Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темы для семинарских занятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Психология родительской любви. 2. Искусство любить ребенка. 3. Психодиагностика родительских чувств. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте психологический портрет одаренного ребенка и стиля его воспитания в семье. 2. Определите характер проявления родительской любви в семье и опишите психологические последствия его влияния. 3. Проведите контент-анализ высказываний людей разных поколений о сущности родительской любви. Литература 1. Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989. 2. Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики младших школьников из многодетных семей // Сборник научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч. 2. - Курган, 2002. 3. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. № 6. 1997. 4. Варга Д. Радости родительских забот. - М.: Прогресс, 1983. 5. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. - М., 1995. 6. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000. 7. Ивин А. А. Философия любви, т. 1. — М., 1990. 8. Искольдский Н. В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. № 6. 1985. 9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1987. 10. Кован Ф. А., Кован К. П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие 3-летнего ребенка // Вопросы психологии. № 4. 1989. 11. Кон И. С. Этнография родительства. — М., 2000. 12. Крен В. Ю. Функциональные роли родительства. — М., 2001. 13. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992. 14. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. № 5. 2000. 15. Милюкова Е. В. К вопросу о переживании родительской любви // Сборник научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе, ч. 2. — Курган, 2002. 16. Монтень М. Опыты. - М., 1992. 17. Нарциссов Р. П. О материнстве. — Пущино, 1985. 18. Петровский В. А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детс-ко-родительских отношений // Вопросы психологии. № 1. 2001. 19. Психологическое сопровождение семьи: Материалы II Регионального съезда психологов, 2002. 20. Развитие ребенка / Под ред. В. Н. Берестовой. - СПб., 2000. 21. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен. — Рос-тов-наДону, 1997. 22. Рюриков Ю. Р. Три влечения. - М., 1992. 23. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. — М., 1999. 24. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. № 3. 2000. 25. Теории любви / Под ред. С. М. Савельевой. - Минск, 2000. 26. Филиппова Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. № 2. 2001. 27. Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. Т. 20. № 5. 1999. 28. Фромм Э. Искусство любить. — Минск, 1990. 29. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее. — М.: Прогресс, 1982. 30. Parker R. Mother love / Mother hate: power of maternal ambivalence. — USA: Basicbooks, 1995. 31. Winnicott D.W. Primary maternal preoccupation. — USA: Basic books, 1956. 32. Эпштейн М. Отцовство. - M., 1992.
Глава 3 РОДИТЕЛЬСТВО В АСПЕКТЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психологические исследования материнства В современных исследованиях материнство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития ребенка и как часть личностной сферы женщины. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения материнства. Культурно-исторические аспекты материнства В исследованиях этого направления институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (работы И. С. Кона, Э. Эриксона, М. С. Радионовой и др.). Кросскультурные исследования и в первую очередь работы М. Мид[8][8] показали, что материнское поведение и содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства, обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества. Психофизиологические аспекты материнства Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства». Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками. Психологические аспекты материнства Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве. Психолого-педагогическое направление скорее относится к психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего развития. Исследователи разрабатывают методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний и состояний, которые считаются оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных программ. Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются особенности матери, которые могут служить источником нарушения психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с явлениями послеродовой депрессии и т. д. Второе направление представлено следующими аспектами изучения. Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации Материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром. В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного-бессознательного принятия-отвержения. В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность рассматривается как период жизни, сензитивный к обострению психологических проблем и требующий психологического вмешательства и поддержки. В других исследованиях беременность — это подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин: особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция. Девиантное материнство В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной из наиболее острых областей исследования в психологии — как в практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.009 с.) |