Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика семейной терапии при акцентуациях характера у подростков

Поиск

Семейная терапия при акцентуациях характера является ведущим методом коррекционной работы с подростками. Это связано с тем, что семья является основным источником психогенных расстройств у под­ростков в силу их большой зависимости. Блокирование потребности подростка в эмоциональной поддержке родителей часто приводит к тревоге, нервно-психическому напряжению. Отсутствие контроля со­циального поведения чревато не только поведенческими нарушения­ми, но и негативно сказывается на развитии подростка. Блокирование потребности в общении с наиболее близкими людьми служит источ­ником психической травматизации. Если родители не помогают под­ростку овладевать социальными нормами, он оказывается в ситуации дезинтеграции и дезориентации. Все эти факторы приводят к характе­рологическим нарушениям, которые, в свою очередь, предрасполага­ют к развитию психогенных расстройств (неврозов, психозов, аффек­тивных реакций, патологических нарушений поведения), психичес­ких заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных и шизо-аффективных психозов). Это тем более опасно, что в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование характера и все его свойства обостряются, тем более если налицо акцентуация.

Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою очередь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации характера у подростков:

• гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации;

• доминирующая гиперпротекция и психастенический, сензитив-ный, астено-невротический, гипертимный тип акцентуации;

• потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, ги-пергимная, шизоидная акцентуация;

• эмоциональное отвержение при сензитивной, лабильной и асте-но-невротической акцентуациях характера.

Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий считают, что нарушения се­мейных представлений приводят к усилению отклонений физичес­кого здоровья у подростков (близорукость), ухудшению их нервно-психического здоровья (патологизирующие роли родителей), разви­вают гиперпротекцию (расширение родительских чувств или пред­почтение детских качеств), эмоциональное отвержение (проекция нежелательных качеств).

Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в не­развитости родительских чувств, предпочтении мужских или женс­ких качеств в ребенке, приводят соответственно к гипопротекции или эмоциональному отвержению.

Нарушение системы взаимного влияния членов семьи — воспи­тательная неуверенность родителей или страх лишиться ребенка — чревато гиперпротекцией в воспитании.

Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии чле­нами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирова­ний, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят к ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.

Чтобы разорвать этот порочный круг, необходимо работать со всей семьей — как с родителями, так и с подростками.

Для семейной терапии подбирается группа подростков из 5—7 человек и 10—14 родителей. Занятия проводятся раз в неделю. В груп­пе не должно быть больше одного эпилептоидного, истероидного и психопатичного подростка.

Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подрост­ков следующие:

I этап — диагностический (включает личный анамнез и анамнез семьи глазами подростка, личный анамнез и анамнез семьи глазами родителей, психологическую диагностику).

II этап — ликвидация семейного конфликта (заключается в уста­новлении эмоционального контакта, эмоциональном отреагирова-нии, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторон­них встречах).

III этап — реконструктивный (включает групповое обсуждение семейных проблем, поиск приемлемых форм общения в группах под­ростков и родителей или семейной группе).

IV этап — поддерживающий (включает консультирование психо­лога с целью поддержания новых форм взаимодействия, достичь ко­торых удалось в ходе семейной терапии).

Показанием к семейной терапии являются все виды нарушений поведения (за исключением сексуальных перверсий) и аномалий ха­рактера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправильного воспитания.

Для установления контакта с подростками психологу следует при­держиваться позиции партнерства, серьезного отношения, доброжела­тельности, отсутствия директивное™, опоры на референтных лиц и ос­ведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность.

При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагиру­ют на тон «старшего товарища и врача»; тон «строгого родителя и педаго­га» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные под­ростки хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сензитивные и шизоидные подростки с трудом идут на контакт и прини­мают только позицию стороннего наблюдателя, готового прийти на по­мощь. Истероидным нужен и «потворствующий родитель», поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и открыто и препятствовать его стремлению доминировать над все­ми в группе. Циклоидные подростки в позитивной фазе нуждаются в стро­гом отношении, а в негативной фазе — в «опекающем друге».

Нужна определенная тактика и по отношению к родителям. С родителями, склонными к потворствующей гиперпротекции, можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При доминирующей гиперпротекции нужно действовать через лидера се­мьи. При жестоком обращении психологу следует намекнуть на то,

что ему известна истина, которую родители скрывают. В других слу­чаях терапия неэффективна.

При данном типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики.

Невербальные методы:

• психодиагностический рисунок («Наша группа», «Мои друзья», «Моя семья» и др.);

• психогимнастика (двигательная экспрессия, «Ладошки», «Пере­дача предмета», «Совместные действия»);

• пантомима (неосуществленные мечты, опасения, надежды, не­приятности).

Вербальные методы:

• анонимное обсуждение историй подростков;

• построение модели своего будущего с принятием или отвержени­ем прежних форм поведения;

• обсуждение тем («Знакомство», «Свободное время», «Побеги из дома», «Увлечения», «Что меня устраивает в семье, а что нет»);

• метод конструктивного спора;

• метод вербальной дискуссии.

Коррекционная работа, проводимая психологом с семьей в различ­ных формах (семейное консультирование, коррекционные родительс­кие группы и семейная терапия), сфокусирована на ребенке и основа­на на личностно-ориентированном гуманистическом подходе.

 

Контрольные вопросы

1. Какова парадигма коррекционной работы с семьей в родительс­ких группах?

2. В каких случаях используется метод семейной скульптуры?

3. Что представляет собой метод семейной генограммы?

Темы для семинарских занятий

1. Основы коррекционной работы с семьей.

2. Психологическая помощь семье в кризисных ситуациях.

3. Особенности взаимодействия психолога с проблемными семьями.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовьте доклад по теме «Семья как объект психологической коррекции».

2. Обоснуйте отношение к семье как семейной системе (В. Сатир) и как психотерапевту (Н. Пезешкиан).

3. Апробируйте упражнения В. Сатир на развитие гуманизма семей­ных отношений. Отрефлексируйте свои переживания.

Литература

1. Байярд Д. и Р. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.

2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического разви­тия детей. - М., 1990.

3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л., 1983.

5. Матейчик 3. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешс­кого. - М., 1992.

6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М. — Воронеж, 1999.

7. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

8. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Стали­на! - М., 1987.

9. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. — М., 1994.

10. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические мате­риалы / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1988.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

12. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенни­ков, Л. В. Ковинько. — М., 1990.

13. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодале­ва, В. В. Столина. - М., 1989.

14. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М., 1991.

15. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной пси­хотерапии // Семейная психотерапия. Приложение к журналу. — М., 1997.

16. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.


 

Глава 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.009 с.)