Психологическое сопровождение родительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое сопровождение родительства



Овчарова Р. В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА

 

Учебное пособие

Издательство Института Психотерапии

Москва

 

Овчарова Р. В.

Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Ин­ститута Психотерапии, 2003. - 319 с.

Общая картина семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. При большом инте­ресе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям вни­мания к такому явлению, как родительство, родительская любовь, уделяется недостаточно. Данное пособие является одной из попыток восполнить имеющийся пробел. В нем рассмотрены теоретические основы формирования родительства, психология родительства, ос­новы семейного консультирования и психотерапии, родительство в аспекте перинатальной психологии, технологии психологического сопровождения родительства.

Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой психологии образования, аспирантам и студентам-психоло­гам, социальным педагогам.

ISBN 5-89939-101-4

© Р. В. Овчарова, 2003

© Изд-во Института Психотерапии, 2003

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................... 5

Глава 1. Теоретические основы формирования родительства...........7

1.1. Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства....7

1.2. Компоненты феномена родительства..................................10

1.3. Факторы, определяющие формирование родительства.......27

1.4. Родительство как надындивидуальное целое......................33

Глава 2. Психология формирования родительства..........................44

2.1. Психология семьи в аспекте формирования родительства....44

2.2. Психологическая сущность представлений о родительстве......................54

2.3. Родительская любовь как психологический феномен........72

2.4. Родительская любовь как единство любви матери и отца....................96

Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии..........116

3.1. Психологические исследования материнства....................116

3.2. Психологическая готовность к материнству......................119

З.3. Психологические особенности беременных женщин, готовых и не готовых к материнству.....138

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.................. 148

Глава 4. Психологическое сопровождение родительства................160

4.1. Родительство и воспитание родителей...............................160

4.2. Основные концепции воспитания родителей....................169

4.3. Модели психологического сопровождения родительства.......................... 173

4.4. Диагностика семьи и семейного воспитания......................178

Глава 5. Методические основы семейного консультирования и психотерапии 213

5.1. Техника семейного консультирования................................213

5.2. Коррекционные родительские группы................................221

5.3. Методика семейной терапии, ориентированной на ребенка.......................228

5.4. Методика семейной терапии при акцентуациях характера подростков.....237

Глава 6. Технологии психологического сопровождения родительства.............242

6.1. Понятие «технология» в профессиональной деятельности психолога.......242

6.2. Программа формирования психологической готовности к материнству...246

6.3. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви «Семь шагов».....................................256

6.4. Технология психологической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков......262

Общий список использованной литературы...................................311

ВВЕДЕНИЕ

 

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жиз­ненным предназначением, важным состоянием и значительной со­циально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические по­следствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологичес­кую проблему. Характер родительства отражается на качестве потом­ства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние ро­дительства.

К сожалению, на данный момент мы не имеем четкого определе­ния понятия «родительство». Изучению семьи как воспитательного института посвящено большое количество исследований — как в оте­чественной психологической науке, так и за рубежом. В научных тру­дах раскрыты различные функции семьи, оценена роль родителей в воспитании ребенка, исследованы взаимоотношения детей и роди­телей, выявлены стили и стратегии семейного воспитания, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи. При очень большом научном интересе к развитию детей в семье самим родите­лям уделяется намного меньше внимания. А для того чтобы наиболее полно владеть объективной информацией о развитии семьи и иметь возможность эффективно вести ее психологическое сопровождение, необходимо изучать институт семьи не только со стороны ребенка, но и со стороны родителей.

Данное пособие является одной из попыток восполнить имею­щийся пробел. В его теоретической части мы пытаемся дать опреде­ление родительства, описать его феноменологию, определить груп­пы факторов, влияющие на его формирование и функционирование. Особое внимание уделено психологии семьи в аспекте формирова­ния родительства, подробно исследован такой компонент родитель­ства, как родительская любовь. Родительство рассматривается в ипо­стасях отцовства и материнства.

