Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кризисная концепция Антонова.

Поиск

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.(М-Ж - Р+Р).

Причины неблагоприятных тенденций семьи - не в отдельных значимых и важных материальных и других условиях жизни, а в том, что изменился (и при том радикально) сам образ жизни людей в современных обществах индустриального типа, в наиболее существенных чертах современной цивилизации независимо от конкретно-исторических форм ее существования.

Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда. Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение посредника. Рождение большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности.

Антонов считает, что современное государство <всеобщего благоденствия> выросло как заменитель семьи. В то время как промышленные корпорации взяли под контроль большинство производственных функций семьи, государство <велфэра> захватило и поглотило то, что в течение тысячелетий выполнялось семьей в отношении ее <зависимых> членов - это защита и забота о стариках, уход за больными и недееспособными; практическое, моральное, половое и культурное воспитание детей и подростков, предоставление медицинского ухода; забота о новорожденных и маленьких детях, семейная <страховка> несчастных случаев и т.д. Теперь люди стали зависеть от <индустриальной экономики> и от государства, что явилось совершенно новым человеческим опытом, о котором нам говорят, будто это - конституционный прогресс. На самом деле, перехват семейных функций государственными институтами, или смещение функций от семьи к корпоративному государству, оказалось первой и главной причиной ослабления и упадка семьи.

В центре концепции стоит кризис семьи – ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации и девальвации семьи, детей, родительства), союза супругов (процесс индивидуализации, автономизации Я), ослаблением триединства родства-родительства-супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены семьецентризма эгоцентризмом).

Ослабление социально-нормативной регуляции семейности, трансформация культурных символов и образцов, снижение ценности брака, семьи с детьми, единства всех семейных поколений - вот те социокультурные процессы, которые раскрывают сущность кризиса семьи.

Трансформационная концепция Голода.

Ряд исследователей во многих странах, начиная с 70-х годов, настойчиво проводят идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений. Данной позиции и придерживается Голод. Происходит трансформация моногамной семьи от патриархальной к супружеской.

Сочетание двух эмансипаторских движений – ослабление зависимости детей от родителей и жены от мужа – содействовует формированию нового – постсовременного типа семьи - «супружеская». В этой семье стратегические отношения определяются не родством (как в «патриархальной»), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; сексуальность не сводится к прокреации; супружеские отношения пронизывает эротизм, акцентируемый как важный элемент постмодернистской семьи. Супружеская семья – своеобразная кооперация с уникальными возможностями для отхода от зависимых отношений и раскрытия всесторонней деятельной палитры по всем структурным каналам: «муж-жена», «родители-дети», «супруги-родственники», «дети-прародители». Словом, в границах одного семейного типа возникают богатые и многослойные отношения между полами и поколениями, открывается широкое пространство для самореализации каждого из агентов.

Супружество (conjugality) – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Особенно подчеркивается неинституциональный характер отношений, симметричность прав и, что не менее важно, асимметрию ролей мужа и жены. Принципы, лежащие в основе супружества, могли реализоваться в полной мере как следствие глобальных социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширения избирательности, рост интернальной ответственности и автономии от социальных институтов) и распространение этих свойств на женщин, что, разумеется, было бы невозможно без приобретения ими экономических и гражданских прав и свобод.

 

Функции семьи.

Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:

§ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

§ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

§ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

§ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Лекции (корявенько):

Исследование семьи как института началось с исследования функций. В первичных классификациях – функции семьи для общества, сейчас – для малой группы.

Мацковский М. С. Рассматривает функции с 2х основных позиций – малой группы и института:

1. репродуктивная (общество – воспроизводство населения, личность – потребность в детях) – значительные изменения с начала ХХ в.: снижение рождаемости (необходимый коэффициент естественного прироста – 2,1, сейчас – 1,4), внебрачная рождаемость (2я половина 80х гг. – 30% семей), увеличение возраста рождения детей (24 – первый ребенок, 26-27 – второй), планирование семьи.

2. социализирующая (воспитательная): (О - трансляция культурных ценностей – поддержание культурной непрерывности общества, Л – потребность в контактах с детьми, их воспитание). Изменения: социализация – обязанность родителей.

3. хозяйственно-бытовая (О – поддержание физического здоровья семьи, получение хоз-быт услуг, Л – уход за детьми, забота). Изменения – распределение хоз-быт обязанностей.

4. экономическая (О - экономическая поддержка нетрудоспособных, несовершеннолетних членов общества, закреплена и на формальном, и на неформальном уровне, Л – получение материальных средств одним от другого (обмен за услуги).

5. первичный социальный контроль (О – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности – супружеские, родственные, родители-дети, Л – формирование и поддержание определенных форм, правил взаимодействия, выработка санкций на индивидуальном уровне)

6. духовного общения – (О – развитие личности, членов семьи, Л – взаимообогащение и формирование дружеских основ на основе духовной связи – устойчивость брака).

7. социально-статусная (О – предоставление определенного статуса членам семьи, распределение по статусам (семейные, социальные), Л – удовлетворение потребностей в соц. продвижении, принадлежности к определенной группе, повышение соц. положения).

8. досуговая (О – рациональная организация досуга, Л – потребность в совместном проведении досуга, взаимообогащении интересов). Совместное-автономное-открытое-закрытое проведение досуга (определяется часто экономическим фактором – меньше средств – одомашнивание досуга).

9. эмоционально-психологическая (О – задача эмоциональной стабилизации членов семьи, психотерапия, Л – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, личное счастье, любовь).

10. сексуально-эротическая (О – задача сексуального контроля, Л – удовлетворение сексуальных потребностей). Изменения: усиление значимости функций интимного характера.

Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996). В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.007 с.)