Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Мастерство психологического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Мастерство психологического анализа.



Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьей князя Дмитрия Николаевича Любимова. «… В течение нескольких лет к моей матери, Людмиле Ивановне, почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенства в социальном положении не составляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье. Все уже и забыли о них…

 

Так длилось до тех пор, пока от влюбленного телеграфиста не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление. Как и было описано в повести, князь Любимов и брат Людмилы Ивановны – Николай – разыскали служащего со «странной» фамилией Желтый. Отец потом рассказывал мне, что визит к Желтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Во время объяснений Желтого, отец больше молчал, а дядя, который молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Желтый обещал не писать больше мой матери. Этим все и кончалось.. Во всяком случае о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно.»

В основу повести положен реальный случай. Финал повести – самоубийство Желткова – творческий домысел писателя. Такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине. Главной героиней повести является княгиня Вера Николаевна Шеина. Действие повести разворачивается 17 сентября – в день именин Веры Николаевны. Мужем Веры Николаевны был князь Василий Львович Шеин. Прежняя страстная любовь к мужу у Веры Николаевны перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы. Всех действующих лиц, за исключением Желткова – главного героя влюбленного в княгиню Шеину, Куприн собирает на даче семейства Шеиных. Среди гостей Куприн выделяет старого генерала Аносова, боевого товарища отца Веры. Горничная вручила Вере сверток. Развернув его, Вера обнаруживает футляр, в котором лежал золотой браслет с камнями и записка. В записке рассказывается о браслете, о том, что это фамильная драгоценность, и что это самая дорогая вещь, которая есть у дарителя. В конце письма стояли инициалы Г. С. Ж., и Вера поняла, что это тот тайный воздыхатель, который пишет ей уже в течение семи лет. Этот браслет становится символом его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.

Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. До ухода гостей Вера решает не говорить о подарке мужу. Только сейчас мы узнаем о Желткове, несмотря на то, что он главный герой. В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Мы узнает о нем благодаря мелким деталям: этот человек не был похож на других, не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Когда в доме остались только муж и брат, Вера рассказала о подарке Желткова. Василий Львович и Николай Николаевич отнеслись к подарку Желткова крайне пренебрежительно. Николай Николаевич не верит в чистую, платоническую любовь Желткова.Сама же Вера не придавала письмам особое значение, не питала чувств к своему загадочному поклоннику. Муж и брат Веры Николаевны решают отдать подарок тайному поклоннику и попросить его больше никогда не писать Вере. Между героями существуют непреодолимые преграды: разный социальный статус и замужество Веры делают безответной любовь Желткова.

Любовь дарит Желткову «громадное счастье». Желтков признается Василию Львовичу, что любит его жену уже в течение семи лет. Он попросил разрешения написать Вере прощальное письмо, после которого он исчезнет из их жизни навсегда. Наутро Вера Николаевна читает в газете о том, что Желтков покончил жизнь самоубийством. В газете писали о том, что смерть произошла по причине растраты казенных денег. Так самоубийца написал в посмертном письме. Куприн на протяжении всего рассказа пытается внушить читателям, что существует «понятие любви на грани жизни», как у Желткова, для кого любовь – это жизнь, следовательно, нет любви – нет жизни. «…Моя любовь – это не болезнь, не маниакальная идея, это награда от Бога… Если когда-нибудь вспомните обо мне, то сыграйте сонату L. van Beethoven. Son № 2, op. 2. Largo Appassionato…» К любимой была обращена его молитва: «Да святится имя Твое». Желтков так никогда и не встретился со своей возлюбленной, его чувства остались безответными. Он наделил лучшими качествами женщину, о которой не знал ровным счетом ничего. Генерал Аносов говорил: «Любовь должна быть трагедией…», если подходить к любви именно с такой меркой, тогда становится ясно — любовь Желткова именно такая.

Сам гранатовый браслет является деталью, еще более ярко подчеркивающей всю трагедию этого человека. Психологическая кульминация повести - прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание». «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Любовь высушила героя, забрала все лучшее, что было в его натуре. Но ничего не дала взамен. Эту любовь можно назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно красивым. «Да святится имя Твое» — рефреном звучит в последней части «Гранатового браслета». Ушел из жизни человек, но не ушла любовь. Она словно рассеялась в окружающем мире, слилась с бетховенской сонатой №2 Largo Appassionato. На этой трагической ноте заканчивается повесть.

