Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация обслуживания больных детей в поликлинике

Поиск

Лечебная работа участкового педиатра имеет свои особенности и подразделяется на:

• оказание медицинской помощи остро заболевшим детям на дому;

• долечивание детей-реконвалесцентов;

• лечение диспансерных больных.

Детский контингент, определяющий основную лечебную нагрузку на участке, включает: детей с заболеваниями органов дыхания, детей с инфекционными заболеваниями (так называемыми детскими инфекци­ями), детей с острыми кишечными заболеваниями.

Все дети, заболевшие острыми заболеваниями, должны быть осмот­рены участковым педиатром на дому. На дому обслуживаются также все дети, бывшие в контакте с инфекционными больными на протяже­нии периода карантина; дети-инвалиды; дети, выписанные из стациона­ра (на первый-второй день после выписки); дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в результате которых они не могут посещать по­ликлинику. Вызовы, поступающие в детскую поликлинику по телефо­ну, лично от родителей, со станций «Скорой помощи», стационаров ре­гистрируются в журнале вызовов участка, и на каждого ребенка сразу же оформляется статистический талон.


Участковый педиатр посещает больных на дому в день поступления вызова. В первую очередь обслуживаются дети раннего возраста, затем высоко лихорадящие и далее — дети с менее срочными поводами для вызова на дом. Во время первого посещения больного ребенка на дому врач должен оценить тяжесть состояния. Далее, при отсутствии показа­ний для неотложных мероприятий, врач должен поставить предвари­тельный диагноз, решить вопрос о возможности амбулаторного лечения или необходимости экстренной госпитализации, наметить тактику ве­дения больного, назначить необходимые лечебно-диагностические ме­роприятия, провести экспертизу временной нетрудоспособности.

Необходимо особо подчеркнуть необходимость соблюдения деонто-логических принципов в работе участкового врача при обслуживании вызовов на дому. Внимательное, неторопливое отношение к больному ребенку и его близким, доброжелательный контакт с ними позволяют избежать недоверия родителей не только к участковому врачу, но и ме­дицинскому персоналу последующих этапов лечения, предупреждают возможные конфликтные ситуации. Большое значение для репутации врача имеет и культура его поведения.

При лечении больного ребенка на дому очень важно организовать за ним непрерывное наблюдение. Это достигается системой первичных, повторных и активных посещений участковым врачом. Kpai ность и ин­тервалы посещений регулируются врачом в зависимости от возраста, тяжести состояния и характера заболевания наблюдаемого ребенка.

Дети грудного возраста при лечении на дому осмафииаются ежед­невно. Дети старше 1 года осматриваются в зависимости or тяжести сос­тояния. Как правило, при лечении на дому участконому педиатру при­ходится выполнять активные посещения к детям с ОРВИ, гриппом, ан­гиной, бронхитом 2-3 раза, с детскими инфекциями 4-6 раз, с пневмо­нией 6-8 раз. Больным, оставленным дома, назначают лечение, необхо­димое обследование. Консультации специалистов (оториноларинголо­га, невропатолога, хирурга, ревматолога) на дому необходимы в тех слу­чаях, когда участковый педиатр затрудняется поставить диагноз и ре­шить вопрос о дальнейшем лечении больного.

По мере выздоровления активное динамическое наблюдение на до­му можно заменить приглашением ребенка в поликлинику. Обязатель­ными условиями приглашения реконвалесцентов в поликлинику слу­жат:

• стойкая положительная динамика в клинической картине заболе­
вания;

• возможность визита в поликлинику без риска ухудшения состоя­
ния;


отсутствие риска заражения посетителей поликлиники выздорав­
ливающим ребенком;

• необходимость в реабилитационных мероприятиях, возможных
только в условиях поликлиники (физиотерапия, ЛФК и др.).

В качестве рекомендательной может быть предложена схема форма­лизованной записи вызова на дом к больному ребенку (схема 2) в исто­рии развития (форма 112/у).

