Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?



Татьяна - «милый идеал» Пушкина, с первых же строчек становится ясно, что для автора эта героиня очень дорога, он и не пытается скрывать от читателя свою любовь к Татьяне: «простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...». Чем же этот образ так дорог автору?

Татьяна является воплощением всего русского, национального. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Кроме этого Пушкин наделил свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена

Воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

 

Она не такая, как все светские девушки. Характеристика Татьяны дается как бы от «обратного» - Пушкин говорит, чего нет в Татьяне. В ней нет красоты, кокетства, жеманства, неискренности, неестественности. А дальше автор объясняет читателю, почему в одной семье оказались такие непохожие сестры. Оказывается, еще с детства Татьяна отличается- от своих сверстниц: она шумным играм предпочитает уединение, она не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость, по мнению автора, делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Основа мира Татьяны - народная культура. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.

В то же время Татьяна чем-то похожа на Онегина - стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни, но в ней можно заметить и некоторые черты, сходные С поэтом-романтиком Ленским - вера в идеальное счастье, в любовь, создание в своем воображении милого образа. Неслучайно в своем письме к Онегину она напишет: «ты лишь вошел, я вмиг узнала...» В целом письмо Татьяны искренне и поэтично.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Понять, кто такой Онегин, Татьяна сможет гораздо позже, после его отъезда из деревни. Татьяна, тайно посещая имение Онегина, с особым интересом и вниманием станет рассматривать вещи и книги героя, вчитываться в пометки и комментарии, оставленные Онегиным на полях своих книг. И это неудивительно. Несмотря на то, что со времени первой встречи Онегина и Татьяны прошло немного времени, в опустевший дом Онегина приходит не наивная девушка. Татьяна слишком много пережила: отказ Онегина, гибель Ленского. Эти потери сделали ее душу сильной. Интуиция, проницательность, природный ум, любовь помогают Татьяне проникнуть во внутренний мир героя, понять, что он для нее значит.

Нельзя не сказать несколько слов о композиционном построении сюжетной линии, рассказывающей о взаимоотношениях Татьяны и Онегина.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает проповедь девушке. Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж. Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Что же произошло с героями?

«Как изменилася Татьяна!» - восклицает автор. Но действительно ли так сильны перемены, произошедшие с Татьяной? По существу своего характера, своих взглядов, своего отношения к жизни Татьяна осталась такой же, как прежде. Но она многое пережила, много размышляла и многое поняла. Сцена последнего свидания ее и Онегина раскрывает это в полной мере. Перед читателем уже не та наивная девушка, а повзрослевшая женщина, глубоко чувствующая и искренняя, верная тем моральным принципам, которые она усвоила еще с раннего детства и приняла для себя раз и навсегда. В этом и чувствуется ее сила и превосходство. Высокое положение в светском обществе, «успехи в вихре света» не прельщают ее. Татьяна находит выразительные, сильные и убедительные слова, характеризуя «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск и шум и чад». Она с любовью вспоминает о прежних годах, о жизни в деревне, о своей няне. Она находит в себе силы отвергнуть любовь Онегина не потому, что она его больше не любит, а потому что не хочет изменить себе, своим взглядам на жизнь, своему высокому пониманию слова «верность». Все в печальном монологе Татьяны просто, Искренне и высоко. В последних словах, обращенных к Онегину:

 

... Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь, -

 

Слово честь в последний раз звучит в тексте романа и теперь уже в своем первом и самом прямом и высоком значении. Так в этом ореоле высокой душевной красоты и останется в сознании читателя образ Татьяны, которая охарактеризована Пушкиным как «русская душой».

2. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

В системе персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова занимает особое место. Героиня наделена естественными природными качествами: интуитивным тяготением к «красоте, добру и правде». Она становится в романе носительницей «живой жизни».

Впервые мы видим Наташу на именинах. Это «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Описание внешности Наташи мы встречаем в разные периоды ее жизни на протяжении всего романа. Толстой постоянно подчеркивает ее некрасивость, но при этом останавливает наше внимание на выражении ее глаз, больших, живых и блестящих.

Наташа искренна, наивна. Она просто встревает в разговор взрослых, и ей все прощается. Наташа - любимица отца и матери, ее любят братья и сестры, и сама она любит всех окружающих людей. Она умеет и помирить поссорившихся, и утешить плачущего, и развеселить ворчащую маму.

