Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и проведения профилактических осмотров детей

Поиск

Профилактическое медицинское наблюдение осуществляют в детс­кой поликлинике до начала посещения ребенком ДОУ. Организует и проводит это наблюдение участковый врач-педиатр совместно с участ­ковой и патронажной медицинскими сестрами. Здоровых детей осмат­ривают также врачи-специалисты (хирург, ортопед, офтальмолог, нев­ролог, стоматолог, андролог, гинеколог, врачи других специальностей по показаниям). С момента начала посещения дошкольных учреждений ребенок переходит под наблюдение медицинского персонала ДОУ. Ежегодно детям проводят лабораторные исследования крови, мочи, ка­ла на яйца глистов, а с 7 лет ежегодно измеряют АД. С 15 лет проводят флюорографию (1 раз в 2 года). В 8 классе определяют группу крови и наличие резус-фактора.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детей служит раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья с целью эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий.


Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возраста выявляют при обязательных медицинских осмотрах, а также при плановых профилактических обследованиях врачами-специалис­тами.

Повышение эффективности массовых медицинских осмотров дости­гают путем внедрения в практику детского здравоохранения диагности­ческих тестов «просева» или скрининг-тестов. Использование их обес­печивает предварительное выделение в детских коллективах лиц, у ко­торых наличие определенного отклонения наиболее вероятно. Оконча­тельный диагноз устанавливают педиатр или узкие специалисты после дополнительных специальных обследований.

Контроль за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тес­тов предусматривает новый принцип организации углубленных осмот­ров — этапность обследования.

• I этап — обследование всех детей по скрининг-программе, которое
проводит в основном средний медицинский персонал школы.

• II этап — обследование детей, выделенных с помощью скрининг-
тестов, врачом общеобразовательного учреждения.

• III этап — обследование школьников узкими специалистами по­
ликлиники.

Перед проведением медицинских осмотров медицинские сестры должны проверить медицинские карты, провести скрининговое обсле­дование детей по диагностическим тестам.

Скрининг-программу подразделяют на базовую и расширенную, ко­торые представлены в медицинской карте ребенка для общеобразова­тельного учреждения (форма 26/у-2000).

Базовую скрининг-программу доврачебного медицинского обследо­вания используют для мониторинга здоровья детей, она содержит тот набор тестов, который обязательно выполняют при проведении меди­цинских осмотров детей, как в условиях города, так и в сельской мест­ности.

• Анкетный тест.

• Индивидуальная оценка физического развития.

• Измерение АД с проведением нагрузочной пробы.

• Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью
комбинированного визуально-инструментального исследования.

• Исследование остроты зрения.

• Определение предмиопии (склонность к близорукости) с помощью
теста Малиновского.

• Выявление нарушений бинокулярного зрения.

• Диагностика нарушений слуха с помощью шепотной речи.


• Оценка уровня физической подготовленности, проведение дина­
мометрии.

• Лабораторные скрининг-тесты: анализ мочи на протеинурию и
глюкозурию.

Расширенная скрининг-программа дополняет базовую и включает следующие исследования.

• Оценка резистентности.

• Выявление невротических расстройств (анкета).

• Оценка нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная
сфера, психомоторная сфера и поведение, интеллектуальное развитие).

• Оценка вторичных половых признаков.

• Нарушение репродуктивного здоровья (анкета).

БАЗОВАЯ СКРИНИНГ-ПРОГРАММА

АНКЕТНЫЙ ТЕСТ

При обследовании дошкольников и учащихся 1-5-х классов анкету, приведенную в приложении 1 к данной главе должны заполнить роди­тели, а школьники 6-11-х классов анкету могут заполнять сами.

После осмотра детей врач решает вопрос о необходимости дополни­тельных исследований, консультаций специалистами (невролог, отола­ринголог, кардиолог, нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог и другие врачи) или дальнейшего наблюдения воспитанника врачом.

Оценка анкетного теста приведена ниже.

• Вопросы 1-9: при положительном ответе на вопросы 1, 3, 5 раз­
дельно или в сочетании (например, 1 и 2 или 2 и 3 или 3 и 5 и другие
комбинации) показано наблюдение у врача учреждения; при положи­
тельном ответе на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9 раздельно или в сочетании, а
также при положительном ответе на 3 и более вопроса данного раздела
(в любом сочетании) необходима консультация невролога.

• Вопросы 10-11: при положительном ответе на каждый или оба воп­
роса показано обследование у врача учреждения, а по показаниям необ­
ходима консультация кардиолога.