 

Несмотря на печальную развязку, герой Куприна счастлив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь — это подлинно прекрасное чувство. Она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».

 

Билет 16

1. "Диалектика души" героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого).

Л. Н. Толстой считал, что в человеке живут самые разнообразные чувства, стремления, желания. Поэтому герои писателя могут быть разными, автор видит своего героя «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то силачом, то бессильнейшим существом». Привлекательность ищущих, думающих, сомневающихся героев заключается именно в том, что они страстно хотят понять, что же такое жизнь, в чем ее высшая справедливость. Отсюда возникает непрерывное движение мыслей и чувств. Движение как столкновение, борьба разнообразных решений. Открытия, которые делают герои, - это ступени в процессе их духовного развития.

Эту особенность художественного метода Л. Н. Толстого в раскрытии внутреннего мира персонажей Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Сам Л. Н. Толстой считал, «чтобы читатели сочувствовали герою, нужно чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько добродетели, добродетели возможные, слабости - необходимые...»

В романе «Война и мир» автор проходит путь духовных поисков вместе с героями. Разные характеры и судьбы представляют в его романе разные типы отношения человека к жизни, к людям, к Богу. Не все герои Толстого стремятся познать истину. Но любимые герои автора решают нравственно-философские проблемы, ищут ответы на «вечные» вопросы. Один из таких героев — князь Андрей Болконский.

Один из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей появляется на страницах романа в гостиной Анны Павловны Шерер. Это молодой человек с довольно красивыми чертами и усталым, скучающим взглядом. Мы видим уставшего от фальшивого, глупого общества, раздраженного князя Андрея. Для него гостиная, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это заколдованный круг, из которого он пытается вырваться. Именно поэтому князь Андрей Болконский отправляется на войну. Его цель - достичь славы, славы, для которой он готов пожертвовать всем. В Аустерлиц-ком сражении Андрей со знаменем в руках бежит к своей мечте о «Тулоне», но, поверженный, он падает, и вместе с этим как будто падает значимость той цели, к которой он так стремился, Андрей чувствует ее бессмысленность. Князь Андрей не видит ничего, кроме неизмеримо высокого неба, все кажется пустым, обманом, все, кроме бесконечного неба. В эти минуты он видит «маленького» Наполеона, видит его мелочность, ничтожность его величия, а также ничтожность жизни и смерти, которой никто не мог понять и объяснить.

Цель его жизни была разрушена, жизнь - окончена. Переломным моментом, изменившим этот взгляд, становится случайно подслушанный ночной разговор Наташи Ростовой с Соней. Эта тоненькая девочка, восхищающаяся красотой ночи, мечтающая о полете, смогла возродить в князе Андрее веру в возможность приносить пользу людям, в возможность счастья и любви. Вторая встреча с Наташей произошла на балу, первом балу Наташи Ростовой.

Андрея Болконского привлекало в ней то, что так отличало ее от светского общества: ее искренность, естественность, радость и робость, даже ее ошибки во французском языке. Он почувствовал, что чуждый ему мир этой девочки манил к себе. В Андрее стали сосуществовать противоположности: то бесконечно великое и непреодолимое, что жило в нем после Аустерлица, и то, чем была она - узкое и телесное.

После помолвки в какой-то момент герой испугался той преданности и доверчивости Наташи, того радостного и вместе с этим тяжелого чувства сознания долга. Наверное, именно поэтому князь Андрей уступает отцу, соглашается отложить свадьбу на год. За время его отсутствия страсть Наташи к Анатолю оказывается сильнее ее любви к Андрею. И князь Андрей, который говорил о прощении падшей женщины, сам оказался не в силах простить. Он становится одержим жаждой мести.

Но встреча с Анатолем не принесла Болконскому ожидаемого удовлетворения. Оба героя были ранены, и жалкий вид стонущего Анатоля разбудил в князе Андрее близкое и тяжелое чувство, которое связывало его с этим человеком. Он вспомнил свою нежность и любовь к Наташе и ощутил ее с еще большей силой. Он сумел не только простить, но и полюбить Анатоля любовью, которой любят братьев, любящих, ненавидящих, врагов.

