Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режим и воспитание ребенка раннего возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Режим дня ребенка подразумевает закрепленное по времени суток повторяющееся чередование сна, бодрствования и кормления, а также своевременную смену различных видов деятельности во время бодрствования. Рациональный возрастной режим дня учитывает ритм физиологических процессов, способствует такой организации взаимодействия детского организма с внешней средой, при которой развитие ребенка происходит оптимально. Кроме того, жизнь ребенка по режиму — необходимое условие правильного воспитания. Развитие функций ЦНС происходит под влиянием внешней среды в значительной мере после рождения ребенка. Активное торможение во время сна служит защитным фактором, предохраняющим созревающую нервную систему от избытка раздражающих факторов внешней среды. Чем моложе ребенок, тем больше он нуждается во сне Новорожденному, исходя из его состояния здоровья, можно назначать режим «свободного вскармливания», который предполагает кормление «по требованию ребенка». Однако при таком режиме общее количество кормлений в сутки не должно превышать 10-12 раз, а интервал между кормлениями при этом должен составлять не менее 2 ч. Режим «свободного вскармливания» может быгь назначен только здоровому новорожденному в течение первого месяца. Если новорожденного кормят по часам, количество кормлений составляет 6-7 раз в сутки. Новорожденный спит почти 23 ч в сутки, а период активного бодрствования у него невелик и к концу первого месяца жизни составляет 30-40 мин Возрастные режимы разработаны с учетом анатомо-физиологичес-ких особенностей растущего организма ребенка. Принято выделять 9 возрастных режимов детей первых 7 лет жизни. • Режим дня № 1 показан для детей в возрасте от 1 до 3 мес Количество кормлений равно 6-7, а интервалы между кормлениями — 3-3,5 ч. Максимальная продолжительность бодрствования между кормлениями составляет 1-1,5 ч. Общее продолжительность сна в сутки достигает 17,5-18,5 ч, продолжительность ночного сна — 10-11 ч. Количество периодов дневного сна равно 4, длительность каждого периода — 1,5-2 ч. • Режим дня № 2 показан детям в возрасте от 3 до 6 мес Количество • Режим дня № 3 рекомендован для детей в возрасте от 6 до 9 мес Ко • Режим дня № 4 показан детям в возрасхе от 9 до 12 мес Количест • Режим дня № 5 рекомендован для детей в возрасте от 12 мес до • Режим дня № 6 назначают детям в возрасте от 1,5 до 2 лет. Количе • Режим дня № 7 показан детям в возрасте от 2 до 3 лет. Количество • Режим дня № показан детям в возрасте от 3 до 5 лет Количество тавляет 6,5-7 ч. Общая длительность сна в сутки достигает 11-12 ч, продолжительность ночного сна — 10 ч. Рекомендован 1 период дневного сна длительностью 1-1,5 ч. • Режим дня № 9 показан детям в возрасте от 5 до 7 лет. Количество кормлений равно 4, интервалы между кормлениями — 3,5-4,5 ч. Максимальная продолжительность бодрствования между кормлениями составляет 7-7,5 ч. Общая продолжительность сна в сутки достигает 11-11,5 ч, длительность ночного сна — 10 ч. Рекомендован 1 период дневного сна длительностью 1-1,5 ч. Возможны отклонения от режима в пределах 15-20 мин, однако бль-шие изменения не желательны. Если родители проявляют разумную настойчивость, через сравнительно небольшое время у ребенка вырабатываются соответствующие условные рефлексы и в этих условиях выполнение режима дня уже не представляет трудностей. В истории развития ребенка (форма № 112/у) или в истории болезни врач может написать только номер назначенного возрастного режима и соответствующую коррекцию к нему. МАССАЖ И ГИМНАСТИКА Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на ЦНС, благодаря чему улучшается ее основная функция — контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким бывает массаж, в грудном возрасте особенно важен: он оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций. В детском массаже используют все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию, легкие ударные приемы, некоторые методики точечного массажа. Массаж оказывает различное воздействие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы (успокаивают нервную систему), а поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие. Массаж также дифференцировано воздействует на мышцы: поглаживание, растирание, разминание вызывает расслабление