Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм формирования психологической готовности к материнству

Поиск

Традиционная функционально-ролевая согласованность супругов, их внимательность друг другу, неконфликтность в общении способству­ет позитивному принятию ими своих родительских функций: самосто­ятельности в воспитании, отсутствию строгости и раздражительности по отношению к ребенку, отсутствию ощущения «мученичества» в вы­полняемой роли родителя. В дальнейшем это выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком, учете его субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятель­ности в принятии решений. Все перечисленное, на наш взгляд, являет­ся благоприятными факторами для психического развития ребенка, приобретения им положительного коммуникативного опыта (одной wi предпосылок готовности к родительству), сохранения и развития доб­рожелательных и внимательных отношений между супругами и созда­ния благоприятного психологического климата в семье в целом.

Полученный нами фактор гиперопеки рассматривается в контек­сте особенностей данной выборки. Все испытуемые в настоящий момент только ожидают ребенка, и стремление заботиться о нем, пред­ставление о его беззащитности и необходимости родительского ухо­да, контроля, удовлетворения потребностей ребенка, которые он не может осуществить на данном этапе своего развития, являются, на наш взгляд, оправданными.

По результатам проведенного нами исследования в целом можно сделать следующие выводы:

В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают:

• мобилизирующие компоненты психоэмоционального состояния: психическое спокойствие, стремление к действию и активность;

• образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей раз­витию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность;

• повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное стремле­ние к товарищеским отношениям с ребенком;

• гиперопека, учет субъективности ребенка, демократичность в от­ношениях с ним; принятие родительских функций, традицион­ная функционально-ролевая согласованность супругов.

Для выборки женщин, не готовых к материнству, характерны:

• демобилизирующие компоненты психоэмоционального состоя­ния: психическое беспокойство, подавленность и депрессия, уд­рученность и тоскливость, страхи и опасения;

• невыраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается сверхценность ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворе­нием потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка;

• ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

• большое количество супружеских конфликтов и «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторон­ней помощи в воспитании ребенка;

• стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребен­ку вред;

• предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;

• стремление не подавлять сексуальности и агрессивность ребенка, нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности;

• негативное представление о родительстве, эмоциональная неус­тойчивость в воспитании, переживание неразделенной родитель­ской ответственности, игнорирование ребенка либо гиперопека.

 

 

3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка

Развитие систем пренатального воспитания

Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть происходит ли при этом опосредованное включение будущего чело­века в общество, в разные эпохи решался по-разному.

Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным кри­териям. Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и мно­гие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие ус­ловия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существо­вали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период бе­ременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработа­на система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская тради­ция Чарака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и четвертого месяцев, а начиная с седьмого — ежемесячно.

В дореволюционной России, особенно в северных регионах (Во­логодская, Новгородская губерния), существовал свод правил и при­мет, регулирующих поведение беременной. Особую роль играла аку­шерка-повитуха или монахиня. Пренатальное воспитание состояло в передаче способов для саморуководства женщины во время бере­менности и родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье.

Второй этапмедицинский — начинается в конце XVII века с открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное вос­питание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его собственным образом рож­дающегося человека как организма, лишенного переживаний. Родов­споможение стало обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Прочие практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х годах психоанализ проявил интерес к бере­менным, лишь немногие из них имели возможность и пожелали по­сещать психоаналитические сеансы.

В нашей стране начиная с 1950-х годов репрессивный стиль пре-и перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали шко­лы будущей матери, которые открылись в этот период при каждой женской консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о внутриутробном развитии. Действительным результатом вза­имоотношений женщины с врачом (до настоящего времени занятия в таких школах ведут врачи-гинекологи) являлись передача ответ­ственности медицине, страх перед родами, утрата интуиции. Ребе­нок виделся как объект манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного сознания, которые практиковали ран­нюю разлуку с ребенком и ранний переход к общественному воспи­танию в детских садах и яслях. Интимные, индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали, так как несли в себе угрозу тоталитарному воспитанию.