Схема 2. Вызов на дом к больному ребенку участкового врача (запись в форме № 112/у)

Дата

Характер вызова (первичный, повторный, активное посещение)

День болезни


Данные измере­ния температуры тела, числа дыха­ний, пульса


Жалобы и их детализация. Крат­кий анамнез болезни (длитель­ность заболевания, с чем связано начало заболевания, динамика ос­новных симптомов, проведенное лечение и его.эффективность, на­личие фоновой патологии). Оцен­ка степени тяжести состояния и ее обоснование Объективный статус (с акцентом на выявлен­ные патологические изменения по органам и системам, локаль­ный статус, оценка степени выра­женности функциональных расстройств) Диагноз (при пер­вичном осмотре предварительный диашоз, в течение трех дней пос­ле первичного осмотра оконча­тельный развернутый клиничес­кий диашоз). При выдаче листа временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком указать: кому выдан больничный лист; фамилия, имя, отчество ли­ца, осуществляющего уход, воз­раст в годах, место работы, дату выдачи больничного листа


Назначения режим, диета, медикаментоз­ное лечение (с указа­нием формы лекар­ственного препарата, дозы, кратности прие­ма, способа введения), немедикаментозное лечение, физиолече­ние Обследование и консультации специа­листов. Дальнейшая тактика ведения боль­ного (активные посе­щения, явка к врачу, направление в стацио­нар)


При оформлении активного посещения больного ребенка на дому запись должна содержать сведения о динамике жалоб, объективного статуса, назначенного лечения.

Помимо лечения детей на дому, лечебная работа врача-педиатра включает проведение приема в поликлинике. Лечение детей в поликли­нике должно стать логическим продолжением лечения, начатого дома или в стационаре.

Согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно (приказ МЗ и МП РФ от 23.08.94 № 180, дополнения к приказу МЗ и СР РФ № 296 от 02.12.04 и № 321 от 24.12.04), все лекарственные сред­ства бесплатно получают дети первого года жизни, дети из многодетных семей до 6 лет жизни, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, все дети и подростки, состоящие на учете как «Дети-чернобыльцы».

Независимо от статуса «Ребенок-инвалид» бесплатно получают:

• дети с виражом туберкулиновой пробы и с локальными формами
туберкулеза — противотуберкулезные препараты;

• дети с муковисцидозом — ферменты;

• дети с бронхиальной астмой — средства для лечения данного забо­
левания;

• дети с ревматизмом и коллагенозами — глюкокортикоидные препа­
раты, цитостатики, препараты коллоидного золота, нестероидные про­
тивовоспалительные препараты, антибиотики, антигистаминные препа­
раты, коронаролитики, мочегонные, антагонисты кальция, препараты
калия, хондропротекторы;

• дети с гематологическими заболеваниями — цитостатики, иммуно-
депрессанты, иммунокорректоры, глюкокортикоидные и нестероидные
гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболе­
ваний и коррекции осложнений, их лечения;

• дети с судорожным синдромом — противосудорожные препараты;

• дети с сахарным диабетом — все противодиабетические средства,
этанол, шприцы, средства диагностики;

• дети с онкологическими заболеваниями — все необходимые им ле­
карственные средства;

• дети с эндокринными заболеваниями — гормональные препараты;

• дети с гельминтозами — все препараты по назначению врача-гель­
минтолога.

Учетно-отчетной формой для выписки рецепта на бесплатные меди­каменты является форма № 148-1/у-04 (Приказ МЗиСР РФ № 257 от 22.11.04 в дополнение к приказу № 328 от 23.08.99). Согласно этому же


приказу введена учетная форма № 305/у-1 «Журнал учета рецептурных бланков». По выписанному лечащим врачом рецепту (с записью копии рецепта в истории развития ребенка) лекарства выдаются прикреплен­ной аптекой или старшими медсестрами ЛПУ. После отпуска лекарства рецепт изымается. Рецепт выписывается по общим правилам выписки рецептов, обязательно в 2 экземплярах, второй экземпляр хранится в поликлинике.

Контроль оказания первичной медико-санитарной помощи гражда­нам, имеющим право на получение набора социальных услуг, в лечебно-профилактических учреждениях призваны осуществлять организаци­онно-методические кабинеты. В случае отсутствия в «Перечне лекар­ственных препаратов для граждан, имеющих право на получение набо­ра социальных услуг» необходимых ребенку из данной категории ле­карств, они назначаются ему решением клинико-экспертной комиссии и утверждаются руководителем лечебно-профилактического учрежде­ния первичного звена.

