Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родительство в изменяющихся социокультурных условияхСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По одноименной статье Гурко и немного из хорошей статьи Доерти У.Дж., Кунески Э.Ф., Эриксон М.Ф. Ответственное отцовство: обзор и основные понятия. Одной из важных особенностей сегодняшнего российского общества является переход к «широкому» типу культурной социализации, предполагающему плюрализм, вариативность, личностную независимость, индивидуализацию жизненный стилей. В связи с этим предполагается и институциональная вариативность, в том числе и вариативность внутри института родительства. Проще говоря, нельзя уже выделить какой-то доминирующий тип родительства, а происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми. Перечислим некоторые моменты: увеличение разводов и внебрачных рождений à семьи с одним родителем или неполные семьи (сейчас увеличивается доля отцов-одиночек) à резкое уменьшение контактов с другим родителем. Также все чаще single parents вступают в повторные браки. Нуклеаризация семей. Малодетность, однодетность как норма и тенденция. Расширение диапазона рождений как за счет юных матерей, так и позднородящих. Определим, что же такое «родительство». «Родительство» определяется И.С. Коном как «система взаимосвязанных явлений: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям: б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.» В англоязычной литературе используются два термина. Первый из них - parenthood -чаще применяют специалисты, анализирующие институциональные характеристики родительства. Второй - parenting - употребляется для раскрытия собственно родительских ролей, включая отклонения от одобряемых в данной конкретной культуре моделей обращения с детьми: пренебрежение основными потребностями детей (neglect), злоупотребления (abuse), насилие (violence). Гурко выбрала для изучения материнство и в далеком 94-95-м провела исследование с целью проанализировать установки матерей с точки зрения социокультурных норм в сфере родительства. 3 города средней величины и Москва; 980 подростков-девятиклассников и 450 их матерей из нуклеарных однодетных семей. Выводы: Матери чаще контактируют с детьми в плане прогулок, занятий с ними, посещения школы, нежели отцы. Отчимы еще меньше внимания уделяют детям. ***Из хорошей статьи: такая характеристика не столько зависит от самих отцов, сколько от отношений их с матерью и социокультурных факторов. Во-первых, так как матерей-одиночек больше, нежели отцов, то отцы либо не могут, либо не хотят контактировать с ребенком, то есть для отца важно условие рядом-с-ребенком-бытия и зачастую еще статус официального отцовства (так как мужчине важно осознать себя в роли отца). Во-вторых, чрезвычайно велико влияние матери – многие из них не хотят, чтобы отец сильно ввергался в «исконно материнскую» сферу воспитания детей. А уж отчим, по мнению многих, вообще не имеет права вторгаться в этот процесс. Также частота контактов зависит от того, работает ли мать и работает ли отец (в том числе и растущая тенденция модели «мать работает, отец с детьми дома»). Важно еще, в официальном ли браке состоят, какие отношения между родителями. Ну и контекстуальные факторы: культурные ценности, занятость, расово-этническая и религиозная принадлежность, а также насколько поддерживается институт отцовства в государстве/обществе. Исследование Гурко утверждают, что в случае, если отец не живет с детьми, инициатором встреч чаще становятся дети, если ребенок рожден вне брака, то встречи вообще очень редки. Чем дети недовольны в своих родителях? И девочки и мальчики недовольны, что мать ругает «не за что», кричит, «пилит», а также тем. что «не дает самостоятельности», «слишком беспокоится», «лезет в мои дела». В семьях с отчимами девочек не устраивает характер матери (19%), мальчиков (12%) - то, что она мало дает денег. В отношении отцов претензии несколько иные. И девочкам и мальчикам не нравится грубость отца (мальчиков отцы «доводят», некоторые его боятся), несправедливость, строгость и сердитость, претензии на абсолютную правоту (традиционные отцовские качества в крайнем выражении). С отцами дети хотят «быть чаще», жалуются на его отсутствие дома. Девочки чаще, чем мальчики, отмечают пьянство отца и его привычки (их «бесит» то, что он неопрятен, ленив, зануден). Не подтвердилась гипотеза о том, что в неполных семьях матери более детоцентричны. В целом более половины матерей имеют максимальные показатели по шкале «концентрация на ребенке». Гурко выделила 3 основных типа материнского контроля в зависимости от того, кто принимает решения: в основном родители, совместные решения, сам подросток: авторитарный, партнерский, бесконтрольный (попустительский), полученным данным сегодняшние подростки достаточно самостоятельны, причем не выявлено существенных различий между мальчиками и девочками. В определенной мере это и свидетельство безнадзорности в условиях, когда родители, в том числе матери, вынужденные повышать низкий уровень жизни дополнительными заработками, не могут уделить ребенку столько времени, сколько считают нужным. Матери в большей мере считают себя контролирующими, нежели сами подростки. Последние несколько переоценивают свою самостоятельность (но не настолько, как это принято считать). Сферы, в которых больше всего расходятся мнения, вероятно, наиболее проблемные: «говорить ли родителям, где он/она будет уходя из дома», «можно ли зарабатывать деньги», «с кем проводить свободное время», «когда ложиться спать в будние дни», «выполнять ли домашнюю работу». Нет доминирующего взгляда матерей на то, каким должен стать ее ребенок (девочка или мальчик), когда он вырастет. Некоторые ратуют за традиционные Вуз и Свадьба, кому-то важно, чтобы дети стали разносторонними; кто-то указывал лишь на черты, которые должны быть характерными для мальчика или девочки. Как говорит Зара J, социализация и исполнение когнитивной функции в семье не должны быть односторонними. Многие матери отметили, что дети пытаются их учить/ обучать (имеется в виду и морализаторство, и технические навыки). Есть матери, которые с пониманием относятся к этому процессу, а есть те, кто считают, что «мал, чтобы учить». Ну и последнее – тревожная российская тенденция. Лишь небольшая доля опрошенных (менее 20%) идентифицировала себя с одним или обоими родителями, то есть указали, что в будущем походить на родителя/лей (для сравнения: на западе ок 75%). Значительная часть опрошенных (48% девочек и 35% мальчиков) хотят быть самими собой, не походить ни на кого. 14. Эмоционально – психологическая функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать - это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья - это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер. Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом. Эмоциональная функция семьи реализуется в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о неудачах и обидах, получать совет по волнующему вопросу, восстанавливать и пополнять свои физические и душевные силы и таким образом поддерживать хороший жизненный тонус. Также эту функцию называют функцией эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.36 (0.009 с.) |