Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Родительская любовь как единство любви матери и отцаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Материнская и отцовская любовь являются составными частями (проявлениями) целостного феномена родительской любви; они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостность. В процессе культурно-исторического развития человека, его ант-ропосоциогенеза, наиболее важные духовные связи, в том числе и любовь к детям, осваиваются при доминирующей роли матери. Любовь матери — первая и наиболее значимая для ребенка сторона родительской любви. Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Материнская любовь обеспечивает идентификацию как механизм развития личности. В данном случае под идентификацией мы понимаем «механизм присвоения отдельным человеком всесторонней человеческой сущности» (от позднелат. identificatio — отождествление). В психологии термином «идентификация» называют процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом. В. С. Мухина (1998) различает два вида идентификации: а) интериоризационная идентификация — обеспечивает само «присвоение» и «вчувствование» в другого; б) экстрариоризационная идентификация — обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. В. С. Мухина отмечает, что имеется идентификация отношения между матерью и младенцем. «Новорожденный ребенок современного человека сохранил этологические признаки лица, которые обусловливают возникновение защитных форм поведения у его матери. Кроме того, у младенца очень быстро вырабатывается паралингвис-тическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты, восклицания и т. д.)» (1986, с. 86). Такие образования формируются на врожденной основе через присвоение ребенком идентифицирующего поведения взрослого. Так, уже в первые недели жизни ребенок способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. С первых недель жизни ребенка учат эмоционально-выразительному отождествлению с другим человеком. В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Очень часто мать начинает пользоваться детской мимикой и жестами для общения с ребенком. На этом уровне они отождествляют средства общения и достигают определенной степени идентификации. Ребенок сам начинает побуждать мать улыбаться и воспроизводить его жесты. Здесь мы наблюдаем отношения развивающейся взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще. Кроме того, В. С. Мухина считает, что идентификационные отношения взрослого могут быть двух видов: непосредственные и специально отработанные - представляющие собой техники воздействия на ребенка с воспитательными целями. Таким образом, общаясь с ребенком, мать с помощью своей любви выступает в качестве посредника, соединяющего ребенка с окружающим миром, именно она подготавливает предпосылки для эмоциональной связи с ним. Материнская любовь способствует возникновению доверия к миру, что необходимо для нормального психического развития ребенка и является основой для формирования его отношения к людям. А. Адлер (1999) считает, что мать способствует развитию «социального интереса» у ребенка. Мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка, оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса, который возникает в отношениях матери и ребенка. Задача матери состоит в воспитании у ребенка чувства сотрудничества, стремления устанавливать взаимосвязи и товарищеские отношения. В идеале истинная материнская любовь — это любовь, сосредоточенная на благополучии ребенка, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психологического здоровья человека. Согласно Э. Фромму (2001), специфика материнской любви заключается в ее безусловном характере. Каждый человек испытывает потребность в безусловной материнской любви. Мать любит своего ребенка здорового и больного, успешного и неудачливого, красивого и некрасивого, талантливого и бесталанного. Мать всегда поймет его страдания. Она любит своего ребенка не потому, что он выполнил социальное условие или оправдал надежды, а потому, что это ее дитя. Заслуженная любовь вызывает сомнения и страх, что она может исчезнуть; она оставляет ощущение, что тебя любят не таким, какой ты есть, а только за то, что ты угождаешь. Отсутствие материнской любви либо ее депривация вызывает негативные последствия для личностного развития ребенка, нарушается его умственное, физическое, эмоциональное и социокультурное развитие. Детей, лишенных материнской любви, отличает эмоциональная холодность и неспособность испытывать любовь и привязанность (Р. Берне, 1986; Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; Э. Эрик-сон, 1996 и др.). Интерес к материнской любви в рамках психологических исследований возник в русле двух направлений: 1. При изучении роли матери в развитии личности ребенка (Дж. Боулби, 1991; 3. Фрейд, 1989; К. Хорни, 1967; Э. Эриксон, 1996 и др.). 2. В исследованиях, связанных с нарушением психического развития ребенка (Д. Винникотт, 1998, А. Фрейд, 1993 и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изучались детско-родительские взаимодействия и материнское отношение к ребенку (А. С. Спиваковская, 2000; Э. Г. Эйдемиллер, 1999 и др.). Вторая составляющая родительской любви - это любовь отца. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Любви отца принадлежит значительная роль в развитии личности ребенка независимо от его пола и возраста. Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000). Таким образом, личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь к детям, к жене и к окружающим. В материнской и отцовской любви, как в родительской любви в целом, мы выделяем биологическую, психологическую и социальную составляющие. 1. Биологическая составляющая материнской и отцовской любви (инстинктивный компонент). Здесь основное различие в любви отца и матери кроется в так называемом «материнском» и «отцовском» инстинктах. Существует точка зрения, что материнская любовь — это «материнский инстинкт», то есть она во многом подчинена тем же врожденным механизмам, которые роднят человека и животных (Дж. Боулби, 1991; Д. В. Винникотт, 1998; К. Лоренц, 1986 и др.). М. Мид (1989) отмечает, что материнская любовь к ребенку настолько глубоко заложена в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления, что только сложные социальные установки могут полностью их подавить. Общество должно сильно исказить самосознание матери, врожденные закономерности развития, совершить целый ряд надругательств над ней при воспитании, чтобы она перестала заботиться о своем ребенке. Наличие биологической составляющей материнской любви объясняется тем, что генетическая функция самки заключается в обеспечении рождения ребенка и в сохранении потомства, так как вскармливание и уход за маленькими детьми повсеместно входит в функции женщины (И. С. Кон, 1987). А. И. Захаров (цит. по Л. Б. Шнейдеру, 2000) выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению материнского инстинкта в виде последующей заботы о детях и любви к ним: 1. Праобраз материнства. Важность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей. 2. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка ни один из факторов не может «сработать», то есть материнский инстинкт может не проявиться. 3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный положительный эмоциональный отклик. 4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желания быть с ребенком. 5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Первый крик новорожденного вызывает у матери чувство огромной радости, как у творца новой жизни, вместе с чувством облегчения и удовлетворения от завершения родов. 6. Чувство близости с ребенком. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастия в жизни ребенка, близость чувств и непосредственность ощущений. 7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношение взрослых создает эмоциональный контакт между матерью и ребенком. По сравнению с отцом мать физиологически более тесно связана с ребенком. Их контакт начинается с момента зачатия и укрепляется в дальнейшем. Физиологическая связь, обусловленная перинатальным периодом развития ребенка, впоследствии является основой для возникновения и установления эмоционально-чувственной связи. Мать и ребенок взаимосвязаны в телесных ощущениях. Посредством физиологического взаимодействия она передает ребенку как осознаваемые, так и неосознаваемые психические состояния. Функции состояний заключаются в их специфическом влиянии на формирование психических свойств и протекание психических процессов, а также во влиянии на организацию структуры личности ребенка в целом (А. О. Прохоров, 1996). Мать может транслировать ребенку как «позитивные» состояния (хорошее настроение, радость, спокойствие, вдохновение), так и «негативные» (утомление, раздражительность, гнев, досада и др.), свою собственную любовь, а также любовь отца. Что же касается любви отца, то заметим, что «инстинкт отцовства» впервые возник с появлением моногамной семьи. Инстинкт отцовства менее устойчив, более сексуально детерминирован и направлен преимущественно на защиту матери и детей. В большинстве случаев у мужчин инстинкт отцовства как биологическая составляющая родительской любви проявляется менее сильно, чем материнский инстинкт у женщин. Это обусловлено тем, что физиологический контакт ребенка с отцом, особенно на начальном этапе развития малыша, минимален. Мужчина-отец, не имея опыта вынашивания ребенка, родов, кормления грудью, оказывается дальше от тонкого эмоционально-чувственного мира ребенка. 2. Психологическая составляющая материнской и отцовской любви (эмоционально-чувственный и когнитивный компоненты). Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребенком по сравнению с большинством отцов. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире и более четко и адекватно реагируют на его потребности. Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, — по сравнению с отцами, которые в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то время как внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В результате нередко создается впечатление, что мама «больше любит своего ребенка». В когнитивных репрезентациях матери, формирующихся в процессе жизни, представлена картина того, какой должна быть любящая мать и каким образом она должна проявлять свою любовь к ребенку. Как правило, в женщине поощряются заботливость, нежность, мягкость, так как это качества, способствующие вынашиванию и выращиванию потомства. Избыток агрессивности сокращает количество беременностей (И. С. Кон, 1981, Л. Б. Шнейдер, 2001). На содержание когнитивных репрезентаций непосредственное влияние оказывает социальная составляющая материнской, любви. В зависимости от этого «портрет» матери вообще и любящей матери в частности у каждой женщины формируется индивидуальный. И. С. Кон (1981) указывает на то, что отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмоциональном плане. В мужчине (как в самце — представителе животного мира) поощряются качества, помогающие защитить семейство в то время, когда беременная самка становится уязвимой и нуждается в защите. Самец должен быть физически сильным, готовым к бою. Таким образом, в самце поощряется агрессивность. Излишняя нежность отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент (Л. Б. Шнейдер, 2001). 3. Социальная составляющая материнской любви (поведенческий компонент, семейные нормы и правила). Любовь отца обусловлена преимущественно социальными причинами (культурные особенности, социальные нормы, существующие в данном обществе, и др.) Э. Фромм (2001) считает, что из-за менее глубокой укорененности в природе отец вынужден развивать свой разум, формировать искусственный мир идей, принципов и рукотворных вещей, который заменяет природу в качестве основы для существования и безопасности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу — созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью. Таким образом, значение любви матери и любви отца для ребенка различно. Особенно ярко это проявляется на ранних этапах онтогенеза, так как взаимоотношения ребенка с отцом не столь интенсивны, как с матерью, и отец не играет той всеохраняющей, всеза-щищающей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В традиционных патриархальных обществах отношения между отцом и ребенком — это, с одной стороны, отношения подчинения, а с другой - отношения бунта и содержат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную любовь, то есть отец любит ребенка больше всего, потому что тот живет в соответствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию - совесть, долг, закон. Э. Фромм (2001) считает, что любовь отца можно заслужить. Ребенок может постараться что-то сделать для того, чтобы добиться ее, то есть может управлять любовью отца. При невыполнении определенных условий любовь отца можно легко потерять. Специфика любви отца и матери определяется тендерной асимметрией и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства. Различия в физиологических и психологических особенностях женщин и мужчин обусловливают различия в их поведенческих проявлениях. Тендер — понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине. Содержанием тендера являются полоролевые стереотипы, которые состоят из представлений о ролях и нормах в поведении мужчины и женщины, о психологических особенностях представлений того и другого пола. Категория тендера является непостоянной, так как изменяется исторически и культурно. Социологи рассматривают тендер как социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик: 1) биологический пол; 2) полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе; 3) «тендерный дисплей» — многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия (Л. Б. Шнейдер, 2001). Мужская программа закладывается в зародыше через несколько недель после начала беременности с первым выбросом мужского гормона — тестостерона. Именно этот гормон делает мужчин агрессивными и заставляет побеждать любой ценой. Каждый мальчик развивается по-своему, три основных момента наблюдаются у всех: склонность к доминированию, сильное импульсивное желание рисковать, повторяющиеся кратковременные периоды напряжения и расслабления. Тестостерон начинает работать, обеспечивая превращение мальчика в мужчину (Л. Попова, 2001). Полоролевые стереотипы. Как правило, в обыденном сознании отец представлен строгим, грозным, как активное культурное начало. Для него характерны самообладание, доминантность, самоконтроль, сдерживание чувств. Мать представлена мягкой, нежной. Э. Фромм (2001) выделяет качества мужского характера (проникновение, руководство, активность, дисциплина, склонность к риску) и качества женского характера (защита, созидающая восприимчивость, реализм, выносливость, материнство). И в мужчине, и в женщине данные качества могут сочетаться. В тех случаях, когда ребенка воспитывает один родитель (мать или отец), возможна компенсация недостающих мужских качеств у матери или женских качеств у отца, но преобладают типичные. Традиционная модель половой дифференциации подчеркивает имманентную «инструмен-тальность» мужского и экспрессивность женского поведения. В результате появляется разделение материнской и отцовской любви. И. С. Кон (1981) отмечает, что наблюдения за поведением родителей по отношению к новорожденному в естественной ситуации показывают, что психофизиологические реакции мужчины и женщины на младенцев сходны, а поведенческие реакции различны: женщина стремится приласкать ребенка, тянется к нему; мужчина отстраняется и часто испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ребенком. Матери, успокаивая ребенка, используют невербальный канал общения (тактильное взаимодействие: берут на руки, гладят и др.). Отцы используют вербальный канал (успокаивают словами). М. Лэм (1979), наблюдая за тем, как играют и