Реабилитация детей с хроническими заболеваниями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реабилитация детей с хроническими заболеваниями



Реабилитация включает три этапа лечения больного ребенка: стаци­онар — санаторий — профилактическое амбулаторное лечение.

Первый этап — стационар. На этом этапе обеспечивается клиничес­кое выздоровление, восстановление функции пораженных систем, под-


готовка всего организма больного ребенка к следующему этапу реаби­литации. Первый этап реабилитации заканчивается при выздоровлении ребенка от основного заболевания, при восстановлении функции пора­женного органа или системы, или при достаточной компенсации утра­ченных в результате болезни функций

Второй этап реабилитациисанаторный. Он имеет решающее зна­чение в достижении таких задач реабилитации, как нормализация функции пораженной системы, наряду с восстановлением и нормализа­ции функции других органов и систем На санаторном этапе реабилита­ции обеспечивается ликвидация патологических изменений, свойствен­ных периоду остаточных явлений.

Особое внимание на 2 этапе уделяется восстановлению и расшире­нию физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Важной задачей санаторного этапа является нормализация реактивности детского орга­низма и восстановление нормального уровня неспецифической сопро­тивляемости. Санаторный этап реабилитации больного ребенка осуще­ствляется в специализированном санатории, а также в реабилитацион­ном отделении или реабилитационном центре. Медикаментозная тера­пия на этом этапе отступает на второй план, основное значение приоб­ретают диета, режим, закаливающие процедуры, физиотерапия и ЛФК.

Третий этап реабилитации — адаптационный. На этом этапе дости­гается полное восстановление здоровья ребенка с нормализацией мор­фологических и функциональных характеристик данного возраста. На третьем этапе реабилитации обеспечивается стойкая постоянная компенсация нарушенных функций и полная адаптация к обычным условиям существования, либо к новым условиям, обеспечивающим физическую, психическую и социальную полноценность ребенка. Он осуществляется в детской поликлинике, в семье, или в том учреждении, которое посещает ребенок (ясли, сад, школа). Необходимые функцио­нальные исследования по назначению врача детского учреждения про­водя гея в детской поликлинике. Завершением третьего этапа реабили­тации является восстановление всех параметров здоровья.

11ри проведении диспансеризации участковый педиатр совместно с педагогами и родителями решает вопросы социальной адаптации ре­бенка, l.c подготовку и возвращение больного ребенка к обычному для его сверс i пиков образу жизни.

В понятие социальной адаптации включают:

• определение режима дня школьника (укороченная рабочая неделя,
дополнительный выходной день, укороченный рабочий день);

• освобождение о 1 посещения массовой школы, т.е. обучение на дому;


• щадящий режим выпускных и переводных экзаменов;

• освобождение от сельскохозяйственных работ в период учебного
года и летнее время.

Диспансеризация больных детей в комплексе с реабилитационными мероприятиями позволяют не только предотвратить рецидивы заболе­вания, инвалидизацию пациента, но и вернуть ребенка к обычному об­разу жизни, расширить круг его будущих профессиональных возмож­ностей.

Совершенствование лечебно-профилактической помощи детям, ре­шение вопросов диспансеризации детскою населения связаны с орга­низацией специализированной помощи. Однако основные обязанности по диспансерному наблюдению за больными детьми по прежнему воз­лагаются на участкового педиатра.

ОТДЕЛЕНИЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

Реабилитация больных хроническими заболеваниями детей включа­ет не только излечение, но и максимальное восстановление нарушен­ных функций организма ребенка, его рабо i оспособности Основное ус­ловие успешного ее осуществления — во шожно раннее начало и непре­рывность восстановительного лечения, преемственность проводимых мероприятий на всех этапах: стационар, санаторно-курортное лечение, поликлиника.

Целью восстановительного лечения является возвращение больного в характерные для него условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможнос­ти — обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адап­тация к новым условиям существования.

Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиат­рии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающая восстановление здоровья ребенка на определенном этапе. В детской поликлинике большое значение для ор­ганизации реабилитации имеет отделение восстановительного лечения

Отделения восстановительного лечения организуют в одной или нескольких поликлиниках, что определяется потребностями детского населения и его численностью в зоне обслуживания Восстановитель­ное лечение должно проводиться последовательно, этапно, непрерывно, под постоянным контролем медицинского персонала, с обязательным обеспечением преемственности между участковыми педиатрами и вра­чом отделения восстановительного лечения

В состав отделения восстановительного лечения входят кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии,


а также кабинет для сурдологопедичеких занятий. В этих отделениях лечатся дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опор­но-двигательного аппарата, ЛОР-органов, сердца, почек.

Отделение организуется при наличии детского населения 25 000. Должности врачей и среднего медперсонала для работы в реабилитаци­онном отделении устанавливаются из расчета 0,2 должности врача и 0,4 должности средних медицинских работников на 10 тыс. детей. При от­сутствии возможности открытия в детских поликлиниках отделений восстановительного лечения организуется городской реабилитацион­ный центр.