Князь Андрей, увидев Наташу в Отрадном, удивляется ее жизнерадостности, жизнелюбию. Л. Н. Толстой показал нам ее, живущей своей «какой-то отдельной - верно глупой, - но веселой и счастливой жизнью». Ночью Наташа не может уснуть. Она смотрит на красоту ночи, ей хочется летать, парить над землей. Все вокруг кажется ей прелестным, милым. Она не понимает Соню, которая может спокойно спать в такую прекрасную ночь. И князь Андрей, уезжая утром из Отрадного, вспоминает всю свою прошлую жизнь, Наташу, взволнованную красотой ночи, и решает, что в тридцать один год жизнь не кончена. Наташа, сама не подозревая, возрождает князя Андрея к жизни.

А сцена Наташи у дядюшки показывает ее любовь, близость к национальному, интуитивное понимание всего народного. Она танцует, как танцуют настоящие русские женщины.- Ее восхищает русская обстановка в доме дядюшки и принесенная деревенская еда. Простой костюм дядюшки, на который она смотрела раньше с удивлением и насмешкой, кажется ей не хуже фраков и сюртуков. Й если все вокруг в этот момент восхищает и радует Наташу, то она даже и по-думать не может, что в этот самый момент вызывает восторг и восхищение она сама. Николай Ростов, глядя на сестру, думает: «Что за прелесть эта Наташа!»

На первом своем балу Наташа предстает искренней и наивно-счастливой девочкой. Сначала она огорчается почти до слез, что никто не обращает на нее внимания, а затем с такой же искренностью она ощущает всю полноту счастья, «когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».

Наташа не понимает или не хочет понимать фальшивости и неискренности высшего света. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди. Наташе хочется, чтобы все любили друг друга так, как она любит всех без исключения. Но высший свет, увы, живет совсем по другим правилам и законам. Здесь нет места настоящим чувствам - здесь все фальшиво и неискренне, все основано на зависти и лжи; ради денег, славы, карьеры люди готовы на многое.

Л. Толстой совсем не ставил перед собой цель создать некий идеальный женский образ. Его героиня - прежде всего человек, способный ошибаться, как и все. Но этим и отличаются герои Толстого, что через ошибки, боль, страдание они идут только вперед к счастью и истине. Поэтому ошибка Наташи, связанная с ее увлечением Анатолем Кулагиным, воспринимается скорее, как большая беда и вызывает сочувствие к ней, а не осуждение.

В жизни каждого человека встречаются обстоятельства, открывающие его истинную душу. Многие черты характера Наташи раскрылись во время войны 1812 года. Наташа отдает подводы раненым, она самоотверженно ухаживает за князем Андреем. Она предстает перед читателем патриоткой, но не той, которые в великосветских салонах, чтобы доказать свою преданность России отказываются от французского языка, а истинной патриоткой.

В эпилоге Наташа показана взрослой женщиной, любящей и любимой женой, матерью четверых детей. Изменилась внешность героини, некоторые ее привычки - она престала петь. Все окружающие удивляются таким переменам. Но изменений не так много, как может показаться на первый взгляд. Свет в глазах Наташи появляется лишь тогда, когда приезжает муж или выздоравливают дети. Она не выезжает в свет, все время находится дома, считает своей обязанностью воспитывать детей и разделять взгляды мужа. Именно в этом видел главное предназначение женщины Л. Толстой. Именно поэтому в образе Наташи Ростовой - все лучшие человеческие качества.

Образ Наташи более других соответствует замыслу автора - заставить читателя «любить жизнь». Во всех значимых эпизодах, связанных с биографией героини, проявляется главное в Наташе, ее сущность - «любовь».

 

3. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

В 1911 году в журнале «Аполлон» появились первые стихи Анны Ахматовой, а затем вышел поэтический сборник «Вечер». Почти сразу Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее признавали как лирика трагедийного письма. Тематика стихотворений Ахматовой разнообразна. Предметом ее поэзии становится все - от чувств и переживаний до исторических событий, социальных и философских проблем. Она соединяет в содержаний своих стихотворений интимное и гражданское. Поэзия Анны Ахматовой начинается с любовной лирики. Свое раннее творчество сама Ахматова называла «любовным дневником». Это и естественно: девушка, мечтающая о любви, она пишет:

 

Подушка уже горяча

С обеих сторон.

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится все слышней,

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне...

Как нестерпимо бола

Штора на белом окне.

Здравствуй!

«Два стихотворения», 1909

 

Натура в чем-то независимая и своевольная, девушка доверяет чувству любви и открыто стремится к нему.

Ахматова обладает особым даром. Ей удается передать настроение лирического героя всего несколькими фразами или жестами: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки». Ахматова, как никто другой, умела вложить в несколько строк столько чувств, эмоций - целую человеческую жизнь.

Часто ее стихотворения начинаются сразу с кульминации:

 

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

«Сероглазый король».

