Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительство и воспитание родителей

Поиск

Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности родитель--ства как сложного многогранного явления. Родительство можно рас­сматривать:

• биологический, социокультурный и психологический феномен;

• социальный институт, объединяющий в себе два других институ­та — отцовство и материнство;

• деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка;

• этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не заканчивается после смерти ребенка;

• как бытие, состояние, пребывание человека в положении роди­теля;

• объективный факт происхождения ребенка от конкретных роди­телей, удостоверенный записью о рождений в органах загса;

• субъективное ощущение человека себя родителем;

• кровное родство между родителем и ребенком;

• осознание родителями родственной связи с детьми.

На наш взгляд, вполне приемлемо выделять характеристики ро-дительства по определенным критериям:

по форме: материнство и отцовство;

по структуре семьи: родительство в полной семье с двумя родите­лями; в неполной семье с одним родителем, в материнской семье;

по степени родства: биологическое родительство (родители, вос­питывающие ребенка, являются родными для него); социальное родительство (ребенка воспитывают приемные родители); «сме­шанный» тип родительства (в этом случае приемным является только один из родителей, со вторым же ребенка связывают кров­ные узы).

Исследуя феномен родительства, мы имеем дело прежде всего с двумя разными, но взаимозависимыми явлениями — отцовством и материнством.

Традиционная модель половой дифференциации, подчеркиваю­щая «инструментальность» мужского и «экспрессивность» женского поведения, покоится в первую очередь на разделении внесемейных и внутрисемейных, а также отцовских и материнских функций.

Биосоциальный подход утверждает, что врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на то, насколько легко мужчины и женщины обучаются по­ведению, которое общество считает нормативным для их пола.

Поскольку отцовство и материнство коренятся в репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым ди­морфизмом. Наблюдения за взаимодействием матерей и отцов с груд­ными детьми показывают, что материнская игра — своего рода про­должение и форма ухода за ребенком. Отец и вообще мужчина пред­почитает силовые игры и действия, развивающие собственную актив­ность ребенка.

Специфика материнского и отцовского стиля отношений связана с такими предположительно врожденными чертами, как повышенная эмоциональная чувствительность, предрасположенность быстрее реа­гировать на звуки и лица у женщин; лучшее пространственное вос­приятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более стро­гое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности у мужчин.

Как и другие аспекты полоролевой дифференциации, родительс­кое поведение чрезвычайно пластично. Экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожден­ными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной при­вязанности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец при­общается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь.

Понятие «материнский инстинкт» не следует воспринимать од­нозначно и буквально. Материнство эволюционирует с развитием человечества. Материнство женщины имеет меньше общего с мате­ринским инстинктом, чем любовь — с половым.

Характерно, что многие народы различают физическое и услов­ное, социальное родство применительно к матери. Так, у африканцев существует несколько разных терминов для обозначения материнства: «мать, которая родила», «мать, которая выкормила» и «мать, которая воспитала».

Проследив историю материнских установок на протяжении че­тырех столетий (XVII — XX вв.), исследователи пришли к убеждению, что материнский инстинкт — это миф. Они не обнаружили ни­какого всеобщего и необходимого поведения матери. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории.

Например, до конца XVIII в. материнская любовь во Франции была делом индивидуального усмотрения и, следовательно, социаль­но случайным явлением. Во второй половине XVIII в. она постепен­но становится обязательной нормативной установкой культуры. Об­щество не только увеличивает объем социальной заботы о детях, но и ставит их в центр семейной жизни, причем главная и даже исключи­тельная ответственность за них возлагается на мать.

Во второй половине XX в. явственно обнаружились тенденции, враждебные «детоцентризму». Социально-политическая эмансипа­ция и все более широкое вовлечение женщин в общественно-произ­водственную деятельность делает их семейные роли, включая мате­ринство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для некоторых из них. Современная женщина уже не может и не хо­чет быть только «верной супругой и добродетельной матерью». Ее са­моуважение имеет кроме материнства много других оснований — про­фессиональные достижения, социальная независимость, самостоя­тельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству обще­ственное положение. Некоторые традиционно материнские функции по уходу и воспитанию детей ныне берут на себя профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения. Однако повышение социально-педагогической эффективности семьи и се­мейного воспитания возможно только в рамках успешного сочета­ния материнства с активным участием женщин в трудовой и обще­ственной деятельности. Таков трезвый реализм в понимании проблем и тенденций развития современного родительства.

О тесной близости и решающей роли матери в выхаживании и воспитании ребенка до пяти-семилетнего возраста единодушно сви­детельствуют как этнографические, так и исторические данные. Роль отца всюду выглядит более проблематичной.