Постепенно в науке нарастает интерес к младенчеству, который перестает быть «куском кричащего мяса». Обнаружилось, что он имеет свою собственную психическую активность. Возникает кризис «ме­дицинского этапа» пренатального воспитания. Возрождается нетра­диционная практика, в которой прежде всего была восстановлена фигура пренатального наставника и сделан акцент на индивидуали­зированной связи его с будущей матерью.

Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинаталь­ного воспитания, возник новый раздел науки о человеке — перина­тальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начи­нается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, ро­дов и неонатальный период жизни на психику человека.

Основой перинатальной психологии является теория перинаталь­ных матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр С. Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы - это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией.

Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и — что не менее важно — физически и психически здорового. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обще­ством в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры родительской (в са­мом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить по­коление духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.

Третий этап — «альтернативный» — начинается в 1962 г. с от­крытием первого Центра пренатальной подготовки. В настоящее вре­мя во всем мире действуют различные центры пренатальной подго­товки, существуют разветвленные службы «естественного деторож­дения», которые предлагают юридическое, медицинское, тренировоч­ное, психолого-консультативное обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати таких организаций, в Дании, Голландии такая служба является частью официального государствен­ного пренатального сервиса. Следует отметить Национальную ассо­циацию пренатального воспитания во Франции, Общество биогене­тического здоровья в США, Мистическую школу сознательного за­чатия и беременности.

Воссоздание пренатальной культуры в России относится к 1982 году, когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе «Здоровая семья». Затем у него появились последователи — организа­ция «Водное рождение», клуб здоровой семьи «Возрождение», творчес­кий коллектив «Наутилус» под руководством М. Трунова, коллектив «Аква», директором которого стала Татьяна Саргунас. На сегодняш­ний день существует свыше десяти организаций, занимающихся в числе прочего пренатальным воспитанием. Кроме уже упомянутых, можно назвать следующие: «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру» (Ярославль), «Дельфа» (Тверь). Клуб «Воскресение» (Москва) строит пренатальное воспитание на основе православия, «Стихиаль» актив­но использует методы, восходящие к языческим культам народов Се­вера России и Карелии. Кроме того, большое внимание здесь уделяет­ся проработке психологических проблем матери и отца.

Целями нетрадиционного пренатального воспитания являются: 1. Подготовка к естественному рождению с целью смягчения кри­тического разрыва для матери и ребенка (к конкретным техни­кам относятся «лотосовое» рождение — без обрезания пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения, ритм обстановки

рождения, максимально приближенный к ритму внутриутробной жизни, и т. п.).

2. Развитие способности матери получать информацию о состоянии и поведении ребенка во время беременности (при помощи тех­ник из арсенала различных духовных практик — через медита­ции, упражнения, музыку, манипуляции с освещением и т. п. -таким образом стимулируется имажинация будущего ребенка).

3. Целенаправленное формирование способности матери изменять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку.

4. Создание тесного контакта будущей матери с другими беремен­ными и пренатальным наставником.

Кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицинс­кой академии (Н. А. Жаркий, Н. Д. Подобед, Е. В. Александрина, А. Е. Мирошников) разработала методику подготовки семейных пар к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц плода и развития родительской культуры.

По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в женских консультациях были разделены на три группы[10][10]:

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной, или советы почитать соответствующую популярную ли­тературу по беременности и родам. К сожалению, подобной систе­мой «охвачена» подавляющая часть всех беременных, состоящих на учете в женских консультациях города. Результатом такой «подготов­ки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности мат­ки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь. Отсутствие установки на грудное вскармли­вание приводит к резкому сокращению периода лактации, следстви­ем чего является повышенная заболеваемость детей первого года жиз­ни. Так, по данным годового отчета и анкетированию, проведенному студентами и сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии, за последние 2 года перинатальная смертность составляет 15,1% в 1997 г. и 14,5% — в 1998 г., материнская смертность соответственно - 26,7 и 56,2 на 100000 живорожденных, младенческая (до 1 года жизни) смер­тность — 15,2% и 13,7%, заболеваемость новорожденных — 39,1% и 44,9%, процент первородящих (в среднем по городу) составил 72,3%. На смешанном вскармливании выписано из родильного дома 32% детей. Таким образом, полное отсутствие психологической помощи беременным в немалой степени способствовало и продолжает способствовать тем отрицательным демографическим и социальным про­цессам, которые имеются в регионе.

