Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократическое и «чистое» искусствоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Это ещё один водораздел, предмет непримиримых споров мыслящих людей середины века. Сторонники демократического искусства утверждали, что «прекрасное есть жизнь» (Н.Чернышевский), и писатель должен изображать жизнь такою, «какова должна быть она по нашим понятиям». В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевский ставил перед искусством три основные задачи: воспроизвести жизнь, дать ей объяснение и привести её к приговору. Приоритет сторонники демократического искусства отдавали сиюминутным проблемам общества и отказывались от вечных проблем. Поэтически идеи противостояния двух видов искусств воплотил в своём творчестве Н.А.Некрасов. Сторонники «чистого» искусства опирались не на преходящие, а на вечные ценности и считали задачей художника подниматься над реальной действительностью и создавать свой собственный художественный мир силой своего творческого воображения, а переделывать земную жизнь – не задача художника. Поэтически идеи «чистого» искусства наиболее глубоко воплотили А.Фет и Ф.Тютчев.
Два взгляда на обновление России В 60-е годы в литературе сложились два полярно противоположных взгляда на пути обновления России. Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой утверждали необходимость нравственного совершенствования человека как основы социального прогресса общества, а Н.А.Некрасов, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, наоборот, видели залог нравственного обновления человека и общества в изменении социальных условий жизни. Эта скрытая полемика наиболее ярко воплощена в романах Л.Н.Толстого «Война и мир» и Н.Г.Чернышевского «Что делать?».
Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Хроника жизни и творчества. 1812, 6 (18) июня. Родился в Симбирске. 1822-1830. Учёба в Московском коммерческом училище. 1831. Поступил на филологическое (словесное) отделение Московского университета. 1834. Служба в канцелярии губернатора Симбирска. 1847. В журнале «Современник» опубликован роман «Обыкновенная история». 1849. Написан «Сон Обломова». 1852-1855. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». 1858. Публикация путевых очерков «Фрегат «Паллада». 1855-1860. Работа в качестве цензора в цензурном комитете. 1859. Публикация в журнале «Отечественные записки» романа «Обломов». 1863-1867. Работа в Совете по делам книгопечатания, Главном управлении по делам печати, цензурном департаменте. 1869. В журнале «Вестник Европы» опубликован роман «Обрыв». 1891, 15 (27) сентября. Скончался в Петербурге, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Штрихи биографии и творческого пути Родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в купеческой семье. Детство – в частном пансионе. С 1822 по 1826 годы – учёба в Московском коммерческом училище. В 1831 году поступил в Московский университет, познакомился с А.С.Пушкиным. Начало литературного творчества – 1832 год. Через 2 года заканчивает университет, возвращается в Симбирск и служит в аппарате губернатора. В 1835 году приезжает в Петербург и входит в литературные круги. В 1838 году публикует повесть «Лихая болесть», а вскоре и другие произведения. В повести иронично изображает праздных мечтателей, которые не способны на реальные действия по изменению жизни к лучшему. В эти годы живёт спокойно и размеренно, всё идёт своим чередом. В 1840 году становится титулярным советником. В 1844 году начал роман «Обыкновенная история», главы читал В.Г.Белинскому. Роман вышел в 1847 году в «Современнике». В 1849 году пишет «Сон Обломова» - это было начало работы над будущим романом, который пишет следующие 9 лет. В 1852 году крайне удивил всех, кто его знал и называл «мистер лень». Он отправляется в полное риска и приключений кругосветное путешествие на фрегате «Паллада». По возвращении из путешествия служит в Петербургском цензурном комитете. В 1855 году как государственный чиновник удостаивается титула надворного советника, а вскоре – и коллежского советника. В 1856 году ездит за границу, продолжает писать «Обломова». Затем служит при дворе. Наконец, в 1859 году «Обломов» опубликован полностью. Через год увольняется со службы, становится членом-корреспондентом Российской академии наук, а с 1861 года – членом Совета министров. В 1867 году встречается в Баден-Бадене с Ф.М.Достоевским, а через два года пишет свой третий роман «Обрыв» (тоже на «Об…») и читает главы Л.Н.Толстому. Следующая важная веха в творчестве – 1872 год – статья «Мильон терзаний» о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Ещё через 2 года художник И.Крамской пишет известный портрет И.Гончарова. В 80-е годы здоровье ухудшается. В 1883 году пишет завещание. Умер через 8 лет, похоронен сначала в Александро-Невской лавре, а затем прах перенесён на Литераторские мостки.
Роман «Обломов». И.А.Гончаров – художник несуетный, неспешный. Мировоззрение его в основе своей было славянофильским, однако он не отвергал роль западного прогресса, а считал, что нужно соединить достижения цивилизации, рационализм, расчётливость с исконно русскими патриархальностью, теплотой, гармонией ума и сердца, союзом человека с природой, но не находил путей такого сочетания. Роман «Обломов» - своего рода попытка поиска такой гармонии.
Обломовщина Два друга, но совершенно разных героя – взращённый в сонной и бездеятельной Обломовке Илья Ильич Обломов и деятельный, практичный наполовину немец наполовину русский Андрей Штольц – диаметрально противоположно трактуют появившийся в их споре термин «обломовщина». Штольц считает обломовщиной неподвижность, лень, паразитизм, а Обломов – поэзию, созерцательность, мечтательность, поиск смысла жизни, душевный покой, труд души, а не физический или материальный труд. Обломовщина в понимании Штольца обнаруживается в чистом виде у самого Обломова, а в отдельных признаках – у многих других героев романа: у Алексеева, Волкова, Тарантьева, Судьбинского, слуги Захара. Но обломовщина в понимании Обломова обнаруживается в Штольце и Ольге, в их пустой хлопотливой деятельности, лишённой высокого смысла, и в их отказе быть «гигантами», т.е. решать сложные вопросы человеческого бытия (разговор героев в конце романа).