Можно ли считать неопределенность и диффузность отцовской роли следствием того, что отцовство отражает социальное господство мужчины, или это результат того, что отцовские функции «объектив­но» менее значимые и трудно описываемые?

И. С. Кон указывает, что обозначение и фактическое содержание отцовских и материнских ролей тесно связаны как с общим половым символизмом, так и с половой стратификацией, включая дифферен­циацию супружеских ролей, — статусы матери и отца невозможно понять отдельно от статусов жены и мужа.

У человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре. К числу элементов, от которых зависит содержание отцовской роли, по мнению иссле­дователей, относятся:

• количество жен и детей, которых имеет и за которых ответстве­нен отец;

• степень его власти над ними;

• количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте, и каче­ство этих контактов;

• то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;

• то, в какой мере он ответственен за непосредственное и опосре­дованное обучение детей навыкам и ценностям;

• степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;

• сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины;

• сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличе­ния ресурсов семьи или общины.

Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда условий: преобладающего вида хозяйственной деятельности, полово­го разделения труда, типа семьи и т. д.

Как отмечает И. С. Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всю­ду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, стар­шая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моно­гамных семьях с возрастом ребенка он увеличивается. У многих на­родов существуют строгие правила избегания, ограничивающие кон­такты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрез­вычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления не­жности. Культ мужчины всегда был культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофиру­ются.

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самых распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным, он «перекидывается» с Запада на Восток, игнорируя различия социальных систем.

В частности, ученые и публицисты констатируют:

• рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;

• незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;

• педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;

• незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять вос­питательные функции, особенно уход за маленькими детьми. Из всех перечисленных элементов стереотипной модели «ослаб­ления отцовского начала» единственной безусловной и грустной ре­альностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей. Абсо­лютное число и удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в большинстве индустриально развитых стран неуклонно растет. По демографическим данным, без участия отцов,и отчимов воспитыва­ется не менее одной пятой всех детей.

Остальные утверждения гораздо более проблематичны. Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается?

Помимо других причин сказывается ломка традиционной систе­мы половой стратификации.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как

а) кормилец,

б) персонификация власти и высший «дисциплинатор»;

в) пример для подражания, а нередко и непосредственный настав­ник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.

В современной городской семье эти традиционные ценности от­цовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как жен­ское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффектив- * ности. В современных условиях положение изменилось. Как работа­ет отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемей­ных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подверга­ется критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на вне-семейных факторах, снижается.

Заметное ослабление поляризации мужских и женских, отцовс­ких и материнских ролей и образов отражается и на воспитании де­тей.

Традиционный отцовский авторитет поддерживается не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением гла­вы семьи, тогда как фактическое распределение семейных ролей все­гда было более или менее индивидуальным и изменчивым. Сегодняш­няя культура скорее признает и закрепляет этот факт, видоизменяя традиционные социальные стереотипы, нежели создает нечто новое.

При исследовании феномена отцовства возникает множество воп­росов:

1. Чем отличается современное положение и поведение отцов от традиционного?

2. Чем отличается современный стереотип, нормативный образ от­цовства от традиционного?

3. Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов?

4. Является ли степень совпадения стереотипа и реального поведе­ния отцов «здесь и теперь» такой же, большей или меньшей, чем «там и прежде»?

5. Как связаны эти реальные и воображаемые различия с истори­ческой эволюцией половой стратификации и стереотипов мас­кулинности и фемининности?

6. Каковы психологические последствия предполагаемых сдвигов в характере отцовства и материнства, как они влияют на личность и психологические качества ребенка?

Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отра­жается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. Подоб­ный стереотип также не способствует поддержанию отцовского ав­торитета. Но главное то, что мужчина оценивается при этом по тра­диционно женским критериям. Речь идет о деятельности, которой отцы никогда раньше всерьез не занимались и к которой они социально, психологически, а возможно, и биологически плохо подготовлены.

По мнению И. С. Кона, традиционное разделение отцовских и материнских функций, как и других половых ролей, не является аб­солютным биологическим императивом. Одинокие мать и отец мо­гут успешно вырастить и воспитать ребенка. Одиноких отцов и оди­ноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограни­ченная социальная жизнь, несколько более демократичный стиль семейной жизни и наличие определенных трудностей при вступле­нии в новый брак.

Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психо­логические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких матерей, суживается круг социального общения. Если одинокие ма­тери испытывают трудности с дисциплинированием детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особен­но с дочерьми. Но хотя в обоих случаях неполная семья создает труд­ности (разного порядка), отсутствие одного из родителей не исклю­чает возможности нормального развития ребенка и какой-то компен­сации недостающего отцовского или материнского влияния.

