Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризисная концепция Антонова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.(М-Ж - Р+Р). Причины неблагоприятных тенденций семьи - не в отдельных значимых и важных материальных и других условиях жизни, а в том, что изменился (и при том радикально) сам образ жизни людей в современных обществах индустриального типа, в наиболее существенных чертах современной цивилизации независимо от конкретно-исторических форм ее существования. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда. Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение посредника. Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности. Антонов считает, что современное государство <всеобщего благоденствия> выросло как заменитель семьи. В то время как промышленные корпорации взяли под контроль большинство производственных функций семьи, государство <велфэра> захватило и поглотило то, что в течение тысячелетий выполнялось семьей в отношении ее <зависимых> членов - это защита и забота о стариках, уход за больными и недееспособными; практическое, моральное, половое и культурное воспитание детей и подростков, предоставление медицинского ухода; забота о новорожденных и маленьких детях, семейная <страховка> несчастных случаев и т.д. Теперь люди стали зависеть от <индустриальной экономики> и от государства, что явилось совершенно новым человеческим опытом, о котором нам говорят, будто это - конституционный прогресс. На самом деле, перехват семейных функций государственными институтами, или смещение функций от семьи к корпоративному государству, оказалось первой и главной причиной ослабления и упадка семьи. В центре концепции стоит кризис семьи – ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации и девальвации семьи, детей, родительства), союза супругов (процесс индивидуализации, автономизации Я), ослаблением триединства родства-родительства-супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены семьецентризма эгоцентризмом). Ослабление социально-нормативной регуляции семейности, трансформация культурных символов и образцов, снижение ценности брака, семьи с детьми, единства всех семейных поколений - вот те социокультурные процессы, которые раскрывают сущность кризиса семьи. Трансформационная концепция Голода. Ряд исследователей во многих странах, начиная с 70-х годов, настойчиво проводят идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений. Данной позиции и придерживается Голод. Происходит трансформация моногамной семьи от патриархальной к супружеской. Сочетание двух эмансипаторских движений – ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа – содействовует формированию нового – постсовременного типа семьи - «супружеская». В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в «патриархальной»), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; сексуальность не сводится к прокреации; супружеские отношения пронизывает эротизм, акцентируемый как важный элемент постмодернистской семьи. Супружеская семья – своеобразная кооперация с уникальными возможностями для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонней деятельной палитры по всем структурным каналам: «муж-жена», «родители-дети», «супруги-родственники», «дети-прародители». Словом, в границах одного семейного типа возникают богатые и многослойные отношения между полами и поколениями, открывается широкое пространство для самореализации каждого из агентов. Супружество (conjugality) – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Особенно подчеркивается неинституциональный характер отношений, симметричность прав и, что не менее важно, асимметрию ролей мужа и жены. Принципы, лежащие в основе супружества, могли реализоваться в полной мере как следствие глобальных социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширения избирательности, рост интернальной ответственности и автономии от социальных институтов) и распространение этих свойств на женщин, что, разумеется, было бы невозможно без приобретения ими экономических и гражданских прав и свобод.
Функции семьи. Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются: § репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода); § экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности); § воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи); § коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха). М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Лекции (корявенько): Исследование семьи как института началось с исследования функций. В первичных классификациях – функции семьи для общества, сейчас – для малой группы. Мацковский М. С. Рассматривает функции с 2х основных позиций – малой группы и института: 1. репродуктивная (общество – воспроизводство населения, личность – потребность в детях) – значительные изменения с начала ХХ в.: снижение рождаемости (необходимый коэффициент естественного прироста – 2,1, сейчас – 1,4), внебрачная рождаемость (2я половина 80х гг. – 30% семей), увеличение возраста рождения детей (24 – первый ребенок, 26-27 – второй), планирование семьи. 2. социализирующая (воспитательная): (О - трансляция культурных ценностей – поддержание культурной непрерывности общества, Л – потребность в контактах с детьми, их воспитание). Изменения: социализация – обязанность родителей. 3. хозяйственно-бытовая (О – поддержание физического здоровья семьи, получение хоз-быт услуг, Л – уход за детьми, забота). Изменения – распределение хоз-быт обязанностей. 4. экономическая (О - экономическая поддержка нетрудоспособных, несовершеннолетних членов общества, закреплена и на формальном, и на неформальном уровне, Л – получение материальных средств одним от другого (обмен за услуги). 5. первичный социальный контроль (О – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности – супружеские, родственные, родители-дети, Л – формирование и поддержание определенных форм, правил взаимодействия, выработка санкций на индивидуальном уровне) 6. духовного общения – (О – развитие личности, членов семьи, Л – взаимообогащение и формирование дружеских основ на основе духовной связи – устойчивость брака). 7. социально-статусная (О – предоставление определенного статуса членам семьи, распределение по статусам (семейные, социальные), Л – удовлетворение потребностей в соц. продвижении, принадлежности к определенной группе, повышение соц. положения). 8. досуговая (О – рациональная организация досуга, Л – потребность в совместном проведении досуга, взаимообогащении интересов). Совместное-автономное-открытое-закрытое проведение досуга (определяется часто экономическим фактором – меньше средств – одомашнивание досуга). 9. эмоционально-психологическая (О – задача эмоциональной стабилизации членов семьи, психотерапия, Л – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, личное счастье, любовь). 10. сексуально-эротическая (О – задача сексуального контроля, Л – удовлетворение сексуальных потребностей). Изменения: усиление значимости функций интимного характера. Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996). В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.007 с.) |