• Вопросы 12-14: при положительном ответе на каждый или несколь­
ко вопросов данного раздела показана консультация отоларинголога.

• Вопросы 15-20: при положительном ответе на один из вопросов 15,
20 показано обследование врачом учреждения; при положительном от­
вете на один из вопросов 16,17,18,19, а также на 2 и более вопроса дан­
ного раздела (в любом сочетании) необходимо обследование у врача уч­
реждения с дополнительными специальными исследованиями, а при
наличии показаний — консультация гастроэнтеролога.


• Вопросы 21-22: при положительном ответе на один или оба вопро­
са показано обследование у врача учреждения, а при наличии показа­
ний — дополнительные исследования и консультация нефролога.

• Вопросы 23-25: при положительном ответе на 1 или 3 вопроса не­
обходимо обследование у врача учреждения, а по показаниям — кон­
сультация аллерголога.

После оценки скрининг-теста и осмотра детей, врач решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультации специа­листов (невропатолога, отоларинголога, кардиолога, нефролога, гастро­энтеролога, аллерголога и др.) или о необходимости дальнейшего наб­людения врачом образовательного учреждения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Измерение АД у детей проводят ежегодно тонометром с использова­нием детских манжеток. При их отсутствии применяют стандартную манжетку, но при этом полученные результаты систолического давле­ния (САД) корректируют с учетом возраста, физического развития ре­бенка и его массы тела (табл. 2-1). Показатели диастолического АД не корригируют.

Таблица 2-1. Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты

 

Возраст, лет Нормальное физическое развитие Дефицит массы тела Избыток массы тела
  + 10мм рт.ст. + 15 мм рт.ст. +5 мм рт.ст.
  + 10 мм рт.ст. + 15 мм рт.ст. +5 мм рт.ст.
  + 10 мм рт.ст. + 15 мм рт.ст. +5 мм рт.ст.
  +10 мм рт.ст. + 15 мм рт.ст.  
  +5 мм рт.ст. +10 мм рт.ст.  
    +5 мм рт.ст.  
    0'  

В табл. 2-2 и 2-3 приведены значения АД у детей 3-6 лет. Таблица 2-2. Систолическое АД у детей в возрасте 3-6 лет


Возраст, лет


Понижено


Норма


Повышено


 


88 мм рт.ст.

89 мм рт.ст.

90 мм рт.ст.

90 мм рт.ст.


92-105 мм рт.ст.

93-110 мм рт.ст.

95-113 мм рт.ст.

95-114 мм рт.ст.


114 мм рт.ст.

116 мм рт.ст.

118 мм рт.ст.

119 мм рт.ст.


Таблица 2-3. Диастолическое АД у детей в возрасте 3-6 лет

 

Возраст, лет Понижено Норма Повышено
  43 мм рт.ст. 42-63 мм рт.ст. 67 мм рт.ст.
  43 мм рт.ст. 42-67 мм рт.ст. 69 мм рт.ст.
  43 мм рт.ст. 42-68 мм рт.ст. 71 мм рт.ст.
  46 мм рт.ст. 51-70 мм рт.ст. 75 мм рт.ст.

В последние годы для оценки АД используют дентальные точки (табл. 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7): показатели 97-го центиля в качестве критерия артериальной гипертензии, 90-го центиля — критерия пограничной ар­териальной гипертензии, а для явной артериальной гипотензии — гра­ницы 3-го центиля, умеренной и пограничной артериальной гипотензии — ниже 10-го центиля. Заключение делают и по систолическому, и по ди-астолическому АД.

Таблица 2-4. Систолическое АД у мальчиков

 

 

Возраст, лет Центили
             
  98 мм рт.ст. 99 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 102 мм рт.ст. 104 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 106 мм рт.ст.
  100 мм рт.ст. 104 мм рт.ст. 103 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 107 мм рт.ст. 108 мм рт.ст. 109 мм рт.ст.
  102 мм рт.ст. 103 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 107 мм рт.ст. 109 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 111 мм рт.ст.
  104 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 106 мм рт.ст. 108 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 112 мм рт.ст. 112 мм рт.ст.
  105 мм рт.ст. 106 мм рт.ст. 108 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 111 мм рт.ст. 113 мм рт.ст. 114 мм рт.ст.
  70 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 83,8 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 101,5 мм рт.ст. 110 мм рт.ст.
  70 мм рт.ст. 80 мк рт.ст. 85 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 98,8 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 101,5 мм рт.ст.
  70 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 110 мм рт.ст.
  90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 97,5 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 117,5 мм рт.ст.
  90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 95 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 114,5 мм рт.ст. 120 мм рт.ст.
  82,5 мм рт.ст. 85 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 95 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 120 мм рт.ст.
  90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 97,5 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 117,5 мм рт.ст.

