Репродуктивная функция семьи. Ценность детей. Дискуссия о кризисе и депопуляция в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репродуктивная функция семьи. Ценность детей. Дискуссия о кризисе и депопуляция в России.



Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Главное здесь— воспроизводство в детях численности родителей. Естественно, что только в семье это воспроизводство может осуществляться полноценно. В масштабе общества для воспроизводства населения необходимо, чтобы на каждые двое лиц противоположного пола приходилось не меньше двоих детей. С учётом же того, что далеко не все женщины и мужчины вступают в брак и обзаводятся семьёй, весьма желательно, чтобы большинство семей у нас были трёхдетными. Однако, к сожалению, пока лишь редкие семьи выполняют эту «общественную нагрузку». В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.Воспроизводство новых поколений - обязательное условие существования любого общества. Новая ситуация в нашей стране в сфере родительства и рождаемости требует ее изучения и выработки мер влияния на нее. В рамках проекта "Ценность детей и межпоколенные отношения" на материале трех поколений изучались как универсальные, так и свойственные конкретной культуре условия связей между социально-экономическими и другими структурными чертами нескольких стран (соответственно, культур), рождаемостью (включая желаемое число детей), индивидуальными ценностными ориентациями и различными аспектами взаимоотношений родителей и детей. Мы исходим из предположения, что ценность детей есть неотъемлемая часть взаимовыгодных отношений между поколениями. Этот подход, разделяемый рядом авторов, объясняет воздействие личности родителей, поведения ребенка и социально-культурного контекста на осуществление родительства и отношения между детьми и родителями. Предполагается, что ценность детей для родителей, интегрирующая значимость множества мотивов желания/нежелания иметь детей, детерминирует репродуктивное поведение женщин. Различия в уровне рождаемости в странах мира можно объяснить установками женщин на рождение определенного количества детей, которые в той или иной степени поддерживаются позицией брачного партнера и комплексом других социокультурных факторов, нуждающихся в рассмотрении.Первый фактор можно назвать "дети как фактор семейной интеграции", второй - "дети - радость жизни", третий - "продолжение себя в детях". Что касается блока мотивов "не иметь детей", то первый фактор назовем "дети как проблема", второй - "невозможность иметь детей" (здесь фигурируют чаще всего ссылки на состояние репродуктивного здоровья и возраст, а также нежелание мужа иметь еще одного ребенка).Первый кластер в пространстве трех факторов мотивов иметь детей можно назвать "супружеская семья", второй - "проблемная семья", третий - "детоцентристская семья". Название первого определено тем, что в нем можно заметить приоритет супружеских отношений по сравнению с родительством. Общим местом для матерей, объединенных в кластере, являются выраженные ориентации на супружеские отношения, и дети здесь не являются для супругов ведущим фактором семейной интеграции. Менее выражены такие мотивы иметь детей, как продолжение себя в детях. Здесь присутствует в полной мере набирающая силу в российском обществе позиция современных молодых супругов "пожить для себя", ведущая к откладыванию рождения первого/последующего ребенка на неопределенное время. Эмоциональная составляющая ценности детей здесь достаточно велика, но для матерей данного кластера достаточно радоваться одному ребенку. Продолжение себя в детях не является для них побудительным мотивом. Число таких матерей (семей) велико (43%) и будет со временем только увеличиваться. В первом кластере - 36% матерей имеют высшее образование, дети воспринимаются как помеха карьере. Во втором случае проблемность семей касается, в первую очередь, вопросов ухода за ребенком и его воспитания. Он вобрал в себя женщин, отличительной чертой которых является то, что дети для них, увы, не радость жизни, а объект утомительных забот: болезни, капризы, ограничение свободы жизнедеятельности родителей, проблемы в школе и дома. Здесь минимальные показатели эмоциональной составляющей, дети не столько радость, сколько проблема. И с возрастом проблемы растут. По другим измерениям лица данного кластера находятся в центре факторного пространства. Что касается третьего кластера, то в нем собрались представительницы семей детоцентристского типа, сочетающие радость иметь ребенка и выражающие надежду, что ребенок вырастет хорошим человеком и в смене поколений будет надежным звеном продолжения рода. Этот тип матерей и семей не может быть признан образцом для подражания. Он самый малочисленный. Здесь наименьшая доля матерей с высшим образованием (20%). Матери третьего кластера живут преимущественно в сельской местности и малых городах и поселках, тогда как доля семей супружеского типа выше в крупных городах. Действительно, малодетность (1 ребенок) отмечена в 56% супружеских семей, в 49% проблемных и в 46% детоориентированных.Причины нежелания иметь детей. Первый кластер. Матери, составляющие эту сравнительно однородную мотивационную общность, характеризуются тем, что они не прореагировали на большинство предложенных мотивов "не иметь детей" и сами не назвали каких-либо препон для деторождения. 30% представительниц заявили, что родили столько, сколько хотели, и 27% посетовали на отсутствие собственного жилья как мотива сознательной малодетности. 