Врач отделения восстановительной терапии проводит отбор и амбу­латорный прием детей, направленных для реабилитации, составляет индивидуальные планы восстановительного лечения больных, вносит коррекцию в ход лечения, анализирует эффективность проводимого ле­чения, оказывает консультативную помощь врачам других отделений по вопросам восстановительного лечения.

При восстановительной терапии в амбулаторно-поликлинических условиях обязательно учитывается характер заболевания, степень тя­жести его течения, возраст ребенка, его индивидуальные особенности, условия жизни, воспитания. Необходимо комплектовать контингенты детей с одинаковой патологией для групповых занятий лечебной гим­настикой, физкультурой.

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Санаторное лечение, способствующее восстановлению здоровья детей после перенесенных заболеваний, повышению функциональ­ных возможностей организма, приобретает все большую актуаль­ность.

В настоящее время имеется обширная дифференцированная сеть детских специализированных санаторных учреждений разного профи­ля и назначения: детские санатории (местные и расположенные на ку­рортах), летние лагеря санаторного типа (круглогодичного и сезонного действия), санатории и отделения для родителей с детьми, санаторные лесные школы.

Дсмские санатории — это специализированные лечебно-профилак­тические учреждения, осуществляющие этапное лечение больных де­тей, ликвидацию последствий перенесенных ими заболеваний, подго­товку и возвращение детей к обычному для сверстников образу жизни. Детские санатории — узкоспециализированные медико-педагогические учреждения, в которых лечебный процесс осуществляется в тесной вза­имосвязи с воспитательным и оздоровительным.


Существуют детские санатории следующих медицинских профилей: для больных ревматизмом; для детей с заболеваниями органов дыхания нетуберкулезной этиологии; с заболеваниями почек, мочевыводящих путей и обмена веществ; с заболеваниями кожи; с психоневрологичес­кими заболеваниями; с заболеваниями органов пищеварения; с наруше­ниями функции опорно-двигательного аппарата; для детей, больных ос­теомиелитом, для детей, больных инфекционным неспецифическим по­лиартритом, для детей, перенесших дизентерию, страдающих туберку­лезом.

Местные санатории осуществляют так называемый этапный метод лечения, долечивают детей, содействуют полной их реабилитации при ряде заболеваний (ревматизм, туберкулез) — это обязательное звено в системе лечебно-профилактической помощи детям

На современном этапе роль местных санаториев значительно возрас­тает. Они имеют ряд преимуществ перед санаториями, расположенны­ми на курортах. Эти преимущества могут быть сформулированы следу­ющим образом: отсутствие периода акклиматизации и реакклиматиза-ции, близость родителей, обеспечение непрерывности наблюдения (по­ликлиника — стационар — санаторий располагаются в одной зоне), нет противопоказаний, характерных для другой климатической зоны. Кро­ме того, прием в местные санатории возможен при минимальной актив­ности заболевания и сопутствующей патологии.

Показания к направлению детей на курорты Российского значения более узкие. Врач-педиатр должен решить, нуждается ли ребенок в ку­рортном лечении, определить, какой курорт будет для него полезным и в какое время года. Пребывание на южных курортах может быть разре­шено не всем детям, особенно северных районов страны. Детей моложе 5 лет вообще не рекомендуется направлять на южные курорты, тем бо­лее в летние месяцы.

В местные детские санатории принимаются дети в возрасте от 1 года до 14 лет включительно, в санатории, расположенные в районе курор­тов, — от 5 до 14 лет.

Отбор детей в санаторий проводится санаторно-курортными отбо­рочными комиссиями, организуемыми при детских поликлиниках, больницах, диспансерах, а также административных медицинских ор­ганах. В них входят представители административных медицинских органов, поликлиник и санатория. Путевки в санатории распределя­ются административными медицинскими органами Министерства здравоохранения и социальной защиты по поликлиникам. Врач-педи­атр, направляя ребенка, оформляет санаторно-курортную карту (фор­ма № 076/у).


Перед направлением ребенка на санаторно-курортное лечение, осо­бенно на бальнеологический курорт, лечащий врач обязан организовать больному санацию хронических очагов инфекции, кариозных зубов, про-тивоглистовное лечение, а также клинико-лабораторное обследование.

При направлении ребенка на санаторно-курортное лечение оформ­ляются следующие документы:

• путевка;

• санаторно-курортная карта;

• выписка из истории болезни ребенка с данными клинико-лабора-
торного обследования давностью не более 1 мес;

• заключение врача-дерматолога об отсутствии заразных заболева­
ний кожи;

• справка врача-педиатра или врача-эпидемиолога об отсутствии
контакта с инфекционными больными;

• характеристика из школы и дневник;

• по эпидемиологическим и медицинским показаниям — результаты
исследования на дифтерийное и дизентерийное бактерионосительство,
IgM краснухи.