Князь Андрей простил и Наташу и полюбил ее той новой, чистой, божеской любовью. Любовь земная уступила место христианской любви. Во время болезни, после ранения, в герое происходит борьба между жизнью и смертью. Он осмыслил свое новое чувство -любовь, которую проповедовал Бог на земле и которой учила его княжна Марья. Любовь есть Бог, есть жизнь. Любить все - любить бога во всех проявлениях. Болконский смог это понять, потому что полюбил. Страх перед смертью ушел, так как смерть стала означать для него возвращение частицы любви к вечному источнику.

Пройдя жизненный путь постоянных исканий ответов на вечные вопросы, постоянного самосовершенствования, Андрей Болконский достиг наивысшей точки своего развития.

 

 

2. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя "Шинель"?

Финал большинства гоголевских произведений - преодоление реальности, вторжение в текст высшего начала, смысл которого -нравственный суд над героями, прорыв к пониманию философских - законов бытия: добра и зла, правды и лжи, жизни и смерти, будущего. Как происходит этот выход в повести «Шинель»?

Финал повести автор наполняет ощущением почти мистического холода. По ночному городу ходит призрак, он наказывает тех, кто равнодушен к чужой боли, отгородился стеной благополучия от чужой беды. Фантастика нужна Н. В. Гоголю как напоминание о высшей правде, о том, что стремление к материальному благополучию -всего лишь суета. Появление на страницах повести «мертвеца-чиновника» - это не описание мести, не наказание страхом, а напоминание каждому человеку о Высшем суде, о неотвратимости справедливого возмездия и наказания.

Фантастическую фигуру мертвеца-чиновника никто толком не видел. Узнать Акакия Акакиевича в мертвеце дано только «значительному лицу». Это субъективное впечатление возникает у человека с неспокойной совестью. Таким образом автор пытается заставить людей думать о тех, кого они обидели. Может быть, именно так можно объяснить мистический финал повести.

3. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Александр Трифонович Твардовский - это писатель, зримо и заостренно, кровью сердца обозначивший судьбы народного сознания, его взлеты и падения на протяжении почти полувека.

Лирика Твардовского - это по преимуществу выражение самых простых, доступных любому читателю, но в то же время наиболее глубоких человеческих чувств.

Уже в первых стихах автор останавливает свой выбор на лирическом герое, которым становится обыкновенный, рядовой человек. В 30-е годы 20 столетия таким героем становится колхозник, честный труженик деревни. Точное знание их жизни, особый дар понимания души простого человека позволили поэту создать яркие образы скромных тружеников. Часто это умельцы, мастера, люди с золотыми руками («Рассказ Матрены», «Еще про Данилу», «Соперники» и др.). Описание искусной, умелой работы занимает значительное место в довоенной лирике Твардовского. Своего читателя автор вводит в мир, где выращивают хлеб, строят дома, «Добывают свет» - делают то, без чего невозможна человеческая жизнь. Это добрый мир, в котором царит дух любви и мира. Печник Ивушка (стихотворение «Ивушка»), сложив печь, обращается к хозяевам с такими словами:

 

- Ну, топите, хлеб пеките,

Дружно, весело живите.

А за печку мой ответ:

Без ремонта двадцать лет.

 

Лирические произведения Твардовского называют иногда «лирикой другого человека». Это особая форма стихотворения, в которой из живого сочувствия автора к своим персонажам вырастает позиция самого поэта: поэт пишет не о себе, но он так сердечно близок своему герою, что чувства автора и героя сливаются в повествовании о «постороннем» человеке, приобретают теплоту и взволнованность лирического самовыражения («Друзьям»,,«3а тысячу верст...», «Поездка в Загорье»).

Поэт всегда откликался на все события, происходившие в жизни его страны. Война, захват Смоленщины вызывают в его сердце боль и гнев одновременно. -

В стихотворениях 1941-1945 годов поэт стремится показать войну в восприятии её широкими народными массами: «Баллада об отречении», «Огонь», «Расплата», «Большое лето», «Возмездие», «Я убит подо Ржевом». Той же военной тематике посвящены поэмы «Василий Теркин», «Дом у дороги».

