Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные аспекты оценки состояния здоровья детей и подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Здоровье — один из показателей, определяющих специфику и структуру современного общества. Современные данные по эпидемиологии здоровья все больше подтверждают то положение, что именно в детском возрасте закладываются многие свойства здоровья и состояния риска на протяжении всей жизни, и даже субклинические дебюты многих хронических заболеваний людей взрослого и пожилого возраста. Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов (ВОЗ). Здоровье человека можно рассматривать в различных аспектах: социально-биологическом, социально-политическом, экономическом, морально-этическом, психофизиологическом. Принято выделять следующие компоненты здоровья. • Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем ор • Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и сис • Психическое здоровье — состояние психической сферы, полно • Психологическое здоровье — комплекс интересов человека в жиз • Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивацион- • Репродуктивное здоровье — отсутствие органических расстройств, • Сексуальное здоровье — комплекс соматических, эмоциональных, Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо заболеваний. Это возможность оптимально выполнять адекватно возрасту биологические и социальные функции. Применительно к ребенку понятие «уравновешенность с окружающей средой» подразумевает его рост и развитие в соответствии с возрастом, уровень здоровья и социализации. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Оценка здоровья — количественная и качественная характеристика здоровья, определенная с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем организма. Оценка здоровья бывает субъективной и объективной. Под субъективной понимают оценку, основанную на самочувствии субъекта, и она имеет иногда более существенное прогностическое значение, чем объективные показатели здоровья (заключение врача, данные анализов, измерений и инструментальных исследований). Уровень здоровья — обобщенный (интегративный) количественный показатель, определяемый на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное здоровье) до 0% (смертельный исход). В донозологической диагностике такую шкалу создавали для оценки промежуточных состояний, переходов от «здоровья» к болезни. Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом служит мерой адаптации: чем больше адаптационные возможности, тем выше уровень здоровья человека (Шевцов В.В., 1995). Другая точка зрения заключается в том, что уровень здоровья индивида может быть количественно охарактеризован резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций (Апана-сенко Г.Л., 1992). Качество здоровья — наличие некой совокупности свойств организма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность и др. Чем выше качество здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показателей. Оценка качества здоровья — процедура в значительной мере субъективная и для того, чтобы сделать ее более объективной можно применять количественные критерии. В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев. • Особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, соци • Уровень физического развития и степень его гармоничности. • Уровень нервно-психического развития. • Уровень резистентности организма. • Уровень функционального состояния органов и систем. • Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков раз ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА Особенности онтогенеза оценивают на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза. ОЦЕНКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА Оценку генеалогического анамнеза производят путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболеваниях 3 (лучше 4) поколений, включая пробанда. В родословную следует включать информацию о родственных отношениях в семье (не родственники ли родители), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти. При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил. • Генетическое расстояние между поколениями должно быть одина • Каждого члена родословной необходимо располагать в своем по • Линии пересечения следует обозначать четко. • Поколения обозначают римскими цифрами, начиная с верхнего. • В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруют При употреблении символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагают описание обозначений (легенду). Цели анализа генеалогического анамнеза приведены ниже. • Выявления моногенных и хромосомных наследственных заболева • Количественная оценка отягощенности генеалогического анамне • Качественная оценка отягощенности генеалогического анамне СБОР И ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период, интранаталь-ный, ранний неонатальный, поздний неонатальный и постнатальный период. • При оценке антенатального периода выясняют особенности тече • В целью изучения интранатального и раннего неонатального пери • В позднем неонатальном периоде продолжают оказывать влияние • В постнатальном периоде имеют значение для развития ребенка Сведения о биологическом анамнезе участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном периоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут развиваться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов позволяет дать более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также предоставляет возможность прогнозировать здоровье в раннем детстве. Биологический анамнез расценивают как благополучный в случае отсутствия факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза, условно благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза и неблагополучный, если есть факторы риска в 2 и более периодах онтогенеза. О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по числу стигм дизэмбриогенеза. В зависимости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбриогенеза (малых аномалий развития) может быть различным. В норме оно не превышает 5—7. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К показателям физического развития, которые обычно определяют врачи, антропологи и другие специалисты с целью контроля динамики процесса роста и развития относят массу и длину тела, окружность головы и грудной клетки. Наряду с этими можно изучать и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.). Для оценки показателей физического развития используют нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей физического развития, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала — 6 (или 7) колонок цифр, обозначающих значение признака. Пространство между цифрами (коридоры) отражает диапазон величин признака; коридоров всего 7 или 8. Каждый показатель (длина, масса, окружность головы и грудной клетки) может быть помещен в свою область или коридор центильной шкалы. • Если результаты измерения находятся в области до 3 центиля, то • Значение показателей в диапазоне от 25 до 75 центиля принимают • В случаях, когда результаты измерения находятся в диапазоне от Оценку физического развития начинают с определения его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4-5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уровню ниже и выше среднего, соответственно, 2 и 7 коридоры — низкому и высокому, соответственно, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень высокому, соответственно. Определение гармоничности развития проводят на основании тех же результатов дентальных оценок. В случае если разность номеров областей (коридоров) между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, развитие гармоничное, если 2 — дисгармоничное, а если 3 и более — резко дисгармоничное. Здоровых детей с гармоничным развитием можно отнести к одному из 4 соматотипов. Соматотип определяют на основании суммы номеров областей или коридоров центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки. • Сумма от 3 до 10 — микросоматический соматотип (физическое • Сумма от 11 до 14 — мезомикросоматический соматотип. • Сумма от 14 до 17 — мезомакросоматический соматотип (физичес • Сумма от 18 до 24 баллов — макросоматический соматип (физи Наибольшими отклонениями в физическом развитие следует считать следующие варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокую массу тела (область выше 97 центи-ля) при любой длине тела. Вероятность патологического генеза этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями должны быть обязательно обследованы и проконсультированы специалистами. В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Подобное состояние у детей первого года жизни называют гипостатурой, а для детей старше 1 года в этих случаях применяют термин «субнанизм». В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, а во 2-м полугодии — при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это отставание следует отличать от конституциональной низко-рослости, когда нет нарушений трофики, отставания в нервно-психическом развитии, нарушения толерантности к пище. Если показатели окружности головы находятся в первом, 2-м, 7-м, 8-м коридорах, следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией. У всех детей после 10 лет наряду с антропометрической оценкой проводят оценку развития половых признаков. Последовательность развития признаков полового созревания более или менее постоянна и мало связана со сроком его начала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.015 с.) |