К общим противопоказаниям, исключающим направление детей на санаторно-курортное лечение, относят'

• все болезни в остром периоде;

• соматические заболевания, требующие стационарного лечения;

• инфекционные болезни (до окончания срока изоляции);

• бациллоносительство (в отношении дифтерии и кишечных инфек­
ций);

• все заразные и паразитарные болезни глаз и кожи;

• злокачественная анемия,

• злокачественные новообразования;

• кахексия, амилоидоз внутренних органов;

• судорожные припадки и их эквиваленты, патологическое развитие
личности с выраженными расстройствами поведения и социальной
алан гации, умственная отсталость;

• наличие сопутствующих заболеваний, противопоказанных для
данного курорта или санатория (например, ревматизм для Железновод-
ска, бронхиальная астма для Сочи и др.).

Энурез не является противопоказанием для направления ребенка в санаторий. Дети, перенесшие дифтерию и скарлатину, могут быть нап­равлены в санаторий не ранее, чем через 4-5 мес после выписки из ста­ционара при отсутствии осложнений

Каждый детский санаторий имеет климатопавильоны, соответству­ющие диагностические кабинеты, а санатории для детей школьного воз-


раста — библиотеку, зал для физкультурных занятий и помещение для ручного труда детей.

В детском санатории имеется несколько отделений, каждое из них объединяет детей нескольких возрастных групп: до 3 лет (раннего воз­раста); от 4 до 6 лет (дошкольного), от 7 лет и старше (школьного)

В детских санаториях применяют три основных режима дня: I — ща­дящий (5-10 дней); II — тонизирующий, III — тренирующий.

Нормы питания и всех пищевых веществ в санаториях для детей уве­личены на 10-15% по калорийности по сравнению с возрастными физи­ологическими.

Лечение детей в санаториях является комплексным Благоприятные условия внешней среды, режим дня, питание, гигиеническая гимнасти­ка, педагогические мероприятия — вот обязательные элементы лечения.

В местных специализированных санаториях в связи с тем, что часть детей поступает с активностью процесса и сопутствующими заболева­ниями, продолжают фармакотерапевтическое и физиотерапевтическое лечение.

В местных санаториях акклиматизационный период в лечении отсу­тствует. На южных курортах ребенок последовательно проходит перио­ды: акклиматизационный (до 2 нед), лечебный и заключительный пери­од, каждый из которых имеет свои особенности по психоэмоциональ­ной настроенности, режиму дня, методикам лечения. После возвраще­ния ребенка из санатория отмечается фаза последействия (1-1,5 мес), в течение которой наблюдается продолжающееся улучшение. При возв­ращении с южного курорта наступает период реакклиматизации.

В разряд природных факторов, используемых при лечении на курор­тах, относят- климатолечение, использование минеральных вод (баль-неолечение), грязелечение (пеллоидотерапия), аэрофитотерапия, лече­ние морскими факторами (талассотерапия).

При направлении ребенка на санаторно-курортное лечение важно учитывать профилизацию детских санаториев, расположенных в куро­ртных зонах. Следует учитывать, что детям с заболеваниями органов дыхания показаны курорты Кисловодск, Анапа, западное побережье Каспия, Све1логорский курортный район. Детям после перенесенных ревматизма и других заболеваниях сердечно-сосудистой системы пока­заны санатории курортов Сочи, Мацеста, Кисловодска, Белокурихи, ку­рортная зона западного побережья Каспия. При заболеваниях органов пищеварительной системы эффективно лечение на курортах Ессенту­ков, Железноводска, курорта озера Шира. При заболеваниях почек — курорт Железноводска. При заболеваниях психоневрологического про­филя, в том числе церебральных параличах — курорты Анапы, озеро


Горькое. Обменные нарушения эффективно реабилитируют на курор­тах Кавказских Минеральных Вод: Пятигорске, Ессентуках, Железно-водске. Курорты для больных туберкулезного профиля — Сочи, Лазаре­вское, Новороссийск.

Территориально показано санаторно-курортное лечение в Сочи и Мацеста — при заболеваниях кожи, суставов, нервной системы, после перенесенного ревматизма. Калининград, Сестрорецк — органы дыха­ния, нервной системы, аллергические заболевания, ревматизм в неак­тивной фазе. Курорты Теберды, Нальчика эффективны при болезнях органов дыхания, туберкулезе, аллергических заболеваниях, бронхи­альной астме, болезнях желудка, кожи, суставов. Курорты средней по­лосы России (Липецк, Морщин, Усть-Качка, озеро Горькое) показаны детям с заболеваниями внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, аллергическими заболеваниями. Степной кли­мат Северного Кавказа, Башкирии эффективны для детей с заболевани­ями органов дыхания, в том числе туберкулезе легких, болезнях сердеч­но-сосудистой системы, органов пищеварения, болезнях суставов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.02 с.)