контактируют родители с 7-13-месячными младенцами, выявил, что мать больше ласкает ребенка, играет в привычные для него игры, развлекает игрушками. Отец чаще вовлекает его в силовые игры, а также игры необычные и стихийно возникающие. Различаются и мотивы, по которым родители берут ребенка на руки. Мать чаще делает это, ухаживая за ним, стараясь успокоить, ограничить активность, тогда как отец берет младенца для игры или потому что ребенок сам просит взять его на руки. Различия в стереотипах поведения женщины и мужчины способствуют половой идентификации ребенка. Она осуществляется на основе генотипических предпосылок и социальных условий развития и бытия человека. Половые роли усваиваются через подражание представителям своего пола, через идентификацию с ними и обособление от противоположного пола в определенные возрастные периоды. В онтогенезе к концу раннего возраста ребенок устанавливает для себя свою половую принадлежность, а на протяжении первых семи лет интенсивно присваивает поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Таким образом, стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола и в первую очередь матери и отца. Девочка наблюдает за тем, как ведут себя женщины, находящиеся в ее окружении, а мальчик наблюдает за поведением мужчин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: душевность, чувствительность, эмоциональность присущи женщине; смелость, решительность, самообладание - признак мужского пола (В. С. Мухина, 2000). Модели родительской любви заложены в игре. В. А. Рамих (1997) отмечает, что женщина обычно более подготовлена к появлению ребенка и проявлению родительской любви вследствие того, что в детстве девочки играют в игры, моделирующие материнское поведение. У мальчиков значительно меньше ролевых игр, схожих с ролевыми играми девочек. Таким образом, девочка имеет более широкий спектр возможностей «проиграть» материнскую любовь, чего нет у мальчиков. В ролевых играх мальчиков, как правило, «проигрываются» иные качества мужчины (смелость, ловкость, сила и др.). Следовательно, у ребенка появляются образцы-модели проявления родительской любви мужчины и женщины. Материнское и отцовское поведение существенно зависит от гормональной регуляции. В экспериментах на животных было доказано, что гормональная стимуляция соответствующих центров мозга способна усиливать или ослаблять «материнское» поведение животных, порождая потребность ухаживать, ласкать и т. д. Самки значительно восприимчивее самцов к подобным воздействиям. Некоторые элементы материнского поведения, например, лактация, также имеют гормональные компоненты, благодаря которым кормящая мать может испытывать удовольствие, похожее на сексуальное. Э. Бадинтер (1999), занимая крайнюю социоцентристскую позицию в отношении проблемы материнской любви, считает, что поведение и чувства матери чрезвычайно изменчивы в зависимости от влияния культуры и амбиций женщины. Женщина играет три главные социальные роли, которые являются взаимосвязанными: 1) мать; 2) жена; 3) свободно реализующаяся женщина. В разное историческое время та или иная роль становится доминирующей. В зависимости от того, ценится ли материнская любовь к ребенку или обесценивается в ту или иную эпоху, женщина становится любящей или «холодной» матерью. Возникновение и развитие материнской любви также происходит на основе детского опыта взаимодействия с собственной матерью, на основе связей, которые устанавливаются между матерью и ребенком после родов в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве, во взаимодействии с реальными или воображаемыми маленькими детьми (Д. В. Винникотт, 1998, Ж. Годфруа, 1992, В. А. Рамих, 1997, Г. Г. Филиппова, 1999). Кроме того, на возникновение и развитие материнской любви в социальном плане значительное влияние оказывают взаимоотношения, существовавшие между всеми членами родительской семьи, а не только отношения между ребенком и матерью. При патогенной ситуации (В. Н. Мясищев, 1960) в семье могут наблюдаться глобальная семейная неудовлетворенноеть, семейная тревога, семейно обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение, состояние вины, связанное с семьей, а также психологическое и физическое насилие. Все это обусловливает наличие двух полярных типов отношения потенциальной матери к своему ребенку: 1. «Отсутствие любви». Женщина остается эмоционально холодной по отношению к своему ребенку. 2. «Избыток любви». Женщина компенсирует отсутствие любви со стороны своей матери избытком навязчивой родительской любви по отношению к собственному ребенку. Кроме того, различия в материнской и отцовской любви обусловлены более поздним возникновением «института отцовства». Исторически сложилось так, что на ранних этапах развития человека духовно-воспигательное влияние мужчин в определенном смысле было вторичным. Оно проистекало из первоначального влияния матерей. Женщины-матери имели определяющее значение для формирования духовного облика человека, так как мужчины еще не участвовали в индивидуальном воспитании детей, то есть не выполняли функции отцов. В традиционной патриархальной семье отец выступает в следующих ролях: кормилец, воплощение власти и высший авторитет, пример для подражания и основной наставник детей в их дальнейшей семейной жизни и общественно-производственной