11 декабря 1910. Царское Село

 

Стихотворение «Смятение» о любви. Каждое слово в стихотворение откликается на чувства лирической героини, как натянутая струна. Каждое прикосновение к душе героини рождает свой звук -от сдержанного стона до отчаянного крика.

Безответная и одинокая любовь, но не угасающая ни на миг в течение десяти лет:

 

Десять лет замираний и вздохов...

 

Это любовь к красивому, гордому мужчине, не замечающему ничего вокруг себя. Его взгляды «как лучи». Лирическая героиня мучается от своей любви. Любовь терзает ее. «Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь», - говорит лирическая героиня. Глубина страданий и сил буквально заливает волной читателя, то волной теплой, то обжигающей до боли и горечи.

В более зрелые годы Ахматова как будто разочаровывается в счастливой любви. Воображение поэта выводит ее в другой интерпретации, более жесткой и неприглядной:

 

А! Это снова ты. Не отроком влюбленным

Но мужем дерзостным, суровым, непреклонным

Ты в этот день вошел и на меня глядишь.

«А! Это снова ты. Не отроком влюбленным...»

Июль 1916. Слепнево

 

Теперь это чувство рисуется Ахматовой чаще неразделенным:

 

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь - уходи...

«Сердце к сердцу не приковано...»

Весна 1911

 

Поэт выражает пессимистический взгляд на чувство любви: в одиночку страдает ее героиня, в глубине души прячет свое горе:

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать.

Не целуй меня, усталую, -

Смерть придет поцеловать.

«Сердце к сердцу не приковано...»

Весна 1911

 

Редко мы можем встретить в поэзии Анны Ахматовой любовь взаимную, но и тогда это чувство мучительно и больно для людей.

Чувство боли, безысходности, страдания не всегда выливались в стихотворения о любви. Трагические настроения овладевали Ахматовой в гражданской лирике, проникнутой духом высокой патриотичности.

В 1917 году А. Ахматова пишет стихотворение «Мне голос был...», где зов искушающего ее голоса отождествляется с эмиграцией. Голос напоминает Ахматовой о «черном стыде», «о боли поражений и обид», называет Россию «краем глухим и грешным». Но она «равнодушна и спокойно» отворачивается от «недостойной речи»:

 

...Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда...

«Мне голос был...». 1917

 

Напрямую с этим стихотворением связано другое - «Родная земля», - которое Ахматова написала, многое пережив и переосмыслив, спустя почти пятьдесят лет. В нем, кажется, Ахматовой найдены подходящие слова. Целью поэта не было сочинить стихотворение «навзрыд». И оно не направлено скорбеть или восхвалять свою родину, оно ни к чему не призывает. Это не ода и не торжественные вирши «во славу отечества», но простое, суровое признание родины такой, какая она есть, такой, какой мы ее видим и понимаем в повседневной действительности:

 

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

«Родная земля». 1961

Ленинград. Больница в Гаваны

 

Поэт спокойно, «бесслезно и надменно» говорит, что родина -это «грязь на калошах», это «хруст на зубах»:

 

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно - своею.

 

Анна Ахматова разделила со своим народом все тяжкие испытания, выпавшие на долю страны; ее чувства и переживания - чувства народа, и зачеркивать ее поэзию - значило бы зачеркивать нашу историю, ведь поэзию Анны Ахматовой можно, бесспорно, назвать бесценной летописью своей эпохи.

Поэма «Реквием» создавалась в конце 30-х годов XX столетия, в разгар сталинского террора, который не обошел и семью поэтессы: был арестован и репрессирован ее сын. Содержание поэмы раскрывает трагедию целого народа:

 

...Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был...

 

В нескольких строках «Вступления» Ахматова создает эпически обобщенный образ времени:

 

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград...

 

В этот момент поэтесса отказывается от обычных тем поэзии. Она ощущает потерю связи со временем - ее лирическая героиня не может связать свое прошлое с настоящим. Происходит трагическая утрата всего, что еще так недавно составляло ее жизнь, ее личность, остается только то, что не подлежит сомнению:

 

...Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме...

 

Крайняя трагедийность «Реквиема» состоит в том, что героине не у кого искать поддержки, все разрушено: все прежние понятия и ценности:

...Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

 

В жизни лирической героини ничего не осталось, поэтому воспоминания, осознание человеческого прошлого становится обузой и угрозой:

...У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 

В поэме трагическое доходит до степени ужасного. Героиня терпит полное поражение, оставшись одна, она не видит иного выхода, как умереть:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину...

...И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду...

