Темы для семинарских занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы для семинарских занятий



1. Психология родительской любви.

2. Искусство любить ребенка.

3. Психодиагностика родительских чувств.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте психологический портрет одаренного ребенка и стиля его воспитания в семье.

2. Определите характер проявления родительской любви в семье и опишите психологические последствия его влияния.

3. Проведите контент-анализ высказываний людей разных поколе­ний о сущности родительской любви.

Литература

1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989.

2. Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школь­ников из многодетных семей // Сборник научных трудов: Пси­хологическое сопровождение личности в педагогическом процес­се, ч. 2. - Курган, 2002.

3. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психоло­гии. № 6. 1997.

4. Варга Д. Радости родительских забот. - М.: Прогресс, 1983.

5. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. - М., 1995.

6. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

7. Ивин А. А. Философия любви, т. 1. — М., 1990.

8. Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к мате­ри (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. № 6. 1985.

9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1987.

10. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие 3-летнего ребенка // Вопросы психологии. № 4. 1989.

11. Кон И. С. Этнография родительства. — М., 2000.

12. Крен В. Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001.

13. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.

14. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. № 5. 2000.

15. Милюкова Е. В. К вопросу о переживании родительской любви // Сборник научных трудов: Психологическое сопровождение лич­ности в педагогическом процессе, ч. 2. — Курган, 2002.

16. Монтень М. Опыты. - М., 1992.

17. Нарциссов Р. П. О материнстве. — Пущино, 1985.

18. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детс-ко-родительских отношений // Вопросы психологии. № 1. 2001.

19. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регио­нального съезда психологов, 2002.

20. Развитие ребенка / Под ред. В. Н. Берестовой. - СПб., 2000.

21. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен. — Рос-тов-наДону, 1997.

22. Рюриков Ю. Р. Три влечения. - М., 1992.

23. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М., 1999.

24. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. № 3. 2000.

25. Теории любви / Под ред. С. М. Савельевой. - Минск, 2000.

26. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследо­вания в психологии // Вопросы психологии. № 2. 2001.

27. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. Т. 20. № 5. 1999.

28. Фромм Э. Искусство любить. — Минск, 1990.

29. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее. — М.: Прогресс, 1982.

30. Parker R. Mother love / Mother hate: power of maternal ambivalence. — USA: Basicbooks, 1995.

31. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation. — USA: Basic books, 1956.

32. Эпштейн М. Отцовство. - M., 1992.

 


Глава 3

РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Психологические исследования материнства

В современных исследованиях материнство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития ребенка и как часть личностной сферы женщины. Само­стоятельным направлением можно считать перинатальную психоло­гию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродо­вого периода. В русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения материнства.

Культурно-исторические аспекты материнства

В исследованиях этого направления институт материнства рассмат­ривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержа­ние от эпохи к эпохе (работы И. С. Кона, Э. Эриксона, М. С. Радионо­вой и др.). Кросскультурные исследования и в первую очередь работы М. Мид[8][8] показали, что материнское поведение и содержание эмоциональ­ных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В исследованиях ставится воп­рос о биологических основах материнства, обеспечивающих развитие ре­бенка, и о конкретных культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества.

Психофизиологические аспекты материнства

Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций организации физиологической и стимульной среды для развития ре­бенка. Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с точки зрения формирования физиологической «доми­нанты материнства». Успешность родов связывают с психофизио­логическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.

Психологические аспекты материнства

Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и описывают функции матери, особенности ее поведения, пережи­ваний, установок. В исследованиях, связанных с изучением успеш­ности адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к суп­ружеству, опыт взаимодействия с собственной матерью, особеннос­ти семейной модели материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве.

Психолого-педагогическое направление скорее относится к психо­логии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего раз­вития. Исследователи разрабатывают методы психологической кор­рекции и психологической подготовки беременной, а также семей­ных пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологи­ческие тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний и состояний, которые считаются оптимальными и на которые ориентируются при состав­лении коррекционных программ.

Психотерапевтическое направление. В этом направлении изуча­ются особенности матери, которые могут служить источником нару­шения психического развития ребенка: различные формы отклоня­ющегося материнского отношения, особенности матерей с шизоид­ными чертами, с явлениями послеродовой депрессии и т. д.

Второе направление представлено следующими аспектами изучения.

Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации

Материнство анализируется с точки зрения личностного разви­тия женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматри­вается как критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром.

В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременнос­ти своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, выделяется типология отношения к беременности по кри­терию сознательного-бессознательного принятия-отвержения.

В психотерапевтически ориентированных исследованиях бере­менность рассматривается как период жизни, сензитивный к обостре­нию психологических проблем и требующий психологического вме­шательства и поддержки.

В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с воз­никновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадаю­щих с началом шевеления ребенка. В период беременности обычно воз­никает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формирует­ся его образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин: особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.

Девиантное материнство

В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной из наиболее острых областей исследования в психологии — как в практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются про­блемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и на­силие, проблемы нарушения материнско-детских отношений, кото­рые служат причинами снижения эмоционального благополучия ре­бенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.009 с.)