Первые психологические и социологические исследования, убе­дительно показавшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцов­щины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследова­тели обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто не­внимательный родитель на самом деле очень важен. Во всяком слу­чае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Такие дети, особенно мальчики, труднее усваивают мужские половые роли и соответствующий стиль поведения, поэтому они чаще других ги­пертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, гру­бость, драчливость и т. д.

Но как ни серьезны подобные данные, они являются лишь кос­венными свидетельствами. Проблемы эти весьма сложны и часто ин­терпретируются прямо противоположным образом, особенно на уров­не глобальных теорий. С точки зрения психоанализа ослабление отцов­ской власти в семье — величайшая социальная катастрофа, поскольку вместе с отцовством оказались подорваны все внешние и внутренние структуры власти, дисциплина, самообладание и стремление к совер­шенству. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т. п.

С феминистской точки зрения, напротив, речь идет об утвержде­нии социального равенства полов и общей гуманизации межличнос­тных отношений.

Формирование родительства начинается в родительской семье и задолго до появления собственных детей. Проявления родительства зависят от индивидуально-типологических и личностных особенно­стей родителей, а также от социально-психологических характерис­тик родительской и формирующейся собственной семьи. Поэтому вполне правомерна постановка проблемы воспитания родителей.

Воспитание родителей — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспи­тателей собственных детей, родительских функций. Исследования проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей группы риска или про­блемным семьям. Они необходимы каждой семье на определенном этапе ее развития в силу ее внутренних потребностей и растущих тре­бований общества к семье как социальному институту.

Анализ содержания понятия «воспитание родителей» позволяет сделать вывод о том, что оно учитывает тесную связь развития ребен­ка с благополучием, внутренней атмосферой и образом жизни семьи, а не только с определенными методами воспитания детей и форми­рования их поведения. В понятие «воспитание родителей» входят вопросы влияния семьи на формирование личности ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. В конечном итоге речь идет о праве ребенка на таких роди­телей, которые способны обеспечить ему разностороннее развитие и благополучие. В таком виде воспитание родителей составляет часть социальной политики современного общества. Понятие «семейное воспитание» шире термина «воспитание родителей», так как оно оз­начает накопление и освоение необходимых знаний и навыков все­ми членами семьи, а не только родителями. Объектом семейного вос­питания родителей помимо родителей могут быть дети и молодоже­ны. Следовательно, воспитание родителей — это прежде всего накоп­ление знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.

Воспитание родителей следует рассматривать отдельно от семей­ной психотерапии и консультаций по вопросам семьи и брака, кото­рые являются специфическими формами работы, ориентированны­ми на личность и взаимодействия между людьми. Воспитание роди­телей — в большей степени просветительская работа, обращенная к созданию человека (Ю. Хямяляйнен, 1993).

Таблица 15

Содержание и сфера употребления термина «воспитание родителей»

В понятие «воспитание родителей» входит В понятие «воспитание родителей» не входит
Усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию Психотерапия для родителей
Приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков Консультации по вопросам брака и семьи или семейная терапия
Деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить Помощь родителям в их освобождении от комплексов собственного детства
В понятие «воспитаниеродителей» входит В понятие «воспитаниеродителей» не входит
Ориентация на поставленные задачи Критерии современных детей и молодежи
  Ориентация на рассмотрение проблем взаимоотношений между людьми

При этом под функциями воспитания детей подразумевается со­здание определенных взаимоотношений между родителями и деть­ми, а также их предпосылок, то есть определенного образа жизни се­мьи и взаимоотношений ее членов. Функция всесторонней помощи в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потреб­ности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.

Целью воспитания родителей является создание таких перспек­тив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родите­лей должно прежде всего помочь им обрести уверенность и решитель­ность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.

В разных программах воспитания родителей ставятся разные за­дачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребенка, в других — на его интеллектуальном развитии, в третьих — на развитии социальной компетентности личности. Общим для всех программ по воспитанию родителей яйляется стремление расширить их самостоятельность при решении разных задач, во взаимоотноше­ниях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Задачи воспитания родителей можно классифицировать исходя из особенностей каждого из периодов развития ребенка и круга тех про­блем, которые он должен решать на каждом этапе самостоятельно.

Необходимость работы по воспитанию родителей основывается, во-первых, на потребности родителей в поддержке, во-вторых, на по­требности самого ребенка в образованных родителях, в-третьих, на существовании бесспорной связи между качеством домашнего вос­питания и социальными проблемами общества. Следовательно, не­обходимость воспитания родителей можно обосновать либо ссылкой на благополучие ребенка и семьи в целом, либо подчеркивая обще­ственную значимость данной проблемы. Воспитание родителей при условии соблюдения прав семьи на самоопределение и принципа доб­ровольности является здоровой социальной функцией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.102 (0.016 с.)