По нашему глубокому убеждению, общая картина семейного вос­питания и всей жизни в семье во многом детерминируется тем, как

люди представляют себе родительство еще до того, как они реально стали родителями. В пособии приведены результаты наших исследо­ваний, касающихся представлений о родительстве у людей разного пола, возраста, с разным образованием, профессией, количеством детей в семье, различными личностными особенностями.

Формирование и функционирование родительства нуждается в психологическом сопровождении. Поэтому вторая часть книги со­держит наше представление о технологии психологического сопро­вождения родительства. В ней отражены различные направления ра­боты с родителями: психодиагностика, психокоррекция, психотера­пия, консультирование. Мы сочли необходимым представить конк­ретные программы психологического сопровождения родительства: по формированию психологической готовности к материнству, кор­рекции детско-родительских отношений, развитию родительских чувств и другие.

В книге использованы материалы исследований[1][1], проведенных под руководством автора на кафедре общей и социальной психоло­гии Курганского государственного университета в 1999-2002 гг.

Я выражаю глубокую признательность моим аспирантам и сту­дентам, внесшим своими исследованиями серьезный вклад в разра­ботку проблемы психологии родительства.

Мне приятно, что книга будет опубликована Издательством Ин­ститута психотерапии и быстро найдет практическое применение. Благодарю за предоставленную возможность ее выпуска генерально­го директора Института М. Г. Бурняшева.


Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА [2] [2]

 

Темы семинарских занятий

1. Теоретические подходы к пониманию сущности родительства.

2. Факторы и условия формирования родительства.

3. Этнография родительства.

4. Филогенез родительства.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте рефераты по различным компонентам родительства.

2. Проведите исследование представлений студентов о родительстве, используя метод семантического дифференциала Ч. Осгуда.

3. Определите наличие или отсутствие тендерных различий в этих представлениях.

4. Сопоставьте полученные представления с компонентной струк­турой родительства.

Литература

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

3. Кон И. С. Этнография родительства. — М., 2000.

4. Крен В. Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001.

5. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.

6. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5.

7. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регио­нального съезда психологов, 2002.

8. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М., 1999.

9. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследо­вания в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.

10. ФилипповачГ. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5.

11. Фромм Э. Искусство любить. — Минск, 1990.

12. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation. — USA: Basicbooks, 1956.

13. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.

14. Мид М. Культура и мир детства / Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асе­ева. Сост. и послесловие И. С. Кона. — М., 1988.

15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 2000.


Глава 2

Литература

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989.

2. Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школь­ников из многодетных семей // Сборник научных трудов: Пси­хологическое сопровождение личности в педагогическом процес­се, ч. 2. - Курган, 2002.

3. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психоло­гии. № 6. 1997.

4. Варга Д. Радости родительских забот. - М.: Прогресс, 1983.

5. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. - М., 1995.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

7. Ивин А. А. Философия любви, т. 1. — М., 1990.

8. Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к мате­ри (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. № 6. 1985.

9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1987.

10. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие 3-летнего ребенка // Вопросы психологии. № 4. 1989.

11. Кон И. С. Этнография родительства. — М., 2000.

12. Крен В. Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001.

13. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.

14. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. № 5. 2000.

15. Милюкова Е. В. К вопросу о переживании родительской любви // Сборник научных трудов: Психологическое сопровождение лич­ности в педагогическом процессе, ч. 2. — Курган, 2002.

16. Монтень М. Опыты. - М., 1992.

17. Нарциссов Р. П. О материнстве. — Пущино, 1985.

18. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детс-ко-родительских отношений // Вопросы психологии. № 1. 2001.

19. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регио­нального съезда психологов, 2002.

20. Развитие ребенка / Под ред. В. Н. Берестовой. - СПб., 2000.

21. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен. — Рос-тов-наДону, 1997.

22. Рюриков Ю. Р. Три влечения. - М., 1992.

23. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М., 1999.

24. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. № 3. 2000.

25. Теории любви / Под ред. С. М. Савельевой. - Минск, 2000.

26. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследо­вания в психологии // Вопросы психологии. № 2. 2001.

27. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. Т. 20. № 5. 1999.

28. Фромм Э. Искусство любить. — Минск, 1990.

29. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее. — М.: Прогресс, 1982.

30. Parker R. Mother love / Mother hate: power of maternal ambivalence. — USA: Basicbooks, 1995.

31. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation. — USA: Basic books, 1956.

32. Эпштейн М. Отцовство. - M., 1992.

 


Глава 3

Девиантное материнство

В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной из наиболее острых областей исследования в психологии — как в практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются про­блемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и на­силие, проблемы нарушения материнско-детских отношений, кото­рые служат причинами снижения эмоционального благополучия ре­бенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.

Развитие материнства

Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития материнства. С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской сфе­ры поведения (как составной части репродуктивной сферы), прису­щего женскому полу, которое приобретает особое значение у млеко­питающих. Это связано с вынашиванием и выкармливанием потом­ства и необходимостью обеспечения заботы о нем именно материнс­кой особью. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сфе­ру поведения. Ее эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о потомстве, что и является матерински­ми функциями. В поведении матери ее функции выражаются в эмо­циональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и общению с ним.

На субъективном уровне для самой матери выполнение ее мате­ринских функций достигается за счет наличия у нее соответствую­щих потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в контакте с объектом, носителем специфичес­ких этологических стимулов — гештальта младенчества. Эта потреб­ность не единственная, но может рассматриваться как системообра­зующая для материнской сферы. Исследования автора позволили выделить в гештальте младенчества три компонента: физический (вне­шний вид, запах, звуки и т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную результативность (результаты жизнеде­ятельности, результаты двигательной активности, продукты деятель­ности). Все три компонента гештальта младенчества имеют возраст­ную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных затрат матери.

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнс­кой потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.

У человека этот этап включает пренатальный период и продол­жается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнс­ких функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны мате-ринско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоцио­нальной реакции на некоторые ключевые стимулы физического ком­понента гештальта младенчества и некоторые элементы операцио­нального состава материнской сферы (baby talk, мимические реак­ции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

Специфическим отличием этого этапа у человека является фор­мирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

Этап нянчания.

На этом этапе закладываются основы «потребности в материн­стве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем -то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодей­ствия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию от­ношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняю­щим материнские функции..

Этап дифференциации мотивационных основ половой и родитель­ской (в данном случае — материнской) сферы поведения.

В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» неко­торых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и мате­ринской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации вза­имодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятель­ности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обес­печивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа», субъективные состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап онтогенеза имеет специфику на чело­веческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материн­ской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материн­ского поведения.

Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: бере­менность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребен­ка и период перехода к следующему, шестому этапу развития мате­ринской сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в ходе беременности отношения к шеве­лению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику раз­вития эмоционального отношения матери к соответствующей дина­мике развития гештальта младенчества. Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории развития материнской сфе­ры женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

Послеродовый этап.

Ему свойственны образование у матери эмоциональной привя­занности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результа­те образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит продление его потребности в заботе и модификация со­держания потребности в материнстве у матери.

Содержание мотивационно-потребностной сферы матери

В содержании материнской сферы можно выделить три блока:

/. Потребностно-эмоциональный блок.

Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — но­сителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве. Развитие потребностно-эмоцио-нального блока происходит поэтапно и включает образование эмо­циональной реакции на компоненты гештальта младенчества, обра­зование объекта деятельности — ребенка, динамику отношения к он­тогенетическим изменениям гештальта младенчества, возникновение и развитие потребности в охране и заботе, а также возникновение потребности в материнстве на основе рефлексии своих переживаний.

2. Операциональный блок.

Состоит из двух частей: операции по уходу и охране и операции об­щения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их инстру­ментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая прида­ет самим операциям специфические стилевые характеристики, соответ­ствующие свойствам ребенка как объекта деятельности: осторожность, мягкость, бережность и т. п., специфику вокализаций и мимики.

3. Ценностно-смысловой блок.

Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско-детских отношений в обществе и его конкретно-культурным вариантом, а также ценность материнства как состояния «быть матерью». Ценность материнства, в свою очередь, свя­зана с рефлексией своих переживаний при выполнении материнских функций и способствует формированию потребности в материнстве.

