Рассказ «чаша жизни». 1913 год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказ «чаша жизни». 1913 год



«Чаша жизни» - образное название. Очевидно, это содержимое жизни, её заполнение. У каждого из главных героев рассказа чаша жизни заполнена своим, неповторимым содержанием.

У Александры Васильевны она заполнена вечным ожиданием любви и горечью от своей нравственной ошибки в молодости: ей «порою казалось, что была в её жизни большая любовь,… что судьба обошла её и заставила быть покорной другому, нелюбимому» - Селихову, а не отцу Киру, в которого как будто бы была влюблена героиня.

У отца Кира чаша жизни заполнена горькими страданиями вперемежку с алкоголем, а ещё вечным соперничеством с Селиховым.

В свою очередь чаша жизни Селихова заполнена озлобленностью от отсутствия дара любить и тоже вечным соперничеством.

Но самое страшное заполнение чаши жизни – у Горизонтова, озабоченного лишь продлением своего физиологического существования: «Крепко и заботливо держу в своих руках драгоценную чашу жизни».

Художественная позиция Бунина довольно-таки ясна. Горизонтов существует лишь биологически и, вероятно, будет существовать дольше всех, но при этом останется лишь сторонним наблюдателем подлинной жизни, наполненной живыми безоглядными чувствами, радостями и страданиями. В конце рассказа, незадолго до своей смерти, Александра Васильевна получает от местного юродивого Яши подарок: связанные воедино четыре щепочки и звание – «Афродита розоперстая». Не испытав любви и не родив детей, она всё же названа богиней любви, и значит её чаша жизни наиболее интересна автору.

 

Другие рассказы И.Бунина

Герой рассказа «Грамматика любви» Ивлев, пытаясь разгадать таинственную силу любви помещика Хвощинского к своей горничной Лушке, после смерти этого помещика посещает его дом. И там находит разгадку – знаменитую книгу «Грамматика любви, или искусство любить и быть любимым». В этой книге Ивлев нашёл пометки Хвощинского, который после смерти своей юной возлюбленной 20 лет провёл в полном одиночестве и страданиях. Вот одна из мыслей, гревших сердце таинственного однолюба: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень; первая принадлежит женщине милой. Сия-то делается владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчёт сами себе, сердце наше делается невольником любви навеки…»

Этот рассказ – своего рода программный в творчестве Бунина-рассказчика. Все его любовные рассказы – это и есть «грамматика любви» с описанием возможных вариантов, правил и исключений. Но правила и исключения для автора, пожалуй, вторичны. У Бунина не найти регламентаций или выводов. Его «грамматика» рассчитана на обострённые читательские чувства, а порою даже на подсознательные ощущения.

Любимым героям Бунина свойственно «лёгкое дыхание». В этом понятии нет ничего от пустоты и легкомыслия (это не хлестаковская «лёгкость в мыслях необыкновенная»). Лёгкое дыхание героев Бунина – это свобода, раскованность, праздничность чувства, которое выше обыденности, вызывает восторг или зависть. Оно, это лёгкое дыхание, не плохое и не хорошее, оно – редкий и бесценный дар, и за него возможна расплата, как и случилось в истории Оли Мещерской, героини рассказа «Лёгкое дыхание».

Один из героев рассказа «Ида» произносит удивительную, кажущуюся парадоксальной фразу: «Не бывает несчастливой любви». Но ведь на первый взгляд кажется, что все герои интимных историй Бунина как раз несчастны. Погибает при столкновении с обыденностью Оля Мещерская; кончает жизнь самоубийством Митя, герой рассказа «Митина любовь»; уходит в монастырь героиня рассказа «Чистый понедельник»; ждёт своей смерти, ожидая встречи с любимой на том свете, героиня рассказа «Холодная осень». По-своему несчастны Стрешнёв и Вера из «Последнего свидания», поручик из «Солнечного удара», композитор из рассказа «Ида», Николай Алексеевич и Надежда из «Тёмных аллей», герои рассказов «Руся», «Визитные карточки», «В Париже», «Натали».

При этом здравствует без тени уныния Горизонтов из «Чаши жизни», отгородившийся от переживаний и занятый продлением своего биологического существования; вполне доволен собой отец героя рассказа «Ворон», лишивший счастья сразу двух людей; находит себя в водовороте городской жизни Катя, для которой Митина любовь осталась всего лишь юношеской забавой; удовлетворён выгодной продажей столь дорогой для умершего отца книги сын Хвощинского. Таких персонажей тоже немало в рассказах Бунина. Но при этом ни в одном из этих рассказов подобные герои не становятся главными, а главные – всё те же «несчастные».