 

В «Эпилоге» героиня поэмы связывает свое личное горе с всенародным и теперь прямо говорит о себе как о «гласе народном»:

Мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ.

 

Ахматова уверена, что поэт не «должен быть очень несчастным и, главное, скрытным», он должен быть «весь настежь распахнут», чтобы быть понятым, услышанным. «А каждый читатель, как тайна, как в землю закопанный клад», его нужно найти, разгадать, быть с ним откровенным, и тогда он станет твоим «неведомым другом» («Читатель»).

Многое ещё предстоит сделать каждому читателю стихов Ахматовой, чтобы понять и открыть для себя этот удивительный талант. «У меня не выяснены счеты с пламенем, и ветром, и водой», - пишет Ахматова, и поэтому утренняя звезда ведет поэта вперед, к новым вершинам «таинственного ремесла», имя которому - «Поэзия».

Стихи Ахматовой привлекают своей бездонностью: сколько бы раз ни читал замечательные строки, столько раз будешь находить что-то новое, неожиданное - это, как тайна, как линия горизонта, до которой никогда нельзя дойти.

 

 

Билет 11

1. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".

В своей «Авторской исповеди» Н. В. Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» его натолкнул А. С. Пушкин... «он отдал мне свой сюжет. Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что даёт свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Гоголь хочет сказать в своей книге «горькую правду», вывести из забвения, в котором «спит ум». Это стремление автора продиктовано сознанием того, что дороги человечества к истине не прямы.

В то же время поэма Гоголя носит явно сатирический характер. В ней осмеиваются порочные явления личной и общественной жизни. В. Г. Белинский так определял сатирическое произведение: это «не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, гроза духа, оскорбленного позором общества».

Н. В. Гоголь правдиво показывает отрицательные стороны жизненных явлений, иногда в нарочито преувеличенно комическом виде. Центром повествования становится описание помещиков (2-6 главы). Все помещики, изображенные в «Мертвых душах»,наделены общими чертами: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность и замкнутая на себе жизнь в усадьбах.

С большой художественной выразительностью в «портретных» главах дана картина морального упадка помещичьего класса.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - нарождение крепостнического строя.

Кто же стоит первым в галерее этих героев?

Гоголь открывает галерею помещиков портретом Манилова. Он первым встречается на пути Чичикова, который поехал по 'ближайшим поместьям с целью приобретения «мертвых душ».

Манилов - «...человек видный: черты лица... не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Манилов - восторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстного философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и боязливость. Да и фамилию Гоголь дает своему герою «говорящую» - от слова манить, заманивать, обманывать. Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, он даже не мог сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии. О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольской подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале». Не мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».

Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками». Таков образ «рыцаря пустоты», вызывающий грустную улыбку.

Не живым человеком, а пародией на него, иным воплощением все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мелкая помещица — владелица 80 душ крепостных. В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. У неё «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Имена крестьян своих она «знала почти наизусть». Но умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невеже-ственность, суеверие, указывает, что её поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже Все «новое и небывалое» пугает её. Зато её рачительность изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть веревочки которые «уже никуда не нужны». «Дубинноголовая» Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Прозвище, данное автором героине, говорит и об отношении к ней Гоголя и дает характеристику типу мелких неумных помещиц.

Иной тип представляет Ноздрев. Он полная противоположность и Манилову, и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины - стремление показаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.

Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его. В целом он малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.

Собакевич - «чертов кулак», такое определение дает Чичикова. Собакевич - это воплощение прочной силы, он «человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча», а ещё как не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний, наконец, необыкновенный аппетит, с которым он утоляет свой голод. У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески «рекламируя» Чичикову лучшие качества уже не существующих людей. И в этом, и в других эпизодах автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности и это можно считать итогом размышлений о Собакевиче.

Замыкает галерею помещиков Плюшкин - «прореха на человечестве».

Всё человеческое умерло в нём, К такому выводу подводит Гоголь читателей. Автор не просто сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «всё текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Невольно Плюшкин вызывает в нашей памяти другой образ, созданный А. С. Пушкиным в «Скупом рыцаре». Их сближает оскудение чувств. Их отношение к детям, к тем, из кого они выжимают свои богатства. Кажется, что человечность недоступна ни барону, ни Плюшкину. В самом деле, не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем, мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. А ещё, пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. В страстном лирическом порыве Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».

Автор не случайно представляет помещиков в определенной последовательности. Такой порядок помогает показать читателю постепенную деградацию души, которую рождает бесцельность существования, бесконтрольность владениями чужими жизнями и душами, богатством и землей.

Созданные Гоголем сатирические образы вызывают негодование и отвращение к изображенным отрицательным явлениям.