Одной из основных особенностей материнской сферы у человека является прижизненно формирующееся наполнение ценностно-смыслового блока потребностей и способов их удовлетворения. Мож­но говорить о конкретно-культурной модели материнства, которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы, в свою очередь, обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства и детства, традиции, система семейного и общественного воспитания и т. п.) и может быть описано как «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие материнских функций и их соответ­ствие конкретной культурной модели.

В настоящее время наблюдается тенденция поиска нового «пути к модели» материнской сферы, основанная на осознании как потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ре­бенка. Это выражается в повышении запроса родителей на квалифи­цированную психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских и, в частности, материнских функций. Подобная по­мощь в нашей стране пока еще не имеет научного, методического и практического обеспечения.

 

Девиантное материнство

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается тенденция к такому социальному явлению, как «скрытый инфантицид» — отказ матери от ребенка.

Существуют ли какие-то специфические характерологические осо­бенности личности, которые нарушают естественное формирование готовности к материнству? Исследователи указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому. Одним из малоизученных ас­пектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В пос­ледующем это наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией.

Ученые предполагают, что эти изменения связаны с эмоциональ­ным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При этом она воспринимает его как обманув­шего ее надежды, источник принуждения и страдания.

Так, исследователи считают, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка свои худшие качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытали, все, в чем они себе отказывают.

По мнению В. И. Брутман, одной из причин девиантного мате­ринства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая «отказница» отвергалась своей матерью с детства, что при­вело к нарушению процесса идентификации как на уровне психоло­гического пола, так и при формировании материнской роли. Неудов­летворенная потребность в материнской любви и признании не по­зволяет «отказнице» самой стать матерью. В. И. Брутман полагает, что для формирования нормального материнского поведения необ­ходима идентификация с матерью, а затем на ее основе — эмоцио­нальная сепарация.

Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные немногочис­ленных исследований, в частности С. О. Кашаповой, свидетельству­ют об искаженном формировании материнской сферы, несформиро-ванной мотивации материнства и инфантильном отношении к бере­менности у девушек-подростков, ожидающих ребенка.

В целом можно отметить следующие характеристики женщин с нарушенной готовностью к материнству:

1. Эмоциональная и психологическая незрелость, низкая толеран­тность к стрессам, несдержанность аффектов.

2. Неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости, эго­центризма, стремления к независимости.

3. Сосредоточенность на своих проблемах, переживание чувства несправедливости и недостатка любви.

4. Неразрешенность детских и пубертатных конфликтов.

5. Неполная собственная семья, нередко отсутствует муж, часто вос­питывается отчимом.

6. В ее семейной истории существует паттерн отказа от ребенка; разво­ды и физическое насилие регистрируются уже в поколении бабушки.

7. Эмоциональная зависимость от матери, несмотря на то, что от­ношения с ней могут быть негативными.

8. Мать характеризуется ею как агрессивная, директивная и холод­ная; она либо не знает о беременности дочери, либо возражает против нее.

9. Ребенок для нее - источник психологических проблем, страха и тревоги. Он кажется ей недоступным для контакта, как нечто не­значительное и далекое от нее самой.

 

Литература

1. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5.

2. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследо­вания в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.

3. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5.

4. Фромм Э. Искусство любить. — Минск, 1990.

5. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М., 2000.


 

Глава 4

АНКЕТА РОДИТЕЛЯ

Ф.И.О. ученика__________________________________________

класс __________________

1. Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлетво­ренность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителями? Подчеркните соответствующее:

А. 1 — хорошие способности к учению

2 — хорошая работоспособность на уроке

3 — хорошая память, внимание

Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе

5 — дисциплинированность, вежливость, послушание

6 — умение всегда быть в хорошем настроении

7 — доброта, чуткость, внимание к людям

8 — умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками

В. 9 — умение вести себя в обществе

10 — отсутствие мстительности, злопамятности

11 — умение трудиться, трудолюбие

12 — скромность, застенчивость

2. Что в характере Вашего ребенка Вас огорчает? В чем ему необхо­дима помощь? В чем Вы затрудняетесь ему помочь?

