Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы организации и проведения профилактических осмотров детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профилактическое медицинское наблюдение осуществляют в детской поликлинике до начала посещения ребенком ДОУ. Организует и проводит это наблюдение участковый врач-педиатр совместно с участковой и патронажной медицинскими сестрами. Здоровых детей осматривают также врачи-специалисты (хирург, ортопед, офтальмолог, невролог, стоматолог, андролог, гинеколог, врачи других специальностей по показаниям). С момента начала посещения дошкольных учреждений ребенок переходит под наблюдение медицинского персонала ДОУ. Ежегодно детям проводят лабораторные исследования крови, мочи, кала на яйца глистов, а с 7 лет ежегодно измеряют АД. С 15 лет проводят флюорографию (1 раз в 2 года). В 8 классе определяют группу крови и наличие резус-фактора. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Одним из важнейших звеньев охраны здоровья детей служит раннее выявление отклонений в состоянии их здоровья с целью эффективной организации лечебно-оздоровительных мероприятий. Отклонения в состоянии здоровья детей дошкольного и школьного возраста выявляют при обязательных медицинских осмотрах, а также при плановых профилактических обследованиях врачами-специалистами. Повышение эффективности массовых медицинских осмотров достигают путем внедрения в практику детского здравоохранения диагностических тестов «просева» или скрининг-тестов. Использование их обеспечивает предварительное выделение в детских коллективах лиц, у которых наличие определенного отклонения наиболее вероятно. Окончательный диагноз устанавливают педиатр или узкие специалисты после дополнительных специальных обследований. Контроль за состоянием здоровья на основе массовых скрининг-тестов предусматривает новый принцип организации углубленных осмотров — этапность обследования. • I этап — обследование всех детей по скрининг-программе, которое • II этап — обследование детей, выделенных с помощью скрининг- • III этап — обследование школьников узкими специалистами по Перед проведением медицинских осмотров медицинские сестры должны проверить медицинские карты, провести скрининговое обследование детей по диагностическим тестам. Скрининг-программу подразделяют на базовую и расширенную, которые представлены в медицинской карте ребенка для общеобразовательного учреждения (форма 26/у-2000). Базовую скрининг-программу доврачебного медицинского обследования используют для мониторинга здоровья детей, она содержит тот набор тестов, который обязательно выполняют при проведении медицинских осмотров детей, как в условиях города, так и в сельской местности. • Анкетный тест. • Индивидуальная оценка физического развития. • Измерение АД с проведением нагрузочной пробы. • Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью • Исследование остроты зрения. • Определение предмиопии (склонность к близорукости) с помощью • Выявление нарушений бинокулярного зрения. • Диагностика нарушений слуха с помощью шепотной речи. • Оценка уровня физической подготовленности, проведение дина • Лабораторные скрининг-тесты: анализ мочи на протеинурию и Расширенная скрининг-программа дополняет базовую и включает следующие исследования. • Оценка резистентности. • Выявление невротических расстройств (анкета). • Оценка нервно-психического развития (эмоционально-вегетативная • Оценка вторичных половых признаков. • Нарушение репродуктивного здоровья (анкета). БАЗОВАЯ СКРИНИНГ-ПРОГРАММА АНКЕТНЫЙ ТЕСТ При обследовании дошкольников и учащихся 1-5-х классов анкету, приведенную в приложении 1 к данной главе должны заполнить родители, а школьники 6-11-х классов анкету могут заполнять сами. После осмотра детей врач решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультаций специалистами (невролог, отоларинголог, кардиолог, нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог и другие врачи) или дальнейшего наблюдения воспитанника врачом. Оценка анкетного теста приведена ниже. • Вопросы 1-9: при положительном ответе на вопросы 1, 3, 5 раз • Вопросы 10-11: при положительном ответе на каждый или оба воп • Вопросы 12-14: при положительном ответе на каждый или несколь • Вопросы 15-20: при положительном ответе на один из вопросов 15, • Вопросы 21-22: при положительном ответе на один или оба вопро • Вопросы 23-25: при положительном ответе на 1 или 3 вопроса не После оценки скрининг-теста и осмотра детей, врач решает вопрос о необходимости дополнительных исследований, консультации специалистов (невропатолога, отоларинголога, кардиолога, нефролога, гастроэнтеролога, аллерголога и др.) или о необходимости дальнейшего наблюдения врачом образовательного учреждения. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ Измерение АД у детей проводят ежегодно тонометром с использованием детских манжеток. При их отсутствии применяют стандартную манжетку, но при этом полученные результаты систолического давления (САД) корректируют с учетом возраста, физического развития ребенка и его массы тела (табл. 2-1). Показатели диастолического АД не корригируют. Таблица 2-1. Величины поправок к показателям систолического АД, полученным при использовании стандартной манжеты
В табл. 2-2 и 2-3 приведены значения АД у детей 3-6 лет. Таблица 2-2. Систолическое АД у детей в возрасте 3-6 лет Возраст, лет Понижено Норма Повышено
88 мм рт.ст. 89 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 90 мм рт.ст. 92-105 мм рт.ст. 93-110 мм рт.ст. 95-113 мм рт.ст. 95-114 мм рт.ст. 114 мм рт.ст. 116 мм рт.ст. 118 мм рт.ст. 119 мм рт.ст. Таблица 2-3. Диастолическое АД у детей в возрасте 3-6 лет
В последние годы для оценки АД используют дентальные точки (табл. 2-4, 2-5, 2-6 и 2-7): показатели 97-го центиля в качестве критерия артериальной гипертензии, 90-го центиля — критерия пограничной артериальной гипертензии, а для явной артериальной гипотензии — границы 3-го центиля, умеренной и пограничной артериальной гипотензии — ниже 10-го центиля. Заключение делают и по систолическому, и по ди-астолическому АД. Таблица 2-4. Систолическое АД у мальчиков
Окончание таблицы 2-4
Окончание таблицы 2- 7
ПРОВЕДЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ Нагрузочная проба (тест Мартинэ-Кушелевского). Функциональная проба позволяет охарактеризовать состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) у здоровых и больных детей в условиях физической нагрузки. Подсчитывают пульс и измеряют АД в состоянии покоя в течение 1 мин Далее ребенок приседает 20 раз за 30 с. После физической нагрузки вновь подсчитывают частоту пульса и АД через 3 и 5 мин. Оценку результатов пробы проводят по времени восстановления пульса к исходному уровню: менее 3 мин — хороший результат, более 5 мин — необходимо дополнительное обследование, с использованием других функциональных проб (табл. 2-8). Таблица 2-8. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генча
Оценка результатов оргостатической пробы: учащение пульса за 1 мин менее 16 — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 — Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 с: время восстановления пульса к исходному уровню составляет менее 3 мин — хороший результат, от 3 до 4 мин — средний, более 4 мин — ниже среднего. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ Для выявления нарушений осанки и истинного сколиоза, врач-педиатр или подготовленный медицинский работник осматривает ребенка, раздетого до трусов. Исследование проводят в положении стоя, в привычной для ребенка позе. • Осмотр анфас (руки опущены вдоль туловища): определяют фор • Осмотр сбоку: определяют форму грудной клетки, живота, высту- • Осмотр со стороны спины: определяют симметрию плеч, углов ло Для выявления структурного истинного сколиоза проводят осмотр ребенка со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед: наклон туловища ребенок делает медленно, при этом его руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза отмечают асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для точного выявления искривления позвоночника осмотр следует проводить в 2 положениях: сзади и спереди. Для выявления плоскостопия с 5-летнего возраста показан тест при помощи плантографа. Плантограф — это деревянная рамка (высотой 2 см, длиной и шириной по 40 см), на которую натянуто полотно (меш Заключение о состоянии свода стопы делают на основании расположения 2 линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со 2-м межпальцевым промежутком. Вторую линию про-нодят от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии, стопа нормальная. Уплощение свода стопы диагностируют в слу- чаях, когда первая линия проходит внутри отпечатка. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка, стопу считают плоской. План-тограммы хранят в медицинской карте ребенка. Все дети с подозрением на сколиоз и с неправильно сформированной стопой должны быть направлены к ортопеду. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРЕНИЯ Ежегодный контроль остроты зрения проводят 1 раз в год у всех детей, начиная с 6 лет. В качестве скрининг-теста используют стандартные таблицы или таблицы с картинками Орловой, в которых 10-ю строку видят лица с остротой зрения 1 (единица) при исследовании с расстояния 5 м. Картинки или буквы показывают в разбивку, начиная с 10-й строки. Остроту зрения определяют без очков. С помощью теста Рейнеке (с 2 карандашами) оценивают бинокулярное зрение. Ребенку необходимо дать заточенный карандаш и попросить его, смотря двумя глазами, опустить его кончик на заточенный конец другого карандаша, который держит в вертикальном положении медицинская сестра. При наличии бинокулярного зрения дети задание выполняют легко, а при нарушении — ребенку не удается совместить кончики карандаша. Тест проводят в 4-6 лет. Группу риска по миопии выявляют среди детей 6-7 лет с помощью теста Малиновского. После определения остроты зрения по общепринятой методике к глазу ребенка с нормальной остротой зрения подносят линзу, сила которой соответствует средней рефракции глаз для данного возраста. Вновь определяют остроту зрения, причем для каждого глаза отдельно при закрытом щитком другом глазе. Для тестирования используют линзы с оптической силой 1 диоптрия, вставленные в пробную оправу. Если ребенок, глядя через линзу, правильно читает 9-10 строчки таблицы, тест считают отрицательным (нормальная возрастная рефракция). В случаях, когда ребенок, глядя через линзу, не может правильно прочитать буквы 9—10 строчек или вообще их не различает, тест считают положительным, что свидетельствует об усилении возрастной рефракции (предмиопическое состояние). Детям с отрицательным тестом Малиновского остроту зрения в школе можно проводить не чаще 1 раза в 3 года, т.е. в 4, 7 и 10 классах. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА ШЕПОТНОЙ РЕЧЬЮ Проверка остроты слуха осуществляют с расстояния 6 м и в полной тишине. Поочередно определяют остроту слуха каждого уха (в момент исследования другое ухо ребенок закрывает пальцем). Медицинская сестра шепотом произносит слова или цифры с одинаковой интенсив- ностью, причем ребенок не должен видеть губ произносящего. Если ребенок неправильно идентифицирует произносимые слова, его необходимо направить к ЛОР-врачу. ТЕСТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ Тесты физической подготовленности, которые проводят во время физкультурных занятий, подразделяют на обязательные и дополнительные. • Обязательные. ■ Подтягивание или отжимание (сила, количество раз). ■ Быстрота бега (10 или 30 м). ■ Метание теннисного мяча на дальность (в метрах). ■ Прыжки в длину с места (в метрах). ■ Бег на выносливость в течение 1,5 мин • Дополнительные. ■ Статическая выносливость (время удержание «угла» в секун ■ Статическое равновесие (время стояния на одной ноге или в по ■ Гибкость (наклоны вперед, стоя на скамейке). ■ Координация движений (бросание мяча о стену попеременно в ■ Силовая выносливость (количество сгибаний из положения ле ЛАБОРАТОРНЫЕ СКРИНИНГ-ТЕСТЫ Для выявления заболеваний почек и сахарного диабета рекомендовано проводить следующие исследования. • Тест для определения белка в моче. • Тест для определения глюкозы в моче. Моча должна быть свежей, собранной не ранее чем через 1-2 ч после еды. В условиях медицинского кабинета можно использовать 2 теста: I ест с сульфосалициловой кислотой (для обнаружения белка) или диагностические полоски «Альбуфан» (наличие белка), «Тетрафан» (наличие белка и глюкозы). • Тест с сульфосалициловой кислотой проводят по следующей мето «Работа с диагностическими полосками «Альбуфан» или «Тетра-фан» достаточно проста. Окраска полоски, опущенной в мочу меняется от желтого до зеленого цвета в зависимости от наличия и концентрации в моче глюкозы или белка. Оценку результатов теста проводят путем сравнения цвета полоски со стандартной цветовой шкалой, которую прилагают к каждой упаковке. Наличие в моче белка служит показанием для направления ребенка на консультацию к педиатру для выявления причины протеинурии. Всех детей, у которых в моче обнаружена глюкоза, независимо от степени выраженности изменений, направляют на консультацию к эндокринологу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.013 с.) |