В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?



Патриотические мотивы занимают значительное место в лирике Лермонтова. Родина, ее история всегда интересовала поэта. Героическое прошлое России нашло отражение во многих стихах Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» написано в 1837 году, в год 25-летия Отечественной войны 1812 года. Несмотря на торжественность и значимость даты, стихотворение лишено помпезности. О Бородинском сражении рассказывает обыкновенный солдат-артиллерист. Лермонтову удается в стихотворении достоверно рассказать о происходившем на поле боя. Яркая, живая речь рассказика, пересыпанная солдатскими словами и выражениями, рисует живую картину боя. На поле сражения мы не видим полководцев, но чувствуем единение русского войска от генерала до солдата. Нельзя не отметить, что, говоря о славных победах прошлого, рисуя портреты «богатырей», Лермонтов с досадой замечает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы.

 

В этих словах слышатся нотки сожаления о былой славе России, нынешнее поколение не вызывает такого восхищения у поэта.

Стихотворение «Родина» (1841) - попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. В отличие от знаменитой триединой формулы величия России ( в 1830 г. министр просвещения С. С. Уваров сформулировал это так: «православие, самодержавие, народность»), он любит «её степей холодное молчанье». Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить суровость родной природы. Горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что-то родное в «лесов безбрежных колыханье». Любовь к морю, мятежному, изменчивому, волнуемому, бесконечному, переходит и в любовь к «разливам рек её, подобным морям». Жизнь поэта была вечным скитанием и поисками родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.

Усталость странника заставляет любить простой и надежный лад деревенской мирной жизни. При одиночестве поэта ему дорога «чета белеющих берез», при его горечи радостна «пляска с топаньем и свистом», при его сложности - «говор пьяных мужичков».

Россия Лермонтова - это русская народная жизнь и природа. Лермонтов выделяет то, на что до него никто из поэтов не обращал свои взоры: «чета белеющих берез», «заветные преданья», «пляска с топаньем и свистом», «говор пьяных мужичков». Лермонтову удается поэтизировать простой крестьянский быт.

Стихотворение «Родина» - это объяснение в любви:

 

Люблю отчизну я, но странною любовью.

 

Странность любви заключается, видимо, в ее простоте и человечности, когда отметается все «высокое»: «слава, купленная кровью» (самодержавие), «полный гордого доверия покой» (народность), «заветные преданья» (православие). Ираклий Андронников в книге «Лермонтов. Исследования и находки» (1964 г.) пишет: «Лермонтов все яснее понимал, что его любовь - в любви к народу, к демократической России. Об этом он и говорит в своем удивительном стихотворении «Родина», образы которого зародились у него во время путешествия на Кавказ весною 1840 года».

Стихи Лермонтова, несмотря на глубину и серьезность темы, можно скорее назвать лирическими размышлениями, раздумьями. Это больше походит на объяснение в любви.

 

3. Великая Отечественная война в русской литературе ХХ века (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).

Билет 19

1. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Петербург - не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в какой-то степени, соучастник преступления.

Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского, как и сам автор, сторонятся «пушкинских» парадных кварталов.

Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двойственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным площадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с описания улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь...» «Нестерпимая вонь» и «страшная духота» постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследует героя и в его «каморке», и на улицах, и в тех домах, «комнатах-клетушках», где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия.

Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значительное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют доверительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры «петербургских углов» имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые «гробы». Обстановка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описание петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления.

2. Как в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума" совмещаются черты комедии и драмы?

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет особое значение в развитии русской драмы.

Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смешное и серьезное, комическое и трагическое. В «Горе от ума» сосуществуют несколько литературных жанров: легкая классическая любовная комедия, близкая реализму сатирическая «комедия нравов», лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.

В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных монологов, «говорящие» фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим и тяготеет к драме.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.

Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродетели, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибоедов показал человека и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют «молчалиным», а грубого и невежественного - «скалозубом».

Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Грибоедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым разговорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову удалось придать стиху комедии характер живой непринужденной беседы. А. С. Пушкин о языке комедии писал: «О стихах я не говорю - половина из них войдет в пословицу».

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно, и многосторонне показывает основной конфликт, волновавший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию героя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведение А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.

3. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.

Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.

Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?

После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:

• мещанство - «О дряни», «Хулиган», «Даешь изящную жизнь», «Маруся отравилась», «Стабилизация быта», «Старое и новое» и др.;

• бюрократизм—«Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Бумажные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и робкоре» и др.;

• капиталистическое окружение - «Как работает республика демократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции» и др.

Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.

Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. « Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается»( 1923) - так назвал он один из сборников своих стихов.

Остановимся более подробно на стихотворении «О дряни». В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .

Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.

Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний «уют» с учетом современных «веяний». Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе «галифища», она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и «галифища», и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета «Известия» на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как «товарищ Надя». Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал «мурло мещанина», узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит «от самовара разморясь», а жена его собирается «фигурять в свете», на газете «Известия» греется котенок, а под потолком верещит «оголтелая канареица». Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

 

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

Разинул рот

Да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

Головы канарейкам сверните -

Чтоб коммунизм

Канарейками не был побит!»

 

Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.

В 1922 году в «Известиях» было напечатано сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся». Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, «разрываются» пополам,, и уже «людей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

 

Художественными «помощниками» Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:

• гиперболизация;

• гротеск;

• использование фантастического и невозможного.

Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 681; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.008 с.)