полугодии — 1 раз в месяц. При подозрении на гнойно-воспалительные заболевания медицинская сестра осматривает новорожденного ежедневно в течение 10 сут. 5 течение первого месяца жизни медицинскую помощь детям оказывают педиатр и специалисты детской поликлиники только на дому. К концу периода новорожденное™ участковый педиатр составляет план диспансеризации на первый год жизни ребенка, в зависимости от группы здоровья и групп риска. В плане предусматривают следующие мероприятия. • Проведение профилактических прививок. • Осмотры специалистами (возможно диспансерное наблюдение). • Дополнительные обследования (анализы крови, мочи, по показа • Профилактические (профилактика анемии, рахита), корригирую Матери дают рекомендации по профилактике гипогалактии и рациональному вскармливанию. При оказании медицинской помощи заболевшему новорожденному на дому участковый педиатр и медицинская сестра наблюдают его ежедневно до полного выздоровления. По показаниям ребенку на дому проводят все необходимые лабораторные исследования, вызывают для кон- сультаций специалистов узкого профиля. При затруднениях в диагностике или дифференциальной диагностике выявленный у новорожденного патологии участковый педиатр обязан пригласить заведующего отделением или более высококвалифицированного специалиста. Оставлять ребенка с неясным диагнозом на дому без оказания медицинской помощи или проведения консультации врач не имеет права. ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА НОВОРОЖДЕННЫМ НА ДОМУ Для здорового новорожденного очень важно создать оптимальный индивидуальный режим. Чередование сна и бодрствования со своевременным кормлением ребенка способствует нормальной деятельности всех функциональных систем организма. При кормлении новорожденного рекомендуют использовать методику свободного вскармливания, при которой ребенок получает питание 8-10 раз в сутки, в том числе и в ночное время. При такой практике кормления?юворожденного у матери формируется быстрая и достаточная выработка грудного молока, поведение ребенка становится более спокойным, его потребность в пищевых веществах удовлетворяется полностью, что обеспечивает качественное и полноценное физическое и нервно-психическое развитие. При свободном вскармливании новорожденный, как правило, не нуждается в дополнительном введении жидкости (кроме особых случаев, например, в жаркое время года, при обильных срыгиваниях, во время заболеваний и др.). Обычно в домашних условиях к концу периода новорожденности, когда у матери устанавливается достаточная лактация, а ребенок способен за каждое кормление высасывать необходимое количество молока, у него вырабатывается индивидуальный режим кормления (6 или 7 раз в сутки, обычно без ночного перерыва). Детям, поздно приложенным к груди, или находящимся на раннем смешанном и искусственном вскармливании целесообразно назначать пробиотики в течение 3-4 нед. Ко времени выписки новорожденного из родильного дома необходимо подготовить помещение, где он будет находиться и предметы ухода за ним. Перед выпиской в комнате должна быть проведена генеральная влажная дезинфицирующая уборка. Кроватку следует поместить в самом светлом и теплом месте комнаты, но не у батареи и не на сквозняке. Постоянное пребывание ребенка в коляске нежелательно. Для того чтобы верхняя половина туловища новорожденного была несколько приподнята (примерно на 30°), головной конец матраца слегка приподнять (под него подкладывают плоскую подушку или сложенное одеяло). Температура воздуха в комнате, где находится новорожденный, должна быть в пределах 22 "С, а для недоношенного или ребенка с гипотрофией — 23-24 °С. Проветривать комнату следует через каждые 3 ч по 10-20 мин в любое время года. Зимой форточку следует закрыть сеткой для уменьшения скорости воздушного потока. Заранее для новорожденного должны быть приготовлены следующие предметы. • Ванночка для купания, миска для умывания и тазик для подмыва • 3 градусника: для измерения температуры тела, воздуха и воды. • Резиновые баллончики: для очистительной клизмы и для очистки • Газоотводная трубка. • 2 кастрюли: для кипячения сосок и для кипячения бутылочек. • 3-5 бутылочек с делениями (в случае искусственного вскармлива • Стеклянные банки с крышками для стерильной ваты, сосок, ло • Емкость для сбора грязного белья. Для ежедневного ухода за новорожденным и его туалета необходимы следующее. • Детский крем или прокипяченное, а затем процеженное подсолнеч • 5% раствор перманганата калия. • Детское мыло. • Ножницы, пипетки (для носа и для глаз). • 4-6 детских простыней. • 3 пододеяльника. • 2 тонких и 1 теплое одеяло. • 20 тонких квадратных пеленок площадью 1 м2. • 10 фланелевых пеленок. • 25-30 подгузников длиной 65 см и шириной 60 см из марли или • 10-12 распашонок, из них 6-8 хлопчатобумажных и 4-6 фланеле • 2-3 чепчика или косынки. • Памперсы соответствующего размера. Следует осуществлять ежедневный туалет новорожденного. • Туалет глаз проводят, протирая глазные щели отдельными для рациллина (1:5000). Протирать глазные щели следует от наружного края глаза к внутреннему. При наличии показаний, после туалета в глаза закапывают 20% раствор альбуцида, 0,25% раствор левомицетина. При стойком сохранении гнойного отделяемого из глаз рекомендовано проконсультировать ребенка у офтальмолога, сделать бактериологическое исследование. • Туалет носа осуществляют утром и в течение дня по мере необхо • Туалет пупочной ранки проводят 70% этиловым спиртом, а затем • Обработка слизистой оболочки полости рта у новорожденного ре • Туалет наружных слуховых проходов производят редко: их проти Ногти новорожденному и ребенку грудного возраста нужно обрезать. Удобнее использовать ножницы с закругленными браншами или щипчиками для ногтей. Уход