деятельности (И. С. Кон, 1981, В. А. Рамих, 1997). Однако во всех случаях присутствует одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, отношения строго вертикальны: отец — прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом (Б. И. Кочубей, 2000, Л. Б. Шнейдер, 2000). В настоящее время происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, изменяются социокультурные стереотипы маскулинности и феминности, которые задаются сменой культурной парадигмы в современных условиях. Современная ситуация в области отцовства такова, что переплетаются традиционные черты женственности и мужественности. Ослабевает былая поляризация половых ролей и связанных с ними социокультурных стереотипов. Социальные роли мужчины и женщины не кажутся полярными и взаимоисключающими (И. С. Кон, 1981, В. А. Рамих, 1997). Вследствие этого у отцов появляется более широкий спектр возможностей для проявления родительской любви. Учитывая то, что любовь отца - это огромная сила в воспитании и развитии ребенка, начинает формироваться новый тип проявления отцовской любви, при котором отец психологически и эмоционально принимает участие в родах, беременности, кормлении, уходе и воспитании ребенка. Отец может транслировать ребенку свою любовь не только посредством матери, но и напрямую общаясь с ним, так как ребенок в зародышевом состоянии способен воспринимать звуки, и особенно хорошо — низкие звуковые сочетания. С момента рождения ребенок испытывает острую потребность в заботе со стороны родителей, которая подразумевает кормление, телесный контакт, а кроме того — потребность в эмоциональном контакте и общении. Данные потребности может удовлетворить не только мать, но и отец. Это способствует возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку, которая впоследствии перерастает в родительскую любовь. Исследователи выделяют факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви. К ним относятся: случайность зачатия ребенка; отсутствие желания иметь ребенка; отсутствие любви между супругами; негативный детский опыт общения с собственной матерью; наличие у матери более сильных «конкурирующих потребностей»; развод родителей, пережитый в возрасте до 9-13 лет; отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения; наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем; несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу. • Случайность зачатия ребенка. В данном случае мужчина и женщина воспринимают и относятся друг к другу исключительно как к сексуальному партнеру, а не как к потенциальному родителю своего ребенка. Незапланированная беременность в этом случае является фрустрирующим фактором для обеих сторон, что отрицательно сказывается на отношении как матери, так и отца к беременности, а следовательно, и к ребенку, при этом создается большой риск для его психического и физического развития. • Отсутствие желания иметь ребенка. Нежелание иметь ребенка, возникающее под воздействием каких-либо причин, при запланированном зачатии (испортившиеся отношения с мужем, проблемы со здоровьем, материальные трудности и т. д.). • Отсутствие любви между супругами. При отсутствии любви и теплых отношений между супругами-родителями мать видит фруст-рирующий образ мужа в ребенке и переносит на него всю гамму негативных эмоций и чувств, связанных с мужем. Это верно и в отношении отцов. В случае отсутствия отца этот эффект может быть не менее сильным. • Негативный детский опыт общения с собственной матерью. Если женщина с детства приобрела негативный опыт в этом плане, то, став матерью, она скорее всего будет сосредоточена лишь на своих переживаниях и проблемах, так как для нее самой характерны чувство недостатка любви и эмоциональной пустоты. • Наличие у матери более сильных и устойчивых «конкурирующих потребностей», чем потребность в реализации родительской любви. В этом случае мать стремится удовлетворить внесемейные, социально-психологические потребности (карьерный рост, общественная деятельность и др.), которые стимулирует и поощряет общество. • Развод родителей, пережитый в возрасте до 9-13 лет. Л. Б. Шней-дер (2000) считает, что дети лучше приспосабливаются к повторному браку своих родителей, будучи совсем маленькими или в юношеском возрасте, чем в подростковом. В связи с разводом баланс эмоционального состояния матери нарушается, она может оказаться не способной в данный момент поддержать ребенка, который также испытывает трудности. В результате психологическая связь, существовавшая ранее между ними, может не восстановиться. В другом случае мать начинает проявлять «гиперопеку» и отчаянную, назойливую, изводящую любовь по отношению к ребенку. Это является началом приобретения негативного опыта общения с матерью. В результате влияния данных факторов у женщины складывается отрицательное отношение к своей беременности, проявляющееся в том, что она не стремится защитить плод, негативно настроена на ожидание ребенка, не проявляет заботу о нем, оставаясь «глухой» к сигналам плода. Свою «нелюбовь» при наличии нежелательной беременности женщины могут демонстрировать, согласно исследованиям Л. Б. Шнейдер (2000), следующим образом: пониженная чувствительность к шевелению плода; слабая эмоциональная реакция на факт беременности; игнорирование беременности; избегание