Нельзя не отметить, что военная лирика Твардовского во многом перекликается со стихотворениями военных лет других поэтов: К. Симонов, А. Сурков, Н. Тихонов и другие. Патриотизм, вера в победу, вера в силы и непоколебимость духа, мужество русского человека объединяет поэзию военных лет.

Среди высоко патриотических произведений о войне в творчестве Твардовского особое место занимает стихотворение «Я убит подо Ржевом».

Стихотворение проникнуто глубокой любовью к Родине, пониманием огромной ответственности каждого гражданина перед своей страной в минуту грозной опасности. «Я убит подо Ржевом» -полный неизбывной скорби рассказ от лица тех, кому никогда уже не узнать, чем закончилась страшная война, кому не дано пережить радость победы.

Необычность рассказа от лица убитого солдата в сочетании с правдивым описанием боя дает право герою узнать о судьбе города, который он защищал, и сказать в полный голос о высокой мере совершенного подвига:

 

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она - спасена...

 

Горестные строки стихотворения постоянно перемежаются с другими, выражающими надежду и веру в то, что выжившие будут достойны памяти павших за Родину воинов. Погибший воин заклинает оставшихся в живых:

 

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

В полной мере можно назвать лирическими поэмы «Дом у дороги» и «Василий Теркин». Оба эти произведения раскрывают трагизм судьбы русского человека во время войны и в то же время имеют жизнеутверждающую силу.

Обратимся к поэме «Дом у дороги». Народный характер поэмы подчеркивается введением в речь героев слов «краше», «не сетуй», «черед», «родимый», «озябший» и другие.

Если говорить о теме этой поэмы, то лучше, чем сам автор определить тему нельзя: «Тема её - война, но с иной стороны, чем в «Теркине», со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну., Эпиграфом этой книги могли бы быть строки, взятые из нее же:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем...»

 

Чтобы усилить драматизм поэмы, автор настойчиво повторяет эпитеты, метафоры, сравнения: «день оглох от грохота», «война билась спьяну», «память горя», «боль взывает к людям», «горестный дом», «глухая память», «грустная еда», «глухой нерадостный покой», «горькая минута», «свирепый ветер» и другие.

Слово «дом» в поэме является многозначным. Это и жилище, это и семья, это и более широкое понятие - родина вообще, которую до последней капли крови надо защищать, потому что нет ничего роднее и дороже.

Страшная война прошла, позади горести, впереди - мирный труд, но никто не должен забывать об этой войне. Не забыть - это значит не допустить новой войны. Сам автор сравнивает поэму с плачем, пишет о страшных испытаниях, посланных войной. Голос автора сливается с голосом народа, осуждающего врага, которого в военные годы в народе называли «он», вкладывая в это слово свое гражданское презрение:

 

А он уж бомбы на Москву

Возил над головами.

 

Прослеживая судьбу отдельных героев, хозяев дома у дороги, автор делает читателя свидетелем трагической судьбы всего народа в годы войны. Завершается поэма описанием свободного труда, который символизирует надежду и веру в счастье.

В послевоенные годы (60-70-е годы XX столетия) излюбленным жанром поэта становится лирическая миниатюра, в емкой форме которой автору удается выразить широкие мысли. Лирика Твардовского становится философичной и ставит перед читателем важные вопросы человеческого бытия:

 

Мне славы тлен - без интереса

И власти мелочная страсть.

Но мне от утреннего леса

Нужна моя на свете часть;

………………………………...

И не таю еще признанья:

Мне нужно, дорого до слез,

В итоге твердое сознанье,

Что лестно я тянул мой воз.

«О сущем»

 

Для Твардовского поэзия - благородное служение людям, требующее упорного труда и мастерства. В 1971 году лирические стихи поэта были удостоены Государственной премии.

 

 

Билет 17

1. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью - она готова распространиться, путь в семью - это путь к людям, - «пишет о романе «Война и мир» Н. Берковский.

В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, -семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

Попробуем расположить семьи, представленные в романе, по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.

 

Берги.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги, - точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что. «фундамент», положенный в её основу, - материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

 

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.

Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственно начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконс-ких, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

 

Болконские.

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный аристократ, и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, - расплата за его деспотизм. Болконский живет «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

 

Ростовы.