за кожей новорожденного включает утренний туалет, подмывание после дефекации и гигиеническую ванну. Утром после сна мать протирает все кожные складки ребенка салфеткой, смоченной в кипяченой воде, и после их подсушивания мягкой пеленкой, смазывает стерильным растительным маслом или детским кремом. В настоящее время в продаже существует большой выбор этих средств. Использовать детские присыпки нежелательно, поскольку они с кожным отделяемым ребенка скатываются в шарики и вызывают микротравматизацию кожи новорожденного, что может стать причиной опрелостей и гнойничковых сыпей. Белье ребенка должно быть чистым. Стирать его можно только детским мылом или специальными порошками для детского белья, а затем обязательно проглаживать с обеих сторон. Купа гь ребенка следует после отпадения пуповины ежедневно. Купание проводят в кипяченой воде с температурой 36,5-37 °С, а детей в возрасте 6-12 мес — с температурой 36-36,5 °С. Дважды или трижды в неделю при купании используют детское мыло. В остальные дни ребенка купают без мыла, используя фланелевую или махровую рукавичку. Купать ребенка лучше перед последним кормлением. Продолжительность купания должна составлять 5-10 мин Лицо и голову моют в последнюю очередь. После купания ребенка обливают из кувшина водой с температурой 36 °С. Затем кожу тщательно высушивают мягкой простыней или пеленкой. Кожные складки (за ушами, на шее, в подмышечных и паховых областях) смазывают детским кремом или маслом. Если родители неопытные, то при первом купании должна присутствовать медицинская сестра, которая это купание и проводит. После купания мать кормит ребенка и укладывает спать. При нарушении санитарно-гигиенических условий ухода у новорожденного возможно развитие потницы — мелкоточечной красноватой сыпи, локализующейся в местах естественных складок на коже туловища и конечностей. Появление потницы связано с недостаточным или неправильным уходом за ребенком, с его перегреванием. Потница обычно исчезает после ликвидации указанных факторов. В качестве лечебных средств можно рекомендовать ванны с отварами череды, чистотела, коры дуба, ромашки, зверобоя. Отвар трав готовят из расчета 15 г сухого вещества на одно купание. У новорожденного при нарушении условий ухода могут появиться опрелости. Чаще они локализуются в области ягодиц, внутренней поверхности бедер, в естественных складках и за ушами. Различают 3 степени опрелости. • I степень: умеренное покраснение кожи без видимого нарушения ее целостности. • II степень: яркая гиперемия кожи с большими эрозиями. • III степень, яркая гиперемия кожи, мокнутие в результате слив Опрелости II и III степени могут инфицироваться. Лечение опрелостей заключается в правильном санитарно-гигиеническом уходе за новорожденным: тщательное подмывание ребенка после акта дефекации, с последующим высушиванием кожи мягкой пеленкой или простыней и обработка складок маслом или детским кремом, драполеновой мазью, 1% раствором бриллиантового зеленого. Гигиеническую ванну желательно проводить с добавлением отваров лекарственных трав 2 раза в день (утром и вечером). Пеленки необходимо тщательно проглаживать с обеих сторон. При опрелостях II и III степени можно использовать открытое пеленание и местное УФО-облучение пораженных участков кожи. Участковый врач должен обратить внимание на диету матери, исключив из нее облигатные аллергены, а ребенку назначить антигистаминные препараты. При подозрении на аллергический генез опрелостей препаратами выбора служат хлоропирамин, хифенадин, клемастин в дозах, соответсвующих возрасту. Антигистаминные препараты можно использовать и в виде мазей. При инфицировании потницы или опрелостей можно назначить мази с антибактериальными средствами, которые можно сочетать с лечебными ваннами из отвара трав. В таких случаях ребенка следует обследовать на дисбактериоз. ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Новорожденному в помещении рекомендуют находиться без чепчика. Пеленать ребенка нужно на время сна или кормления, чтобы ограничить его общую двигательную активность. Во время бодрствования ребенок должен быть в распашонке, ползунках или трусиках. Хорошим средством закаливания с периода новорожденности служит обнажение стоп. Если стопы холодные и ребенок начал чихать, можно накрыть нижнюю часть тела одеялом, но не пеленать ребенка. Прогулки в теплое время года при отсутствии противопоказаний можно начинать сразу после выписки из родильного дома, избегая воздействия прямых солнечных лучей на ребенка. Продолжительность прогулки вначале должна составлять 15-20 мин, а затем ее постепенно доводят до 1,5-2 часов. В ветреные, дождливые, и в очень жаркие дни (более 30 °С) ребенку лучше спать в помещении при открытых окнах или на веранде. Зимой прогулки с новорожденным следует начинать дома при открытой форточке или окне. К пребыванию на свежем воздухе в прохладное время ребенка следует приучать постепенно, начиная с продолжительности прогулки равной 15-20 мин Выносить гулять на улицу его можно при температуре не ниже минус 10 °С. Лицо ребенка закрывать не следует, а одевать его нужно в соответствии с погодой. Для правильного физического развития необходимо с возраста 2 нед укладывать новорожденного на живот перед кормлением на 2-3 мин с постепенным увеличением этого времени до 10 мин Вначале ребенка выкладывают на живот 1-2 раза, затем 3-4 раза в сутки. Показателем эффективности диспансерного наблюдения за новорожденным на педиатрическом участке служит его нормальное физическое и нервно-психическое развитие при отсутствии заболеваний. Результаты наблюдения за новорожденным и оценку его состояния фиксирует врач в истории развития (форма № 112/у).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.89 (0.016 с.) |