Дети раннего возраста с различными соматическими заболеваниями — анемией, рахитом, гипотрофией и другими направляются на общий прием. Для приема детей, находящихся на диспансерном учете по пово­ду хронической патологии, в поликлиниках выделяется отдельный день приема

При решении вопроса о госпитализации учитывается тяжесть и ха­рактер заболевания, возраст ребенка, особенности его реакции на лече­ние, социальные и бытовые условия. При экстренной госпитализации врач вызывает машину станции «Скорой помощи» для транспортиров­ки и передает больного «с рук на руки».

Направление на стационарное лечение выдается участковым врачом по поводу острого или хронического заболевания, требующего стационарного лечения или наблюдения как в плановом, так и в экстренном порядке.

К показаниям для экстренной госпитализации относят:

• острые хирургические ситуации (аппендицит или подозрение на
аппендицит, синдром острого живота, ущемление грыжи, травмы и т.д.);

• отравления (пищевые, медикаментозные, бытовые);

• тяжело протекающие заболевания, сопровождающиеся нарушени­
ями деятельности жизненно важных органов (дыхательная и сердечно­
сосудистая недостаточность, гипертермия, судорожный синдром и др.);

• острые заболевания у детей в периоде новорожденности;

• инфекционные заболевания, требующие госпитализации в инфек­
ционные отделения по тяжести состояния.

Дети, госпитализируемые экстренно, как правило, требуют срочного оказания помощи уже на догоспитальном этапе, что важно для предсто-


ящей транспортировки больного. Сведения о проведенных неотложных мероприятиях (объем, время проведения и др.) должны отражаться в направлении на госпитализацию

В плановом порядке направляются на госпитализацию дети с хрони­чески протекающими заболеваниями для обследования и лечения при невозможности проведения лечебно-диагностических мероприятий в амбулаторных условиях. При направлении на плановую госпитализа­цию в сопроводительных документах указывают контакты с инфекци­онным больным для предупреждения возникновения внутрибольнич-ных инфекций. Дети, в плановом порядке направляемые на госпитали­зацию, должны быть максимально полно обследованы в поликлиничес­ких условиях. В направлении на госпитализацию (или в прилагаемой выписке из истории развития ребенка) указывают данные анамнеза, особенности течения заболевания, фоновых заболеваний (в том числе проявления медикаментозной, пищевой аллергии), резулыаты прове­денного амбулаторного обследования, характер и результаты амбула­торного лечения. Обязательной госпитализации по поводу любого ост­рого или обострения хронического заболевания подлежат дети V груп­пы риска из социально неблагополучных семей, особенно дети раннего возраста.

В направлении на госпитализацию указывается время вызова и при­бытия машины «скорой помощи». Врач «скорой помощи» оформляет на госпитализированного ребенка отрывной талон, дубликат которого передает в детскую поликлинику.

При госпитализации врач должен:

• определить показания (экстренная, плановая госпитализация);

• определить профиль стационара в соответствии с характером и тя­
жестью заболевания, его осложнениями (отделение соматическое, ин­
фекционное, реанимационное, специализированное),

• определить вид транспортировки, ее риск, необходимость сопро­
вождения больного медицинским персоналом;

• оформить направление, указав место госпитализации (больница,
отделение), паспортные данные пациента, диагноз, эпидокружение.

Кроме того, в направлении необходимо прос гавить номер страхово­го полиса, дату направления и подпись врача.

В обязанности участкового педиатра входит и контроль госпитали­зации, который должен быть осуществлен в течение первых суток пос­ле направления в больницу. На детей раннего возраста, выписанных из стационара или ушедших самовольно, в детскую поликлинику переда­ют «активы» для наблюдения и долечивания их участковым педиатром до полного выздоровления.