На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из. Москвы в 1812 году, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рассказывает о двух молодых семьях.

 

Николай Ростов и Марья Болконская.

Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

 

Наташа Ростова и Пьер Безухов.

Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины -только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

 

2. Тема гибели "дворянских гнезд" в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад".

А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме распада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», «У знакомых» и др.

В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства.

Перед нами типичная дворянская усадьба, окруженная старым вишневым садом. «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» - восторженно говорит героиня пьесы Раневская.

Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не только заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты процентов, оно пойдет с молотка. Что же предпринимают для спасения усадьбы ее владельцы? И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

В прошлом - это богатая дворянская семья, которая ездила в Париж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции в Метоне.

Прошлое стоит теперь перед Любовью Андреевной в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спасти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но с точки зрения барских понятий это средство кажется недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных традиций. Оно противоречит и дворянской этике. «Дача и дачники -это так пошло, простите», - барски высокомерно заявляет Раневская Лопахину. Поэзия вишневого сада и его дворянское прошлое заслоняют от хозяев усадьбы жизнь и требования практического расчета.

Безволие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют Любовь Андреевну Раневскую. Личная жизнь этой героини сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который ее обманул и обобрал.

В характере Раневской, на первый взгляд, много хороших черт. Она обаятельна, любит природу и музыку. По отзывам окружающих, она «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная.

Она доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины, настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем какая душевная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы вишневого сада и ее личного благополучия.

Раневская в сущности эгоистична и равнодушна к людям. В то время как ее домашней прислуге «есть нечего», Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.

Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни. человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам признается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие - бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов.

В противоположность своей сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим слышится в его словечках «кого?», «хам».

И Раневская, и Гаев - это люди, привыкшие беспечно жить, не работая, они даже не могут осмыслить трагизма своего положения. У них нет будущего. Это последние представители вырождающегося дворянства.

Еще одной значимой фигурой для понимания проблемы гибели дворянских гнезд является слуга Фирс. Порождение крепостной эпохи, он живет воспоминаниями о счастливом прошлом. Он полон забот о своем барине и ухаживает за ним, как за маленьким ребенком. «Опять не те брючки одели. И что мне с вами делать?» - обращается он к пятидесятилетнему Гаеву.

То, что Фирс оказался в заколоченном доме и в сущности обречен на смерть, - символический эпизод в пьесе. Смерть его совпадает с гибелью вишневого сада, знаменует конец эпохи дворянских гнезд.

3. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

«Серебряным веком» - в сравнении с «золотым» пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы этого явления можно определить по двум знаменательным для литературы явлениям: речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряного века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Перекличка двух веков русской поэзии - «золотого» пушкинского и «серебряного» — звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической классики. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.

Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.

Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. Поэзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется романтической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.

Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для появления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты.

Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замечательного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде всего на А. Блока и А. Белого.

В поэзии Серебряного века принято выделять три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становится постижение тайн мира, изображение мира через систему символов-образов.

Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что «для акмеистов сознательный смысл слова, «логос», такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам).

Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном, искусстве».

Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.

Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губернию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.

Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:

 

Не изменяй намеченной тропы,

И помни: кто, зачем и где ты.

 

Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:

 

Я, гений Игорь - Северянин,

Своей победой упоен.

 

Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоциировалось с самовосхвалением, появился даже термин «северянщина».

В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя приближение потрясений, поэт пишет:

 

Чем дальше, все хуже и хуже.

Все тягостней, все больней.

И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.

 

Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:

 

Дни розни партийной для нас безотрадны

среди озверелых людей.

 

С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.

Тема Родины для Северянина становится главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская через свое сердце все ее боли и страдания:

Безбожная моя Россия, священная моя страна.

 

Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литераторам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, которое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности «Игорь Северянин». В феврале 1918 года на одном из вечеров в Политехническом музее его назвали «королем поэтов».

Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение «Кензель» не может не вызвать восторга у читателя:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена.

 

Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл «поэзоконцертами», и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию «высокого» и «низкого» стиля. Характерно в этом плане стихотворение «Мороженое из сирени»:

 

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

 

С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и никем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться только тем, кем был всю свою жизнь, — поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.143 с.)