мышц, а поколачивание и пощипывание — сокращение. При проведении массажа необходимо помнить, что у младенца кожа в первые месяцы жизни сухая, тонкая, легкоранимая. Из-за этого вначале приемы массажа должны быть щадящими (поглаживание), а потом постепенно можно вводить и другие методики [растирание, легкие ударные приемы (поколачивание 1-2 пальцами), разминание], медленно увеличивать интенсивность и длительность процедуры. К основным приемам ручного массажа относят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию. Кроме основных приемов массажа, в детской практике применяют и некоторые вспомогательные (табл. 3-5). Таблица 3-5. Приемы массажа Основной прием Вспомогательный прием Поглаживание: плоскостное Граблеобразные движения обхватывающее Глажение Растирание: Пиление плоскостное Пересекание обхватывающее Штрихование Разминание Накатывание Разминание разнонаправленное («косичка») Пунктирование («пальцевой душ») Похлопывание Рубление «Массажные приемы» выполняют ладонной или тыльной поверхностью кисти, а также подушечками ногтевых фаланг пальцев. С возраста 3-4 мес классический массаж целесообразно сочетать с отдельными приемами сегментарного массажа, действующего направленно. Некоторые авторы рекомендуют проводить массаж в следующей последовательности: спина, поясничная область, шея и воротниковая область, ягодицы и тазобедренный сустав, бедра, нижние конечности, массаж груди и плечевых суставов, массаж верхних конечностей (рис. 3-1). (Рис. 3-1. Последовательность выполнения "Массажа ПОГЛАЖИВАНИЕ Поглаживание — основной прием массажа: с него начинают и им заканчивают сеанс. Поглаживание производят также при переходе с одного приема на другой. Продолжительность поглаживания составляет 5-10% времени всего сеанса массажа. Поглаживание проводят по ходу лимфатических сосудов от периферии к центру, к регионарным лимфатическим узлам. Поглаживание можно проводить ладонной поверхностью кисти, тыльной поверхностью кисти и подушечками пальцев. При поглаживании ладонной поверхностью и подушечками пальцев кисть должна быть расслаблена и плотно прилегать к коже пациента. При этом I палец отводят в сторону, а остальные смыкают. Рука массажиста должна скользить по коже больного, не сдвигая ее. Давление руки на кожу увеличивают от периферического конца мышцы до ее середины и уменьшают, приближаясь к проксимальному концу Поглаживание проводят одной или двумя руками раздельно [руки двигают параллельно или последовательно (когда заканчивают движение одной рукой, начинают другой)]. Для интенсивного массажа поглаживание совмещают с отягощением: одну руку накладывают на другую (у более старших детей и взрослых). Поглаживание производят: • продольно или поперечно; • зигзагообразно; • спиралевидно; • крестообразно. Ниже перечислены виды поглаживания. • Поверхностно-плоскостное поглаживание — щадящий прием: ла
• Поглаживание обхватыва- • Гребнеобразное поглажи • Глажение выполняют тыльными поверхностями средней и конце • Граблеобразное поглаживание проводят концами выпрямленых и • Крестообразное поглаживание осуществляют обеими ладонями. РАСТИРАНИЕ Суть растирания заключается в передвижении, смещении и растяжение тканей в разных направлениях. По длительности этот прием занимает 30-40% времени всего сеанса массажа. Растирание подушечками пальцев считают универсальным приемом, при котором кистью массажист опирается на кожу больного. Его пальцы расслаблены, физиологически сошуты в фалангах и лешо, свободно опираются на подушечки Сгибая и разгибая II—V пальцы во всех суставах, сдвитют кожу больного, перемещая пальцы вперед, а затем назад. В момент сгибания пальцев давление подушечками на массируемую поверхность увеличивают, а при разгибании — уменьшают. Так выполняют прием растирания с прямолинейным движением (перемещение рук массажиста напоминают движение ползущей гусеницы). Более универсальным вариантом растирания подушечками пальцев служит вариант с круговым смещением кожи. Для этого в момент прямолинейного перемещения добавляют круговое движение по максимальной окружности. В случае растирания двумя руками круговые движения выполняют в разные стороны: правая рука по часовой стрелке, левая — против часовой стрелки. Вспомогательные приемы растирания приведены ниже. • Гребнеобразное растирание проводят на больших мышечных поверх • Пиление осуществляют локтевым краем кистей, которые двигают • Штрихование