медицинской диагностики; попытки самостоятельно прервать беременность; отвращение и брезгливость, направленные на ребенка; поведение матери совершенно не изменяется; общее психологическое напряжение; мучительные фантазии и воспоминания, связанные с ребенком; депрессия и негативный фон протекания беременности. • Отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения. В результате женщина может привыкнуть к мысли о том, что она не заботится о ребенке, перестать воспринимать его как родного и беспокоиться о нем. Матери, не общающиеся со своим ребенком в первые недели его жизни, проявляют меньшую привязанность к нему и в дальнейшем. Наиболее сильным проявление материнской любви, при прочих равных условиях, бывает в тех случаях, когда контакт матери с ребенком устанавливается в первые же часы после родов (Д. В. Винникотт, 1998, В. А. Рамих, 1997). • Наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем, сопровождаемое повышенной тревожностью и неуравновешенностью. Женщина пытается разрешить существующие и беспокоящие ее трудности, обрести эмоциональное благополучие путем рождения ребенка. Данный способ решения проблем оказывается неэффективным, в результате женщина перекладывает на ребенка не материнскую любовь, а свои неразрешившиеся проблемы. • Несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу (половая принадлежность ребенка, здоровье физическое и психическое). Кроме того, расстройство материнской любви можно наблюдать в тех случаях, когда женское представление о своей половой роли крайне искажено; беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам; роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка; кормление грудью заменено искусственным кормлением. Расстройства материнской любви имеют социальное и личное значение (Д. В. Винникотт, 1998, И. С. Кон, 1987, М. Мид, 1989, В. А. Рамих, 1997, Г. Г. Филиппова, 1999). Если обобщать имеющиеся направления исследований, то можно обнаружить, что материнская любовь как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнская любовь как обеспечение условий для развития ребенка и материнская любовь как часть личностной сферы женщины. Любовь к ребенку, несомненно, находит отражение в личности женщины. Материнская любовь характеризуется специфическими ощущениями. Мать делит с ребенком свое тело, а потом и внимание, заботы, силы, сон, отдых и материальные блага. И все это не жертвы, а обретение себя. Покой ребенка, его здоровый вид, нормальное развитие, каждое новое проявление его крепнущей психики наполняют мать чувством гордого и радостного удовлетворения. Наиболее естественный и легкий путь к достижению удовлетворения — это материнская забота и любовь к ребенку, которые придают значение и смысл ее жизни. Материнская любовь воспитывает чувство ответственности. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви, которая всегда была и будет самым сильным эмоциональным чувством. Материалы медицины, психологии и социологии позволяют предположить, что развитие материнской любви проходит несколько этапов: 1) Готовность любить. Данный этап может наступить в достаточно юном возрасте. Условием готовности к материнской любви может быть физическая и психическая зрелость. Немаловажное значение имеет и окрашенное родительской любовью детство будущей матери. 2) Любовь-ожидание. Данное чувство возникает с того момента, когда рождение ребенка становится запланированным. Этап включает в себя надежды, связанные с зачатием ребенка и его образом (ожидания), и длится в течение практически всего срока беременности. 3) Предродовая ригидность. Снижение уровня положительной эмоциональной окрашенности материнского чувства происходит вследствие физического и психического истощения организма роженицы (схватки, нарастающее чувство беспокойства, желание приблизить момент рождения ребенка либо острая потребность его отдаления, связанная со страхом, и т. д.). 4) Лимеренция. Эмоционально-окрашенное послеродовое состояние «наполненности» и удовлетворения, связанное с ощущением «разрешения» (рождения ребенка) и впечатлением от первых кормлений грудью. 5) Сформированность родительского чувства. Этап характеризуется выбором матерью специфических форм проявления родительской любви. Данная последовательность в развитии материнской любви не претендует на однозначность, однако может быть логически оправдана. Последний этап не является окончательным, хотя определяет направление дальнейшего развития данного чувства. Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании детей. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, исследователи обнаружили, что «некомпетентный», часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей (И. С. Кон, 1979; В. А. Рамих, 1997). Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Участие отца в процессе развития ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения. Личные качества отца, в число которых входит и его любовь к ребенку, оказывают значительное влияние на ребенка. Психологические исследования показывают, что дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение нередко бывает антисоциальным. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит и сына, и дочь тому, как мужчина может проявлять любовь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.021 с.) |