В настоящее время альтернативой стационарного лечения детей являются дневные стационары при детских больницах или стациона­ры кратковременного пребывания при детских поликлиниках и диаг­ностических центрах. Койки дневного стационара в муниципальных учреждениях здравоохранения организуются для госпитализации больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние кото­рых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, но которым показана лечебно-диагностическая помощь в дневное время. Такие подразделения работают в системе обязательного медицинского стра­хования. Руководство дневным стационаром осуществляет главный врач, непосредственную организацию и контроль качества диагнос­тики и лечения проводят заместитель главного врача по медицинской части, старшие медсестры, заведующие отделениями, в структуре ко­торых развернуты койки дневного стационара. Численность медици­нского персонала определяют по действующим штатным нормати­вам, предусмотренным для соответствующего профиля отделения. Дневной стационар работает в одну смену, шесть дней в неделю. От­бор больных на обследование и лечение в стационар дневного пребы­вания проводится участковыми врачами, специалистами городских специализированных служб и заведующими отделениями больницы. Противопоказаниями к направлению в дневной стационар являются острые заболевания, требующие круглосуточного медицинского наб­людения.

При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточ­ного медицинского наблюдения больной, находящийся в дневном ста­ционаре немедленно переводится в соответствующие отделения боль­ницы на круглосуточное пребывание. На больного, нуждающегося в ле­чении в условиях дневного стационара, заводится история болезни с за­несенными в нее сведениями из анамнеза, истории заболевания и про­водимого ранее обследования и лечения. История болезни имеет осо­бую маркировку. Работающим (учащимся) больным, находящимся на лечении в дневном стационаре выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основаниях. При выписке больного из дневного стационара все сведения передают врачу, который направил больного на лечение, с необходимыми рекомендациями.

Помимо профилактической работы, врачи-специалисты по графику ведут прием больных детей, осуществляют диспансеризацию, консуль­тативную помощь (в поликлинике и на дому), проводят анализ заболе­ваемости, разрабатывают мероприятия по ее снижению, проводят повы­шение квалификации медперсонала поликлиник и санитарное просве­щение населения.


Качество и эффективность специализированной помощи зависят от уровня оснащенности учреждения аппаратурой и от квалификации спе­циалистов. В последние годы большую помощь в обследовании детей оказывают краевые и городские диагностические центры, оснащенные современной аппаратурой.

При лечении ребенка на дому участковому врачу необходимо пом­нить несколько правил

• Режим, диета и уход за больным ребенком чаще всего становятся
ключевыми факторами, способствующими выздоровлению.

• Роль семьи в деле лечения и выхаживания ребенка приоритетна.

• Медикаментозное лечение должно быть обоснованным и рацио­
нальным.

• Осторожность в назначениях врача должна распространяться не
только на сильнодействующие средства, но и рутинные лекарства (ан­
типиретики, антибиотики)

• Следует строго избегать приблизительных дозировок

• Pa6oia с рецептурными справочниками, даже на виду у пациента и
его родственников, должна стать нормой.

• Период пребывания ребенка в «режиме болезни» должен распрост­
раняться и на период реконвалесценции.

• Срок периода реабилитации не может быть короче периода бо­
лезни.

Переболевшие дети допускаются в детские коллективы только со справкой о том, что они здоровы, которая выдается участковым врачом Переболевшим детям, посещающим дек кое дошкольное учреждение, школу, выдается «Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающе­го детское дошкольное учреждение, школу».

Для детей, посещающих дошкольные учреждения, справки выдают­ся не только после перенесенных заболеваний, но и при отсутствии ре­бенка в детском саду более 3 дней по социальным причинам. В справке указывают диагноз, длительность заболевания, сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными, данные о проведенном лече­нии, рекомендации по индивидуальному режиму ребенка-реконвалес-цента на первые 10-14 дней

Для переболевших острым заболеванием школьников в справку вно­сят рекомендации по ограничению физических нагрузок на занятиях физкультурой, мероприятия по социальной реабилитации детей (ре­жим школьных занятий, освобождение от определенных видов деятель­ности и т.д.). В детских учреждения справки о перенесенных детьми за­болеваниях подшивают в медицинскую документацию ребенка Даль-


нейшие реабилитационные мероприятия проводят врачи детских уч­реждений с учетом рекомендаций участковых педиатров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.013 с.)