выполняют концами пальцев (II-III, II—V) или всей РАЗМИНАНИЕ Разминание занимает 50% времени всего сеанса массажа и включает захватывание, оттягивание, отжимание, сдавление, перетирание и смещение тканей. При медленном, глубоком и длительном разминании снижаются рефлексы и возбудимость коры головного мозга. При быстром, поверхностном и кратковременном разминании тонус мышц и возбудимость коры головного мозга повышаются. Разминание проводят в различных направлениях (продольно, поперечно и спирально), одной или двумя руками. Техника выполнения разминания зависит от вида приема. • Продольное разминание осуществляют по ходу мышечных воло • Поперечное разминание: кисти рук массажиста кладут на мышцу Вспомогательные приемы разминания приведены ниже. • Валяние: руками массажист обхватывает массируемую мышцу с • Накатывание. Одной рукой как бы накатывают массируемую ткань • Сдвигание. Расположив ладони на массируемой поверхности на • Разминание разнонаправленное («косичка»). Проводят захват и • Щипцеобразный прием выполняют I и II пальцами или I и осталь • Надавливание проводят подушечками пальцев на болевые точки и ВИБРАЦИЯ Вибрация оказывает глубокое воздействие на все ткани, вплоть до костей. Различают непрерывистую и прерывистую вибрацию. • Непрерывистая вибрация. При выполнении этого приема руку • Прерывистая вибрация (ударная, поколачивающая) состоит в том, Вспомогательные приемы вибрации приведены ниже. • Сотрясение выполняют отдельными пальцами или кистями в раз • Встряхивание осуществляют обеими кистями на верхних и нижних • Рубление проводят локтевым краем кисти с расставленными паль • Похлопывание выполняют ладонной поверхностью руки Пальцы • Поколачивание осуществляют локтевым краем одной или обеих • Пунктирование проводят подушечками II—V пальцев, одной или При массаже живота необходимо щадить область печени и не задевать половых органов, а при похлопывании спины надо обходить область почек. ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, поскольку в результате систематической тренировки ни одна из систем организма не остается без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичное'! и. Чем раньше начинают гимнастику, тем легче сформировать правильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным навыкам, которые чаще используют в жизни. В первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих движений приводит к деформации позвоночника. После 6 мес жизни надо научить ребенка ползать, и при этом правильно, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После 12 мес жизни следует научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечностей. Необходимо соблюдать следующие условия гимнастики. • Упражнения должны быть доступны, т.е. соответствовать возраст • Методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, так Для детей с нарушениями психомоторного развития или с какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика более важны, чем для здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом комплексного лечения и наиболее эффективным средством реабилитации. Безусловные показания к детскому массажу приведены ниже. • Беременность, протекавшая у матери с разного рода осложне • Внутриутробная гипоксия плода. • Родовая травма. • Недоношенность. • Перинатальная энцефалопатия. • Чрезмерная возбудимость или, наоборот, вялость, слабость, плохой • Нарушения иммунитета различного генеза. • Проявления асимметрии во внешнем виде. • Гипертонус мышц сгибателей и разгибателей. • Отставание в физическом развитии (плохо держит голову, долго не Существуют противопоказания к массажу и гимнастике. • Все острые заболевания, протекающие с повышением температуры • Тяжелые формы гипотрофии (атрофия). • Гнойные и другие острые воспалительные болезни кожи, подкож • Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью • Рахит в период разгара и острое течение болезни с явлениями ги • Гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов. • Врожденные пороки сердца в стадии субкомненсации и декомпен • Различные формы геморрагического диатеза, особенно при гемо • Судорожный синдром. • Острый нефрит • Острый гепатит. • Активные формы туберкулеза. • Большие пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи, со При декомпенсированной гидроцефалии массаж проводят с особой осторожностью
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.011 с.) |