«Оживания» и возвращения Обломова Несколько образов-символов сопутствуют в романе сонному существованию Ильи Ильича: это, прежде всего, дом героя, сон, а также предметы-«орудия его труда» - диван, халат и туфли. На протяжении романа несколько раз то под влиянием уговоров Штольца, то под влиянием влюблённости в Ольгу Обломов встаёт с дивана и выходит из дома, покидая привычные предметы. Но всякий раз, разочаровавшись в очередной попытке, с наслаждением или со страданием возвращается к своему укладу, так как ни разу не нашёл сколько-нибудь высокого смысла в той суете, которую предлагали ему взамен душевного покоя и поэзии. Серьёзным шансом могла стать лишь любовь к Ольге, но Обломов мучительно осознаёт, что Ольгой в их отношениях двигало не искреннее чувство, а скорее желание перевоспитать Обломова, помочь ему подняться с дивана. Герою больно сознавать, что в любви к нему Ольга словно выполняет поручение Штольца. Но это только одна причина разрыва. Другая же, справедливости ради стоит признать, кроется в страхе героя перед жизнью, нежелании рисковать своим спокойствием ради серьёзных перемен.
«Чистота» Обломова Понятие «чистоты» несколько раз встречается в романе по отношению к главному герою. В это понятие могут быть вложены разные смыслы. «Чистый» может означать незаполненный ничем, пустой. Но может быть другое понимание: незапятнанный, не произведший грязи. Кроме того, «чистый» может пониматься как искренний, стыдливый, светлый. Любое из этих пониманий в разных местах романа может быть применено к Обломову. Но в романе есть свидетельства и в пользу последней трактовки. К примеру, в конце 8-й главы 4-й части романа в разговоре об Обломове с Ольгой Штольц в несвойственной ему манере восторженно говорит о «честном, верном сердце» Обломова: «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи… В душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа… это перлы в толпе!» Есть в романе и авторские свидетельства обломовской чистоты. Вот, к примеру, отрывок из 11-й главы 2-й части, незадолго до очередного объяснения Ильи Ильича с Ольгой: «…в душе у него теплилась вера в дружбу, в любовь, в людскую честь, и сколько ни ошибался он в людях, сколько бы ни ошибся ещё, страдало его сердце, но ни разу не пошатнулось основание добра и вера в него. Он втайне поклонялся чистоте женщины, признал её власть и права и приносил ей жертвы… Ни одного пятна, упрёка в холодном, бездушном цинизме… не лежало на его совести».
Обломов и Ольга История их отношений начинается с фальшивой ноты: Штольц ставит перед Ольгой задачу поднять Илью Ильича с дивана и вытащить его в большой свет. Ольга очаровывает Обломова, и его чувства к ней искренни и безыскусны, в то время как в её отношении к Обломову чувствуется последовательный расчёт. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей высокой миссии: «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света…» Ольга любит в Обломове не самого Обломова, а своё собственное отражение, или, как она сама позже признается, «будущего Обломова». Взамен лежания она предлагает Обломову, по сути, то же, что и Штольц: читать газеты, хлопотать по устройству имения, ехать в приказ, выходить в свет. Это предел смысла жизни для Ольги и её учителя Штольца, и это становится одной из причин быстрого увядания любви Обломова и Ольги. В их романе было всего несколько высших точек напряжения: Casta diva в начале отношений, ветка сирени да страстное объяснение в сцене разрыва. Достоинство Обломова в том, что он сам осознаёт свою неспособность к активной жизни, он словно уговаривает увлекшуюся им Ольгу не связываться с ним, а в ответ на её жестокие слова, жалко улыбаясь, произносит: «Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня!..» В сцене разрыва (11-я глава 3-й части) автор рисует картину, когда переполненность чувств не даёт героям возможности твёрдо и последовательно вести свою линию Ольга сначала говорит о мучениях, затем пытается поставить Илье последние условия; не услышав ответа, начинает убеждать Обломова в том, что он не будет с нею счастлив; наконец, просто рыдает от боли, обнаруживая на секунду подлинность своих чувств, а затем произносит жестокое признание: «Я любила будущего Обломова!» - и тут же бросается с просьбой о прощении. Точно так же мечется от одного состояния к другому и сам Обломов. А заканчивается всё «обломовщиной»… В финале романа угасает не только Обломов. Окружённая мещанским комфортом, Ольга начинает всё чаще испытывать острые приступы грусти и тоски: её тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования, на которые ранее мучительно искал ответы Обломов. Но Штольц отвечает ей: «Мы не титаны с тобой… мы не пойдём… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживём трудную минуту…» Разве это не обломовщина?
Рекомендация: анализ эпизода (сцены, фрагмента, главы) 1. Представление эпизода в контексте произведения в целом. 2. Границы эпизода (в тексте, во времени, в пространстве), его название (если это имеет значение). 3. Место данного фрагмента в сюжете и композиции произведения. Что предшествует ему, что следует за ним, каковы связи. 4. Аналитический пересказ эпизода с наблюдениями над способами выражения авторской позиции, динамикой мысли или действия, развитием логики, сменой настроения, развитием состояния, характера героев и их отношений, композиционными особенностями, художественными деталями, выразительными средствами, символикой, речью и т.п. 5. Новое, что открывает эпизод для понимания произведения в целом. 6. Возможные дополнительные (свободные) наблюдения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.221 (0.008 с.) |