Дело здесь в том, что кажущийся парадокс мысли «не бывает несчастливой любви» не являлся парадоксом для Бунина. Подлинные герои его рассказов всегда любят, а для ощущения счастья любящему человеку, по Бунину, вовсе не обязательно быть любимым в ответ. Писатель воспел самоценность любовного чувства, которое неподвластно ни малейшему расчёту, даже такому ничтожному, как размышление на тему, любят ли тебя в ответ.

Вот совсем коротенький и странный рассказ «Качели», вошедший в финал знаменитого цикла «Тёмные аллеи». Порыв юной любви, предложение руки в этом порыве, и – удивительный ответ возлюбленной: «Нет, нет, только не это… Пусть будет только то, что есть… Лучше уж не будет». Для героини этот миг любви – высшее благо. Именно поэтому так бесследно исчезают после счастливого мига любви героини «Солнечного удара», «Визитных карточек», «Чистого понедельника», «Позднего часа», навсегда оставляя избранников в пьянящей эйфории воспоминаний о том единственном, что произошло в их жизни. Эти любовные мгновения, тот самый «солнечный удар», - высшая точка их счастья, способная напитать оставшиеся дни, в которых, действительно, ничего «лучше уж не будет».

М.Горький. Рассказы. «На дне»

Хроника жизни и творчества

1868. Родился в Нижнем Новгороде.

1892. Литературный дебют – рассказ «Макар Чудра» в в тифлисской газете «Кавказ». Затем – публикация целой серии рассказов.

1895-1898. Рассказчик и фельетонист, печатавшийся под псевдонимом Иегудиил Хламида.

1899. роман «Фома Гордеев», принесший мировую славу.

Начало ХХ века. Увлечение драматургией: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (1905), «Враги» (1906),, «Васса Железнова» (1910).

1906. Роман «Мать».

1906-1913. Живёт на острове Капри, принимает идеи богостроительства (Г.Богданов), пытаясь совместить революционную идею с божественной (повесть «Исповедь»). Ленин исключает Богданова из партии большевиков и грозит этим же Горькому.

1910. Роман «Жизнь Матвея Кожемякина» - история бессмысленно прожитой жизни.

1911-1913. Сказки об Италии.

1912-1916. Цикл рассказов «По Руси».

1913-1916. Автобиографическая трилогия.

1915-1917. Издаёт журнал «Летопись» на позициях меньшевиков-интернационалистов и махистов.

С февраля 1917. Издаёт газету «Новая жизнь» со сторонниками Мартова и подвергается резкой критике Ленина.

1917-1918. цикл художественно-публицистических статей «Несвоевременные мысли», изобличающих безобразия первых месяцев революции, которая предстаёт поспешной, бессмысленной и жестокой.

С 1918. Переход на ленинские позиции.

С 1921. Живёт за границей.

1925. Роман «Дело Артамоновых».

1925-1936. Роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина».

1925-1928. Цикл очерков – литературных портретов.

1931. Возвращение в СССР.

1934. Создаёт Союз писателей, проводит 1-й съезд, выступая на нём с докладом.

1936. Смерть в Москве при загадочных обстоятельствах.

 

Раннее творчество

В начале творческого пути Горький – жёсткий реалист и вдохновенный романтик одновременно. В рассказах о босяках, бедняках, страдающих просматривается и реалистическое изображение «свинцовых мерзостей жизни» (термин из повести «Детство»), и вера в красивого, сильного человека, романтическая мечта. Потому и сами босяки романтизированы: именно они отвергают будничную жизнь, противопоставляя ей свободу и независимость, а не наоборот (рассказы «Челкаш», «Коновалов», «На соли» и др.

Горький по существу выдвигает новую концепцию человека: каждый человек – целый мир, человек – в центре всего мироздания. Горький уважает в человеке силу и не жалеет униженного за слабость, как это было принято до него. Он оптимист и, в отличие от Ф.Ницше, считает, что приход в мир нового человека – это праздник, ещё одна надежда на изменение мира к лучшему, даже если этот человек родился у бесправной женщины и в ненадлежащих условиях (рассказ «Рождение человека»). Но ведь и Иисус Христос родился в дороге.