A. 1 — слабые способности к учению

2 — низкая работоспособность на уроке

3 — плохая память, внимание

Б. 4 — недисциплинированность, грубость, непослушание

5 — слабая воля, неуверенность в себе

6 — неумение держать хорошее настроение

7 — озлобленность, жестокость, невнимание к людям

8 — неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками

B. 9 — неумение вести себя в обществе

10 — злопамятность, мстительность

11 — неумение трудиться

12 — излишняя скромность, застенчивость

Диагностическая карта родителей

Таблица 16

        Номер проблемы   Ключевые
JV* Ф.И.О. Блок «А»   Блок «Б»   Блок «В» проблемы
                            (расшифровка)
                             

Приведенные в таблице общие данные по классу свидетельству­ют о том, в чем затрудняется большинство родителей и какие про­блемы испытывают их дети. На основе запросов родителей, сформу­лированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, со­циальный педагог может планировать групповую и индивидуальную работу с семьей. У него также есть возможность привлечь помощни­ков из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся пози­тивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.

Бланк к методике

Фамилия, имя, отчество_

 
Состояние Шкала оценок Состояние Индекс
Довольный   Недовольный У
Спокойный   Неспокойный т
Напряженный   Расслабленный н
Радостный   Огорченный У
Нужный   Лишний т
Отдохнувший   Усталый н
Здоровый   Больной У
Смелый   Робкий т
Беззаботный   Озабоченный н
Плохой   Хороший У
Ловкий   Неуклюжий т
Свободный   Занятый н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индек­сом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по субшкалам превышает или равна следующим диагностическим зна­чениям:

по шкале «У» (общая неудовлетворенность) — 26 баллам,

по шкале «Н» (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам,

по шкале «Т» (семейная тревожность) — 26 баллам.

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)

Инструкция: «Предлагаемый опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке опросника. Ваша задача — прочитать по очереди все утверждения опросника и обвести номер утверждения в бланке, если Вы с ним согласны. Если трудно выбрать ответ, по­ставьте знак вопроса, но постарайтесь, чтобы таких случаев было не больше трех. Помните, что Вы характеризуете свое самочувствие в семье. Отвечайте, что Вы действительно чувствуете».

Опросник

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, что как бы я ни поступил, все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в моей семье.

5. Часто в семье я чувствую себя беспомощным.

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим и неловким.

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым.

9. Когда я дома, я все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды своей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще что-то случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что еще что-то нужно сде­лать.

13. Нередко я чувствую себя лишним.

14. Дома у меня такое положение, что просто руки опускаются.

15. Мне кажется, что если бы я исчез, то никто бы этого не заметил.

16. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

17. Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но, как прави­ло, приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам семьи бывает неудобно из-за меня перед дру­зьями и знакомыми.

20. Часто бывает, что хочу сделать хорошо, но получается плохо.

21. Мне многое у нас в семье не нравится, но я стараюсь этого не по­казывать.

Таблица 18

Бланк опросника ACT

Номера вопросов Шкалы Диагностическое значение
1 4 7 10 13 16 19 В  
2 5 8 И 14 17 21 Т  
3 6 9 12 15 18 21 Н  
  С  

Семейная тревога диагностируется в том случае, если количество обведенных кружком ответов в бланке равно или больше диагности­ческого значения.

Обозначения:

«В» — чувство вины в семье,

«Т» — тревога,

«Н» — нервно-психическое напряжение,

«С» — интегральный показатель семейной тревоги как типового семейного состояния.

Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на вы­явление родительского отношения у лиц, обращающихся за психо­логической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообраз­ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, от­мечаемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель ува­жает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стре­мится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его ин­тересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основ­ном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и твор­ческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в об­щении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребно­сти, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель посто­янно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле роди­тель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направ­ление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авто­ритаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ре­бенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальны­ми достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным воз­растом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособлен­ным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не до­веряет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жиз­ни и строго контролировать его действия.

Опросник

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.145 с.)