2. В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова "Ионыч"?

В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из самых любимых жанров писателя.

Характерной чертой рассказа как литературного жанра является сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего е этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих огромную смысловую нагрузку.

Творчество А. П. Чехова приходится на так называемую эпоху «безвременья». В истории русского освободительного движения это периоды правительственной реакции - арестов, казней, ссылок, преследований, подавления общественной мысли, кризиса освободительных идей. «Безвременье» еще и потому называется так, что давит на личность, заставляет ее все больше и больше дорожить и трудно обретенной профессией, и материальным благополучием, и положением в обществе. «Безвременье» изо всех сил нашептывает человеку: «Высокие идеалы? - Чепуха! Гниль! Плюнь на это и живи, как все сытно, покойно, сегодняшним днем. Цени свое неповторимое существование!» Такую жизненную позиция А. П. Чехов называл «пошлостью, мещанством». Средствами художественного слова он пытался сказать своим читателям: в любых условиях человек должен оставаться человеком! Более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином - человек определяет сам.

Остановимся более подробно на рассказе «Ионыч». И ответим на вопрос, в чем смысл финала этого рассказа.

Тема произведения - изображение обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет внутреннего протеста и идейного «противоядия».

Чехов рассказывает печальную историю образованного дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превращающегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста.

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает в больнице около города С. и полон бодрого желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти отклик на те мысли и чувства, которыми он живет. Но скоро «опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-ни-будь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти».

Был в жизни Старцева момент, когда он почувствовал очарование жизни, власть поэтической мечты. Это было тогда, когда он влюбился в дочь Туркиных. Но чувство Старцева не нашло отклика. Котик уехала в столицу - и Старцев снова остался одиноким в кругу серых, провинциальных обывателей.

Через несколько лет после неудачного сватовства Старцев вновь встречается с когда-то любимой девушкой. На минуту в душе его «затеплился огонек». Ему показалось, что прежнее чувство, такое «нежное, радостное и мучительное», которое даже нельзя «передать на словах», появится вновь и девушка теперь может ответить на него. Но Старцев теперь уже другой человек: он сам уже не способен к глубокому чувству.

Девушка говорит Дмитрию Ионычу о том, что завидует ему. Ведь у него «работа, благородная цель в жизни... Какое это счастье быть... врачом, помогать страдальцам, служить народу...» Новый Старцев, ожиревший и безвольный Ионыч, тот, который теперь разъезжает на тройке и жадно пересчитывает и прячет деньги, уже ничего не может ответить на это. Он только чувствует беспокойство, встречая эти испытующие, чистые глаза девушки, и думает: «А хорошо, что я тогда не женился». Теперь это - нелюдим-эгоист, больше всего думающий о своем спокойствии.

Старцев безнадежно опускается. Его интересуют только деньги, карты да сытный ужин. Отсутствие высоких, облагораживающих порывов и идейных стремлений, прозаичность настроений и душевная сухость превращают его в обывателя, грубого и жадного.

Изменение психологии Старцева последовательно отражается в его языке. Когда Старцев был ещё полон свежих, неистраченных душевных сил, в речах его слышатся чувство и искренность. В пору влюбленности в Котика с языка его срываются такие фразы: «умоляю вас», «страстно хочу», «заклинаю вас», «я жажду вашего голоса». Под влиянием вечера, проведение! о у Туркиных, и впечатления, произведенного на него Котиком, он идет и напевает: «Твой голос для меня и ласковый и томный...».

Прошло два года. У Старцева была уже пара лошадей и кучер, но проза жизни ещё не захлестнула его. Он жаждет любви «во что бы то ни стало». По дороге в клуб он страстно просит Котика быть его женой.

Прошло ещё четыре года. У Старцева появилась уже усталость от жизни. Встретившись с Екатериной Ивановной, он уже не испытывает к ней никаких чувств, даже никакие воспоминания не тревожат его душу. Романтика исчезла. Но он ещё не растерял взглядов и настроений молодости. Он заговаривает со знакомыми о том, что жизнь идет вперед, что без труда жить нельзя, и когда встречает непонимание, раздражается и волнуется.

Однако жизнь «без впечатлений, без мыслей» брала свое. И вот идеалом Старцева становится обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он грубо бурчит: «Извольте отвечать только на вопросы. Не разговаривать!»

И вот уже Старцев, подавляя презрение к обывателям, онемел, и вот он, отметая брезгливость, складывает добытые практикой бумажки, «от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью», чтобы отвезти в банк.

Чехов показывает, как происходит отчуждение человека от себя, от своей души, от своих чувств, от своего прошлого.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.115 с.)