22% сослались на тревогу за будущее детей в наше неспокойное время. Этот факт и в других кластерах играет ведущую роль. Почти две трети представительниц первого кластера - молодые матери (МД), так что репродуктивный потенциал данной возрастной группы не исчерпан, о чем и говорит большое значение кластерного центра на оси фактора "невозможность иметь детей" (-1,06). Объем этого потенциально детородного массива женщин почти четверть всей выборки. Второй кластер "Поезд ушел!" - самый большой по числу объединенных в нем нижегородских респондентов (40%). Здесь мотивация "не иметь детей" ярко выражена по объективным причинам. Резонанс вызывают такие мотивы как плохое состояние здоровья (не только репродуктивного) - 88%, отсутствие нормального жилья и удовлетворенность имеющимся числом детей, ссылки на репродуктивную старость (60% - матери подростков), и, как уже отмечалось - тревога за детей в неспокойное время. Третий кластер "Тревожная ответственность" представлен матерями, для которых дети не только "цветы жизни, но и ее шипы". Они остро реагируют на существенно большее число предложенных мотивов "не иметь детей". Наибольшее согласие вызывает у них такие мотивы, как тревога за детей (67%), невозможность уделять детям достаточно времени (52%), сохранить работу (сочетать родительские функции с полной занятостью - 51%), "с детьми не настолько свободны, чтобы делать, что хочешь" - 49% и многие другие и т.п. Складывается представление, что женщины хотят убедить себя и других в невозможности в таких условиях рожать и воспитать достойную смену.Россия, наряду с Испанией и Италией, возглавляет ныне список индустриально развитых стран со сверхнизкой рождаемостью, т.е. с таким ее уровнем, который намного ниже порога простого воспроизводства населения (2,1 ребенка в среднем на одну женщину за всю жизнь). У нас этот индекс в 1997 г. составил 1,23 ребенка. В прогнозе предусмотрен рост суммарного коэффициента рождаемости в 1995; 2000 гг. до 1,35, сохранение данного уровня до 2005 г. и постепенный рост этого индекса в 2015 г. до 1,49 и в 2025 г. - до 1,63. Эти прогнозные оценки, однако, не соответствуют динамике репродуктивных ориентаций населения в 1960; 1990 гг., и, скорее всего, основаны настереотипном предположении о позитивном влиянии улучшающихся условий жизни на потребность семьи в детях и социальные нормы рождаемости. Массовое распространение однодетной семьи, спад регистрируемой брачности и рост сожительств, непрерывный подъем разводимости, депривация родителей и детей, расширение неполноты семьи и псевдосупружество пар; все эти процессы продолжают пониматься большинством демографов в духе "прогрессивной рационализации" социальной структуры, якобы предлагающей семье ряд новых возможностей "рационального выбора". Теория перехода от "традиционной" семьи к "современной" включает в себя ряд обиходных истин, и прежде всего тезис о "прямой связи" между уровнем жизни и числом детей (устранение "помех" к рождаемости повышает детность благодаря более полному удовлетворению потребности семьи в детях, которая якобы всегда очерчивается уровнем, необходимым для простого воспроизводства населения.Проблема сверхнизкой рождаемости действительно является проблемой и в социальном, и в интеллектуальном смысле. Представители "прогрессистского развития" семьи не хотят признать вполне реальную возможность снижения суммарного коэффициента рождаемости (СКР) в 2010 г. до 1,0, поскольку в их парадигме не только не предусмотрено массовое распространение потребности населения в однодетной модели семьи, а напротив, ожидается появление новых стимулов к детоцентризму (А.Г. Вишневский), к повышению рождаемости. В предстоящие десятилетия (если не произойдет небывалое и если не начнется специальная политика по подъему уровня потребности семьи в детях) следует ожидать сохранение наблюдающихся темпов ослабления потребности в детях и репродуктивных установок. Поэтому больше половины населения к 2025 г. Будет испытывать потребность в однодетной модели семьи. К концу третьей декады XXI века произойдет, таким образом, отмирание потребности в двух детях как нормы поведения и сформируется массовая потребность в однодетности. Единственно приемлемый с научной точки зрения путь исправления сложившейся демографической ситуации и одновременно путь преодоления кризиса семьи связан с изменением социальных условий. Только переход к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности способен остановить ослабление потребности в детях. Депопуляция может стать решающей для судьбы России в первой трети XXI века: при пространствах, охватывающих одиннадцать временных зон, ее сегодняшняя численность является рядовой. Плотность населения России (12 чл. на кв. км.) в 3 раза меньше среднемировой и в 30 раз меньше, чем в Японии, Бельгии и других европейских странах. Переход к режиму постоянной убыли населения требует проработки по крайней мере вопросов о том, что будут адаптироваться все сферы жизнедеятельности к перестройке структуры населения, резкому изменению пропорций между детьми, трудоспособными и пожилыми людьми. Никто не готов сказать, какие социальные последствия будут сопровождать процессы закрытия дошкольных и школьных учреждений, сокращения детских товаров и услуг, перемещения рабочей силы в сферах воспитания и образования, изменения структур занятости. Самое ужасное, что исследование проблем депопуляции и краха института семьи будет тормозиться общественной атмосферой, теми настроениями, которые сопутствуют появлению и укреплению новых антиэкзистенциальных - ценностей и приоритетов в обществе. Нынешний пересмотр "традиционных" опор образа жизни вообще и семейного в частности, наделение высоким престижем гомосексуальных, инцестуозных, суицидальных и т.д. линий человеческого поведения ставят под угрозу не только общечеловеческие основы цивилизации и культуры, но даже самосохранение человечества. 12. Функции семьи. Воспитательная, социализирующая функции. Воспитательная, социализирующая функции В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Социализирующие функции семьи Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли. всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок -усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого. Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% - формируют правонарушителей. Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических заболеваниях или дебильности, но и в полной эмоциональной выхолощенное, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Так, в XVIII в. в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и проститутки образовалась семья Джюков. К 30-м гг. XX в. среди более чем двух тысяч их потомков насчитывалось 55% бродяг, воров, проституток и слабоумных. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. И наконец, сегодня распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.005 с.)