Горький так подробно и досконально описывает физиологический и духовный процесс рождения человека, чтобы возвестить всему миру, прокричать о том, что в мир пришёл человек. Писатель придаёт этому неприметному факту значение огромного события. И это – не авторский приём, это – позиция, мировоззрение.

 

Макар Чудра (1892)

Сильный герой, даже если он совершает безумные поступки, симпатичен Горькому. Такова Радда, главная героиня рассказа. Но таков же и Лойко Зобар. Не случайно герои многих ранних рассказов Горького – именно цыгане. В представлении автора цыгане, не привязанные к определённому месту и определённому социуму, - самые вольные, независимые люди. Только для Лойко свобода оказалась менее значимой, чем для Радды, он согласился покориться ей, а она пожелала остаться свободной. И потому, при всей своей силе, при всей красоте, после убийства Радды и (фактически) самоубийства Лойко превращается лишь в тень своей возлюбленной, он вечно «плыл за нею по пятам» и «никак не мог поравняться» с ней.

В последней строке рассказа Горький устами рассказчика, старого цыгана Макара Чудры, называет Лойко красавцем, а Радду гордой, и этим всё сказано. Быть гордой для женщины – это всё, а быть красавцем для мужчины – ничто.

 

Старуха Изергиль (1894)

В центре внимания Горького вопрос: «Как жить? В чём смысл жизни?» Он не находит в этом рассказе идеал. Поиск идеала – сущность рассказа.

Дальше всех от идеала – люди, окружавшие рассказчика, старуху, а также Ларру и Данко в двух сопоставленных легендах. Очень похоже на то, что это одни и те же или очень похожие люди. Их образ жизни, философия – духовное мещанство, они являются вольными лишь по способу (живут в степи), но не по образу жизни. Им противно всё, что выше, сильнее, талантливее их.

Отсюда их злорадное, нечеловечески жестокое наказание сына орла в легенде о Ларре, которого они без всяких прав на то судили по человеческим законам. Отсюда и их добровольное согласие на рабство в легенде о Данко, ненависть к нему, оказавшемуся сильнее и благороднее их, а затем, после его гибели во имя их спасения, стремление загасить последние искры памяти о его подвиге.

Самое страшное, что в обыденной жизни эти люди могут быть весёлыми, приятными, безобидными – такими, как, например, люди из обрамления рассказа (в начале и в конце), окружающие одинокую, опустошённую Изергиль. На самом же деле им вовсе не интересно душевное состояние старухи, как и не волнует их память о Ларре и Данко.

Сама Изергиль – существо духовное: она носит в сердце эти трогательные и красивые легенды, мучительно размышляет о смысле жизни, всю жизнь тянулась к сильным, красивым людям, способным на подвиги, умеет по достоинству оценить красивое и прекрасное. Но в своём стремлении познать жизнь она была слишком жадна, эгоистична. Подлинные подвиги самопожертвования она нашла только в легендах. Огромная энергия её души растрачена почти напрасно в поисках силы, красоты и любви. Её фигура почти столь же трагична, как и фигуры Ларры и Данко.

Горький с болью вынужден признать, что в мире, где ещё сильно духовное мещанство, где гармония жизни определяется стремлением к покою, такие яркие личности, как Ларра и Данко, становятся отверженными. Расправы людей и над одним, и над другим героем одинаково мерзки. Ларра наказан за гордыню, непочитание, непослушность, желание жить по-своему, приведшие к убийству; Данко наказан за то, что, спасая людей, он слишком обеспокоил их, встал над ними и повёл их.

В сущности же – и там и там причиной расправы стало характерное для мещанства чувство – зависть: «он не такой, как мы все, и потому ему нет места среди нас». Это вечная логика посредственностей. Так что выходит, что Ларра и Данко не только противопоставлены друг другу как два полюса гордыни - безграничное самоутверждение и полное самопожертвование, - но и схожи между собой своей силой, красотой, свободой и трагической судьбой.

Каков же художественный итог рассказа? Сильная, красивая личность не гармонирует с миром, который одинаково не принял и эгоистическое превосходство, и героическое возвышение. До идеала далеко. Об этом печаль Горького.

Но в рассказе есть не только печаль, есть мечта, надежда: ведь и бессмертие Ларры, и смерть Данко оставили свой след в мире и в душах людей, а такие, как Изергиль, бережно хранят и передают эту память. Значит, гармония когда-то обязательно наступит, герой и мир придут в согласие. Когда? Как только в людях пробудится желание понять героя, дорасти, дотянуться до него, порвав мещанский футляр, преодолев стадный инстинкт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.019 с.)