Окончание таблицы 2-4

 

 

  100 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 120 мм рт.ст. 120 мм рт.ст. 130 мм рт.ст. 135 мм рт.ст.
  110 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 120 мм рт.ст. 120 мм рт.ст. 125 мм рт.ст. 130 мм рт.ст. 137,9 мм рт.ст.
Таблица 2-5.Систолическое АД у девочек
Возраст, лет Центили
             
  99 мм рт.ст. 99 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 102 мм рт.ст. 103 мм рт.ст. 104 мм рт.ст. 105 мм рт.ст.
  100 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 102 мм рт.ст. 103 мм рт.ст. 104 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 106 мм рт.ст.
  101 мм рт.ст. 102 мм рт.ст. 103 мм рт.ст. 104 мм рт.ст. 106 мм рт.ст. 107 мм рт.ст. 108 мм рт.ст.
  103 мм рт.ст. 103 мм рт.ст. 104 мм рт.ст. 106 мм рт.ст. 207 мм рт.ст. 108 мм рт.ст. 109 мм рт.ст.
  104 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 106 мм рт.ст. 107 мм рт.ст. 109 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 111мм рт.ст.
  67,7 мм рт.ст. 75 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 95 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 100 мм рт.ст.
  73,9 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 85 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 91,3 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 101,2 мм рт.ст.
  75,6 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 99 мм рт.ст. 101,2 мм рт.ст.
  85 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 95 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 105,5 мм рт.ст. 110 мм рт.ст.
  90 мм рт.ст. 95 мм рт.ст. 95 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 110 мм рт.ст.
  85 мм рт.ст. 85 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. ПО мм рт.ст. 120 мм рт.ст.
  90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 11,0 мм рт.ст. 110мм рт.ст. 120 мм рт.ст.
  95 мм рт.ст. 100 мм рт.ст. 105 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 118,8 мм рт.ст. 121,5 мм рт.ст. 130 мм рт.ст.
  109,9 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 110 мм рт.ст. 120 мм рт.ст. 120 мм рт.ст. 130 мм рт.ст. 130,2 мм рт.ст.

 

 

Таблица 2-6.Диастолическое АД у мальчиков      
Возраст, лет Центили
             
  55 мм рт.ст. 55 мм рт.ст. 56 мм рт.ст. 57 мм рт.ст. 58 мм рт.ст. 59 мм рт.ст. 59 мм рт.ст.
  59 мм рт.ст. 59 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 61 мм рт.ст. 62 мм рт.ст. 63 мм рт.ст. 63 мм рт.ст.
  62 мм рт.ст. 62 мм рт.ст. 63 мм рт.ст. 64 мм рг.ст. 65 мм рт.ст. 66 мм рт.ст. 66 мм рт.ст.
  65 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 66 мм рт.ст. 67 мм рт.ст. 69 мм рт.ст. 69 мм рт.ст. 69 мм рт.ст.
  67 мм рт.ст. 68 мм рт.ст. 69 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 71 мм рт.ст. 72 мм рт.ст.
  40 мм рт.ст. 48,5 мм рт.ст. 55 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  40 мм рт.ст. 43,5 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 68,8 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  43,7 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 72,6 мм рт.ст.
  50 мм рт.ст. 55 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 75 мм рт.ст.
  45 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 57,5 мм рт.ст. 60 мм рт.ст, 67,5 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 80 мм рт.ст.
  55 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 75 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 66 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 75 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 82,2 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 90 мм рт.ст.
Таблица 2-7.Диастолическое АД у девочек
Возраст, лет Центили
             
  57 мм рт.ст. 57 мм рт.ст. 58 мм рт.ст. 58 мм рт.ст. 59 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 61 мм рт.ст.
  61 мм рт.ст. 61 мм рт.ст. 61 мм рт.ст. 62 мм рт.ст. 63 мм рт.ст. 63 мм рт.ст. 63 мм рт.ст.
  63 мм рт.ст. 63 мм рт.ст. 64 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 67 мм рт.ст.
  65 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 66 мм рт.ст. 67 мм рт.ст. 68 мм рт.ст. 68 мм рт.ст. 69 мм рт.ст.