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработанная в нашей стране К. И. Платоновым и И. И. Вельвовс-ким и усовершенствованная впоследствии А. П. Николаевым. Она состоит из четырех лекционных занятий, включающих краткие све­дения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового периода, о поведении женщи­ны в первый период родов, характере дыхания во время потуг. Дан­ная система, некогда охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. По­сещаемость занятий составляет 2-3% от общего числа беременных. Повторно рожающие женщины, как правило, занятия не посещают. Данный метод подготовки в настоящее время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего подхода и не обеспечивает сни­жения невротических расстройств у беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он приводит к значительным репродук­тивным потерям

3. Комплексная подготовка по программе «Возрожденные роды», разработанная в США и внедренная в двух женских консультациях г. Волгограда в 1995 году. По своей сути она является улучшенным вариантом программы И. И. Вельвовского — А. П. Николаева. В про­грамме делается акцент на сведения о физиологических механизмах беременности и родов. Занятия сопровождаются показом прекрасно изготовленных иллюстраций, наглядных материалов (планшеты, муляжи, видеофильмы). Целью программы является проведение физи­ческого и гигиенического тренинга. Осуществляется она силами инст­рукторов физической культуры, прошедших специальные курсы. Такая подготовка в большей степени, чем предыдущие, отвечает современным требованиям и имеет, по данным Е. Б. Ефремовой и А. Н. Рыльковой, неплохие результаты. В группе из 150 беременных, прошедших под­готовку по данной программе в женской консультации Центрально­го района, своевременных родов было на 4% больше, преждевремен­ных — на 2% меньше, аномалии родовой деятельности отмечались в 1,6 раза реже, продолжительность родов сократилась на 3,9 часа, разрывы мягких тканей родовых путей встречались на 4,6% реже, число кровотечений в послеродовом и раннем послеродовом пери­одах отмечено на 17% реже, чем в контрольной группе (250 бере­менных, занимавшихся в школе матерей по методу И. И. Вельвовс­кого - А. П. Николаева). Оперативное родоразрешение потребова­лось в 4% случаев в основной группе, против 12% в контрольной.

Однако данная программа, на наш взгляд, имеет один существенный недостаток - отсутствие должной психологической помощи на уров­не, обеспечивающем формирование родительской культуры.

Поэтому в клинике третий год происходит подготовка семейных пар к появлению ребенка. Занятия проводятся в родильном доме. Подготовка предусматривает работу с группой беременных и их му­жьями по трем программам: образовательной, воспитательной и оздо­ровительной. Групповые занятия рассчитаны на три месяца по три занятия в неделю.

Образовательная программа преследует цель информировать буду­щих родителей о физиологических механизмах деторождения, особен­ностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время бере­менности, родов и в послеродовой период, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания. На тематических занятиях исполь­зуются наглядные материалы: книги по искусству и рукоделию, видео­фильмы студийного и собственного производства, муляжи, плакаты.

Воспитательная программа предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной свя­зи между родителями и еще не рожденным ребенком. Делаются по­пытки с помощью психотерапевтических методов уменьшить невро­тические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. С этой целью применяются методики личностного ориентирования. Кроме того, проводится индивидуаль­ная и групповая работа духовного наставника. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить дву­стороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем. Образовательная и воспитательная программы нацелены в первую очередь на создание внешних и внутренних условий для гар­моничного формирования перинатальных матриц плода.

Оздоровительная программа предусматривает оценку состояния здоровья, прогнозирование акушерских осложнений и собственно оздоровительные мероприятия. С этой целью используются компь­ютерная психодиагностическая система на основе MMPI, акупунктурная диагностика. Проводятся занятия по оздоровительной гим­настике с элементами массажа в гимнастическом зале и бассейне, содержащие специальные дыхательные и мышечно-релаксирующие упражнения. По окончании основной трехмесячной программы бе­ременные с удовольствием посещают оздоровительные занятия до срока родов. Каждый раздел программы занимает примерно равное количество времени. Выполнение всех трех программ позволяет строить акушерскую тактику родоразрешения. За два года работы помощь при родоразрешении получили 66 женщин. Большинство из них име­ли генитальную или экстрагенитальную патологию, обусловившую высокий риск перинатальных и акушерских осложнений. К такой группе относилось 30 беременных (45,5%). Большинство первона­чально испытывали страх перед родами, боялись болей. После про­веденной подготовки сладостные роды произошли у шестерых (9,1%), мягкие - у 34 (51,5%) женщин. Термин «мягкие» применен к тем ро­женицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный пси­хологический контакт с медперсоналом.