Окончание таблицы 2- 7

 

  67 мм рт.ст. 67 мм рт.ст. 68 мм рт.ст. 69 мм рт.ст. 69 мм рт.ст. 69 мм рт.ст. 71 мм рт.ст.
  40 мм рт.ст. 45 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  40 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  40 мм рт.ст. 50 мм рт.ст. 55 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  55 мм рт.ст. 55 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст.
  55 мм рт.ст. 55 мм рт.ст 55 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 75 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 60 мм рт.ст. 65 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 72,5 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 63,5 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 75 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст.
  60 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 70 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 80 мм рт.ст. 90,2 мм рт.ст.

ПРОВЕДЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ

Нагрузочная проба (тест Мартинэ-Кушелевского). Функциональ­ная проба позволяет охарактеризовать состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) у здоровых и больных детей в условиях физической нагрузки. Подсчитывают пульс и измеряют АД в состоянии покоя в те­чение 1 мин Далее ребенок приседает 20 раз за 30 с. После физической нагрузки вновь подсчитывают частоту пульса и АД через 3 и 5 мин.

Оценку результатов пробы проводят по времени восстановления пульса к исходному уровню: менее 3 мин — хороший результат, более 5 мин — необходимо дополнительное обследование, с использованием других функциональных проб (табл. 2-8).

Таблица 2-8. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генча

 

 

Возраст, лет Мальчики Девочки
Штанге Генча Штанге Генча
  24с 12с 22с 12с
  30с 14с 26с 14с
  36с 14с 30с 15с

Оценка результатов оргостатической пробы: учащение пульса за

1 мин менее 16 — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 —
результат ниже среднего.

Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 с: время восста­новления пульса к исходному уровню составляет менее 3 мин — хоро­ший результат, от 3 до 4 мин — средний, более 4 мин — ниже среднего.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ

Для выявления нарушений осанки и истинного сколиоза, врач-педи­атр или подготовленный медицинский работник осматривает ребенка, раздетого до трусов. Исследование проводят в положении стоя, в при­вычной для ребенка позе.

• Осмотр анфас (руки опущены вдоль туловища): определяют фор­
му ног (нормальная, О-образная, Х-образная), положение головы, шеи,
симметрию плеч, равенство треугольников талии, наличие деформации
грудной клетки.

• Осмотр сбоку: определяют форму грудной клетки, живота, высту-
пание лопаток, форму спины.

• Осмотр со стороны спины: определяют симметрию плеч, углов ло­
паток, форму позвоночника и ног, равенство треугольников талии.

Для выявления структурного истинного сколиоза проводят осмотр ребенка со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: нак­лон туловища ребенок делает медленно, при этом его руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза отмечают асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный ва­лик в поясничном отделе. Для точного выявления искривления позво­ночника осмотр следует проводить в 2 положениях: сзади и спереди.

Для выявления плоскостопия с 5-летнего возраста показан тест при помощи плантографа. Плантограф — это деревянная рамка (высотой

2 см, длиной и шириной по 40 см), на которую натянуто полотно (меш­
ковина), а сверху полиэтиленовая пленка. Полотно смачивают штем­
пельной краской и на окрашенную сторону кладут лист бумаги, на
котором написана фамилия, имя, отчество ребенка, группа, дата обсле­
дования. Ребенок встает обеими ногами на середину рамки (на бумагу),
при этом на бумаге остаются отпечатки стопы.

Заключение о состоянии свода стопы делают на основании располо­жения 2 линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет се­редину пятки со 2-м межпальцевым промежутком. Вторую линию про-нодят от середины пятки до середины основания большого пальца. Ес­ли контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти ли­нии, стопа нормальная. Уплощение свода стопы диагностируют в слу-


чаях, когда первая линия проходит внутри отпечатка. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка, стопу считают плоской. План-тограммы хранят в медицинской карте ребенка.

Все дети с подозрением на сколиоз и с неправильно сформирован­ной стопой должны быть направлены к ортопеду.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРЕНИЯ

Ежегодный контроль остроты зрения проводят 1 раз в год у всех де­тей, начиная с 6 лет. В качестве скрининг-теста используют стандарт­ные таблицы или таблицы с картинками Орловой, в которых 10-ю стро­ку видят лица с остротой зрения 1 (единица) при исследовании с рас­стояния 5 м. Картинки или буквы показывают в разбивку, начиная с 10-й строки. Остроту зрения определяют без очков.

С помощью теста Рейнеке (с 2 карандашами) оценивают бинокуляр­ное зрение. Ребенку необходимо дать заточенный карандаш и попро­сить его, смотря двумя глазами, опустить его кончик на заточенный ко­нец другого карандаша, который держит в вертикальном положении ме­дицинская сестра. При наличии бинокулярного зрения дети задание выполняют легко, а при нарушении — ребенку не удается совместить кончики карандаша. Тест проводят в 4-6 лет.

Группу риска по миопии выявляют среди детей 6-7 лет с помощью теста Малиновского. После определения остроты зрения по общепри­нятой методике к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подно­сят линзу, сила которой соответствует средней рефракции глаз для дан­ного возраста. Вновь определяют остроту зрения, причем для каждого глаза отдельно при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы с оптической силой 1 диоптрия, вставленные в проб­ную оправу. Если ребенок, глядя через линзу, правильно читает 9-10 строчки таблицы, тест считают отрицательным (нормальная возрастная рефракция). В случаях, когда ребенок, глядя через линзу, не может пра­вильно прочитать буквы 9—10 строчек или вообще их не различает, тест считают положительным, что свидетельствует об усилении возрастной рефракции (предмиопическое состояние). Детям с отрицательным тес­том Малиновского остроту зрения в школе можно проводить не чаще 1 раза в 3 года, т.е. в 4, 7 и 10 классах.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ШЕПОТНОЙ РЕЧЬЮ

Проверка остроты слуха осуществляют с расстояния 6 м и в полной тишине. Поочередно определяют остроту слуха каждого уха (в момент исследования другое ухо ребенок закрывает пальцем). Медицинская сестра шепотом произносит слова или цифры с одинаковой интенсив-


ностью, причем ребенок не должен видеть губ произносящего. Если ре­бенок неправильно идентифицирует произносимые слова, его необхо­димо направить к ЛОР-врачу.

ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Тесты физической подготовленности, которые проводят во время физкультурных занятий, подразделяют на обязательные и дополни­тельные.

• Обязательные.

■ Подтягивание или отжимание (сила, количество раз).

■ Быстрота бега (10 или 30 м).

■ Метание теннисного мяча на дальность (в метрах).

■ Прыжки в длину с места (в метрах).

■ Бег на выносливость в течение 1,5 мин

• Дополнительные.

■ Статическая выносливость (время удержание «угла» в секун­
дах).

■ Статическое равновесие (время стояния на одной ноге или в по­
ложении «ласточка» с закрытыми глазами в секундах).

■ Гибкость (наклоны вперед, стоя на скамейке).

■ Координация движений (бросание мяча о стену попеременно в
течение 30 с с расстояния 1 м).

■ Силовая выносливость (количество сгибаний из положения ле­
жа на спине).

ЛАБОРАТОРНЫЕ СКРИНИНГ-ТЕСТЫ

Для выявления заболеваний почек и сахарного диабета рекомендо­вано проводить следующие исследования.

• Тест для определения белка в моче.

• Тест для определения глюкозы в моче.

Моча должна быть свежей, собранной не ранее чем через 1-2 ч пос­ле еды. В условиях медицинского кабинета можно использовать 2 теста: I ест с сульфосалициловой кислотой (для обнаружения белка) или ди­агностические полоски «Альбуфан» (наличие белка), «Тетрафан» (на­личие белка и глюкозы).

• Тест с сульфосалициловой кислотой проводят по следующей мето­
дике: к 2 мл отлитой из банки в пробирку мочи добавляют 4 капли 20%
раствора сульфосалициловой кислоты. При наличии белка моча мутне­
ет. При отсутствии помутнения считают, что белка в моче нет, при на­
личии слабого помутнения — присутствуют «следы» белка, при значи-
i ельном помутнении — белок в моче присутствует.


«Работа с диагностическими полосками «Альбуфан» или «Тетра-фан» достаточно проста. Окраска полоски, опущенной в мочу меняется от желтого до зеленого цвета в зависимости от наличия и концентрации в моче глюкозы или белка. Оценку результатов теста проводят путем сравнения цвета полоски со стандартной цветовой шкалой, которую прилагают к каждой упаковке. Наличие в моче белка служит показани­ем для направления ребенка на консультацию к педиатру для выявле­ния причины протеинурии.

Всех детей, у которых в моче обнаружена глюкоза, независимо от степени выраженности изменений, направляют на консультацию к эн­докринологу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.01 с.)