Ребенок демонстрировал спокойное поведение, не кричал, про­являл живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризо­вались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, ее осознанным поведением. На лицах детей после адаптации к свету (примерно через 5 — 7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На вторые и третьи сутки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3 секунд).

В рамках данной программы впервые в г. Волгограде внедрена тех­нология водных родов, с ее помощью произошло родоразрешение 41 беременной (62,1%). Ни в одном случае не было необходимости ме­дикаментозного обезболивания родов. Осложнения в виде дискоор-динации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в послеродовом периоде было у двух женщин (3%). Кесарево сечение произведено трем роженицам (4,5%). Осложненные роды у этих па­циенток проходили на фоне неразрешенных психологических конф­ликтов (развод с мужем), неверия в собственные силы, легкомыслен­ного отношения к духовной работе над собой.

Перинатальных потерь не было. В состоянии асфиксии легкой сте­пени родился один ребенок (1,5%) с тройным тугим обвитием пупови­ны вокруг шеи. Все дети выписаны из родильного дома на полном ес­тественном вскармливании. До года на смешанном грудном вскарм­ливании находилось 48 (80%) из 60 детей, из них один ребенок — на полном естественном вскармливании. Результаты анкетирования ро­жениц показали, что не менее 90% перворожавших женщин не исклю­чали возможности рождения второго ребенка, мотивируя это прекрас­ными впечатлениями от прошедших родов. Принимая во внимание основную цель работы — формирование перинатальных матриц ребен­ка, за детьми продолжается наблюдение психолога и педиатра.

Предварительные результаты свидетельствуют о том, что физи­ческое и психическое развитие детей от родителей, прошедших доро­довую подготовку по данной программе, имеет тенденцию к опере­жению. Однако о закономерностях пока говорить преждевременно.

Таким образом, в подготовке беременных к родам следует учиты­вать необходимость формирования перинатальных матриц плода и родительской культуры. Это позволяет обеспечить устойчивое пси­хоэмоциональное состояние женщин, повысить частоту мягких и сладостных родов, улучшить качественные показатели службы ро­довспоможения.

 

Задачи психологической помощи семье:

• Воспитание родительской ответственности.

• Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

• Повышение психолого-педагогической компетентности. Озна­комление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка ран­него возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

• Приобретение навыков саморегуляции, то есть овладение различ­ными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происхо­дящим в период беременности, показателям глубины расслабления.

Направленность психологической помощи. Психологическая по­мощь может быть обращена к различным уровням (структурам) ин­дивидуума.

Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысло­выми образованиями, установками.

Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатий-ному слушанию.

Когнитивный уровень: передача знаний.

Операциональный уровень: формирование навыков и умений (по­ведения в родах, ухода за ребенком).

Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.

Уровни воздействия Методы воздействия
Личностный Групповая, семейная и индивидуальная психо­терапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры
Эмоциональный Арттерапия, ролевые игры, телесно-ориентиро­ванная терапия, групповая психотерапия
Когнитивный Лекции, семинары
Операциональный Отработка навыков
Психофизический Аутотренинг, арттерапия, телесно-ориентиро­ванная терапия

Таблица 13

Сравнительные характеристики медицинской

и психологической помощи семье в период ожидания ребенка

и первого года его жизни

Сравниваемые характеристики Медицинская помощь Психологическая помощь
Объект помощи Мать, ребенок Семья в целом
Цель просветительской работы Повышение родительской компетенции в вопросах ук­репления здоровья Повышение родительской ком­петенции в вопросах воспитания и обучения ребенка и гармони­зации семейных отношений
Цель профилактичес­кой работы Профилактика соматичес­кой заболеваемости Профилактика психической за­болеваемости и девиантного поведения
Предмет диагностики и терапии (коррекции) Соматическое развитие и здоровье Психическое и социальное раз­витие и здоровье


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.012 с.)